Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Планета знаний КТП
Календарно-тематическое планирование
Русский язык 4 «а» класс 5часов в неделю
№ урока
№
п/п
Тема урока (тип урока) страницы учебника
Основное содержание темы, термины и понятия
Планируемые результаты УУД
Организация пространства
дата
Личностные
предметные
метапредметные
Формы работы
ГКП
Формы контроля
план
факт
I триместр
ОБЩАЕМСЯ УСТНО И ПИСЬМЕННО (вспоминаем, повторяем) (23 ч)
Особенности устной речи (2 ч)
1
1
Произносим внятно, читаем выразительно
Часть 1
С. 6-7 р.т. №1-5 с.3
Мотивировать потребность в хорошей речи при общении в разных формах устной и письменной, в проведении упражнений для развития артикуляционных, интонационных, каллиграфических и правописных умений, в выражении собственных мыслей по поводу первого сентябрьского дня.
Внутренняя позиция школьника
Учебная мотивация
Оценка своих поступков
Осознавать задачи изучения предмета в целях общения.
Наблюдать особенности устной народной речи: мелодичность, ритмичность, темп.
Выразительно читать вслух литературные произведения разных жанров.
Р. понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;
П. смысловое чтение, анализ, синтез, сравнение
К. взаимодействие с партнёром, умение выражать свои мысли.
Индивидуальная, парная
Фронтальный
01.09.
2
2
Наблюдение над свойствами русского ударения
С. 8-9, №6-11
Актуализировать знания о правилах речевого этикета, об использовании разумного уровня громкости, о соблюдении произносительных норм, особенно акцентологических, при устном общении и чтении текстов вслух, о частях речи и предложении
Внутренняя позиция школьника
Учебная мотивация
Оценка своих поступков
Р. Планирование, реализация, контроль и коррекция
П. смысловое чтение, анализ, синтез, сравнение
К. взаимодействие с партнёром, умение выражать свои мысли.
Индивидуальная, парная
Фронтальный
02.09.14
Соблюдаем произносительные нормы и правила письма (6 ч)
3
1
О нормах произношения и правописания гласных в словах
С. 10-13
Актуализировать известные детям сведения о нормах произношения и правописания гласных в словах, правила уместного использования при устном общении жестов и мимики.
Стимулировать школьников к обогащению собственной речи прилагательными, называющими разные оттенки цвета осени (желтого, красного), к к решению орфографических задач, к поиску ответов в словарях при необходимости производить записи слов, текста
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
Оценивать правильность звучащей речи (собственной, собеседников) с позиций соблюдения произносительных норм.
Классифицировать типы орфограмм в словах.
Решать орфографические задачи при записи слов.
Обогащать свою речь синонимической лексикой (оттенки красного цвета).
Р. Планирование, реализация, контроль и коррекция
П. смысловое чтение, анализ, синтез, сравнение
К. взаимодействие с партнёром, умение выражать свои мысли.
Проблемная беседа
Фронтальный
Словарная работа
03.09.14
4
2
О нормах произношения и правописания гласных в словах
С. 10-13
Р понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
П.
использовать информацию: осознавать познавательную задачу;
К.
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;
исследование исторического родства слов колено и поколение
сочинение
04.09.14
5
3
О нормах произношения и правописания согласных в словах
С. 1415 рт №1 с.6-10
Актуализировать известные детям сведения о нормах произношения и правописания согласных в словах (тся [ца], чн [шн], [чн], дц [ц]), сч [щ], твёрдых и мягких согласных перед е.
Упражнять в сопоставлении произношения и написания слов.
появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи
положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
Фронтальный
Работа в парах
05.09.14
6
4
О нормах произношения и правописания согласных в словах
С. 1617
08.09.14
7
5
Употребление Ь и Ъ.
С. 18-19
Дополнить систему тренинговых упражнений словами на повторение написаний с удвоенными согласными (№ 36, 37), с разными типами орфограмм, с полногласными и неполногласными буквосочетаниями оро/ра, оло/ла, ере/ре.
Учить замечать и корректировать речевые недочёты в чужой и собственной речи
появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи
положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
Замечать речевые недочёты и вносить коррективы в устные и письменные высказывания.
Выражать эмоции с помощью словесных и несловесных средств
использовать информацию: осознавать познавательную задачу;
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;
понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
Парная работа
Фронтальный
Словарная работа
09.09.14
8
6
Упражнения в написании слов с разными типами орфограмм
С. 20-21, №38-42
Беседа, парная работа
Исторический экскурс Происхождение слова «стадион»
Фронтальный
Словарная работа
11.09.14
В устной речи интонация, а в письменной пунктуация (12 ч)
9
1
Административная входная контрольная работа
Проверка знаний, умений.
появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи
положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
Замечать речевые недочёты и вносить коррективы в устные и письменные высказывания.
Выражать эмоции с помощью словесных и несловесных средств
использовать информацию: осознавать познавательную задачу;
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;
понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;
Индивидуальный
10.09.14
10
2
Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение
Познакомить с интонационными средствами (логическим ударением, смысловой паузой) выделения в предложении слов для подчёркивания их смысловой значимости.
Упражнять в выделении важных по смыслу слов с помощью логического ударения, при письме с помощью его графического обозначения.
Продолжить работу по выявлению информации из текста по ориентировочной основе заголовку (№ 57,58), из толкового словаря.
Организовать наблюдение над средствами выделения важных по смыслу слов в письменной речи (курсивом, подчеркиванием, порядком слов инверсией или употреблением слов в конце предложения, противопоставлением, тире) и устной речи.
Работа в парах
Словарная работа
Проект «Знаки препинания»
Фронтальный
12.09.14
11
3
Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение
С. 2425
Фронтальный
16.09.14
12
4
Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение
С. 26-27
Практическая работа
Фронтальный
17.09.14
13
5
Уточняем смысл высказывания
С. 28-29
Парная работа
Почему учёные называют интонацию и пунктуацию «сёстрами, дочерьми одного отца смысла»
Фронтальный
18.09.14
14
6
Уточняем смысл высказывания
С. 30 -31
Словарная работа
Фронтальный
19.09.14
15
7
Проверочная работа по правильной записи «сплошного текста»
С.38 №3
Организовать наблюдение над выделением этикетных фраз на письме с помощью восклицательного знака, выделением обращений запятой, над употреблением многоточия.
Упражнять в употреблении и оформлении на письме этикетных фраз в ситуации приветствия, прощания, благодарности, извинения.
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
Кратко воспроизводить содержание небольших частей текста.
Правильно использовать этикетные словесные средства в ситуации поздравления с днём рождения
искать, получать и использовать информацию:
подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;
Парная работа
Проект «Этикет»
22.09.14
16
8
Творческая работа с текстом
С.44 №1
23.09.14
17
9
Выделяем этикетные слова и фразы
С. 3233
№ 70-74
Фронтальный
Словарная работа
24.09.14
18
10
Перечисляем
С. 3435
№75-80
Обобщить сведения о функциях знаков препинания в конце предложения. Упражнять: 1) в правильном «чтении» знаков препинания, 2) в расстановке знаков препинания при восприятии текста на слух (диктовке) с предварительной подготовкой.
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
Кратко воспроизводить содержание небольших частей текста.
Правильно использовать этикетные словесные средства в ситуации поздравления с днём рождения
Выявлять значение интонации, знаков препинания, их взаимосвязь.
П.
искать, получать и использовать информацию.
К.
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей
Р.
понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Проблемный диалог, работа по карточкам
Поиск значения и истории появления в русском языке поговорки «Его и калачом не заманишь»
Фронтальный
25.09.14
19
11
Используем средства пунктуации
С. 3637
№81-87
Обобщить сведения о функциях знаков препинания в конце предложения. Упражнять: 1) в правильном «чтении» знаков препинания, 2) в расстановке знаков препинания при восприятии текста на слух (диктовке) с предварительной подготовкой.
Проблемный диалог, работа по карточкам и в тетрадях на печатной основе
Поиск значения и история появления в русском языке слова картофель
Фронтальный, тест
26.09.14
20
12
Проверочный диктант
и его анализ
с.39 № 4
Методичка текст вариант 1 стр.300 из рубрики «диагностические работы»
зарождение элементов сознательного отношения к своей речи
Анализировать предложения и тексты с позиций языковых средств, используемых для выражения смысла (смысло-интонационно-пунктуационный разбор).
получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу;
фиксировать информацию понимать информацию,
выполнять логические действия с языковым материалом:
диктант
индивидуальный
29.09.14
Уроки творчества (3ч)
21
1
Свободный диктант и его анализ
Работа над ошибками.
Письменный пересказ текста. Определение количества смысловых частей в тексте; определение темы текста; учиться озаглавливать текст, объяснять слова автора.
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи
Преобразовывать интонационную мелодику предложений в использование на письме соответствующих знаков препинания.
Анализировать предложения и тексты с позиций языковых средств, используемых для выражения смысла (смысло-интонационно-пунктуационный разбор).
Письменное изложение
индивидуальный
30.09.14
22
2
Работа над соблюдением последовательности (логики) изложения мыслей в высказывании (частей в тексте) на базе текста № 1 в рубрике «Мастерская слова»
Беседа о традициях поздравлять с днем рождения, об отличии «дня рождения» и «дня именин», нередком их совпадении в сроках.
Работа по культуре речи о правильном употреблении словосочетания день рождения в разных падежных формах (редактирование предложений, №3).
Творческая работа
Проект «Поздравление с Днем рождения»
01.10.14
23
3
Составляем текст поздравления с днём рождения
(комбинированный)
С. 44-45, № 3-5
Фронтальный
02.10.14
АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (22 ч) +4ч
Выражаем мысли и чувства Предложение (1 ч)
24
1
Выражаем мысли и чувства Предложение.
С. 48-49
№88-93
Актуализировать знания о термине синтаксис (названии раздела русского языка), о распространённых и нераспространённых предложениях, роли главных членов предложения, их названиях, о словосочетаниях как строительном материале предложений.
Внутренняя позиция школьника
Учебная мотивация
Оценка своих поступков
Обобщать изученные языковые факты и ставить новые задачи по их углублению.
Наблюдать над строением предложений.
Р.
Планирование своей деятельности, реализация, контроль и коррекция
П.
смысловое чтение, анализ, синтез, сравнение
К.
взаимодействие с партнёром, умение выражать свои мысли.
Парная работа с взаимо -
проверкой
Исторический экскурс «Как возникло слово «предложение»?
Фронтальный
03.10.14
Части речи и члены предложения (1 ч)
25
1
Части речи и члены предложения С. 5051
№ 99-106
Углубить представление о функциях частей речи в словосочетании и предложении.
Организовать наблюдение над назначением, «работой» частей речи в предложениях, над связью второстепенных членов предложения с главными (группа подлежащего, группа сказуемого), над вариантами выражения подлежащего и сказуемого словосочетаниями
Фомирование внутренней позиции школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка
Мотивация к учебной деятельности; осознание границ собственного знания и незнания
Устанавливать соподчинённость объектов (частей речи и членов предложений).
Синтезировать: составлять предложения.
Управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность
Работа с информацией; работа с учебными моделями;
Речевая деятельность: навыки сотрудничества
Самостоятельня работа
Фронтальный
06.10.14
Формы глаголов и их «работа» в роли сказуемого (6 ч)
26
1
Глагол как двигатель всей фразы (вводный урок)
Повторить признаки и свойства глагола как части речи.
Углубить первичные представления о неопределенной форме глаголов (в составе будущего сложного отвечают на вопросы что делать?, что сделать?, оканчиваются на -ть, -ти, -чь) как начальной формы в сфере (парадигме) изменения этой части речи.
Упражнять в образовании начальной формы глаголов совершенного и несовершенного видов, в выборе нужной формы в словосочетаниях.
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи
Обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке глагола.
Устанавливать новые свойства объекта (глагольных форм) с помощью таблицы.
Устанавливать зависимость общего значения высказывания (предложения) от выбора временных форм глагола.
Участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов.
Анализировать и систематизировать признаки частей речи и предложения, действуя по памятке.
Анализировать содержание и контролировать правильность записей.
Работать в парах при решении орфографических задач
осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
пользоваться различными справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;
выполнять логические действия с языковым материалом:, делать выводы и т.д.
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;
понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.
понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;
27
2
Неопределённая форма глаголов
С. 5253
№ 99-106
Работа в парах
Наблюдение над употреблением неопределённой формы глаголов с прямыми и переносными значениями в составе фразеологизмов, над омонимичными формами (течь течь)
Фронтальный
07.10.14
28
3
Формы времени глаголов. Глаголы прошедшего времени (повторение)
С.54- 55
№107-112
Актуализировать сведения о формах времени глаголов, о признаках глаголов в прошедшем времени.
Упражнять в образовании форм прошедшего времени от неопределенной формы глагола, изменении по родам и числам при согласовании с названием лица, предмета, в выборе нужной формы глагола в составе предложений.
Самостоятельная работа
Проект «Время глаголов»
Фронтальный
13.10.14
29
4
Формы глаголов
в настоящем
и будущем времени
С. 56-57
№113-117
Актуализировать сведения о признаках этих форм глаголов с помощью таблицы (№ 113). Обратить внимание на зависимость образования форм времени от вида глагола.
Фомирование внутренней позиции школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка
Мотивация к учебной деятельности; осознание границ собственного знания и незнания
Парная работа Словарная работа
Фронтальный
14.10.14
30
5
Спряжение глаголов. Глаголы 1 и 2 спряжения
С. 58-59
№118-127
Дать понятие о категории глагола спряжении как изменении глаголов по лицам и числам.
Организовать наблюдение над признаками двух типов спряжения: наличием разных гласных (е или и) в личных окончаниях глагола.
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
Овладение способами определения спряжения глаголов
Управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность
Работа с информацией; работа с учебными моделями;
Речевая деятельность: навыки сотрудничества
Работа в парах
Фронтальный
15.10.14
31
6
Спряжение глаголов.
Глаголы 1 и 2 спряжения
С. 60-61
№118-127
Практическое овладение способами определения спряжения глаголов
Практическая работа
Фронтальный, индивидуальный
16.10.14
Правописание глаголов (7ч)
32
1
Употребление мягкого знака после щипящих и на конце глаголов.
(комбинированный)
С. 62-63
Познакомить с новой орфограммой, с её условиями (в глаголах) и признаками (оканчиваются на шипящие) - всегда пиши мягкий знак.
Упражнять в узнавании орфограммы, в написании глаголов во 2 лице единственного
числа (режешь), в повелительных формах (режь), в неопределённой форме (стричь).
Сопоставление употребления ь после шипящих в глаголах и именах существительных
Определять формы глаголов, объяснять смысл пословиц, указывать время т тип спряжения, выполнять звукобуквенный разбор и разбор слов по составу, образовывать формы настоящего и будущего времени во 2 лице единственного числа. Выписывать из текста словосочетания, объяснять изученные орфограммы, производить синтаксический разбор предложений, находить чередования согласных при образовании разных форм глаголов.
искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию,
понимать информацию, представленную в разных формах: пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике;
осознавать речь как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге
понимать
понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
Работа в парах
Проект «Зачем нам нужен ь?»
Фронтальный
17.10.14
33
2
Употребление мягкого знака после щипящих и на конце глаголов.
(комбинированный)
С. 64-65
Фронтальный
20.10.14
34
3
Употребление мягкого знака после щипящих и на конце глаголов.
С. 66-67
(комбинированный)
Словарный диктант контроль знаний
Индивидуальная работа, диктант
Фронтальный, индивидуальный
21.10.14
35
4
Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов
С. 68-69
Познакомить с условиями проявления и признаками орфограммы: безударные личные окончания глаголов, выбор гласных е–и в зависимости от соотнесенности глагола с определенным спряжением.
Упражнять в выборе гласных е–и, меняя условия: 1) известно спряжение глагола, 2) спряжение узнается по неопределенной форме, 3) даются глаголы разных видов типа решать, решить, 4) даются глаголы с приставкой вы- (выстоишь), 5) выбор гласных я/ю в глаголах 3 лица множественного числа кол..т, бор..тся.
Спряжение глаголов с непроверяемыми орфограммами в корне
Записывать слова из словаря в алфавитном порядке, подбирать однокоренные глаголы,
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи
Уметь записывать безударные окончания глаголов; определять спряжения глаголов.
Подбирать пропущенные в тексте глаголы, выделять личные окончания глаголов.
Решать орфографическую задачу в правописании личных окончаний глаголов.
Образовывать от глаголов неопределенной формы 2-е лицо единственное число настоящего и будущего времени.
Писать под диктовку пословицы и объяснять их смысл.
Производить орфографический анализ слов; выполнять синтаксический разбор предложения.
22.10.14
36
5
Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов
С.70-71
23.10.14
37
6
Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов
С.72-73
24.10.14
38
7
Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов
С.74-75
27.10.14
Правописание глаголов (ПРОДОЛЖЕНИЕ (4 ЧАСА)
28.10.14
39
1
Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов
С.76-77
29.10.14
40
2
Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов
С.78-79
30.10.14
41
3
Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов
С.80-81
31.10.14
42
4
Урок-тренинг
05.11.14
Проверочные работы (7 ч.)
43
1
Урок – тренинг
С.88-89 №1-7
Сопоставление употребления ь после шипящих в глаголах и именах существительных. Показывать графическую связь членов предложения, указывать падеж имен существительных, лицо и спряжение глаголов.
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи
Определять формы глаголов, указывать время т тип спряжения, выполнять звукобуквенный разбор и разбор слов по составу, образовывать формы настоящего и будущего времени во 2 лице единственного числа. Выписывать из текста
Выписывать из текста словосочетания, объяснять изученные орфограммы, производить синтаксический разбор предложений, находить чередования
Управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность
Работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения выполнения логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий,
Фронтальная и парная работа
Фронтальный
06.11.14
44
2
Контрольный диктант и его анализ
С.86-89
07.11.14
45
3
Письменно пересказывать текст; строить предложения из данных слов; составлять из предложений текст, озаглавливать.
диктант
индивидуальный
10.11.14
46
4
Проверочная работа и ее анализ
с.88-89
Индивидуальная работа
индивидуальный
11.11.14
47
5
Сопоставление употребления ь после шипящих в глаголах и именах существительных. Показывать графическую связь членов предложения, указывать падеж имен существительных, лицо и спряжение глаголов.
12.11.14
48
6
Резерв
13.11.14
49
7
Резерв
18.11.14
АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (продолжение) (2ч)
Выражение сказуемого разными формами времени глаголов (1ч)
50
1
Обобщение сведений о формамах времени глаголов
С. 82-83
№192-197
Повторить условия выбора безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения (орфографическая разминка, письмо под диктовку, оставшиеся упражнения с других страниц, из «Школы Грамотея»).
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
Уметь изменять глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени; Выделять родовые окончания глаголов прошедшего времени.
Управление своей деятельностью; контроль и коррекция;
Работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств,
Фронтальная и парная работа
Фронтальный
17.11.14
Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях (1 ч)
51
1
Выражение сказуемого
«повелительными» формами глаголов
в побудительных предложениях
С. 84-85
№198-203
Упражнять в анализе предложений со стороны структуры их главных членов, в выборе гласных в безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
Уметь изменять глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени; Выделять родовые окончания глаголов прошедшего времени.
Управление своей деятельностью; контроль и коррекция;
Работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств,
Фронтальная и парная работа
Наблюдение над чередованием согласных при спряжении ряда глаголов, над спрягаемыми формами глагола хотеть
Фронтальный
24.11.14
Творческие работы (4ч)
52
1
Свободный диктант и его анализ
С.90 №1
Организовать наблюдение над выражением сказуемых «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях, глаголами прошедшего времени с частицей бы в условных предложениях.
Фомирование внутренней позиции школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка
Мотивация к учебной деятельности; осознание границ собственного знания и незнания
Уметь изменять глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени; составлять нераспространенные предложения; указывать род имен существительных;
Управление своей деятельностью; контроль и коррекция;
Работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения выполнения логических операций сравнения
Практическая работа
С.90 упр. 2,3
Тест
индивидуальный
25.11.14
53
2
Свободный диктант и его анализ
С.90 №1
26.11.14
54
3
Творческое списывание
С.90-91, № 3-5
27.11.14
55
4
Резервный урок
28.11.14
II триместр
РАЗВЁРТЫВАЕМ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛИ (23 ч)
Используем второстепенные члены предложения (4ч)
56
1
Используем второстепенные члены предложения (повторение)
С.94-95
№ 204-209
Организовать сопоставление нераспространенных и распространенных предложений с одинаковой лексикой в роли разных членов предложения.
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи
Ставить новые задачи по изучению известной единицы языка предложения.
Выявлять новые особенности, признаки простых предложений.
Управление своей деятельностью; контроль и коррекция;
Работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения выполнения логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации,
Речевая деятельность: навыки сотрудничества
Фронтальная и парная работа
фронтальный
01.12.14
57
2
Падежные формы склоняемых частей речи
С.96-97
Работа с текстом-рассуждением: основная мысль, поиски аргументов, дополнение доказательств.
Ставить новые задачи по изучению известной единицы языка предложения.
Выявлять новые особенности, признаки простых предложений.
Фронтальная и парная работа
фронтальный
02.12.14
58
3
Падежные формы склоняемых частей речи
С.98-99
Работа с текстом-рассуждением: основная мысль, поиски аргументов, дополнение доказательств.
Ставить новые задачи по изучению известной единицы языка предложения.
Фронтальная и парная работа
фронтальный
03.12.14
59
4
Падежные формы склоняемых частей речи
С.100-101
Работа с текстом-рассуждением: основная мысль, поиски аргументов, дополнение доказательств.
Фронтальная и парная работа
фронтальный
04.12.14
Предложения с однородными членами (12 ч)
60
1
Однородные подлежащие
и сказуемые
С. 102-103
Сформировать представление об однородных членах предложения, познакомить с их признаками: отнесенность к одним членам предложения, наличие перечислительной интонации, бессоюзное и союзное соединение.
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
Ставить новые задачи по изучению известной единицы языка предложения.
Выявлять новые особенности, признаки простых предложений, осложненных однородными членами.
Управление своей деятельностью; контроль и коррекция;
Работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения выполнения логических операций сравнения,
Работа в парах
Проект «Однородные члены»
Фронтальный
05.12.14
61
2
Однородные подлежащие
и сказуемые
С. 104-105
Работа в парах
Фронтальный
08.12.14
62
3
Однородные подлежащие
и сказуемые
С. 106-107
Практическая работа
индивидуальный
09.12.14
63
4
Однородные второстепенные члены предложения
С. 108109
Организовать сопоставление нераспространенных и распространенных предложений с одинаковой лексикой в роли разных однородных членов предложения.
Обобщить условия определения однородных членов.
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи
Действовать по алгоритму при решении пунктуационной задачи.
Анализировать новый тип предложений, моделировать их с помощью схем, преобразовывать модели в словесные высказывания.
Синтезировать: составлять предложения с однородными членами
Действовать по алгоритму при решении пунктуационной задачи.
Уметь работать по памятке.
Уметь аккуратно переписать текст
использовать информацию: осознавать познавательную задачу;
строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.
Фронтальная и парная работа
Фронтальный
10.12.14
64
5
Однородные второстепенные члены предложения
С. 110111
№244-255
Словарный диктант
Фронтальная и парная работа
диктант
индивидуальный
11.12.14
65
6
Знаки препинания при однородных членах предложения (комбинированный, контроль)
С. 112-113
№256-265
Списывание
Фронтальная и парная работа
списывание
Фронтальный, индивидуальный
12.12.14
66
7
Знаки препинания при однородных членах предложения (комбинированный, контроль)
С. 114-115
15.12.14
67
8
Решение общих пунктуационных задач
С. 120-121
№1-5
Учить решать общие пунктуационные задачи (знаки препинания в конце предложений, знаки при однородных членах) при разных видах письма: списывании, письме под диктовку, свободном письме.
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
Умение записывать текст под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания.
Действовать по алгоритму при решении пунктуационной задачи.
Уметь работать по памятке.
Управление своей деятельностью; контроль и коррекция;
Работа с информацией; работа с учебными моделями;
Фронтальная работа
диктант
индивидуальный
16.12.14
68
9
Решение общих пунктуационных задач
С.122-123
№1-2
Самостоятельная работа
фронтальный
17.12.14
69
10
Осложненное списывание текста
С.121. №3
Работа по карточкам
фронтальный
18.12.14
70
11
Проверочный диктант и его анализ
Самостоятельная работа
индивидуальный
19.12.14
71
12
22.12.14
Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) (7 ч)
72
1
Строение текстов разных типов с.116- 117
Рт №.1 с 40-42
Организовать наблюдение, как распространяется мысль в текстах разных типов.
Обобщить известные детям
признаки разных типов текста (с помощью таблицы и текстов о березе).
Упражнять в определении темы и главной мысли текстов, предложений, дополняющих информацию.
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи
Определять тип текста по речевой задаче. Анализировать строение текстов и предложений, сопоставлять специфические особенности текстов, делать выводы, сообщения по итогам анализа.
искать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать извлекая нужную информацию.;
осознавать речь как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения,
понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;
Проблемный диалог, групповая работа
фронтальный
23.12
73
2
Строение текстов разных типов
С.116- 117
Рт №.1 с 42-43
Обобщить известные детям
признаки разных типов текста (с помощью таблицы и текстов о березе).
Организовать наблюдение над средствами раскрытия темы и основной мысли текстов
Анализировать и корректировать собственные высказывания
Фронтальная работа
фронтальный
24.12.
74
3
Строение текстов разных типов
С.118- 119
Рт №.1 с 44-45
Анализировать и корректировать собственные высказывания
тест
индивидуальный
25.12.
75
4
Р/Р Изложение и его анализ
С. 124 №1
изложение
индивидуальный
25.12.
76
5
26.12.14
77
6
Проверочные работы с.121
Резервный урок
Редактирование текста.
Парная работа
фронтальный
29.12.14
78
7
Резервный урок
30.12.14
ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ФОРМЫ И ПРАВОПИСАНИЕ (52 ч)
Слово как часть речи (2 ч)
79
1
Слово как часть речи
Часть 2
С. 67
Организовать наблюдение над ролью частей речи в художественной речи: зарисовках зимних забав, в народных приметах, над новыми языковыми средствами, выражающими сравнительные отношения
Фомирование внутренней позиции школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка
Мотивация к учебной деятельности; осознание границ собственного знания и незнания
Обобщать известные языковые факты и выдвигать новые задачи по их изучению.
Систематизировать сведения об изученных частях речи
Управление своей деятельностью; контроль и коррекция;
Работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств,
Работа в парах
Создание собственной словесной зарисовки на тему зимы
Фронтальный
12.01.15
80
2
Слово как часть речи
С. 8-9
Работа в парах
Фронтальный
13.01.15
Формы частей речи (7 ч)
81
1
Изменение частей речи по числам и родам С. 1011
Р.т. №2 с.5 упр. 2
Повторение форм числа разных частей речи, наличия разных окончаний, их зависимости от числа имен существительных
Повторение материала об отнесенности имен существительных к определенному роду
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи
Устанавливать общее в изменении частей речи по числам.
Различать особенности рода у существительных и других частей речи Упражнять в согласовании в роде, числе глаголов прошедшего времени с личными местоимениями 3 лица
осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом
находить нужные сведения;
проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение;
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;
понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Проблемный диалог, работа с таблицей
фронтальный
14.01.15
82
2
Изменение частей речи по числам и родам С. 1213
Рт. №2 с.5 упр. 4
Работа в парах
фронтальный
15.01.15
83
3
Изменение частей речи по числам и родам С. 1415
Р.т №2 с.6
Работа по карточкам, самостоятельная работа
Фронтальный, индивидуальный
16.01.15
84
4
Урок –тренинг
С. 13 №21
Р.т. с.7
Повторить сведения о глаголе как части речи (с опорой на план). Группировка глаголов по оттенкам значений, по синонимичным значениям
Называть свойства и признаки глагола, определять форму времени глагола, группировать глаголы по оттенкам значений; определять цель выбора автором той или иной формы времени глагола
фронтальная
фронтальный
19.01.15
85
5
Спряжение и склонение
С. 16-17 № 30-33
Р.т. с.8-10
Повторить, чем различаются спрягаемые и склоняемые части речи, что значит просклонять слово, какие части речи склоняются, сколько и каких имеется в языке падежных форм, каковы их признаки (с опорой на таблицу), для чего нужно знать падежные формы частей речи.
Склонение имён существительных (с ударными окончаниями). Употребление предлогов с определенными падежами (с опорой на таблицу)
Фомирование внутренней позиции школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка
Мотивация к учебной деятельности; осознание границ собственного знания и незнания
Различать суть терминов «спряжение», «склонение».
Соотносить известные падежные формы частей речи с вариантами склонения личных местоимений.
Осознанно выбирать нужную форму слов при составлении предложений
решение орфографических задач
фронтальный
20.01.15
86
6
Спряжение и склонение
С. 18-19 №34-35
Р.т. с. 11-12
Упражнять в склонении имён прилагательных, их согласовании с формами имен существительных при осложненном списывании, письме по памяти
решение орфографических задач
Наблюдение над падежными формами имён числительных
фронтальный
21.01.15
87
7
Спряжение и склонение
С. 18-19 №34-35
Р.т. с. 11-12
22.01.15
Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи (3 ч)
88
1
Имена существительные 1, 2 и 3 склонений
С. 2223
Рт с. 8 м.с.219-223
Познакомить с делением существительных на три группы (склонения) по наличию специфических падежных окончаний (анализ таблицы , сформировать мотив к усвоению новых сведений за счет осознания детьми факта, что знание склонения поможет им в выборе правильного окончания.
Фомирование внутренней позиции школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка
Мотивация к учебной деятельности; осознание границ собственного знания и незнания
Наблюдать, анализировать таблицу и обнаруживать различия в падежных окончаниях существительных.
Осознавать значимость знания о склонениях для выбора правильных окончаний слов
Управление своей деятельностью;
Работа с информацией; использование знако-символических средств, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации
Групповая работа
фронтальный
23.01.15
89
2
Имена существительные 1, 2 и 3 склонений
С. 2425
Рт с.13,14
М. 225-226
Работа в парах работа по карточкам
фронтальный
26.01.15
90
3
Имена существительные 1, 2 и 3 склонений
С. 2627 Р.т. №2 с.15
Словарная работа
Проект «Склонение существительных»
фронтальный
29.01.15
Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе (8ч)
91
1
Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе
С. 28-29 №65 - 101
Р.т. с.15-21 №65-101 (6 уроков)
Сопоставить способы проверки безударных гласных в корне, в приставке слова и мотивировать к переносу общего способа безударный проверяем ударным для проверки безударных падежных окончаний существительных. Упражнять в проверке безударного [а] в падежных окончаний с опорой на слова-ключики
Фомирование внутренней позиции школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка
Мотивация к учебной деятельности; осознание границ собственного знания и незнания
Обнаруживать общий способ проверки безударных гласных в корне и окончаниях склоняемых частей речи и переносить его при решении новых орфографических задач.
Выбирать буквы при обозначении конкурирующих безударных падежных окончаний.
Выявлять случаи, противоречащие общим правилам написания
П.
осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом
находить нужные сведения;
проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; доказывать, делать выводы и т.д. К.
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; Р.
понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Словарная работа
Фронтальный
30.01.15
92
2
Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе
С. 30-31
определять спряжение глаголов; определять склонение имен существительных; обобщать материал таблицы по вопросам; вставлять пропущенные буквы; выделять окончания [и] и в окончаниях существительных 1 склонения (Р.п.) и 3 склонения (Р.п., Д.п., П.п.) рука, земля, степь[и] е в окончаниях существительных 1 и 2 склонения (Д.п., П.п.) [и] е в окончаниях существительных 1 и 2 склонения (Т.п.)
Работа в парах
Фронтальный
02.02.15
93
3
Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе
Как выбрать окончание: е или и
?
С. 32-33
фронтальная
Фронтальный
03.02.15
94
4
Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе
Как выбрать окончание: е или и
?
С. 30-31
определять спряжение глаголов; определять склонение имен существительных; обобщать материал таблицы по вопросам; вставлять пропущенные буквы; выделять окончания
Вижу кого? что?
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
Осознавать значимость знания о одушевленных и неодушевленных именах существительных.
Практическая работа, самопроверка
Фронтальный
04.02.15
95
5
Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе
Выбор /а/ - а, о; /и/ - и, е (обобщени)
С. 36-37
Сопоставление двух способов выбора безударных гласных: 1) вспомнить по окончаниям падежей определенного склонения, 2) решить орфографическую задачу проверить безударный гласный в окончании ударным.
Упражнение в использовании первого способа.
Наблюдать, анализировать таблицу и обнаруживать различия в падежных окончаниях существительных.
Осознавать значимость знания о склонениях для выбора правильных окончаний слов
Работа в парах
-ии в словах типа армия, гений, собрание
Фронтальный
05.02.15
96
6
Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе
Выбор /а/ - а, о; /и/ - и, е (обобщени)
С. 38-39
Упражнять на вставку орфограмм, на употребление слов в требуемом падеже при осложнённом списывании, письме под диктовку
cтепи и степи (Р.п.), печи и печи
любви, но Любови, автомобиль
туфля, туфель (Р.п.), председатель
Фомирование внутренней позиции школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка
Мотивация к учебной деятельности; осознание границ собственного знания и незнания
Обнаруживать общий способ проверки безударных гласных в корне и окончаниях склоняемых частей речи и переносить его при решении новых орфографических задач.
Умение писать текст под диктовку, выполнять практическую работу
Управление своей деятельностью;
П.
Работа с информацией; использование знако-символических средств, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации
К.
Речевая деятельность:
Проверочная работа
Фронтальный
06.02.15
97
7
Диктант и его анализ
Выбирать буквы при обозначении конкурирующих безударных падежных окончаний.
Выявлять случаи, противоречащие общим правилам написания
диктант
индивидуальный
09.02.15
98
8
Диктант и его анализ
Работа над ошибками.
Уметь выполнять работу над ошибками. Повторение изученного материала.
Работа в парах
Фронтальный
10.02.15
Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе (9 ч)
99
1
Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе
С. 40-41 № 102-126 (4 урока)
Р.т. с. 22-23
Мотивировать перенос общего способа проверки на проверку безударных гласных в падежных окончаниях существительных множественного числа.
Использование опорных слов для проверки ударными окончаниями руки, дворы, кони, степи. Сопоставление падежных форм в винительном падеже
Фомирование внутренней позиции школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка
Мотивация к учебной деятельности; осознание границ собственного знания и незнания
Уметь составлять предложения, отвечая на вопросы; выделять окончания имен существительных в косвенном падеже; указывать склонение; обобщать с помощью схемы правописание окончаний в падежных формах имен существительных;
Р.
Управление своей деятельностью;
П.
Работа с информацией; использование знако-символических средств, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации
К.
Речевая деятельность: навыки сотрудничества
Словарная работа
Фронтальный
11.02.15
100
2
Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе
С. 42-43
Р.т. с. 25
Словарная работа
Фронтальный
12.02.15
101
3
Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе
С. 44-45
Р.т. с. 25
Упражнять в образовании форм родительного падежа с конкурирующими окончаниями
олимпиада
соревнование
медаль
инженер
инженеры
инженеров
Фомирование внутренней позиции школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка
Мотивация к учебной деятельности; осознание границ собственного знания и незнания
Уметь составлять предложения, отвечая на вопросы; выделять окончания имен существительных в косвенном падеже; указывать склонение; обобщать с помощью схемы правописание окончаний в падежных формах имен существительных;
Знать, что после твердых шипящих и ц в безударных падежных окочаниях пишется е.
Уметь решать орфографическую задачу
Записывать формы слов с предлогами; образовывать формы Т.п и П.п.
Р. Управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность
П.Работа с информацией; работа с учебными моделями;
К.
Речевая деятельность: навыки сотрудничества
13.02.15
102
4
Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе
С. 46-47
Упражнять в образовании форм родительного падежа с конкурирующими окончаниями
килограммов
тротуар
простынь и простыней
16.02.15
103
5
Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел
С.48-49 №127-135
Р.т. с.24
Повторить изученное на предыдущем уроке, способствовать усвоению норм: носки-носков, чулки – чулок, сапоги – сапог, организовать наблюдение над окончаниями имён существительных множественного числа Д.п., Т.п., П.п, учить использовать разные способы
Проверочная работа
Фронтальный
17.02
104
6
Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел
С.50-51 №136-141
Р.т. с.26
18.02
105
7
Уроки – тренинги.
С.60-63, №157-165
19.02
106
8
24.02
107
9
Резерв
Административная контрольная работа
20.02.15
III триместр
Безударные падежные окончания имен прилагательных (7 ч)
108
1
Падежные окончания имен прилагательных единственного и множественного числа.
С. 53 (табл)
С52-53 № 142-143
Уметь списывать текст, вставляя недостающие буквы; указывать части речи; определять главные члены предложения; выделять безударные падежные окончания.
электричество
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи
Составлять и записывать словосочетания с однокоренными прилагательными; определять падеж имен прилагательных; Редактировать тексты; писать под диктовку
П.
искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;
пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;
выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.
К.
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;
понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические выска-зывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.
Р.
понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
Словарная работа
Фронтальный
02.03.15
109
2
Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных
С. 54-57 №144-154
Р.т. с. 27 № 1, 2
Уметь списывать текст, вставляя недостающие буквы; указывать части речи; определять главные члены предложения; выделять безударные падежные окончания.
Использовать обобщённый способ решения орфографической задачи о выборе падежных окончаний: безударный проверяю ударным.
Наблюдать над особенностью склонения личных местоимений
Практическая работа
Тест по теме «Части речи, их формы и правописание»
Проект «Падежные формы»
Фронтальный
03.03.15
110
3
Анализ таблицы. Наведение справок об окончаниях по таблице с указанием падежей и их окончаний
Словарный диктант
Парная работа
индивидуальный
04.03.15
111
4
Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных
С.58-59 №155-161
Р.т. с. 28
Вспомнить закономерности – ударные и безударные окончания имён прилагательных пишутся одинаково, о способе проверки безударных падежных окончаний с помощью ударных окончаний вопросов
Использовать обобщённый способ решения орфографической задачи о выборе падежных окончаний: безударный проверяю ударным.
фронтальная
Фронтальный
05.03.15
112
5
Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных
С.60-61 №162-168
Р.т. с.29
Выбор гласных а,о в безударных окончаниях прилагательных : [а] – а,я (И.п.. ж.р); [а] – о (какой? Какое? Какого? О каком?) в прилагательных женского, мужского и среднего родов.
Проверка безударных падежных окончаний по ударным окончаниям вопросов к прилагательным любого числа
герой
героический
геройский
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи
Использовать обобщённый способ решения орфографической задачи о выборе падежных окончаний: безударный проверяю ударным.
Наблюдать над особенностью склонения личных местоимений
Самостоятельная работа
Фронтальный
06.03.15
113
6
Закрепление
С.62-65 № 169-177
обобщить знания об имени прилагательном, как части речи;
- развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными, определять род, число и падеж, правильно записывать безударные падежные окончания. Проверка безударных падежных окончаний по ударным окончаниям вопросов к прилагательным любого числа
ы или и? (м.р. какой?)
президент
правительство
Использовать обобщённый способ решения орфографической задачи о выборе падежных окончаний: безударный проверяю ударным.
Наблюдать над особенностью склонения личных местоимений
фронтальная
Фронтальный
10.03.15
114
7
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства,
Уметь выделять окончания прилагательных; знать варианты окончаний имен прилагательных в форме И.п. м.р.
Работа в парах
Фронтальный
11.03.15
Правописание падежных форм личных местоимений (2 ч.)
115
1
Правописание падежных форм личных местоимений
С. 66-67
Обратить внимание на непродуктивные окончания и безударные гласные в корнях падежных форм личных местоимений
Умение выполнять работу по склонению личных местоимений
фронтальная
Фронтальный
12.03.15
116
2
Правописание падежных форм личных местоимений
С. 68-69
Знать изученные орфограммы; писать текст в соответствии с изученными нормами правописанияю
Письменно пересказывать текст; отвечать на вопросы;
изложение
индивидуальный
13.03.15
Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение) (9ч)
117
1
Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение)
С. 70-73 № 189-202
Р.т. с. 31-33
Знать изученные орфограммы; писать текст в соответствии с изученными нормами правописанияю
Парная работа
Фронтальный
16.03.15
118
2
Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение)
С. 70-73 № 189-202
Р.т. с. 31-33
Работа в группах
Фронтальный
17.03.15
119
3
Урок-тренинг
С. 90-93
Уметь списывать текст, вставляя недостающие буквы; указывать части речи; определять главные члены предложения, указывать склонение и падеж имен существительных;
Создание небольшого текста (изложения)
анализировать и редактировать изложение; исправлять речевые и орфографические ошибки.
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи
Понимать и воспроизводить содержание текстов, создавать собственные высказывания типа описания (первоцветов)
П. осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; К.Осознавать, что речь способ устного и письменного общения людей; Р.
понимать, принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Практическая работа
тест
индивидуальный
18.03.15
120
4
Р/Р изложение краткое и его анализ
С. 94 №1
Понимать и воспроизводить содержание текстов, создавать собственные высказывания типа описания (первоцветов
изложепние
индивидуальный
19.03.15
121
5
Объяснительный диктант (подготовка к контрольному диктанту)
С. 89 №5
индивидуальный
20.03.15
122
6
Контрольный диктант и его анализ
Проверка знаний, умений.
Выписывать из текста словосочетания, объяснять изученные орфограммы, производить синтаксический разбор предложений.
Самостоятельная работа
диктант
индивидуальный
23.03.15
123
7
Умение записывать текст под диктовку в соответствии с изученными нормами правописания.
индивидуальный
24.03.15
124
8
Творческая работа и ее анализ
С. 95 №2Ю №3
Выполнять работу над ошибками по алгоритму
объяснять изученные орфограммы
фронтальная
фронтальный
25.03.15
125
9
26.03.15
Резерв (5 ч.)
126
1
Резервные уроки
27.03.15
127
2
30.03.15
128
3
31.03.15
129
4
01.04.15
130
5
02.04.15
ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ФОРМЫ И ПРАВОПИСАНИЕ (обобщаем, изучаем) (10 ч.)
131
1
Резерв (1 ч.)
03.04.15
Самостоятельные и служебные части речи (обобщение) (9ч.)
132
1
Самостоятельные и служебные части речи (обобщение)
С. 74-75 № 203-208
Углубить представление о частях речи как языковом отражении реальных отношений окружающего мира и как средств выражения в предложениях мыслей и чувств.
Морфология
Части речи
Обобщить наблюдения о частотных средствах выражения (частях речи) главных членов предложения.
При работе с деформированным текстом (№ 221) сначала следует обратить внимание на роль логического подхода к выражению мысли: установить, какие слова могут обозначать действующие лица (предметы), их действия (состояния), признаки, место или время действия, объекты действия и пр. Далее использовать
Фомирование внутренней позиции школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка
Мотивация к учебной деятельности; осознание границ собственного знания и незнания
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи
описывать ситуации, изображенные на рисунке; указывать части речи в предложении; подчеркивать главные члены предложения; составлять предложения из набора слов; графически (стрелками) показывать смысловую связь слов в предложении;
П.
искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;
пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения; К.
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; Р.
понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Работа в парах
Проект «Части речи»
фронтальный
06.04.15
133
2
Формы имен прилагательных
С. 76-77
фронтальная
фронтальный
07.04.15
134
3
Причастие
С. 78-79
Проблемная беседа
Знакомство с определением
фронтальный
08.04.15
135
4
Наречие – признак действия
С. 80-81 № 220-225
Иметь представление о полных и кратких именах прилагательных.
Уметь указывать, каким членом предложения является имя прилагательное в каждом предложении, на какой вопрос отвечает, какой признак определяет; объяснять постановку знаков препинания в конце предложения; определять тему текста; записывать текст, употребляя прилагательные из скобок в нужной форме; составлять схему предложения с однородными членами предложения; составлять словосочетания по схеме прил.+сущ.; составлять свой вариант текста
Знать, как изменяются слова разных частей речи.
Работа в парах
фронтальный
09.04.15
136
5
Деепричастие
С. 82-83 № 226-229
Упражнять в лексической сочетаемости однокоренных прилагательных с именами существительными, в согласовании прилагательных с именами существительными в предложениях, в выборе родовых и падежных окончаний, в выборе из ряда синонимов более точных прилагательных.
Систематизировать сведения о частях речи (на основе таблицы на 2-м форзаце учебника), дополнить сведениями о наречии.
Упражнять в использовании разных частей речи в словосочетаниях, предложениях, в точном употреблении глаголов рисовать, изображать, писать (№ 233), обогащать речь детей новыми словами, выражениями на тему космоса
Практическая работа
Знакомство с обстоятельством
фронтальный
10.04.15
137
6
Частицы - служебные части речи
С. 84-85 № 230-235
Работа в парах
фронтальный
20.04.15
138
7
Предлоги, союзы - служебные части речи
С. 86-87 № 236-241
р.т. с.40 № 3,4
Работа в парах
фронтальный
21.04.15
139
8
Проверочный диктант и его анализ
Проверка навыка самоконтроля и «рабочей» скорости письма
Графическая
зоркость
Самоконтроль
Скоропись
Самостоятельная работа
индивидуальный
22.04.15
140
9
23.04.15
Используем средства языка в речи. Повторяем, систематизируем. (30 ч)
Язык и речь. Слово (3ч)
141
1
Слово. Называть, обозначать. Давать имя...
С. 98-99
Систематизировать сведения об изменении разных частей речи, установление общих и разных форм на основе таблицы в «Справочном бюро» (часть 1, с 128).
Мотивировать к анализу внешних признаков разных частей речи («Бармаглот» из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес» № 241), к составлению подобных фраз.
Языковой и стилистический анализ текстов о радуге. Устное воспроизведение основного смысла текста как рассуждение-обучение друг друга (работа в парах)
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи
Уметь находить в тексте слова-антонимы; писать по памяти; записывать основную часть текста; подчеркивать в тексте сравнения и слова, употребленные в переносном значении; определять тему и основную мысль стихотворения
П.
осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом
находить нужные сведения; К.
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;
Р.
понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
Работа в парах
Проект «Что такое слово»
фронтальный
24.04.15
142
2
Лексическое значение слова. Формы речи: монолог, диалог.
С. 100-101 № 249-254
Уметь правильно выбирать в безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные и или е;
Беседа
фронтальный
27.04.15
143
3
Лексическое и грамматическое значения слова
С. 102-103 № 255-260
Фронтальная
фронтальный
28.04.15
Правописание слов (3 ч)
144
1
Правописание слов
С. 104-109 № 261-276
Обобщить всех случаи обозначения безударных гласных с помощью ударного гласного: в корне, в окончаниях имен существительных, имен прилагательных, приставках (таблица)
Для самопроверки уровня орфографической зоркости и точности применения приёмов проверки безударных гласных использовать письмо под диктовку учителя, составление собственных предложений на темы жизни класса для последующей записи (самодиктовка).
Фомирование внутренней позиции школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка
Мотивация к учебной деятельности; осознание границ собственного знания и незнания
осознание языка как основного средства человеческого общения;
Производить фонетический разбор и по составу слов «сказки», «схватить»; выписывать из текста глаголы с приставками; указывать в предложениях повелительные формы глаголов; объяснять расстановку знаков препинания,определять, как будете строить свой текст, чтобы заинтересовать других читателей; выбирать рисунки и иллюстрации;
П.осознавать познавательную задачу;
К.
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; Р. понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
Работа в группах
фронтальный
29.04.15
145
2
30.04.15
146
3
05.05.15
Проверочные работы (5 ч)
147
1
Предупредительный или объяснительный диктант
С. 126 №12
Организовать подготовку к диктанту. Учить аргументированно вести запись текста под диктовку
06.05.15
148
2
Контрольный диктант и его анализ
С. 124-126
Проверка знаний умений навыков
07.05.15
149
3
12.05.15
150
4
Комплексная работа
С. 127 № 13
Проверка знаний умений навыков
13.05.15
151
5
14.05.15
Предложение. Текст (10 ч)
152
1
Предложение, текст.
С 110 -111
Иметь представление о разделах грамматики (морфология, синтаксис); о второстепенных членах предложения (об определении, дополнении, обстоятельстве)
Обобщить сведения о синтаксических средствах языка: словосочетании, предложении, организовать наблюдение над отличием словосочетания и нераспространенного предложения. Синтаксический анализ нераспространенных и распространенных предложений.
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
Уметь распространять предложения; подчеркивать члены предложения; стрелками указывать связь главных и второстепенных членов.
П.искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
К.
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;
Р.
понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Работа в парах
Фронтальный
15.05.15
153
2
Распространение мыслей в предложении и тексте
С. 112-113 №283-285
Распознавать разные функции средств языка: слов, словосочетаний и предложений.
Распространять мысли в предложениях
с помощью второстепенных членов.
Сравнивать варианты распространения мыслей в предложении и тексте.
Работа в группах
Фронтальный
18.05.15
Связи частей и предложений в тексте (8ч)
154
1/3
Связи частей и предложений в тексте
С. 114-115 № 290-293
Организовать работу с разными синтаксическими средствами языка, подобранными на тему Дня Победы. Виды письма: осложненное списывание, письмо по памяти, письмо под диктовку.
Обратить внимание при анализе предложений на нестандартные средства выражения главных членов предложения (снимали снайпера (снайперы), а не фоторепортёры, наречия холодно, тепло)
Фомирование внутренней позиции школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка
Мотивация к учебной деятельности; осознание границ собственного знания и незнания
осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;
принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;
появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи
Анализировать строение (композицию) текстов разных типов и жанров с целью выявления технологии развития авторской мысли.
Воспроизводить содержание и составлять высказывания (монологические, диалогические) на разные темы, используя разные типы речи.
Редактирование текста.
Иметь представление о частях текста (вступление, развитие, событие, заключение)
Составлять план при создании текста.
Накапливать опыт в умении «читать» и описывать картину
Самостоятельная работа
индивидуальный
19.05.15
155
2/4
Составление инструкции как разновидности текста – повествования.
С. 116 № 294-296
фронтальная
Фронтальный
20.05.15
156
3/5
Композиция (построение) текста
С. 117-119 № 297 - 303
Повторить отличие предложения от текста. Организовать наблюдение над смысловой связью предложений в тексте и его частях, над назывными предложениями
Работа в парах
фронтальный
21.05.15
157
4/6
Композиционные особенности текста-описания картины. Организовать наблюдение над особенностями построения текста-описания картины (репродукции с картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»)
индивидуальный
22.05.15
158
5/7
Самостоятельная работа
фронтальный
25.05.15
159
6/8
Описание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
С. 120-121 №304 - 305
Проверочная работа
Заочный экскурс в картинную галерею
фронтальный
26.05.15
160
9
Резерв
П.осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом
находить нужные сведения; К.
осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; Р.понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;
контролировать процесс и результаты деятельности.
сочинение
индивидуальный
27.05.15
161
10
Контрольное списывание текста с учебника
фронтальная
Проект «Роль языка в жизни человека»
фронтальный
28.05.15
Язык – мой друг (9 ч)
162
1
О роли языка в жизни человека
С. 122123 № 306-311
Проверить степень осмысления выпускниками начальной школы вопросов мировоззренческого характера: 1) как происходит процесс общения с помощью языка, 2) почему слово называют «великим делом», 3) почему язык называют национальным достоянием, почему его нужно беречь, сохранять чистоту и самобытность. Наметить с детьми конкурсы, смотры к празднику Дню славянской письменности и культуры. Чтение и анализ текста о некоторых правилах общения с помощью писем («Мастерская слова»). Составление памятки по правилам составления текста письма, текста письма (по выбору).
Фомирование внутренней позиции школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка
Мотивация к учебной деятельности; осознание границ собственного знания и незнания
Запись и устные рассуждения (неподготовленные) по теме пословицы (народная мудрость о дружбе, языковая форма её выражения).
Работа в группах
фронтальный
29.05.15
163
2
Повторение правил составления текста письма С.128 № 1, 2
Осознавать важность изучения языка для развития мышления и общения людей.
Накапливать опыт в написании отзыва о прочитанной книге с опорой на план.
Проявлять чувство уважения к языку своего народа и познавательный интерес к постижению богатства русского языка
фронтальная
фронтальный
164
3
Повторение правил составления текста письма
С. 128, № 1
фронтальная
Проект «Моя любимая книга»
фронтальный
165
4
Друзья мои – книги (составление отзыва о прочитанной книге)
С.129 проект с.130
166
5
167
6
Резерв
168
7
169
8
170
9
13PAGE \* MERGEFORMAT142115
ЫђЗаголовок 1–ђЗаголовок 2ѕђЗаголовок 3ѕђЗаголовок 5Заголовок 7ѕђЗаголовок 915