Презентация на тему Искусство русского портрета VIII века. Мастера живописного портрета
Искусство русского портрета XVIII века. Мастера живописного портрета.
О, незабываемое столетие! Радостным смертным даруешьИтину, вольность и свет.………………………………………………………………………… Идолов свергло к земле, что мир на земле почитал,Узы прервало, что дух наш тягчили, да к истинам новымМолньей крылатой парит, глубже и глубже стремясь. А. Н. Радищев« В мире нет другой нации, которая стала бы столь выдающейся во всех областях в столь короткий срок». Вольтер«Цель искусства состоит в том, чтобы сделать добродетель ощутительной, передать славу великих людей, заслуживающих благодарности отечества, и воспламенить сердца и разум к последованию». Устав Академии художеств
Особенности российской культуры:Одной из особенностей развития российской культуры в это время стало взаимопроникновение достижений русской культуры ХVII века и новых культурных веяний.Проникновение ростков культуры в широкие слои населения: дворянство, купечество, мещане, казачество, крестьянеРоссийская культура ХVIII века развивалась в условиях крепостничества, развития абсолютизма, что приводило к острым противоречиям между старым миром и новыми явлениями в культуре.Освобожденная от церковного влияния и давления российская культура становилась все более светской.Культура содействовала формированию российского общества, она сближала людей как нацию, пробуждала национальное самосознание.Российская культура представляла некий симбиоз достижений европейской культуры с национальным русским колоритом.
Федор Степанович РокотовДмитрий Григорьевич ЛевицкийВладимир Лукич Боровиковский
Надгробный портрет Скопина - ШйскогоАлексей Михайлович в «большом наряде»
Парсу́на (искажённое лат. persona — «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.Первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты.
Во второй половине XVIII в. в живописи русских мастеров появились новые жанры:Бытовой;Исторический;Пейзажный.
Разнообразнее стали жанры:Парадного портрета (изображение человека в привычной для него в домашней обстановке);Репрезентативные портреты – картины. Изобилующими символическими деталями.Камерные портреты (решает теперь не сословные задачи. А воплощает внутренний мир, общечеловеческие достоинства личности.)
Самый изысканный и тонкий живописец в европейском искусстве XVIII.Федор Степанович Рокотов
Дом в Москве на Старой Басманной, в котором жил и работал Фёдор РокотовПамятный камень в Новоспасском монастыре
Портрет Екатерина IIПортрет неизвестного в треуголкеПоэт В.И. Майков
Портрет Екатерины II
Тайна, загадка, недосказанностьПортрет Александры Петровны Струйской«Полумерцаниие, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаённость душевных проявлений»…
Её глаза – как два тумана,Полуулыбка, полуплач,Её глаза – как два обмана,Покрытых мглою неудач.Соединенье двух загадок,Полувосторг, полуиспуг,Безумной нежности припадок,Предвосхищенье смертных мук.Когда потемки наступаютИ приближается гроза,Со дна души моей мерцаютЕе прекрасные глаза. Н.А. Заболоцкий(1903 - 1958)
Дмитрий Григорьевич Левицкий «В передачи интимного, неуловимого очарования лица, не блещущего красотой, не выделяющегося оригинальностью, в изображении простого, среднего, незаметного лица – соперников он не знал».И.Э. Грабарь
Портрет архитектора А.Ф. КокориноваДени ДидроПортрет М.А. Дьяковой
Портрет П.А. ДемидоваСложный и противоречивый характер. Парадность и камерность изображения.
Владимир Лукич БоровиковскийЕсли в произведениях Рокотова и Левицкого нашли отражения рококо и классицизма. То творчество Боровиковского в большей степени связано с сентиментализмом. Главное внимание автор сосредоточил на лицах своих моделей, передавая юный задор и веселье, строгость и доброту, задумчивость и мечтательность.
Портрет вице-канцлера князя А. Б. КуракинаЛизонька и ДашенькаПавел I
Портрет Павла I в коронационном облачении(Портрет Павла в белом далматике)
Портрет М.И.ЛопухинойТомный, немного грустный взгляд, нежная улыбка, свободная непринуждённость позы.
Яков Петрович Полонский Она давно прошла — и нет уже тех глазИ той улыбки нет, что молча выражалиСтраданье — тень любви, и мысли — тень печали.Но красоту ее Боровиковский спас.Так часть души ее от нас не улетела,И будет этот взгляд и эта прелесть телаК ней равнодушное потомство привлекать,Уча его любить, страдать, прощать, мечтать...
Рефлексия:Появился ли у вас интерес углубить свои знания в области мировой художественной культуры и истории?Какой из трёх портретов соответствует вашему душевному и эмоциональному состоянию?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!