Кондратий Фёдорович Рылеев. Гражданский пафос произведений поэта
Направление урока - внеклассное чтение.
Тема урока.
Кондратий Фёдорович Рылеев.
Гражданский пафос произведений поэта.
Блажен и славен мой удел:
Свободу русскому народу
Могучим гласом я воспел,
Воспел и умер за свободу.
Вильгельм Кюхельбекер
«Тень Рылеева»
Цели урока:
Обучающая –
- учить через чтение и анализ идейно-тематического и языкового содержания художественного текста выходить на личность автора, его гражданскую позицию
Развивающие –
- развивать навыки проведения аналитической работе с текстом через ключевые слова, фразы
- отрабатывать правильную монологическую речь – строить литературоведческие (критические) высказывания
Воспитательные –
- прививать интерес к работе над словом лирического произведения
- формировать в учащихся гражданские качества и гражданскую позицию.
Виды работ на уроке
- работа с текстом лирического произведения
- работа с информативными текстами
- анализ одного текста
- сопоставительный анализ двух текстов
- выразительное чтение
- метод ключевых слов
- построение ассоциативного ряда
- построение идейно-тематического ряда
- создание схем
- работа в парах по созданию единого ответа через проговаривание своих мыслей
- работа с цитатой как средством доказательства своей точки зрения
- работа с литературоведческим термином
- устное высказывание по одному произведению
- устное высказывание сравнительного характера 2-х текстов
- написание эссе
- работа с дискуссионной картой
Ход урока
Этапы урока и виды работ
Уровень восприятия
I Мотивационный этап
- Объявление темы урока и выделение в нём ключевого слова (гражданский)
- Прочитайте эпиграф к уроку и выделите в нём
ключевые слова, связав их с ключевым словом темы
урока (они выделены через подчёркивание)
- Выпишите их
Удел
Я воспел Я умер
свободу за свободу
- Постройте устное высказывание о назначении поэзии Рылеева, соединив историческую эпоху и ключевые слова темы урока и эпиграфа.
- Проговорите его в парах, озвучьте вслух.
- Поставьте цели к сегодняшнему уроку
- Чему мы должны учиться?
- Что будем в себе развивать?
- Что будем формировать в себе?
Урок построен на 3 и 4 уровнях восприятия - личное и критическое понимание
- уметь видеть и выделять ключевые слова, фразы темы урока и эпиграфа к нему
- строить устное высказывание с опорой на выделенные слова
- работать индивидуально с выходом в пару и корректировать свои знания
- ставить цели урока, отражая в них близкие и дальние задачи
II Операционный этап
1.Эпоха и поэт.
- Охарактеризуйте эпоху Рылеева, опираясь
на знание исторических фактов (межпредметная связь) - (историческая справка может быть дана в качестве индивидуального сообщения к уроку)
- постройте обобщённый событийный ряд на исторических датах
1812 год 1824 год 1825 год
1795 - 1826
- Когда же были написаны его произведения -
«Гражданин» и «К временщику»? (1824 год)
- Вместите в эту эпоху Рылеева. Прочитайте (раздаточный материал № 1) о Рылееве.
- Как вы думаете, почему именно в этот период появляются стихотворения с такими названиями?
- Сделайте вывод.
Определите, исходя из услышанного на уроке, два основных направления лирики Рылеева
Основные направления лирики
свободолюбивая гражданская
л и р и к а
2. Работа со стихотворением «Гражданин».
- чтение (заранее подготовленный ученик)
Задания классу до чтения
- выделите во время слушания стихотворения его ведущие мысли, фразы, соотнося их с мыслями, прозвучавшими до этого на уроке. Выстройте их в один идейно - тематический ряд.
* Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
* Нет, не способен
изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
* Нет, не способен я
В постыдной праздности влачить свой век
- что вы выделили и почему?
- Определите тему произведения (она - в заглавии)
Докажите свою мысль текстом.
- Назовите основные образы стихотворения и их жизненные позиции
Основные образы
Я, лирический герой Юноши, молодое поколение
«не способен изнывать « постигнуть не хотят
под тяжким игом предназначенье века»
самовластья »
- Постройте устное высказывание «Авторский голос в произведении». Проговорите друг другу – выскажите свои дополнительные мысли. Озвучьте вслух классу.
- Прочитайте в словаре учебника, что такое пафос, и определите пафос «Гражданина». Назовите его одним прилагательным. ( высокий, смелый, призывный, обличающий, зовущий, гневный, гражданский)
- Почему, по – вашему, он такой?
- Прочитайте дополнительную информацию к этому стихотворению (раздаточный материал - 3)
- В чём совпало твоё понимание произведения с тем, что ты прочитал сейчас?
3. Работа над стихотворением «К временщику»
- познакомиться, через имена деятелей, с политической обстановкой Европы и России до XIX века, века, давшего миру Рылеева (раздаточный материал - 2)
- чтение стихотворения – 2 ученика, заранее подготовленные (не всё – начало и концовка – в раздаточном материале часть, которую можно убрать выделена курсивом - но это на усмотрение учителя)
- во время слушания выделите наиболее гневные, обличительные , на ваш взгляд, слова Рылеева.
Выстройте их в один идейно - тематический ряд, а может, в два ряда?
* Надменный временщик, и подлый, и коварный,
* Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
*Неистовый тиран родной страны своей,
*Взнесённый в важный сан пронырствами злодей!
* Твоим вниманием не дорожу, подлец!
* Тиран, вострепещи!
* Всё трепещи, тиран!
- что вы выделили и почему? Объясните свои действия.
- Сопоставьте прочитанные 1 и 2 части.
О чём они? Докажите свою точку зрения ключевыми словами, фразами, мыслями. Следите за правильностью введения цитат в свой текст.
1 часть – гневное обращение к временщику
2 часть - угроза расплаты
- определите пафос этого произведения. Почему он такой у Рылеева?
4. Сопоставительный анализ 2-х прочитанных произведений поэта.
- что их объединят?
- какое из низ вам показалось наиболее резким, открытым в выражении мыслей и почему?
- могли эти стихи остаться без внимания царя и почему?
- давать характеристику исторической эпохе , концентрируя всё своё внимание на событиях, так или иначе связанных с поэтом, о котором будет идти речь на уроке
- пополнять знания за счёт чтения дополнительных источников
- обобщать, суммируя услышанное на уроке
- высказывать личное мнение
- определять, до чтения тексов произведений, по услышанному на уроке направления поэзии поэта
- читать выразительно лирическое произведение
- выстраивать ассоциативный ряд
- анализировать текст по предлагаемым учителем вопросам
- вычленять образы стихотворения
- создавать схемы
- соотносить их с ведущими мыслями текста
- строить ответ-доказательство собственной мысли
- создавать обобщающее монологическое высказывание
- проговаривать ответ товарищу
- знакомиться с литературоведческим термином и применять полученные знания на конкретном произведении
- расширять свои знания через чтение дополнительной информации к уроку
- оценивать критически свои мысли, мысли товарищей , дополнительную информацию
- «видеть» текст глазами его автора
- находить в тексте фразы, соотносящиеся с общим звучанием урока
- работать над ключевыми фразами
- уметь подводить итог своей работы
- проводить сопоставительный анализ композиционных частей одного текста
- использовать текст произведения в качестве цитаты для доказательства своей мысли
- проводить сопоставительный анализ двух текстов
- акцентировать внимание своё и слушателей на ведущей мысли урока
III Рефлексия
Подведём итоги.
- Пятиминутное эссе «А что такое гражданин?..»
(Н. Некрасов.)
- письмо эссе
- чтение 3 – 4 эссе.
- Сам Некрасов так ответил на им же поставленный вопрос : «А что такое гражданин?
Отечества достойный сын».
- Давайте позволим себе вместить в первую строчку некрасовского текста имя Рылеева :
Рылеев – настоящий гражданин,
Отечества достойный сын .
Домашнее задание
Дискуссионная карта
ДА
?
НЕТ
1.
2.
3.
Прав ли был Рылеев, идущий в своей идее до конца?
1.
2.
3.
Привести не менее 3-х доказательств Да и НЕТ, используя для доказательства разный материал (исторический, жизненный, биографический, литературоведческий)
- писать эссе
- слушать написанное другими учениками и дополнять своими – мыслями
- рифмовать на заданную тему
- дискуссировать с самим собой, приводя доводы своим мыслям из разных источников
Пыстина Лидия Митрофановна
Школа – гимназия № 9
школа № 9
Раздаточный материал.
Информационный лист № 1
Кондратий Рылеев вошёл в историю родины не только как основоположник гражданской поэзии, но и как вождь и вдохновитель первого в России революционного движения против царизма.
Рылеев «воспламенял всех своею настойчивостью», как утверждали впоследствии участники восстания. Хотя Рылеев и отдавал себе ясный отчёт в том, что шансы на успех вооружённого выступления против царизма ничтожны, он не отступал от мысли о его необходимости. «Предвижу, что не будет успеха, но потрясение необходимо, тактика революций в одном слове: дерзай, и ежели всё будет несчастливо, мы своей неудачей научим других», - говорил поэт.
За революционное выступление в декабре 1825 года и предшествующую антиправительственную деятельность Рылеев вместе с четырьмя другими руководителями декабристского движения – Пестелем, Бестужевым – Рюминым, Муравьёвым и Каховским – спустя семь месяцев после восстания был повешен на кронверке Петропавловской крепости.
В преступление Рылееву, как это следует из обвинительного акта, наряду «с умышлением на цареубийство» и организацию восстания, были также вменены и его «возмутительные» - призывающие к возмущению – стихи и песни.
Кронверк – внешнее крепостное укрепление.
Информационный лист № 2
Временщик – граф А. Аракчеев (1769 - 1834), всесильный фаворит Александра I, организатор и главный начальник военных поселений . Аракчеев был оплотом российской реакции в 1816 – 1825 годы.
Сеян (I век н. э.) – начальник гвардии в Риме. Составленный им заговор против императора Тиберия провалился, и по приказу последнего Сеян был задушен.
Цицерон Марк Туллий (I век до н. э.) – римский государственный деятель и оратор, которому принадлежала руководящая роль в разоблачении заговора политического демагога Луция Сервия Катилины против Римской империи.
Кассий Гай Лонгин и Брут Марк Юний (I век до н. э.) – лидеры республиканского заговора против римского императора Гая Юлия Цезаря; в 44 году до н. э. Цезарь был ими убит; Катон – младший – римский государственный деятель (I век до н. э.), убеждённый республиканец; Катон покончил с собой после водворения в Риме монархического режима Цезаря.
«Селения лишил их прежней красоты» - этим стихом Рылеев намекал на ненавистные народу военные поселения.
Информационный лист № 3
В написанном, по свидетельству И. Пущина и Н. Бестужева, за несколько дней до восстания стихотворении «Я ль буду в роковое время», известном под названием «Гражданин». Рылеев гневно обрушивается на тех, кто равнодушен к судьбам родины, кто позволяет себе в пору, когда решается её будущее, предаваться праздности, стоять в стороне от освободительной борьбы.
Для стиля его произведений характерны романтическая приподнятость и глубокая серьёзность.
Гражданин
Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя,
Переродившихся славян?
Нет, не способен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенье века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетённую свободу человека.
Пусть с хладною душой бросают хладный взор
На бедствия своей отчизны
И не читают в них грядущий свой позор
И справедливые потомков укоризны.
Они раскаются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях сладкой неги
И в бурном мятеже, ища свободных прав,
В них не найдёт ни Брута, ни Риеги.
К временщику
(Подражание Персиевой самире «К Рубеллию»)
1. Надменный временщик, и подлый, и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесённый в важный сан пронырствами злодей!
Ты на меня взирать с презрением дерзаешь
И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь!
Твоим вниманием не дорожу, подлец!
Из уст твоих хула – достойных хвал венец!
Смеюсь мне сделанным тобой уничиженьем!
Могу ль унизиться твоим пренебреженьем,
Коль сам с презрением я на тебя гляжу
И горд, что чувств твоих в себе не нахожу?
2. Что сей кимвальный звук твоей мгновенной славы?
Что власть ужасная и сан твой величавый?
Ах! Лучше скрыть себя в безвестности простой,
Чем с низкими страстями и подлою душой
Себя, для строгого сограждан взора,
На суд их выставлять, как будто для позора!
Когда во мне, когда нет доблестей прямых,
Что пользы в сане мне и в почестях моих?
Не сан, не род – одни достоинства почтенны:
Сеян и самые цари без них – презренны,
И в Цицероне мной не консул – сам он чтим
За то, что им спасён от Катилины Рим
О муж, достойный муж! почто не можешь, снова
Родившись, сограждан спасти от рока злого?
3. Тиран, вострепещи! Родиться может он,
Иль Кассий, или Брут, иль враг царей Катон!
О, как на лире я потщусь того прославить,
Отечество моё кто от тебя избавит!
Под лицемерием ты мыслишь, может быть,
От взора общего причины зла укрыть
Не зная о своём ужасном положенье,
Ты заблуждаешься в несчастном ослепленье,
Как ни притворствуешь и как ты не хитришь,
Но свойства злобные души не утаишь.
Твои дела тебя изобличат народу;
Познает он – что ты стеснял его свободу,
Налогом тягостным довёл до нищеты,
Селения лишил их прежней красоты
Тогда вострепещи, о временщик надменный!
Народ тиранствами ужасен разъяренный!
Но если злобный рок, злодея полюбя,
От справедливой мзды и сохранит тебя,
Всё трепещи, тиран! За зло и вероломство
Тебе свой приговор произнесёт потомство!
13PAGE 15
13PAGE 14615