ИСКУССТВО ПОРТРЕТА В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ
ИСКУССТВО ПОРТРЕТА В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ
Изображение человека всегда занимало особое место в искусстве. Эпоха ЕКАТЕРИНЫ II, когда работали крупнейшие мастера портрета – ФС Рокотов, ДГ Левицкий, ВЛ Боровиковский, вошла в историю как эпоха Просвещения. Пафос времени – пробуждение в людях высокого сознания ответственности перед отечеством, стремление быть полезным обществу. В это время создаются парадные портреты. Это изображение человека в полный рост, обязательно в парадном костюме со всеми регалиями в импозантном интерьере с атрибутами государственной должности. Использовалась точка зрения снизу, что как бы приподнимало фигуру над зрителем, усиливая ее величие и значительность. Примером парадного портрета является работа ВЛ Боровиковского, посвященная князю АВ Куракину (1801-1802), вице-канцлеру императора Павла I, одному из самых приближенных к нему вельмож. Поэтому за окном дворцового зала изображен пейзаж с видом на михайловский замок, куда допускались самые доверенные лица монарха. С правой стороны от князя на постаменте – бюст императора, на столе государственная печать – свидетельство влиятельности царедворца и обладания им государственной властью. Он был кавалером мальтийского ордена, удостоился высших наград, о чем свидетельствует мальтийская мантия и голубая лента ордена Андрея Первозванного. Насыщенный звучный колорит – соотношение золотистых, пурпурных, коричневых тонов – дополняет впечатление великолепия портрета.
Портрет ПА Демидова, написан в 1773 году ДГ Левицким. Левицкий прославлял личные достоинства Демидова, который не занимал никакой государственной должности, но был знаменит своей ученостью, просветительской и благотворительной деятельностью. Демидов изображен в домашнем халате, его окружают предметы, связанные с ботаникой (лейка, раскрытые книги, горшки с цветами). Из комнаты открывается вид на воспитательный дом в Москве, построенный и содержащийся на средства Демидова. В 18 веке художники ограничивались лишь передачей портретного сходства, любезных, светских улыбок на лицах. Камерные портреты тоже изображали идеальную, совершенную личность. Но были художники, которые в своих героях и героинях раскрывали качества, которые полно отвечали собственным представлениям о духовных ценностях человеческой натуры. Сравним портрет поэта Василия Ивановича Майкова, написанный Рокотовым и портрет русского просветителя Николая Ивановича Новикова кисти Левицкого. Обе работы посвящены известным литераторам того времени. Левицкий изобразил Новикова как бы в момент его обращения к невидимому собеседнику, выразительное лицо известного книгоиздателя, сложный ракурс фигуры, энергичный жест руки создают впечатление физической активности и подвижности, деятельный Новиков. Рокотов изображает мечтательный взгляд, полуулыбку. Сквозь прозрачные верхние слои просвечивают нижние. Это создает впечатление воздушной дымки, сквозь нее проступает фигура без телесной осязательности. Приглушенные полутона зеленых и красноватых цветов костюма, нейтральный фон портрета усиливают ощущение собственной глубины образа. Это все нашло отражение в произведениях ОА Кипренского – художника-романтика. Автопортреты Кипренского, а он их писал в течении всей жизни, отображают не только физические изменения внешнего облика художника, но оттенки его эмоционального состояния, переживания и чувства, настрой души. «Автопортрет с кистями» (1809) художник молод, изображен в рабочем халате с кистями за ухом. Контрасты света и тени, энергетика красочных мазков, напряженность живописной ткани портрета подчеркивают остроту эмоционального переживания. «Автопортрет с рейсфедером» (1828) зрелый мастер предстает в облике светского человека, он причесан, на нем роскошный халат, улыбка на лице не скрывает печали, прячущейся в широко открытых глазах. Сравнивая портреты, понимаешь, как изменился художник – на смену радостному юноше пришли сомнения, разочарованность в самом себе и мире, где не всегда осуществляются прекрасные мечты молодости. В России произошли трагические события – Отечественная война 1812 года и катастрофа декабристского движения. Одним из лучших стал портрет АС Пушкина (1827). Олицетворение духовного романтического идеала, которым стал Пушкин. Оливковый, постепенно высветляющий цвет фона, приглушенные красно-зеленые тона плаща, черный сюртук и белые воротнички сорочки создают изысканную гармоничную цветовую среду, в которой все подчинено выделению главной детали изображения – лица поэта и кисти его руки. Сдержанность и изящество очертания фигуры, тонкие пальцы рук, изображение музы поэзии с лирой в руке. Портрет был выполнен по заказу Дельвига – друга поэта, а затем приобретен Пушкиным. Изображал Пушкина и ВА Тропинин (1827) – портрет хранится в Литературном музее АС Пушкина в Петербурге. В отличие от портрета Кипренского здесь поэт предстает в домашней одежде: свободный отложной воротничок сорочки. Эти особенности присущи и самому автору в «Автопортрете» (1844) – это изображение художника, для которого искусство – предмет не только вдохновения, но и любимое занятие, дело жизни, которому он добросовестно и с удовольствием служит. Художник изобразил себя на фоне окна с видом на Кремль, в рабочем халате с палитрой и кистями в руках. Он в очках, на лице мягкая домашняя простодушная улыбка. От всего облика веет покоем. Замечательным мастером портрета был КП Брюллов, автор знаменитой картины «Последний день Помпеи». Он стал модным художником, получал много заказов. Одной из лучших его работ является картина «Всадница» (1832). Джованни Пачинни – воспитанница графини Самойловой (близкого друга Брюллова на протяжении всей его жизни) подъехала на разгоряченном коне к балкону своей виллы, навстречу ей выбежала младшая сестренка. По сюжету – это жанровая сценка, но ее живописное решение (большой размер холста, трактовка образа Всадницы, пейзажный фон) придает композиции значение парадного портрета, прославляющего молодость, женственность, красоту. В облике героини покой и гармония. Идеальный порядок костюма и прически, ни следа разгоряченности на лице. Она гордо восседает на коне, бег которого резко остановлен. Глубокая зелень листвы деревьев, на ее фоне особенно легкой и прозрачной кажется ткань развевающейся вуали, нежность серебристо-голубых оттенков костюма Всадницы и розовых, палевых тонах платьица девочки, соотношение теплых коричневых тонов земли и мягкой коричневатой шерстки собаки – все это богатство оттенков свидетельствует о блестящем мастерстве Брюллова-колориста. Среди камерных портретов выделяется работа, посвященная поэту и переводчику того времени АН Струговщикову (1840), и шедевр мастера быстро написанный, в течении нескольких часов написанный «Автопортрет» (1848). Оба полотна отражают глубокий скепсис и чувство неудовлетворенности. Именно эти качества присущи романтическому герою второй трети XIX века. Сидящий в кресле Струговщиков о чем-то глубоко задумался, во взгляде его черных глаз внутренняя тревога и разочарованность. Напряженный красный фон , черный костюм, бледное лицо. Хрупкие руки, тонкие пальцы – это свидетельство утонченности духовного мира поэта. В «Автопортрете» цветовой контраст сменяется колористическим единством напряженной горячей гаммы: это и густой коричневый, почти черный цвет халата и красновато-коричневый - кресла и фона. В глазах художника отразилась душевная боль: его здоровье расшатано, он перенес тяжелую болезнь, жизнь близится к концу. ВГ Перов – основоположник критического реализма. Он создал галерею портретов. «Портрет ФМ Достоевского» (1872) и «Портрет АН Островского» (1871). Сложная, замкнутая фигура Достоевского. Этот человек в самоизоляции от зрителя. Достоевский изображен погруженным в глубокое раздумье над судьбами «униженных и оскорбленных». Ушедший в себя тяжелый взгляд, сомкнутые руки, контраст серо-коричневых тонов костюма, фона и черно-красного галстука рождают впечатление много пережившего, перестрадавшего человека. Островский – на его лице мягкая благожелательная улыбка, взгляд обращен на зрителя, открытый жест рук приглашает к общению, он в теплом халате уютно расположился в кресле. Спокойный колорит серо-золотистых тонов гармонирует с общим эмоциональным строем образа. И хотя оба литератора отличались единой позицией по отношению к современной им действительности, драмы Островского не менее разоблачительны, чем романы Достоевского, их характеры в чем-то противоположны. Художник передает психологический склад писателей при помощи индивидуализации. ИН Крамской стремится найти в образах лучших людей своего времени такие черты идеальной человеческой личности данной эпохи. Художник обращается к образу ЛН Толстого. Портрет писателя Крамской написал в Ясной Поляне в 1873 году, во время его работы над романом «Анна Каренина». Л Толстой долго не соглашался позировать, и только понимание, что его изображения неизбежно возникнут в будущем, но только тогда их будут писать по фотографиям, убедило писателя пригласить Крамского, которого он очень уважал и любил. Для Крамского самым важным в портрете было лицо, его выражение, выражение глаз, передающее движение мысли. Фигура, костюм, антураж – вторичны. Использованы нейтральные фоны. Писатель изображен сидящим, пытливо, пристально всматриваясь в нечто, видимое только ему одному, в сущность самых важных жизненных явлений. Крамской пишет картину «Некрасов в период последних песен» (1877), которая стала последним прижизненным портретом великого писателя. Портрет ПМ Третьякова (1876) – основателя Третьяковской галереи. Это олицетворение благородства и нравственности. Скромным, трудолюбивым интеллигентом купеческого происхождения предстает он на портрете Крамского. Сосредоточенное бледное лицо с тонкими чертами, острый взгляд коллекционера, застегнутый на все пуговицы сюртук – все подчинено задаче создания образа человека, внесшего неоценимый вклад в развитие русской культуры. Так, например, ПМ Третьяков позировал для ИН Крамского и ИЕ Репина. Репин, НН Ге, так же как и Крамской, писатели портреты ЛН Толстого. ВГ Перов и ИЕ Репин создали портреты ИС Тургенева. Три крупнейших портретиста второй половины XIX века (Перов, Крамской, Репин) имели свой собственный почерк, каждое их произведение неповторимо по колориту, пространственному построению, фактуре живописной поверхности. Портрет хирурга НИ Пирогова (1881) у Репина построен на контрастах черного и белого цветов, который вносит в образ энергию и динамику, соответствующую характеру врача. Краска, нанесенная на холст, лепит форму лица и фигуры при помощи сложных соотношений плотных мазков различных конфигураций. Острый, пронзительный взгляд прищуренных глаз проникает как бы вглубь человека. А вот в отличие от эффективной живописи портрета Пирогова манера письма в портрете ПА Стрепетовой (1882) кажется на первый взгляд скромной. Прекрасные темные глаза Стрепетовой кажутся бездонными, в них тайна трагедии духовного состояния одной из лучших исполнительниц роли Катерины в пьесе Островского «Гроза». Портретное искусство отражает развитие общественного сознания каждой исторической эпохи и воплощает его идеи в соответствующей пластической форме.