Рабочая программа факультатива по математике «Занимательная математика» 5 класс на 2015 — 2016 учебный год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № ,,, города Кирова
Рабочая программа
факультатива по математике
«Занимательная математика»
5 класс
на 2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива по математике составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по математике, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
.Закон Российской Федерации «Об образовании».
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (далее - ФГОС НОО) в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года, № 124
учебным планом МБОУ «СОШ №71» на 2015/2016учебный год;
Математическое образование, получаемое в общеобразовательной школе, является важнейшим компонентом общего образования и общей культуры современного человека. В течение многих столетий математика является неотъемлемым элементом системы общего образования. Объясняется это уникальностью роли учебного предмета «Математика» в формировании личности. Образовательный и развивающий потенциал математики огромен. В современном обучении математика занимает весьма значительное место. Изучение основ математики в современных условиях становится все более существенным элементом общеобразовательной подготовки молодого поколения.
Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Процесс обучения в школе предполагает, в частности, решение таких важных задач как обучение детей способам усвоения системы знаний, с одной стороны, а с другой - активизацию их интеллектуальной деятельности. Это обуславливает выделение проблемы управления интеллектуальной деятельностью школьников в число наиболее важных для педагогики. Создание условий для максимальной реализации познавательных возможностей ребенка способствует тому, что обучение ведет за собой развитие. Эффективность учебного процесса, в ходе которого формируется умственный и нравственный облик человека, во многом зависит от успешного усвоения одинакового, обязательного для всех членов общества содержания образования и всемерного удовлетворения и развития духовных запросов, интересов и способностей каждого школьника в отдельности. Без факультативных занятий такой подход осуществить крайне трудно.
Факультативные занятия имеют большое значение для развития личности, только здесь в полной мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. Сюда приходят не за отметкой, а за радостью познания, своего собственного открытия, только здесь идёт оценка развития учащегося в сравнении с самим собой, а не соответствие нормам и требованиям стандарта образования.
Данная программа рассчитана на учеников 5 классов. Факультативные занятия проходят 1 раз в две недели, в общей сложности –17 ч в учебный год. Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Факультативные занятия дают возможность шире и глубже изучать программный материал, задачи повышенной трудности, больше рассматривать теоретический материал и работать над ликвидацией пробелов знаний учащихся, и внедрять принцип опережения.
Основная цель: создание условия для побуждения и развития устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям, развитие творческого и логического мышления, подготовке к олимпиадам и конкурсам различного уровня.
Задачи:
* Способствовать углублению знаний по математике при решении нестандартных задач.
* Обеспечить развитие математического кругозора, мышления, способностей, исследовательских умений.
* Изучить познавательные интересы учащихся.
* Научить выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.
* Помочь воспитанию настойчивости, инициативы, формированию у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности; формированию у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.
Для учащихся на заключительном занятии предлагается решение заданий международного математического конкурса «Кенгуру».
Структура курса:
Цифры и числа.(4 ч.) Простые и составные числа. Числа - великаны. Различные способы деления. Математические головоломки.
Логические и олимпиадные задачи. (4 ч.) Задачи на внимание, на взвешивание, на движение, задачи на основе народных сказок. Принцип Дирихле. Использование таблиц при решении задач.
Решение олимпиадных задач служит хорошей подготовкой к будущей научной деятельности, заостряет интеллект. Многие рассматриваемые на факультативных занятиях задачи, интересны и сами по себе и служат материалом для описания ряда общематематических идей решения задач. На занятиях используется два способа для освоения новых методов и идей решения задач:
1) Сначала рассмотреть описание идеи, потом разобрать примеры, потом решать задачи на эту тему;
2) Сразу начать с задачи, чтобы учащиеся сами смогли найти идею, а уже потом рассмотреть её авторское решение и разобрать примеры.
Обыкновенные дроби. (1ч.) Числа - лилипуты. Задачи по теме.
Знакомство с геометрией.(4 ч.) Задачи со спичками. Оригами. Изготовление моделей многогранников. Квадраты «край в край».
Круги Эйлера. (4ч.) Перестановки. Занимательные размещения. Дерево возможных вариантов.
Планируемые результаты:
- Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, находить рациональные, оригинальные способы решения, делать выводы;
- Решать задачи на смекалку, на сообразительность;
- Учиться решать олимпиадные задачи;
- Работать в коллективе и самостоятельно;
- Расширить свой математический кругозор;
- Пополнить свои математические знания;
- Уметь проводить математическое исследование;
- Уметь использовать математические модели для решения задач из различных областей знаний.
Тематическое планирование
5 класс № Тема Содержание Часы Сроки
Цифры и числа(4часа) 1 Цифры и числа. Запись цифр у разных народов. Числа великаны. 1 2 Простые и составные числа. Совершенные числа. Числа-близнецы. 1 3 Делимость. Различные способы деления. Признаки делимости. 1 4 Математические головоломки. 1 Логические и олимпиадные задачи (4часа) 5 Задачи на внимание, на взвешивание. 1 6 Задачи на движения. 1 7 Использование таблиц при решении задач. Принцип Дирихле. 1 8 Задачи на основе народных сказок. Задачи русских писателей. 1
Обыкновенные дроби (1час) 9 История возникновения. Числа-лилипуты. 1 Знакомство с геометрией
(4 часов) 10 Задачи со спичками. Квадраты «край в край». 1
11 Оригами. 1 12 Изготовление моделей простейших многогранников. 1
13 Вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. 1 Круги Эйлера (3 часа) 14 Круги Эйлера. Перестановки. 15 Занимательные размещения. 1 16 Дерево возможных вариантов. 1 17 Итог-игра «Занимательная математика» 1 Методическое обеспечение и техническое сопровождение дополнительной образовательной программы:
-обучающие программы по математике 5класс
-компьютер
-мультимедийный проектор