Раннее творчество М. Горького. Романтический пафос и суровая правда произведений писателя
Урок №
Тема. Раннее творчество М. Горького. Романтический пафос и суровая правда произведений писателя
Цель: раскрыть особенности раннего творчества писателя, их разносторонность и внутреннее единство; развивать навык анализа худ. произведений, ознакомить с особенностями композиции рассказов « Макар Чудра» и « Старуха Изергиль»; провести параллель между произведениями и авторским отношением к жизни; воспитать бережное отношение к людям.
Ход урока
Горький выдумал жизнь- сильную,свободную, радостную,
полную волнующих предчувствий …
И в этом была правда большая, чем правда обыденности
А. Н. Толстой
1.Оргмомент
2.Актуализация опорных знаний
Дайте толкование направления модернизм (Модернизм - это общий термин авангардистских течений в литературе и других видах искусства в начале xx столетия. Сюда относятся такие течения, как символизм, акмеизм, футуризм, экспрессионизм и сюрреализм.)Что характеризует модернистическую литературу? Кто является главными героями произведений модернистов?
Что стало 1 манифестом модернистов?
Какие исторические события в России послужили толчком к развитию модернистических направлений?
3. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя: Никто не хотел жить по-прежнему!
Именно в это непростое для России время учился писать и быть писателем Алексей Максимович Пешков - «босяк», социалистический писатель, вошедший в литературу под псевдонимом Максим Горький
Работа с эпиграфом
Работа над темой урока
4.1. Слушание литературных визиток или просмотр презентации « Творческий путь Горького»
Комментарий. Слушая сообщения одноклассников, ученики составляют тезисы
Слово учителя: О первых литературных опытах М.Горького …
Запись в тетрадь ( Серебряный век - это образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века, данное по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, поэт Сергей Маковский )4.2. Работа в группах
Аналитическая беседа, направленная на развитие ассоциативного мышления и выявления особенностей жанра рассказов М. Горького
Какое произведение М.Г. поразило читателей простотой изложения, яркостью образов и языка? Кто является главным героем этого рассказа? А какое, как утверждал сам Горький, было выстроено на высшем уровне?
! Горький поправу считается первым, кто ввел романтизм в рус. литературу.
Романтические произведения занимают огромное место в творчестве писателя.
Вопросы 1 группы
Что для героев самое главное в жизни?
Что помогает нам глубже понять внутренний мир и ценности Макара Чудры и является особенностью композиции рассказа?
3) Перескажите легенду с помощью визуального коллажа
Комментарий. Учащиеся заранее готовят фото из фильма « Табор уходит в небо»; макет сердца, цепь и кинжал.Всё сопровождается муз.зарисовкой
1- размещает иллюстрации; 2- повествует, комментирует.
4) Охарактеризуйте образ Радды и Зобара, подтверждая сказанное цитатами из текста.
5) Какова особенность композиции данного рассказа? Согласен ли Горький с позицией Макара Чудры?
6) Что использует автор, чтобы выразить чувства героев? Найдите в тексте.
7) Продолжите предложение.
Радда и Зобар Лойко- заложники …
Вопросы 2 группы
1) Какова же композиция этого рассказа?
2) Дайте краткую характеристику главному герою 1 легенды, подтверждая свои доводы цитатами из текста.
3) Почему 2 часть можно назвать автобиографичной?
4) О чём размышляет старуха Изергиль, повествуя?
5) И в чём же, в конце концов, смысл её жизни на старости лет?
Слово учителя: И наконец, третья часть – легенда о Данко. Главным героем легенды выступает романтический герой Данко. Он был красивым, мужественным, сильным, умеющим повести за собой народ, свободолюбивым и бескорыстным. Данко один из тех людей, которые всегда смелы.
6) А в чём всё выше сказанное проявляется?
7) Как народ отплатил за добро? Что проявил по отношение к Данко? Как исходя из этого можно назвать героя?
8) В чём видел смысл жизни Данко? Подтвердите цитатами из текста.
Слово учителя: Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев - это гордость. Мы также доказали, что герои разные…
4.3. Коллективная работа
Гордость - чувство соб. достоинства .Гордыня – высокое мнение о себе.
«Концепция жизни Ларры и Данко»
5. Подведение итогов
Что занимает в рассказах М. Горького центральную позицию?
Тема свободы человека во всех её проявлениях
Проблемы общества (духовные)
Романтический характер произведений
« Микрофон »: подберите каждый по 1 слову (абстрактному существительному), которое у вас ассоциируется с героями раннего творчества Максима Горького.
6. Домашнее задание.
Средний уровень - подготовить пересказ эпизодов пьесы « На дне», ответить устно на вопросы № на странице .
Достаточный уровень – составить литературную экспозицию пьесы, отметить высказывания героев о правде.
Высокий уровень – подготовить презентацию « Смысл жизни человека в пьесе М.Горького « На дне», используя теоретический материал в учебнике, критические статьи, высказывания герое
Урок №
Тема. Раннее творчество М. Горького. Романтический пафос и суровая правда произведений писателя
Цель: раскрыть особенности раннего творчества писателя, их разносторонность и внутреннее единство; развивать навык анализа худ. произведений, ознакомить с особенностями композиции рассказов « Макар Чудра» и « Старуха Изергиль»; провести параллель между произведениями и авторским отношением к жизни; воспитать бережное отношение к людям.
Ход урока
Горький выдумал жизнь- сильную,свободную, радостную,
полную волнующих предчувствий …
И в этом была правда большая, чем правда обыденности
А. Н. Толстой
1.Оргмомент
2.Актуализация опорных знаний
Дайте толкование направления модернизм (Модернизм - это общий термин авангардистских течений в литературе и других видах искусства в начале xx столетия. Сюда относятся такие течения, как символизм, акмеизм, футуризм, экспрессионизм и сюрреализм.)Что характеризует модернистическую литературу? Кто является главными героями произведений модернистов?
1) Вера в прогресс, разочарование в традиционных ценностях и морали; двоемирие героев; необычность событий; образы- символы, раскрывающие внутренний мир героя; сотворчество читателя-личные выводы, ассоциации , размышления о жизни.
2) Любимый персонаж модернистов-прозаиков - «маленький человек», чаще всего образ среднего служащего ;тот, кто страдает, незащищенная личность, игрушка высших сил.)
Что стало 1 манифестом модернистов?
( Книга Д. Мережковского « О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» 1983 г.)
Какие исторические события в России послужили толчком к развитию модернистических направлений?
( Общенациональный кризис , в который Россия вошла в конце 19 в начале 20-го веков: революции 1905г., 1917 г.; Первая Мировая война 1914 г- одни надеялись на реформы, вторые- на революцию, а третьи – на религию)
3. Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности
Слово учителя: Никто не хотел жить по-прежнему!
Именно в это непростое для России время учился писать и быть писателем Алексей Максимович Пешков - «босяк», социалистический писатель, вошедший в литературу под псевдонимом Максим Горький
Работа с эпиграфом
Работа над темой урока
4.1. Слушание литературных визиток или просмотр презентации « Творческий путь Горького»
Комментарий. Слушая сообщения одноклассников, ученики составляют тезисы
Слово учителя: О первых литературных опытах М.Горького известно немного. Он писал стихи и поэмы, самой крупной из которых была « Песня старого дуба». Строка из неё: « Я в мир пришёл, чтобы не соглашаться - могла бы служить эпиграфом к нашему уроку и всему творчеству Максима Горького. Но славу ему принесли не стихи, а рассказы о «босяках», в которых мотив несогласия, борьбы с действительностью стал лейтмотивом.
На этом и последующих уроках мы попытаемся понять, почему именно Максим Горький стал властителем дум простого русского человека на рубеже веков, принятого называть «серебряным веком»
Запись в тетрадь ( Серебряный век - это образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века, данное по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, поэт Сергей Маковский )4.2. Работа в группах
Аналитическая беседа, направленная на развитие ассоциативного мышления и выявления особенностей жанра рассказов М. Горького
Какое произведение М.Г. поразило читателей простотой изложения, яркостью образов и языка? Кто является главным героем этого рассказа? А какое, как утверждал сам Горький, было выстроено на высшем уровне?
(А. Рассказ «Макар Чудра» /сентябрь 1892 г. в газете « Кавказ»/, главный герой которого старый цыган, рассказывающий о 2 влюблённых;
Б. 1895 свет увидело произведение, написанное Горьким «Старуха Изергиль», наполненное духом романтизма. )Горький поправу считается первым, кто ввел романтизм в рус. литературу.
Романтические произведения занимают огромное место в творчестве писателя.
Вопросы 1 группы
1)Что для героев самое главное в жизни?
( Свобода, которую они никогда ни на что не променяют) Что такое свобода, определите ЛЗ этого слова ( В философии: возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие стеснений и ограничений, состояние того, кто не в неволе)
2)Что помогает нам глубже понять внутренний мир и ценности Макара Чудры и является особенностью композиции рассказа?
( Это легенда, рассказанная ним о Радде и Лойко Зобаре, любящих друг друга. Гордость, которая является главной ценностью для обоих, приводит к печальному концу)3)Перескажите легенду с помощью визуального коллажа
Комментарий. Учащиеся заранее готовят фото из фильма « Табор уходит в небо»; макет сердца, цепь и кинжал.Всё сопровождается муз.зарисовкой
1- размещает иллюстрации; 2- повествует, комментирует.
4)Охарактеризуйте образ Радды и Зобара, подтверждая сказанное цитатами из текста.
5)Какова особенность композиции данного рассказа? Согласен ли Горький с позицией Макара Чудры?
А) Особенностью произведения является наличие образа повествователя: он незаметен, но мы с лёгкостью угадываем в нём самого Максима Горького.
Б) М. Горький не совсем согласен с позицией героя: прямых возражений у него нет, но в конце рассказа проявляется его позиция - независимость и гордость, конечно, восхищают, привлекают, но они же обрекают человека на одиночество.
6) Что использует автор, чтобы выразить чувства героев? Найдите в тексте.
( Пейзаж: море-душевное состояние героев/спокойно-дождь-ветер/…)
7) Продолжите предложение.
Радда и Зобар Лойко- заложники ( собственной свободы)
Вопросы 2 группы
1) Какова же композиция этого рассказа?
( Рассказ состоит из 3 частей: легенда о Ларре, жизни самой Изергиль и легенде о Данко. Все они разные, но у них есть и общие черты: автор ищет ответ на ? « как правильно жить, как нужно жить и ради чего стоит жить»
А теперь давайте кратко рассмотрим все 3 части произведения .2) Дайте краткую характеристику главному герою 1 легенды, подтверждая свои доводы цитатами из текста.
3) Почему 2 часть можна назвать автобиографичной?
( Из ее рассказа мы узнаем, что у нее было много мужчин, и всех она любила, как ей казалось по-настоящему. Ее жизнь была насыщена путешествиями, она побывала во многих районах страны и даже за ее пределами. Она играла на чувствах людей, но в то же время имела гордость, которая была у нее на первом месте. Если она любила, то любила всем сердцем и никакие преграды на ее пути к счастью не могли ей помешать (убийство часового на посту), а если бросала то бросала полностью, безвозвратно и бесповоротно.)4) О чём размышляет старуха Изергиль, повествуя?
( Старуха размышляет о судьбе, говоря при этом: « Что же тут – судьба? Каждый сам себе судьба!». )5) И в чём же в конце концов смысл её жизни на старости лет?
(Она осознает смысл жизни, это не скитание по всему свету в поисках своей любви, а спокойная тихая жизнь в какой-нибудь деревушке с мужем и детьми.)
Слово учителя: И наконец, третья часть – легенда о Данко. Главным героем легенды выступает романтический герой Данко. Он был красивым, мужественным, сильным, умеющим повести за собой народ, свободолюбивым и бескорыстным. Данко один из тех людей, которые всегда смелы.
6) А в чём всё выше сказанное проявляется?
( помощь своему народу; лидерство - взял на себя ответственность; самопожертвование- вырвал из груди сердце, чтобы осветить путь.)
7) Как народ отплатил за добро? Что проявил по отношение к Данко? Как исходя из этого можно назвать героя?
( Как только люди достигли желаемой цели, то никто даже не вспомнил об умирающем Данко, который так любил народ и делал все для того , чтобы народу было хорошо. Искорки, пылающие в ночи степного простора, напоминали людям о славном бескорыстном герое Данко;
Они проявили эгоизм.Эгоизм – ( лат. ego — «я») — поведение, мыслью о собственной пользе, выгоде, когда человек ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм. Поэтому Данко можно смело назвать альтруистом.)8) В чём видел смысл жизни Данко? Подтвердите цитатами из текста.
( Данко - бескорыстный герой, который видел свой смысл жизни в помощи людям.)
Слово учителя: Итак, мы с вами выяснили, что главная черта героев - это гордость. Мы также доказали, что герои разные. Легенды о Ларре и Данко содержат 2 направления жизни - они же разняться существенно. Почему? Попробуем в этом разобраться с помощью опорной схемы. Но прежде подумайте, в чём разница между словом « гордость» и « гордыня».
4.3. Коллективная работа( запись в тетрадь)
Гордость - чувство соб. Достоинства, самоуважение .Гордыня – высокое мнение о себе.
«Конценция жизни Ларры и Данко»
5. Подведение итогов
Что занимает в рассказах М. Горького центральную позицию?
Тема свободы человека во всех её проявлениях
Проблемы общества (духовные)
Романтический характер произведений
« Микрофон »: подберите каждый по 1 слову (абстрактному существительному), которое у вас ассоциируется с героями раннего творчества Максима Горького.
( Романтизм, свободолюбие, чувства, гордость, любовь, смелость, отчаяние, лидерство, самопожертвование, гуманизм, альтруизм, вера, максимализм, гордыня…)6. Домашнее задание.
Средний уровень - подготовить пересказ эпизодов пьесы « На дне», ответить устно на вопросы № на странице .
Достаточный уровень – составить литературную экспозицию пьесы, отметить высказывания героев о правде.
Высокий уровень – подготовить презентацию « Смысл жизни человека в пьесе М.Горького « На дне», используя теоретический материал в учебнике, критические статьи, высказывания героев.
Вопросы 1 группы
1)Что для героев самое главное в жизни?
( Свобода, которую они никогда ни на что не променяют) Что такое свобода, определите ЛЗ этого слова ( В философии: возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие стеснений и ограничений, состояние того, кто не в неволе)
2)Что помогает нам глубже понять внутренний мир и ценности Макара Чудры и является особенностью композиции рассказа?
( Это легенда, рассказанная ним о Радде и Лойко Зобаре, любящих друг друга. Гордость, которая является главной ценностью для обоих, приводит к печальному концу)3)Перескажите легенду с помощью визуального коллажа
Комментарий. Учащиеся заранее готовят фото из фильма « Табор уходит в небо»; макет сердца, цепь и кинжал.Всё сопровождается муз.зарисовкой
1- размещает иллюстрации; 2- повествует, комментирует.
4)Охарактеризуйте образ Радды и Зобара, подтверждая сказанное цитатами из текста.
5)Какова особенность композиции данного рассказа? Согласен ли Горький с позицией Макара Чудры?
А) Особенностью произведения является наличие образа повествователя: он незаметен, но мы с лёгкостью угадываем в нём самого Максима Горького.
Б) М. Горький не совсем согласен с позицией героя: прямых возражений у него нет, но в конце рассказа проявляется его позиция - независимость и гордость, конечно, восхищают, привлекают, но они же обрекают человека на одиночество.
6) Что использует автор, чтобы выразить чувства героев? Найдите в тексте.
( Пейзаж: море-душевное состояние героев/спокойно-дождь-ветер/…)
7) Продолжите предложение.
Радда и Зобар Лойко- заложники ( собственной свободы)
Вопросы 2 группы
1) Какова же композиция этого рассказа?
( Рассказ состоит из 3 частей: легенда о Ларре, жизни самой Изергиль и легенде о Данко. Все они разные, но у них есть и общие черты: автор ищет ответ на ? « как правильно жить, как нужно жить и ради чего стоит жить»
2) Дайте краткую характеристику главному герою 1 легенды, подтверждая свои доводы цитатами из текста.
3) Почему 2 часть можна назвать автобиографичной?
( Из ее рассказа мы узнаем, что у нее было много мужчин, и всех она любила, как ей казалось по-настоящему. Ее жизнь была насыщена путешествиями, она побывала во многих районах страны и даже за ее пределами. Она играла на чувствах людей, но в то же время имела гордость, которая была у нее на первом месте. Если она любила, то любила всем сердцем и никакие преграды на ее пути к счастью не могли ей помешать (убийство часового на посту), а если бросала то бросала полностью, безвозвратно и бесповоротно.)4) О чём размышляет старуха Изергиль, повествуя?
( Старуха размышляет о судьбе, говоря при этом: « Что же тут – судьба? Каждый сам себе судьба!». )5) И в чём же в конце концов смысл её жизни на старости лет?
(Она осознает смысл жизни, это не скитание по всему свету в поисках своей любви, а спокойная тихая жизнь в какой-нибудь деревушке с мужем и детьми.)
6) А в чём всё выше сказанное проявляется?
( помощь своему народу; лидерство - взял на себя ответственность; самопожертвование- вырвал из груди сердце, чтобы осветить путь.)
7) Как народ отплатил за добро? Что проявил по отношение к Данко? Как исходя из этого можно назвать героя?
( Как только люди достигли желаемой цели, то никто даже не вспомнил об умирающем Данко, который так любил народ и делал все для того , чтобы народу было хорошо. Искорки, пылающие в ночи степного простора, напоминали людям о славном бескорыстном герое Данко;
Они проявили эгоизм.Эгоизм – ( лат. ego — «я») — поведение, мыслью о собственной пользе, выгоде, когда человек ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм. Поэтому Данко можно смело назвать альтруистом.)8) В чём видел смысл жизни Данко? Подтвердите цитатами из текста.
( Данко - бескорыстный герой, который видел свой смысл жизни в помощи людям.)
Вопросы 1 группы
1)Что для героев самое главное в жизни?
2)Что помогает нам глубже понять внутренний мир и ценности Макара Чудры и является особенностью композиции рассказа?
3) Перескажите легенду с помощью визуального коллажа
4) Охарактеризуйте образ Радды и Зобара, подтверждая сказанное цитатами из текста.
5) Какова особенность композиции данного рассказа? Согласен ли Горький с позицией Макара Чудры?
6) Что использует автор, чтобы выразить чувства героев? Найдите в тексте.
7) Продолжите предложение.
Радда и Зобар Лойко- заложники …
Вопросы 2 группы
1) Какова же композиция этого рассказа?
2) Дайте краткую характеристику главному герою 1 легенды, подтверждая свои доводы цитатами из текста.
3) Почему 2 часть можно назвать автобиографичной?
4) О чём размышляет старуха Изергиль, повествуя?
5) И в чём же, в конце концов, смысл её жизни на старости лет
И наконец, третья часть – легенда о Данко. Главным героем легенды выступает романтический герой Данко. Он был красивым, мужественным, сильным, умеющим повести за собой народ, свободолюбивым и бескорыстным. Данко один из тех людей, которые всегда смелы.
6) А в чём всё выше сказанное проявляется?
7) Как народ отплатил за добро? Что проявил по отношение к Данко? Как исходя из этого можно назвать героя?
8) В чём видел смысл жизни Данко? Подтвердите цитатами из текста.
Вопросы 1 группы
1)Что для героев самое главное в жизни?
2)Что помогает нам глубже понять внутренний мир и ценности Макара Чудры и является особенностью композиции рассказа?
3) Перескажите легенду с помощью визуального коллажа
4) Охарактеризуйте образ Радды и Зобара, подтверждая сказанное цитатами из текста.
5) Какова особенность композиции данного рассказа? Согласен ли Горький с позицией Макара Чудры?
6) Что использует автор, чтобы выразить чувства героев? Найдите в тексте.
7) Продолжите предложение.
Радда и Зобар Лойко- заложники …
Вопросы 2 группы
1) Какова же композиция этого рассказа?
2) Дайте краткую характеристику главному герою 1 легенды, подтверждая свои доводы цитатами из текста.
3) Почему 2 часть можно назвать автобиографичной?
4) О чём размышляет старуха Изергиль, повествуя?
5) И в чём же, в конце концов, смысл её жизни на старости лет
И наконец, третья часть – легенда о Данко. Главным героем легенды выступает романтический герой Данко. Он был красивым, мужественным, сильным, умеющим повести за собой народ, свободолюбивым и бескорыстным. Данко один из тех людей, которые всегда смелы.
6) А в чём всё выше сказанное проявляется?
7) Как народ отплатил за добро? Что проявил по отношение к Данко? Как исходя из этого можно назвать героя?
8) В чём видел смысл жизни Данко? Подтвердите цитатами из текста.
Вопросы 2 группы
1) Какова же композиция этого рассказа?
2) Дайте краткую характеристику главному герою 1 легенды, подтверждая свои доводы цитатами из текста.
3) Почему 2 часть можно назвать автобиографичной?
4) О чём размышляет старуха Изергиль, повествуя?
5) И в чём же, в конце концов, смысл её жизни на старости лет
И наконец, третья часть – легенда о Данко. Главным героем легенды выступает романтический герой Данко. Он был красивым, мужественным, сильным, умеющим повести за собой народ, свободолюбивым и бескорыстным. Данко один из тех людей, которые всегда смелы.
6) А в чём всё выше сказанное проявляется?
7) Как народ отплатил за добро? Что проявил по отношение к Данко? Как исходя из этого можно назвать героя?
8) В чём видел смысл жизни Данко? Подтвердите цитатами из текста.
Вопросы 1 группы
1)Что для героев самое главное в жизни?
2)Что помогает нам глубже понять внутренний мир и ценности Макара Чудры и является особенностью композиции рассказа?
3) Перескажите легенду с помощью визуального коллажа
4) Охарактеризуйте образ Радды и Зобара, подтверждая сказанное цитатами из текста.
5) Какова особенность композиции данного рассказа? Согласен ли Горький с позицией Макара Чудры?
6) Что использует автор, чтобы выразить чувства героев? Найдите в тексте.
7) Продолжите предложение.
Радда и Зобар Лойко- заложники …