Рабочая программа по русскому языку, 2 класс. УМК Планета Знаний
Рабочая программа
по русскому языку 2 класс
УМК «Планета знаний»
учителя начальных классов
Котовой Елены Владимировны
2014-2015
Пояснительная записка
Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 2 класса и реализуется на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1047 от 05.09.2013 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
· Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., доработанное. – АСТ – «Астрель», Москва 2011. – 576 с. – (Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
· Авторская программа курса «Русский язык» 1-4 классы Л.Я. Желтовская Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: «Астрель»; Москва: 2011.)Учебный план образовательного учреждения на 2014/2015 учебный год.
Программа разработана в соответствии с принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности.
Цель данного курса – формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности.
Основные задачи курса – формирование речевой культуры, развитие личности обучающегося, его творческих способностей, формирование желания учиться и умения учиться.
Общая характеристика учебного предмета.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельный.
Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:
— семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
— системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
— этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.
При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и концентричности.
Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.
Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку.
Принцип концентричности предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.
В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программах курсов каждого года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».
Приоритетным в начальном обучении признаётся формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания. К этому же разряду относятся и умения этикетного характера. Поэтому раздел «Речевое общение» начинает программы каждого класса. Акцентируется внимание на проведение видов работ по развитию индивидуальной речи учеников: обогащение словаря, развитие чувства языка, расширение грамматического строя речи, развитие речевого слуха и пр. Формирование коммуникативно-речевых действий (умений слушать, читать, говорить, писать) — прямой путь к обеспечению в будущем социальной компетентности учеников.
Изучение системы языка, его языковых средств нацеливает содержание раздела программы «Язык как средство общения», в котором представлен языковой материал.
Содержательные линии этого раздела: фонетика, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография, орфоэпия и пунктуация. Языковой материал (основы лингвистических знаний) призван сформировать научное представление (с учётом возрастных особенностей младших школьников) о системе и структуре русского языка, являющегося частью окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка, постижению его интонационного и лексического богатства.
Ознакомление с языковыми единицами проводится через призму основного средства языка — слова. Сначала рассматриваются общие признаки единиц языка, затем, особенно единицы грамматики, с позиции их назначения (функции) в речи.
Далее внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей (корень слова, главные члены предложения, тема, главная мысль текста), после этого — на роли структурных частей «второй степени» значимости (приставки, суффиксы, окончания в слове, второстепенные члены предложения, композиционные части текста и пр.). Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания. Орфографический и пунктуационный материал также даётся с коммуникативной мотивацией — обеспечивать грамотность письменной речи.
Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над качествами письменной речи.
Развитие письменной речи у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы. Преобладание работы над письменной речью требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
Основные содержательные линии.
-основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
-орфография и пунктуация;
-развитие речи.
В программе специально выделен раздел “Виды речевой деятельности”, чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности.
Виды речевой деятельности:
Слушание: осознание цели и ситуации устного общения, адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение: выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи, практическое овладение диалогической формой речи, овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.д., практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение), овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение: понимание учебного текста, выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала, нахождение информации, заданной в тексте в явном виде, формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации, анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо: письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте; овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы, списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами, письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное), создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, и т. п.)Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.
В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с родным языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675ч, из них
-1 класс -165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели),
-2- 4 класс по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета “Русский язык”.
Ведущее место предмета “Русский язык” в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.
Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык» к концу второго года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
– значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
– типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;
уметь:
– определять в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков;
– проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
– выбирать буквы и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
– писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
– различать на письме приставки и предлоги;
– употреблять разделительные ь и ъ;
– выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
– выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
– сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);
– мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
– обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);
– разграничивать разные слова и разные формы одного слова;
– определять начальную форму слов-названий предметов, названий признаков и названий действий;
– изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
– изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам;
– находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос;
– определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
– находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены; задавать вопросы к разным членам предложения;
– находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно;
– находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию;
– правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
– правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе;
– определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
– членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
– грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
– владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).
Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами для каждого класса, включающими учебники, прописи, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
Планируемы результаты освоения программы по русскому языку к концу 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;
• понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
• осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, интерес к русскому языку, как к родному;
• адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова;
• осознания русского языка как основного средства общения народов России;
• осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
• восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке;
• понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить,доказывать и т.д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• осознавать слово как главное средство языка;
• осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);
• различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
• использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
• использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
• производить звукобуквенный анализ слов простой слоговой структуры;
• соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
• различать родственные (однокоренные) слова;
• осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
• осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
• применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);
• определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
• осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом);
• каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40–45 слов, писать под диктовку тексты в 35–40 слов.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
• устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки;
• излагать содержание исходных текстов в 40–55 слов, создавать тексты /сочинения/ в 4–8 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• самостоятельно организовывать своё рабочее место;
• понимать цель выполняемых действий;
• в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
• понимать важность планирования работы;
• осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи (орфограммы в корне слов);
• выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциям учителя;
• осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
• вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Учащиеся получат возможность научиться:
• оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
• в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
• намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
• объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
• осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
• оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
• ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;
• использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
• выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
• строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;
• находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;
• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);
• владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
• прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);
• находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;
• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
• владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;
• уметь слышать, точно реагировать на реплики;
• понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
• озаглавливать текст;
• задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
• адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить).
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной
деятельности (под руководством учителя).
Программа обеспечивается следующими учебными и методическими пособиями:
№ п/пНазвание пособия Класс Год издания Авторы
1 Учебник «Русский язык» В 2-х частях 2 2013 Л. Я. Желтовская,
О. Б. Калинина
2 CD. Русский язык. Электронный учебник 2 2013 Л. Я. Желтовская,
О. Б. Калинина
3 Рабочие тетради № 1, 2 «Русский язык» к учебнику. В 2-х частях 2 2013 Л. Я. Желтовская,
О. Б. Калинина
4 Контрольные и диагностические работы. 2 2013 Л. Я. Желтовская
О. Б. Калинина
5 Дидактические карточки-задания к учебнику «Русский язык» 2 2013 Л. Я. Желтовская,
О. Б. Калинина
6 Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык»: программа, методические рекомендации, тематическое планирование 2 2013 Л. Я. Желтовская,
О. Б. Калинина
В авторскую программу изменения не внесены
Программа курса «Русский язык» 1-4 классы (автор Л. Я. Желтовская)
Содержание программы 2 класс (175 ч)
Язык и речь (вводный раздел) - 8 ч
Роль дара речи, дара слова в жизни человека (социальная роль языка, функции познания, общения). Представление о языке и речи. Слово как главное средство языка и речи.Русский язык - родной язык русского народа. Наблюдение над выразительными средствами русского языка, устной народной речи (на примере малых жанров устного народного творчества). Устная и письменная речь.
Слова вежливости в русском речевом этикете. Высказывания воспоминания о первых летних каникулах.
Повторение изученного о языке в 1 классе - 24 ч
Слово и его строение (9 ч). Звуковое, буквенное, слоговое строение слов. Обозначение на письме звуков согласных (твердых и мягких, звонких и глухих) и гласных. Использование алфавита. Последовательность букв русского алфавита. Роль букв е, ё, ю, я в обозначении звуков. Историческая справка о создании письменности на Руси, о рождении и изменениях русского алфавита, об использовании прописных букв. Смыслоразличительная роль звуков, букв. Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных.
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударный слог.
Строение слога. Правила переноса слова.
Обозначение на письме гласных и согласных звуков (6 ч). Употребление гласных после шипящих ш, ж, ч, щ. Обозначение безударных гласных (в двусложных словах). Обозначение парных звонких и глухих согласных (на конце слов). Написание буквосочетаний чк, чн, щн. Упражнения в записи слов на указанные правила (списывание, под диктовку, преобразование, свободное письмо).
Слово как часть речи (2 ч). Группы слов с общим значением предмета, признака, действия. Выделение групп по значению и вопросу.
Слово и предложение (2 ч). Признаки предложения. Оформление предложений на письме (большая буква, точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Предложение и текст (5 ч). Признаки текста. Упражнения в редактировании, пересказе (изложении), составлении текстов (устно и письменно).
Речевое общение - 30 ч
Речь (2 ч). Речь как способ общения, как "язык в работе". Речевое действие и необходимые условия его совершения: наличие партнеров по общению и потребности (мотива): у одного - обращаться с речью, у другого - воспринимать ее.
Формы речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая.
Роль несловесных средств (интонации, поз, жестов, мимики) в речевом общении.
Высказывание. Текст (8 ч).
Высказывание как продукт речи. Средства и объем высказывания: слово предложение, предложение, текст (продукт письменной речи). Цели, задачи высказываний (речевые задачи): спросить, сообщить, подтвердить, отрицать, попросить, поздравить и др.Текст. Тема текста. Роль заголовка в тексте. Тексты с одной и двумя микротемами. Использование красной строки при выделении смысловых частей текста. Из истории появления выражения "красная строка". Смысловое единство структурных частей. Наблюдение над особенностями текстов с точки зрения их назначения: описание (животных, природных уголков, цветов), повествование (воспоминания о летних каникулах, зимних забавах), рас-суждение (о любимом времени года). Жанровое разнообразие текстов: сказка, загадка, считалка, закличка, природная зарисовка, письмо.
Речевой этикет* (Материал разделов под знаком* является сквозным, упражнения даются в ходе изучения других разделов). Этикетные высказывания: приветствие, прощание, просьба, поздравление.
Коммуникативно - речевые умения* (20 ч).
Восприятие (понимание смысла) устных и письменных высказываний (предложений, текстов, состоящих из одной-двух микротем), объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил, определений. Уточнение непонятного с помощью вопросов, обращения к сноскам, словарю учебника. Выбор нужного материала из текста. Прогнозирование содержания текста по его заголовку, плану.
Воспроизведение чужой речи (в основном текстов повествовательного характера небольших по объему): дословно (списывание с образца, письмо по памяти, письмо под диктовку), близко к исходному содержанию (устный и письменный пересказ (изложение) по вопросам, по готовому плану).
Создание собственных высказываний (предложений, текстов): ответов на вопросы учителя; предложений на темы летних каникул, зимних забав, любимого времени года; описания четвероногого друга; составление поздравлений и др.
Умение ориентироваться в речевой ситуации (с кем? зачем? что? как?).
Умение правильно строить высказывание и грамотно его оформлять (при устном общении с помощью четкого артикулирования звуков, интонации; при письменном - в соответствии с требованиями каллиграфии и орфографическими, пунктуационными правилами).Чистописание (Занятия по чистописанию во 2 классе целесообразно проводить три раза в неделю по 15 минут, чтобы можно было добиться улучшения качества письма в новой разлиновке при овладении рациональными соединениями букв и новой скоростью написания букв, слов.). Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, ч; 4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б; 5) ь, ы, ъ; 6) н, ю, Н, Ю, к, К; 7) В, З, з, Э, э, Ж, ж, Х, х, ф; 8) Ф, У, Г, Ю, П, Т, Р, Б, Д. Отработка начертания букв и их рациональных соединений при письме слов и предложений.
Язык как средство общения - 98 ч
Язык как средство обозначения явлений реального мира и средство общения*. Слово, предложение - главные средства языка. Связь языка с мышлением (язык как средство выражения мыслей и чувств). Знакомство с языковыми нормами: произносительными, словообразовательными, словоупотребительными, правописными.
Связь развития языка с историей развития культуры русского народа. Из истории происхождения собственных имен (имен, фамилий).
Слово и его значение (9 ч).
Словарное богатство русского языка. Конкретное (лексическое) значение слова, его разъяснение в толковых словарях. Слова, имеющие одно, два и несколько значений. Прямое и переносное значения слова. Слова с близким и противоположным значениями (синонимы, антонимы). Пути, источники пополнения словарного запаса русского языка. Знакомство с толковым словарем. Группы слов с общим значением предметности, признака, действия. Слово как часть речи (с введением терминов - имя существительное, имя прилагательное, глагол).
Слово и его строение (10 ч). Значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание). Корень - смысловой центр слова. Однокоренные слова. Корень - "ключик" к истории происхождения слова. Роль окончания в слове. Наблюдение над формами изменения слов в предложении.
Орфография (50 ч).
Обозначение мягкости согласных. Написание буквосочетаний жи, ши, ча ща, чу щу; чк, чн, щн, нч. Использование разделительного мягкого знака.
Употребление большой буквы в именах собственных (именах, отчествах, фамилиях, кличках, географических названиях). Представление об орфограмме. Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова. Использование разных способов проверки правописания орфограмм: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Слово как часть речи (морфология) (24 ч). Обобщение сведений о частях речи (общее представление).
Имя существительное (10 ч).
Значение, вопросы как средство его выявления. Углубление представления о значении предметности: обозначение явлений природы, состояния процесса (сон, бег, разговор). Представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
Имена собственные (имена, отчества, фамилии, клички, географические названия). Наблюдение над изменением имен существительных по числам.
Имя прилагательное (5 ч). Значение, вопросы как средство его выявления. Значения признака предмета (по цвету, размеру, форме, вкусу, месторасположению, оценке, характеру и т. д.). Смысловая и грамматическая связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над изменением прилагательных по числам.
Глагол (3 ч). Значения действия, состояния живых существ (спит, радуется), состояния неживых предметов (растет, стоит, находится). Вопросы как средство выявления значения глагола. Смысловая и грамматическая связь с именами существительными. Наблюдение над изменением глаголов по числам.
Служебные части речи (2 ч). Предлоги. Союзы (и, а, но, как, что). Их роль в речи: а) выражать отношения между знаменательными частями речи: пространственные (за, над, под, в, к), противительные (а, но), соединительные (и), сравнительные (как, точно, словно), б) служить для связи слов и предложений.Синтаксис и пунктуация* (5 ч).
Общее представление о словосочетании, его номинативной роли (уточнять название). Предложение и его коммуникативная функция. Средства оформления предложений в речи: интонация конца предложений в устной речи, знаки пре-пинания (точка, вопросительный, восклицательный знаки) в письменной речи. Связь слов в предложении (по смыслу, грамматически).Изобразительно выразительные средства языка и речи. Использование оценочной и эмоционально окрашенной лексики (молодец, нравится, хорошо, не люблю и пр.). Употребление слов в переносном значении, устойчивых выражений, пословиц. Интонационные возможности выразительности. Наблюдение над использованием звукописи, ритма, рифмы, образных слов в художественных текстах.
Повторение (10 ч). Слово, предложение, текст. Основные правила правописания слов, оформления предложений. О "работе" средств языка в речи.
Слова с непроверяемыми орфограммами (словарь) автобус, адрес, аллея, библиотека, велосипед, вокзал, город, дежурный, деревня, дорога, до свидания, дятел, желание, жен-щина, здравствуй, золото, иней, календарь, капуста, карандаш, класс, коллекция, конверт, космонавт, космос, лестница, лимон, малина, машина, мебель, месяц, молоко, морковь, на-род, облако, овощи, одежда, орех, осина, отец, Отечество, Отчизна, пальто, пассажир, пожалуйста, поздравление, посуда, праздник, Родина, ромашка, рюкзак, рябина, сентябрь, синица, снегирь, соловей, спасибо, столица, теннис, трамвай, троллейбус, февраль, футбол, хоккей, человек, чеснок, чувство, шоссе, энциклопедия, яблоко, ягода, январский, январь.Содержание тем учебного курса:
№ Раздел, тема Кол-во часов
1 О даре слова 4
2 Слово и его строение (повторяем, изучаем) 28
3 Слово и его значение 8
4 Слово и его значимые части 12
5 Правописание слов 26
6 «Жизнь» языка в речи 9
7 Правописание слов 30
8 Части речи и их работа в предложении 32
9 Язык и речь (повторение, обобщение) 20
169
Диагностический и практический материал
(контрольные работы, практические работы, тесты,диагностические работы и т.д)
Период обучения Количество часов Диагностический и практический материал
(контрольные работы, практические работы, тесты, диагностические работы и т.д.)
1 триместр 52 Контрольное списывание №1
Входная контрольная работа О.О №1
Диктант по теме «Слово и его строение» №2
Обучающее изложение «До свидания, журавли»№1
Проверочная работа «Слово и его строение»№1
Сочинение « Учимся словами рисовать облака»№1
Контр. диктант по итогам 1 триместра №3
Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически
2 триместр 54 Диктант по теме «Правописание гласных в корне слова» №4
Обучающее изложение «Ёжик» №2
Проверочная работа «Правописание слов» №2
Контрольный диктант за 1 полугодие О.О. №5
Контрольное списывание №2
Сочинение о зимних забавах №2
Обучающее изложение «Птичья столовая» №3
Контрольный диктант по теме «Непроверяемые написания» №6
Контрольный диктант по теме «Правописание слов» №7Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически
3 триместр 63 Изложение « Клестята» №4 (Упр 17..с.65)
Проверочная работа по теме «Правописание слов» №3
Контрольное списывание №3
Диктант «Имя существительное» №8
Изложение по вопросам «Нельзя обижать животных» №5
Годовая контрольная работа. О.О. Диктант .№9
Диктант по теме «Части речи» №10
Сочинение «Одуванчик»№3
Проверочная работа «Части речи» №4
Итоговый диктант №11
Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически
Итого 169 Контрольные работы О.О. - 3,
Плановые контрольные работы -8
проверочные работы – 4,
развитие речи – 8,
контрольное списывание-3
Тесты, самостоятельные работы и словарные диктанты периодически
Предмет:
Русский язык
Класс: 2
Количество часов за 1 триместр - 52 ч.
Количество часов за 2 триместр - 54 ч.
Количество часов за 3 триместр - 63ч.
Всего 169 часов, в неделю 5 часов
Контрольные работы О.О. – 3;
Плановые контрольные работы – 8;
Проверочные работы – 4;
Развитие речи (Изложения, сочинения) – 8\;
Контрольное списывание -3;
Тесты, самостоятельные работы
и словарные диктанты – периодически.
Календарно – тематический план.
5 часов в неделю.
№
Ур. Тема Кол-во час. Дата проведения Примечания
план факт 1 триместр 52 1 часть
1
2
3
4 Раздел « О даре слова»
Зачем человеку слово дано
Наш родной язык – русский
Язык певучий и богатый
Слово. Предложение. Текст. 4
1
1
1
1 5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26 Раздел «Слово и его строение»(Повторяем, изучаем)
Звуки речи и буквы
Слоги. Ударение.
Алфавит
Алфавит.
Алфавит.
Контрольное списывание №1
Большая буква в словах.
Перенос слов.
Перенос слов. Предупредительный диктант (упр7, с53)
Обозначение на письме твёрдых и мягких согл. звуков.
Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных звуков.
Обозначение непарных твёрдых и мягких согласных звуков.
Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных звуков.
Парные звонкие и глухие согласные на конце слов
Обозначение на письме безударных гласных звуков. Входная контрольная работа №1
Анализ диктанта и работа над ошибками. Безударные гласные звуки.
Обозначение на письме гласных звуков.
Слова – название предметов, признаков, действий.
Работа слов в предложении и тексте
Диктант по теме «Слово и его строение» №2
Анализ диктанта и работа над ошибками. 28
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Каникулы с 08.10.14 по 12.10.14 27
28
29
30
31
32 Закрепление темы «Слово и его строение»
Закрепление темы «Слово и его строение»
Обучающее изложение «До свидания, журавли»№1
Анализ и редактирование изложений, работа над ошибками.
Анализ, работа над ошибками. Обобщение о правописании слов.
Проверочная работа «Слово и его строение»№1 1
1
1
1
1
1 33
34
35
36
37
38
39
40 Раздел « Слово и его значение».
Если хочешь понимать и быть понятым
Конкретные и общие значения слов
Лексическое значение слова
Какие бывают лексические значения слов.
Лексическое значение слова.
Сочинение « Учимся словами рисовать облака»№1
Анализ творческих работ. Группы слов с общим значением (части речи).
Ежели вы вежливы…Вежливые слова. 8
1
1
1
1
1
1
1
1 41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52 Раздел « Слово и его значимые части»
Корень слова. Однокоренные слова.
Корень слова. Однокоренные слова
Суффикс.
Приставки.
Суффикс и приставки. Закрепление.
Окончание слова.
Окончание слова.
Анализ слова по составу.
Закрепление по теме «Окончание слова»
Контр. диктант по итогам 1 триместра №3
Анализ диктанта и работа над ошибками. Закрепление по теме «Окончание слова»
Резервный урок
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Каникулы с 19.11.14 по 23.11.14 2 триместр
54 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26 Раздел « Правописание слов».
Понятие об орфограмме.
Ознакомление со способом проверки безударных гласных – подбором однокоренных слов
Безударные гласные в корне словаПроверяемые и проверочные слова.
Проверка безударной е – гласной ё.
Непроверяемые безударные гласные.
Проверка безударных гласных в коне слова.
Диктант по теме «Правописание гласных в корне слова» №4
Анализ диктантов, работа над ошибками. Проверка безударных гласных в коне слова
Проверка парных звонких и глухих согласные в корне слова.
Проверка парных звонких и глухих согласные в корне словаОбучающее изложение «Ёжик» №2
Анализ творческих работ. Непроверяемые парные и звонкие согласные.
Слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
Слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
Слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
Слова с непроизносимыми согласными в корне слова
Проверяемые орфограммы в корне слова (обобщение).
Проверочная работа «Правописание слов» №2
Орфограммы в корне.
Орфограммы в корне. Закрепление.
Контрольный диктант за 1 полугодие №5
Анализ диктанта и работа над ошибками. Орфограммы в корне.
Создание текста поздравления.
Закрепление по теме «Правописание слов»
Резервный урок. 26
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Каникулы с 30.12.14 по 08.01.15. 27
28
29
30
31
32
33
3435
Раздел « Жизнь языка в речи».
Слово в предложении.
Предложение. Члены предложения.
Предложение. Члены предложения.
Контрольное списывание №2
Текст. Тема текста.
Упражнения в понимании тем текстов.
Упражнения в понимании тем текстов
Сочинение о зимних забавах №2
Анализ творческих работ. Обобщение по разделу «Жизнь языка в речи»
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2 часть
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54 Раздел « Правописание слов». ( Продолжение).
Правила записи слов.
Повторение способов и приёмов проверки орфограмм.
Непроверяемые орфограммы в корне слова.
Безударные гласные непроверяемые ударением
Обучающее изложение «Птичья столовая» №3
Анализ изложений, работа над ошибками. Слова с двойными согласными
Слова с двойными согласными
Слова с двойными согласными
Закрепление проверяемые и непроверяемые орфограммы корня
Контрольный диктант по теме «Непроверяемые написания» №6
Работа над ошибками диктанта. Орфограммы в корне словаСпособы обозначения парных твёрдых и мягких согласных звуков
Употребление гласных после шипящих и буквы ц.
Употребление гласных после шипящих и буквы ц.
Написание сочетаний чк, чн, щн.
Написание сочетаний чк, чн, щн.
Контрольный диктант по теме «Правописание слов» №7
Анализ диктантов, работа над ошибками. Закрепление
Резервный урок. 19
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Каникулы с 18.02.15 по 22.02.15. 3 триместр 63 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12 Раздел « Правописание слов». ( Продолжение).
Мягкий знак показатель мягкости согласных.
Мягкий знак показатель мягкости согласных.
Разделительный мягкий знак.
Разделительный мягкий знак.
Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком.
Изложение « Клестята» №4 (Упр 17..с.65)
Анализ изложений, работа над ошибками. Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах.
Практикум по слого – звуковому анализу слов.
Письмо – тоже текст. Поздравление к празднику.
Обобщение по теме «Правописание слов».
Проверочная работа по теме «Правописание слов» №3
Закрепление пройденных тем. 11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25 Раздел «Части речи их работа в предложении».
Общие значение частей речи.
Общие значение частей речи.
Имя существительное.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Контрольное списывание №3
Неодушевлённые имена существительные
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Собственные имена существительные.
Географические названия как имена собственные
Обобщение по теме «Собственные имена сущ-ные».
Диктант «Имя существительное» №8
Анализ диктантов, работа над ошибками.
Резервный урок 32
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Каникулы с 01.04.15. по 05.04.15. 26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44 Имя прилагательное.
Полные и краткие имена прилагательные.
Упражнения в написании окончаний имен прилагательных.
Обобщение. Имя прилагательное.
Изложение по вопросам «Нельзя обижать животных» №5
Анализ творческих работ. Глагол.
Глагол.
Использование глаголов в переносном значении.
Изменение частей речи по числам.
Изменение частей речи по числам.
Изменение частей речи по числам.
Годовая контрольная работа. Диктант .№9
Анализ диктанта, работа над ошибками.
Предлоги и союзы - слова связки.
Предлоги и союзы.
Работа частей речи в предложении
Части речи и их работа в предложении.
Диктант по теме «Части речи» №10
Анализ диктанта, работа над ошибками. 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63 Раздел «Язык и речь. Повторение. Обобщение».
Средства языка речи.
Слово (Значение, строение, правописание)
Слово (Значение, строение, правописание)
Сочинение «Одуванчик»№3
Анализ сочинений, работа над ошибками
Предложение и текст
Слово, предложение, текст.
Части речи.
Проверочная работа «Части речи» №4
Правописание гласных и согласных в корне.
Правописание гласных и согласных в корне.
Повторение, обобщение пройденных тем
Итоговый диктант №11
Анализ диктанта, работа над ошибками
Работа над проектом «Лето - время отдыха и открытий»
Итоговый урок.
Резервные уроки 20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4 Приложение
Критерии отметок. Русский язык
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списывании, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Объем диктанта:
1-й класс- 15-17 слов.
2-й класс - 1-2 четверть - 25-35 слов.
3-4 четверть - 35-52 слова.
3-й класс - 1-2 четверг - 45-53 слова.
3-4 четверть - 53-73 слова.
4-й класс- 1-2 четверть - 58-77 слов.
3-4 четверть - 76-93 слова.
Оценки.
«5» - за работу, в которой нет ошибок.
«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.
«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учет ошибок в диктанте:
1.Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».Ошибкой считается:
1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.
Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.
Грамматические задания
Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы.
Оценки:
«5» - без ошибок.
«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» - правильно в полнено не менее 1/2 заданий.
«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольнон списывание
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.
Оценки:
«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.
«3» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.
«2» - за работу, в которой допущены 4 и более ошибок (2 класс); 3 и более ошибок (3-4 классы)
Словарный диктант
Содержание словарных диктантов составляют слова, правописание которых не регулируется правилами. Словарный диктант проводится 1-2 раза в неделю с целью осуществления текущего контроля.
Объем:
2-й класс - 8-10 слов.
3-й класс- 10-12 слов.
4-й класс - 12-15 слов.
Оценки:
«5» -без ошибок.
«4» - 1 ошибка и 1 исправление.
«3» - 2 ошибки и 1 исправление.
«2» -3-5 ошибок.
Тест
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Оценки:
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«3» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
Изложение
Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила русского языка.
Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса; тексты для 4 класса – до 25-30 слов.
«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки, 1–2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
Сочинение
«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
Примечание: В связи с развитием письменной речи изложение и сочинение носит обучающий характер, а не контролирующий.
На начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в классный журнал не заносится.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая—за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Во втором классе за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за содержание.
В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику. В третьем и четвертом классах за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.
Контрольные работы
Входной контрольный диктант №1
Мурзик.
У Славы жил кот Мурзик. Мурзик любил играть в кустах. Однажды Слава долго искал кота. А кот сидел на окне.
Слова для справок: сидел, на окне.
Диктант №2 «Слово и его строение»
Рыбаки.
Дедушка Пётр с внуком Юрой идут на речку ловить рыбу. Верный пёс Амур бежит рядом. Около реки находят любимые места и развёртывают удочки.
Успешной ловли вам, рыбаки! (27 слов)
Диктант №3 итоговый за 1 четверть
В октябре.
Октябрь часто называют листопадником. В этом месяце у животных много забот. Зима не за горами. Нужно запасать пищу. Белки прячут орешки под палой листвой. Последние птицы улетают в тёплые края. (30 слов)
Диктант №4 «Проверяемые орфограммы в корне слова»
Хорош лес зимой! Воздух чист и свеж. Деревья в причудливых нарядах. Просто снежное царство, блестящее на солнце. Вот притаились пеньки в снеговых шапках. За ними видны заячьи следы. В зелёных кронах елей прячутся птицы. Им там тепло.
Лесные хоромы ждут гостей. (41 слово)
Дополнительные задания
1.Разбери по составу слова: (в) городском , медвежонка; (в) снеговых, гостей
2.Подчеркни предложение . которое построено так:
I_прил.____ __сущ.____ __гл.____ _сущ.______.
Диктант №5 «Правописание гласных и согласных в корне слова»
Ребята долго ждали весёлого праздника. В комнату внесли пушистую ёлку. В доме запахло смолой и свежестью.Стали наряжать лесную красавицу. Вскоре ёлка ожила и засверкала различными игрушками, золотыми огнями. (29 слов)
Дополнительные задания.
Озаглавь текст.
Выпиши три слова с орфограммой в корне (на выбор). Покажи орфограммы графически.
Какое предложение в тексте соответствует схеме?
I_____ _______ ______ ______ .
Поставь в конце предложения значок *.
Диктант №6 «Проверяемые орфограммы в корне»
Весь день идёт снег. Все деревья и скамейки в городском парке занесло пушистыми хлопьями. Илья и Юля встали на лыжи. Что за причудливый зверёк? Похож на белого медвежонка! А вот на ветке сосны застыла белочка. Ласковое солнце посеребрило снежинки. Удивительная красота!(42 слова)
Диктант №7«Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова»
Лучи.
В дальний путь ушли лучи солнышка. Они несли тепло листьям, цветам и травам. Вот луч упал в сад. На деревьях лопнули почки и бутоны. Маленький лучик играл с ребятами во дворе. Там гуляли Анна и Даша. (36 слов)
Слова для справок: несли, тепло, луч.
Диктант №8«Разделительный мягкий знак»
После медного звона осени наступает пора ожидания холодов.
Падают в лужицу капли с рябины. По веткам снуют дрозды. Скоро всё забелеет.
Россыпью гвоздей лежат в воде колючки от ёлок. Берёзка сбросила листья.
Только кукушкин лён бодро зеленеет в березняке.(38 слов)
Диктант №9 «Имя существительное»
Наш огород.
От тёплых лучей ожила земля . вот и первая травка. У дома наш огород.
На грядках Ольга Александровна с дочкой Дарьей посадили лук, укроп, морковь.
Поливать помогал маленький Юра. Он носил в игрушечном ведёрке воду. (34слова)
Диктант №10 «Части речи»
У реки.
Борис жил у реки. Широка и красива река Ока. Борис с друзьями часто катался на лодке. Они любили рыбачить. В реке водились судаки, ерши и окуни. Раз мальчики поймали большого леща. Дома бабушка сварила вкусную уху. (36 слов)
Диктант №11 итоговый
Вишенка.
Вот наш сад. В саду зреют вишни и сливы. Рядом со старой вишней выросла маленькая тонкая вишенка. Она вышла из косточки. Алла и Илья стали ухаживать за малюткой. Они каждый день рыхлили землю. Вишенка распустила веточки. Теперь она радует глаз. (40 слов)
Слова для справок: вишенка, ухаживать, радует.
Диагностическая работа по русскому языку. 2 класс.
Контрольное списывание.
Внимательно прочитай текст, спиши его, раскрывая скобки и вставляя пропущенные орфограммы.
(И,и)л...я (Б,б)огданов получил из (М,м)...сквы посылку. Бабушка (Д,д)ар...я прислала подарок. На ст...ле стояла ч...десная игра. К (И,и)л...е пришёл (К,к)остя (К,к)урьянов. Друз...я стали строить железную д...рогу. (И,и)люша клал рел...сы. Р...бята составили длинный поез... . Мал...чик завёл маш...ну. Быстро закруж...л соста... (по) рел...сам.
Грамматическое задание:
Раздели для переноса слова «белая, зайцам».
В подчёркнутом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.
Выполните фонетический разбор слова «печь».
Проверочные работы
1.Найди и исправь ошибку. Запиши текст. Выдели орфограммы зеленым цветом.
Мы идем за рыжыками. Влесу тишына. с вершыны сосны упали две большие шышки. Под кустом шыповника шипят ужи. Но вот и у сережы, и у меня полные карзины грибов. радостные бежым мы домой.
2.Найди и исправь ошибку. Запиши текст. Выдели орфограммы зеленым цветом.
наступило чюдесное весеннее утро. Лес-чяродейоделся в пушыстый зеленый нарят. Наберезе кричят грачята. Шуршит в кустах ежык. я молчю и чютко прислушиваюсь к весенним звукам.
3.Расположи предложения так, чтобы получился рассказ. Запиши его.
Мы любим ходить в лес за ягодами. За деревней речка и еловый лес. Летом мы жили в деревне. Там много ягод и грибов. Однажды мы набрали целую корзину земляники.
4.Расположи предложения так, чтобы получился рассказ. Озаглавь. Запиши его.
На тропинку выбежал колючий еж. Был теплый день. Вдруг в кустах они услышали шорох. Мальчики гуляли в лесу. Еж наколол гриб на иголки и убежал. Вот так встреча!
Тест на конец года
ВЫПОЛНИТЬ УПРАЖНЕНИЯ.
Вставить пропущенные буквы, приписать слово, обозначающее действие:
Зага.ка, наки.ка, ука.ка, подска.ка, ноче.ка, нахо.ка, улы.ка, моло.ьба.
Запишите однокоренные слова группами, выделите корень.
Снег, цветник, звонкий, снеговик, садик, звон, рассада, садовник, цветной, звонить, сад, цветет, снежок, цветок, снежинка, цвет, звонок, посадить, снегурочка, звоночек.Запишите текст, вставляя в словах пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова.
Пришла (…) в.сна. На (…) р.ке растаял лёд. (…) В.да (…) зат.пила (…) б.рега.
В (…) с.сновом (…) б.ру (…) з.мля ещё покрыта снегом. Но скоро (…) заз.ленеют (…) д.ревья. На лугах (…) зап.стреют (…) цв.ты.
Запишите текст, вставляя в словах пропущенные буквы.
Белый аист – большая птица. Люди подружились с ним очень давно.
Аисты строят гнезда на крышах дер.венских домов. Ос.нью птицы пол.тят на юг, а в.сной вернутся в свои ж.лища.
Запишите текст, вставляя в словах пропущенные буквы. В скобках пишите проверочные слова.
Вдруг налетел (…) ре.кий ветер. Закачались (…) ги.кие веточки. Затрепетали листочки. На (…) доро.ки сада упали первые капли (…) д.ждя.
Спишите текст. Найдите и подчеркните согласные орфограммы в корне слов.
Зима началась легкими морозцами. Принарядила она деревца и кусты в белые шубки. На каждый сугроб надела шапку. Под снег на ночь спрятала рябчика. А медведь уже с осени залез в берлогу.
Выпишите слова с парными звонкими и глухими согласными.
Снег глубок – год хорош.
В зимний холод всякий молод.
Кто любит труд, того люди чтут.
С кем по грибки, с тем и по ягодки.
Мир да лад – большой клад.
Рассыпались слова в пословицах, помогите их собрать.
Для, жалей, не, своей, Родины, жизни, и.
За, поспеешь, не, языком, и, твоим, босиком.
Материально – техническое обеспечение
Для учителя
1.Примерные программы по учебным предметам: Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010 г. – (Стандарты второго поколения)
2.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. - Москва, Просвещение, 2010г.
3 Агеева И.Д. Весёлые диктанты.-М., Издательство «Творческий центр», 2002
4.Биболетова М., Алексеева Л. Планируемые результаты начального общего образования. - Москва, Просвещение, 2011г.
5..Желтовская Л.Я. Обучение во втором классе по учебнику «Русский язык: программа, методические рекомендации, тематическое планирование. - М., Издательство «Астрель», 2012г
6.Карпова Е.В Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, Издательство «Академия развития»,2004г
7. Клюхина И.В. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. –М., Издательство «ВАКО», 2009
8.Кувашова Н.Г. Тематический тестовой контроль по русскому языку в начальной школе,- Волгоград, Издательство «Учитель»,20119.Матвеева А.Н. Контрольные работы в начальной школе по русскому языку.- М., Издательский дом «Дрофа» , 2009
10.Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Правила и упражнения по русскому языку для начальной и средней школы– М., издательство «Новая школа», 2004г.
11Страхова Л.Л. Проверочные диктанты с грамматическими заданиями.- Санкт-Петербург
Издательский дом «Литература», 2011
12.Соловейчик М.В. Я иду на урок в начальную школу. Олимпиады и интеллектуальные игры.- М., 2000.
13.Соловейчик М.В. Я иду на урок в начальную школу. Развитие речи. Сценарии уроков.- М., 2004
14.Узорова О.В., Е.А.Нефёдова Контрольные и проверочные работы по русскому языку 1-4 классы - М., Издательство «Новая школа», 2004г.
15.Журнал «Начальная школа». Издательство «Первое сентября»
Мультимедийные пособия
1. «Планирование учебной деятельности. Русский язык. Рабочая программа. Система уроков. 2 класс», УМК « Планета знаний» CD
2.Электронный учебник /Новые стандарты школьного образования / Русский язык 2 класс Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина CD
3.Толковый словарь современного русского языка CD
Сайты
1) www.7ya.ru Портал 7я.ру: все о детях и семье.
2) http://www.iro.yar.ru:8101/resource/distant/earlyschool_education/ Ярославский институт развития образования
3) www.uroki.ru/index.htm Образовательный портал Ucheba.com4) www.newseducation.ru/ Сайт «Большая перемена»
5) www.eidos.ru/project/school/index.htm Дистанционные олимпиады, курсы, мастер-классы, проекты, конкурсы Центра дистанционного образования "Эйдос" для учителей, методистов.
6) nsc.1september.ru Газета “Начальная школа”
7) http://www.zankov.ru/ Сайт развивающей системы им. Л.В.Занкова8)www.school.edu.ru/ Российский образовательный портал
9) http://tmn.fio.ru/works/22x/308/plan.htm Работа с одаренными детьми в начальной школе
10)http://www.moral-educ.narod.ru/ Духовно-нравственное воспитание и образование.
Для обучающихся
1.Русский язык: учебник для 2 класса: в 2ч. Автор: Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. Издательство «Астрель, 2013 г
2.Желтовская Л.Я.. Русский язык: контрольные и диагностические работы.: 2 класс,: к учебнику. Л.Я. Желтовской «Русский язык», Издательство «Астрель 2013.
3.Желтовская Л.Я.. Русский язык: рабочая тетрадь.: 2 класс в 2 ч,: к учебнику. Л.Я. Желтовской «Русский язык», Издательство «Астрель 2013.
4.Узорова.О.В., Нефёдова Е.А. «3000 примеров по русскому языку», пособие. Издательство «Астрель 2014.
Сайты
1)www.nachalka.com – «Начальная школа» - детям.
2)http://kidportal.ru Детский образовательный портал3)http://potomy.ru Детская энциклопедия" вместе познаём мир"4)http://viki.rdf.ru Детские электронные книги и презентации5)http://pochemychca.ru Сайт "Почемучка. Детские вопросы"6)http://slovorus.ru Сайт " Толковый словарь"7)http://www.murzilka.org Сайт "Мурзилка"8)http://teremoc.ru Сайт "Теремок" 9)http://www.u – skazki.ru
Технические средства обучения
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
2.Мультимедийный проектор
3.Компьютер