М.Ломоносов – «первый наш университет». (А.С.Пушкин). Гениальный ученый, выдающийся поэт, реформатор русского литературного языка. Прославление в произведениях Ломоносова родины, мира, науки и просвещения.
«Он стоит впереди наших поэтов, кА вступление впереди книги»
Уроки по изучению жизненного и творческого пути М.В.Ломоносова
Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом. А.С. Пушкин
Тема: М.Ломоносов – «первый наш университет». (А.С.Пушкин). Гениальный ученый, выдающийся поэт, реформатор русского литературного языка. Прославление в произведениях Ломоносова родины, мира, науки и просвещения.
Цель: познакомить учащихся с личностью великого русского ученого и его творчеством, раскрыть роль Ломоносова в развитии русской литературы и науки; содействовать расширению кругозора учащихся, учить выразительному и осмысленному чтению оды; знать отличительные особенности оды; определить пафос стихотворения «Вечернее размышление о Божьем величии при случае северного сияния». Выработать навыки анализа лирического текста, показать многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного смысла. Воспитывать восхищение перед красотой родной природы и силой человеческого разума.
Оборудование: портрет М.В.Ломоносова, репродукции с изображением Московского университета. Тексты произведений. Компьютер с выходом в локальную сеть Интернет (или Презентация к уроку), физическая карта России,
Теоретические сведения: понятие об оде; жанры художественной литературы (классицизм). Пафос в художественном произведении.
Ход урока
I. Объявление темы и цели урока.
II.Повторение пройденного материала.
Слово учителя с элементами беседы.
- Что такое классицизм? Назовите его исторически рамки.
Классицизм – (лат.classicus – образцовый) – художественное направление в искусстве. Исторические рамки: конец XVII – начало XIX века.
-Причины появления нового направления в искусстве.
Кризис гуманистических идей; потребность в новой идеологии, которая способствовала бы созданию единого мощного государства (средние века - феодальная раздробленность).
- Родина: Италия.
-Представители:
В Италии _ Альфери;
Во Франции – Малерб, Корнель, Расин, Лафонтен, Мольер;
В Германии – Готшед, Лессинг, Гейне, Шиллер;
В России – Сумароков, Княжнин, Тредиаковский, Фонвизин, Ломоносов, Державин;
В Англии – Дж. Аддисон.
- Каковы были требования классицизма?
Строгое деление на жанры с точным указанием их героев и соответствующего им языка.
Логическая стройность произведения: три единства.
Признание высшим критерием истинного разума.
Требование правдоподобия;.
Неподвижность, неизменяемость окружающего мира, выделение в человеческом характере на первый план какой-либо одной черты.
Строгий отбор жизненного материала как художественного воплощения – все «низкое», «грубое» устранялось – все это, что требовал классицизм, не помешало проявлению в лучших творческих достижениях писателей-классицистов глубокого психологизма, не помешало проникнуть во внутренний мир человека.
1. Слово учителя.
Большое значение писатели-классицисты придавали воспитательной роли художественной литературы. Искусство классицизма должно было сочетать эстетическое наслаждение с воспитательной функцией. Несмотря на свою ограниченность и противоречивость, классицизм оказался художественным методом, который прокладывал пути дальнейшего развития прогрессивной литературы.
Русский классицизм начал оформляться в период наступившей реакции после смерти Петра I, когда были поставлены под удар прогрессивные завоевания предшествующих десятилетий и нависла угроза возврата к допетровским порядкам. Литературе русского классицизма сразу был задан боевой, наступательный дух, полный общественного, гражданского пафоса. (Пафос – (греч.) pathos –чувство, страсть) – страстное воодушевление, энтузиазм, вызываемый чем-нибудь.)
Для русского классицизма характерна сатирическая направленность, отражение конкретных явлений русской действительности, преобладание национально - исторической тематики. Большое место в русском классицизме занимают стихотворные жанры: героическая поэма, ода, басня, сатира.
Ода – (от греч.ode – песнь) – торжественное стихотворное произведение. В России ода стала основным жанром поэзии М.В.Ломоносова. В ней он выражал свой патриотический пафос. Ода создавалась по строгим нормам: «высокий стиль» речи, церковнославянская лексика, размер-четырехстопный ямб, строфа в десять стиховых строк с твердой схемой рифм.
Сегодня на уроке мы познакомимся с жизненным и творческим путем известного русского учёного и поэта, реформатора русского литературного языка и стиха М.В.Ломоносова, которого В.Г.Белинский назвал «Петром Великим нашей литературы, первым основателем русской поэзии и первым поэтом Руси».
2. Сообщение творческой группы о М.В.Ломоносове.
Русский классицизм в своих истоках связан с именем Михаила Васильевича Ломоносова – гениального ученого и замечательного
поэта. Поразительны были широта, глубина и разнообразие его научных интересов. Он поистине был отцом новой русской науки и культуры. В.Г.Белинский назвал его «Петром Великим нашей литературы».
- Что же сделал этот человек? Почему помнят о нем вот уже почти три столетия?
М.В.Ломоносов первые 19 лет своей жизни провел в деревне Денисовке (ныне Ломоносовка) на одном из островов Северной Двины, недалеко от Холмогор и Архангельска. Обстановка родного края благотворно повлияла на характер будущего ученого и поэта. Вместе с отцом он плавал не только по морю, но и по океану, не раз подвергаясь смертельной опасности, закаляя здоровье и волю. От знакомого крестьянина Ивана Шубина Ломоносов на десятом году жизни научился грамоте и пристрастился к книгам. Первыми книгами Ломоносова, которые он называл «вратами своей учености» были «Арифметика» Магницкого со сведениями по физике, географии, астрономии и т.п., «Грамматика» Смотрицкого, содержавшая также теорию литературы и стихосложения, и «Псалтырь» Полоцкого. Книги эти он выучил наизусть.
В 1730 году девятнадцатилетний Ломоносов вместе с попутным рыбным обозом направился в Москву, где, скрыв свое крестьянское происхождение, становится учеником Славяно-греко-латинской академии». Не ограничиваясь занятиями в школе, он посещал монастырские библиотеки, читал летописи и церковные сочинения, а также книги по философии, физике и другим наукам.
В конце 1735 года из академии были отобраны 12 лучших учеников для продолжения учебы в университете Петербурга. В их числе оказался М.В.Ломоносов. В сентябре того же года был отправлен в Германию для изучения горного дела. Ломоносов занимается естественными науками; кроме того, он изучал античную литературу, современную западную поэзию и стихосложение. С этого времени начинается его взлет как ученого. «Историк, риторик, физик, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец» по словам А.С.Пушкина, Ломоносов явился автором замечательных открытий, создателем фундаментальных и оригинальных научных трудов.
Ломоносов является реформатором российского стихосложения, русского языка. В 1739 году он послал в академию «Письмо о правилах российского стихосложения». Ломоносов вводит в российское стихосложение силлабо-тонический принцип. В начале XVIII века в русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение ( в стихотворной строке выдерживалось одинаковое число слогов (чаще всего 13) с паузой (цезурой) в середине строки и с обязательным ударением на предпоследнем слоге последнего слова). Ломоносов продолжил и углубил реформу стиха, начатую Тредиаковским, разработал систему силлабо-тонического, или слогоударного, стихосложения. Она характеризуется правильным чередованием ударных и безударных слогов в стихотворной строке. Стих Ломоносова и его последователей приобрел напевность и гармоничность звучания. Как известно, в силлабо-тоническом стихосложении имеются пять основных стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. В русской поэзии они ведут свое начало от Ломоносова. К письму была приложена первая оригинальная ода Ломоносова «На взятие Хотина», написанная звучным и четким четырехстопным ямбом.
В 1742 году М.В.Ломоносов вернулся в Россию, в Петербург, вполне сложившимся ученым и с огромным желанием служить родине как знаниями ученого так и талантом.
Ломоносов поставил своей задачей очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить русский литературный язык на народной основе. Он излагает свое учение «О трех штилях» в трактате «О пользе книг церковных в российском языке» (1757г.) Здесь он говорит , «что в «российском» языке есть три рода «речений», т.е. три рода слов. К первому относятся слова, которые являются общими и для славянского и для русского языка, например: слава, рука, ныне, почитаю. Ко второму принадлежат такие славянские слова, которые хотя и редко употребляются, особенно в разговорной речи, но понятны грамотному человеку, например: отверзаю, господень, насажденный, взываю.» Неупотребительные и весьма обветшалые, (устаревшие) отсюда выключаются, например: рясны (ожерелье) овогда (иногда) свене (кроме)». К третьему относятся слова, которых нет в церковнославянских книгах, например: говорю, ручей, который, пока, лишь, т.е. слова чисто русские (исконно русские). От различного сочетания слов трех групп рождаются три «штиля» - «высокий», «средний» и «низкий».
Высокий стиль составляется из слов первой и второй групп. Это стиль торжественный, величественный, важный. Им должно писать героические поэмы, оды, а в прозе – ораторские речи «о важных материях». «Средний штиль» должен состоять преимущественно из русских слов, т.е. слов первого и третьего рода, к которым можно присоединить слова славянские. Этим стилем нужно писать трагедии, стихотворные дружеские письма, элегии, сатиры, а в прозе – исторические сочинения. «Низкий стиль» состоит исключительно из русских слов, которых нет в славянском языке. Им надо писать комедии, эпиграммы, песни, а в прозе – письма, «описания обыкновенных дел».
Схема теории «трех штилей» была известна до Ломоносова. Но в эту схему Ломоносов вложил новое, конкретное содержание, подчинив ее национальным нуждам. Теория значительно сузила область употребления старославянских слов, приблизила литературный язык к разговорному. Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.
Учащиеся в тетрадях заполняют схему.
ВЫСОКИЙ
СРЕДНИЙ
НИЗКИЙ
героические поэмы
драмы
комедии
оды
послания
песни
трагедии
дружеские письма
басни
похвальные надписи
сатиры
эпиграммы
(церковно-славянскиеслова + русские)
(русские слова снебольшой примесьюстарославянских)
(русские слова +простонародныеслова)
3. Продолжение слова учителя о поэзии М.В.Ломоносова.
Всесторонняя гениальность Ломоносова полностью сказалась и в его поэтических произведениях. Они явились не только прекрасной иллюстрацией к его филологическим работам, но и приобрели самостоятельное значение как первые успехи новой русской литературы.
По словам Н.В.Гоголя, Ломоносов «стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги».
М.В.Ломоносов был не только великий ученый, но и лучший поэт своего времени. Гражданин – патриот, Ломоносов ценил то искусство, которое служит пользе общества, народа.
Он боролся за содержательность и идейность литературы. Сам Ломоносов в своей поэтической деятельности блестяще осуществил требования, которые он предъявлял к литературе и поэту.
Поэзия Ломоносова глубоко патриотична. Он всегда чувствовал свою кровную связь с народом, ради народа трудился, для его блага совершал свои научные открытия.
Основные темы поэтического творчества Ломоносова – это природа, ее научное познание, это родина, мир и деяния выдающихся людей – героев «славы вечной».
Писать стихи Ломоносов начал рано. Но его поэтическое творчество развилось и расцвело после возвращения из заграничной командировки. Он писал произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы. Любимым его жанром была ода.
4. Работа над содержанием оды «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»
1). Работа над терминами.
Ода – торжественная хвалебная песнь в честь царей, полководцев или победы, одержанной над врагами. Ода должна была выразить восторг, воодушевление автора (пафос). Поэтому ей были присущи приподнятый, торжественный язык, риторические вопросы, восклицания, обращения, олицетворение отвлеченных понятий (науки, победы), образы богов и богинь и сознательные преувеличения.
2). А начнём мы с прекраснейшего явления природы – северного сияния. Вы видели когда-нибудь полярное сияние? Я нет. На фотографиях это явление природы выглядит очень красиво. (Просмотр фотографий северного (полярного) сияния на сайтах:ru. wikipedia. org. «Северное сияние – 73 тыс. картинок, lifeglobe. net>blogs /details?id «Северное сияние – огненный танец на небесах» или любых других сайтах (по выбору учителя). Если отсутствует выход в Интернет, можно использовать специально подготовленную Презентацию к уроку).
3) Чтение оды учителем и комментарий малопонятных слов.
В оде с гениальной простотой выражается восхищение человека глубиной мироздания, «неизмеримым множеством миров»:
Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне – дна.
Поэт убежден в единстве законов природы:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.
Но пораженный загадочностью такого явления, как северное сияние, он сознает, насколько трудно найти эти законы в противоречиях природы.
- Скажите, что побудило поэта к размышлению о Божьем величии? (Северное сияние)
- Чтобы продолжить чтение стихотворения мы должны хорошо представлять себе картину северных сияний.
- Используя Физическую карту России, покажите, где на территории Российской Федерации можно наблюдать северное сияние? (Кольский полуостров, Мурманск, Архангельск и т.д.)
4) Работа над лексикой произведения.
Поработаем над словом. Стихотворение отделено от нашего времени более чем двумя столетиями и за это время в его тексте родились архаизмы времени – языковые факты, которые в ту далёкую эпоху устаревшими ещё не были. Подход к языковому материалу без учёта этих фактов будет лишён историзма и потому неверен.
Устаревшие слова (старославянские): бездна – огромное количество, пропасть; уста – рот, губы; премудрые – ученые; естество – самая суть, сущность чего-нибудь, то же, что природа; мещут – метать – кидать с размахом; зрак – взгляд, глаз; мятёт (мястись) – быть в смятении; зыблет (зыбиться) – появляться, колебаться; твердь: земная твердь – земля, суша; небесная твердь – небо, небесный свод; зенит – точка небесной сферы, находящаяся вертикально над головой наблюдателя; разить – бить, громить; эфир – воздушное пространство, воздушная высь; окрест – вокруг; несведом – неизвестен; тварь – всякое живое существо; Творец – Бог как создатель мира.
Усечённые прилагательные и причастия: мрачна ночь, черна тень, мала искра, несчётны солнца, жирна мгла, солнечны лучи, гладки волны – используются в чисто версификационных целях: «сим способом избегает он излишества в числе слогов, к составлению стиха потребном».
Неполногласные сочетания: мещут огнь, хладный пламень, дуть престал зефир.
5). Сообщение подготовленного ученика
Старославянскими называют слова и части слов, пришедшие из старославянского, древнего языка славян. В конце X века (после принятия христианства) распространился на Руси. Затем, подвергшись языковому и грамматическому влиянию русского языка, получил название церковно-славянского и до VII века употреблялся как одна из разновидностей русского литературного языка. Возникло резкое различие между языком «книги» и живым говором народа. Наш герой осознаёт, что литература не может идти вперёд без формальной правильности в языке и стихе, без литературных форм. Важнейшими трудами этого рода были: «Российская грамматика», где проводится резкая грань между языками русским и церковно-славянским; «Рассуждение о пользе книг церковных в российском языке», «Письмо о правилах российского стихотворства». Своими реформами учёный открыл перед поэзией широкие художественные горизонты.
6). Поразмышляем над прочитанным. Беседа с учащимися.
С целью более полного восприятия картины, нарисованной автором, прочитаем стихотворение, заменяя устаревшие слова их современными синонимами или лексическим значением.
Перескажите сюжет стихотворения своими словами.
С явлением северного сияния в древние времена связано множество мифов и легенд. Викинги полагали, что огни на небе загораются, пока танцуют души умерших дев, а эскимосы верили, что это обитатели загробного мира пытаются связаться с живыми. В средние века ночные сполохи считали предвестниками войн и болезней. По чьему велению, по мнению автора стихотворения, возникает полярное сияние? (по Божьему велению)
Обратите внимание на необычный синтаксис: почти в каждой строфе, начиная с четвертой, идет ряд вопросительных знаков. Почему в стихотворении так много (11) вопросительных предложений? Какую роль они играют в идейном содержании оды? (испытывая восторг и священный ужас, поэт изображает человека не бессильным, подавленным созерцателем, а думающим деятелем, способным на объяснения могущества природы).
Ответ на вопрос, откуда берётся северное сияние, первым нашёл наш герой. Проведя бесчисленное количество опытов, он высказал предположение об электрической природе этого явления. Когда на Солнце происходят взрывы, в атмосферу Земли устремляются заряженные частицы. Сталкиваясь с частицами заряженных газов, находящихся в атмосфере, они заставляют их светиться. Из гипотез того времени только ломоносовские получили научное обоснование.
Каким вы представляете себе лирического героя данного стихотворения?
ВЫВОД: в оде органично соединяются лирическое описание ночи и стремление ученого понять причины северного сияния, попытаться раскрыть еще одну тайну Вселенной.
Скажите, какие мысли охватывают нас при наблюдении звездного неба? (Мысли о своей незначительности в бескрайнем мире, размышления о своем месте в нем.) -- Как эти мысли и чувства передает Ломоносов, мы увидим, прочитав следующую строфу. Вспомним только, что означает старославянское прах! (Пыль.)
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!
- Мысльми древняя форма существительного. А как мы скажем теперь? (Мыслями.)
Обратим также внимание на слова углублён, утомлён. В современном русском языке в суффиксах этих причастий происходит чередование звуков [э] и [о]: углублена углублён, утомлена утомлён. В древнерусском и старославянском языках, как вы уже знаете, такого чередования нет. Поэтому, чтобы придать речи возвышенный стиль, надо произнести эти причастия... как? (Углублен, утомлен.)
Один из учеников читает всю строфу. (Учитель следит за правильной расстановкой логических ударений
Взор повествователя прикован к звездному небу. Ведь перед ним Вселенная, скрывающая в себе величайшие тайны мироздания. Ах, как хочется проникнуть в них пытливому человеческому разуму! Голова кругом идет от нахлынувших мыслей.
- О чем они, эти мысли? О чем думает поэт и ученый? Это мы узнаем, прочитав следующую строфу.
В ней мы встретим выражение «множество светов» в значении «множество миров». В каком значении употреблено здесь существительное свет! (Мир, Вселенная.)
Уста премудрых нам гласят:
«Там разных множество светов,
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков;
Для общей славы божества
Там равна сила естества».
- Последние две строчки требуют пояснения. Слово естество в данном случае является синонимом слова природа. Сила естества как иначе можно сказать? (Сила природы.) Там равна сила естества там такая же сила природы, т. е. такая же степь, высота ее совершенства, как и у природы, окружающей нас. И все это, конечно, возвышает славу Бога, Творца Вселенной. Обратите внимание на четвертую строчку Круг веков т. е. «ход времени». Народы там и круг веков там народы и их многовековая история.
- Продолжим чтение. Что в стихотворении обозначают синонимы естество, натура?( Природа.)
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
- Откуда встает заря? (С полночных стран.)
- Какое слово в русском языке соответствует старославянскому неполногласному слову страна? (Сторона.)
- От какого существительного образовано прилагательное полночный? (Полночь.) Полночная страна это сторона, в которой солнце находится... когда? (Когда у нас полночь.) Ночью мы не видим солнца, потому что оно находится в полночной стране, т. е. в северной стороне, на севере.
Утренняя заря не может вставать на северной стороне неба; мы знаем, что солнце всходит на востоке, а не на севере. Так где ж, природа, твой закон, если заря вдруг поднимается с полночных стран, с севера?! Это же противоестественно, «незаконно»!
- Догадываетесь, какое природное явление Ломоносов называет зарею? (Северное сияние)
- Читаем следующие две строчки.
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
- К какому существительному относится усеченное прилагательное льдисты? (Моря.) Огнь древнерусская форма... какого с л ов а? (Огонь.)
Солнце ставит свой трон, чтобы «царствовать», управлять природным явлением. Это первое предположение о причине северных сияний.
- Следующее предположение... какое? (Не льдисты ль мещут огнь моря?) В основе этого предположения лежит, очевидно, тот факт, что сияния наблюдаются на севере, над льдистыми морями.
Читаем следующие две строчки. Се значит «вот».
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!
- Хладный старославянское слово. Как скажем по-русски? (Холодный.)
Приступаем к чтению следующей строфы. Предварительно поясню несколько слов.
Естество это слово мы уже встречали, что оно означает? (Природа.) Существительное устав родственно глаголам уставить, установить и имеет значение «правило», «закон». Так, например, свод армейских правил и законов и теперь называется уставом, точнее, воинским уставом. Зрак старославянское слово, переводится как «взгляд, взор, зрение». Глагол мятет в наше время не употребляется, но сохранились родственные ему слова смятение, мятущийся. Смятение означает «душевное волнение, растерянность». При чтении стихотворения глагол следует произносить так: мя[т'эт], чтобы сохранить рифму.
О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,
Которым малый вещи знак
Являет естества устав!
Вам путь известен всех планет,
Скажите, что нас так мятет?
Следующую строфу читает один из учеников
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?
- Какое лексическое значение имеет глагол зыблет? Родственными словами ему являются существительное зыбь, прилагательное зыбкий. Зыбь означает «легкое волнение на поверхности воды», зыбкий «находящийся в состоянии зыби, колеблющийся». Как надо понимать глагол зыблет! («Колеблет, приводит в постоянное движение».)
- В следующей строке мы встречаем устаревшее слово тверд.ь Назовите однокоренное прилагательное к этому слову. (Твердый.) Устаревшее слово твердь означает «твердое основание». В выражении земная твердь оно означает «суша», в выражении небесная твердь означает «небо». Напомню, лучи северного сияния стремятся ввысь. Скажите, в каком значении «суша» или «небо» здесь употреблено слово твердь? (Небо.)
- Вернемся к первой строчке. К какому существительному относится прилагательное ясный? (Луч.) Если в предложении поменять местами слова ясный и ночью, т. е. расставить слова синтаксически правильно, звучание стиха не нарушится. Проверим это. Прочитаем первую строчку, поменяв местами слова ясный и ночью...
- Почему же Ломоносов нарушает обычный порядок слов? При «неправильном» порядке слов возникает необходимость четко отделять едва заметной паузой слово от слова. При таком чтении каждое слово выделяется, повышается его смысловая весомость. Характер же читательского исполнения первой строки сохраняется и далее, до конца строфы.
В следующей строфе М. В. Ломоносов высказывает предположения о причине северного сияния:
Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в эфир.
Согласно старинным учениям, все мировое пространство заполнено особой средой эфиром. Греческим же словом зефир называют легкий ветерок. Море успокоилось, и волны стали «гладкими», потому что перестал дуть зефир. Такие волны «бьют в эфир» и вызывают его свечение.
Приступаем к чтению последней строфы стихотворения.
Окрест значит «вокруг, кругом, около». Отсюда и существительное окрестность.
Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
С вопросами, от которых «мысльми утомлен», ученый и поэт снова обращается к тем премудрым, «которых быстрый зрак пронзает в книгу вечных прав». Он спрашивает: что малейших дале звезд?
- Подумайте и догадайтесь, какие звезды кажутся нам малейшими, т. е. самыми слабыми? (Слабыми кажутся нам наиболее удаленные звезды.)
Ломоносов спрашивает, а скорее всего, сам ищет ответ на вопросы: что малейших дале звезд? коль пространен свет?
Выражение коль пространен понятно? Подберите родственное слово прилагательному пространен.(Пространство.)
Сомнений полон ответ о природе северных сияний, хотя они возникают «окрест ближних мест» и доступны наблюдению. Так можно ли знать о том, что дале малейших звезд, можно ли сказать, коль пространен свет?
Несведом тварей вам конец?
- Непонятно? Сейчас помогу проникнуть в смысл сказанного.
Существительное тварь означало ранее любое живое существо и не имело бранного значения. Теперь о выражении несведом конец. Вам, конечно, знакомо слово сведущий? Сведущий, знающий слова-синонимы. Раньше в в русском языке было и слово сведомый. Слова сведущий и сведомый составляют пару, подобно современным ведущий ведомый, несущий несомый, знающий знаемый. Сведущий тот, кто знает; сведомый то, что известно, что знаемо. В прошлом прилагательные и причастия нередко употреблялись в краткой форме: сведущий сведущ(например: каждый сведущ в своем деле), сведомый сведом (например: дело это не всякому сведомо). Выражение несведом конец означает «конец неизвестен», а фразу несведом тварей вам конец следует понимать так: разнообразие живых существ настолько велико, что нет этому разнообразию конца.
Прочитаем последнюю строчку стихотворения
Скажите ж, коль велик творец?
- Обратимся к заголовку стихотворения. Стихотворение Ломоносова это размышление... о чем? (О Божием Величестве.) Мы сказали бы теперь «о Божьем величии»
Слова величество, величие старославянские. Они имеют общий корень с прилагательным великий, в краткой форме велик. Однокоренные слова величество и велик в данном случае близки по смыслу и заключают стихотворение в рамку. В заголовке указывается цель повествования (о Божием Величестве), в заключительной фразе содержится главный вывод из сказанного (коль (как) велик Творец). Этот вывод дается в форме риторического вопроса, т. е. такого вопроса, который не требует ответа, потому что ответ заключен в самом вопросе:
Скажите ж, коль велик творец?
V. Этап систематизации и обобщения изученного
- В чем своеобразие этой оды?
Ломоносов понимал одический жанр очень широко. Предметом оды становилось все, что возжигало душу высоким пламенем, - воинская доблесть и победы русского оружия, мудрость и добродетели царей, загадочная красота природы, грандиозность и непостижимость Божьего замысла величие Творца. Поэтому и возникали на ряду с гражданскими, публицистическими религиозно-философские, духовные оды.
- Чем восторгается поэт в этой оде?
Ключевым словом поэзии Ломоносова является слово «восторг».
- Как передает его? (Обращаем внимание на лексику и синтаксис).Почему такое название получает эта ода Ломоносова?
Делаем вывод, что для Ломоносова природа - это одушевленное проявление Божьего могущества. Тайны природы - это Божьи тайны, раскрыть которые до конца человеческому уму не возможно. И все-таки авторское «я» - это воплощение дерзостного порыва пытливого ума постичь созданное творцом.
- Над чем вы задумались, уходя с урока?
VI Домашнее задание
1. Подготовить выразительное чтение и анализ стихотворения «Вечернее размышление».
2. Индивидуальное задание (выполняется по желанию учащихся): напишите мини-сочинение-рассуждение на темы: «Роль риторических вопросов в стихотворении «Вечернее размышление» или «Какова роль наук в развитии общества? (Цитаты из «Оды на день восшествия на» Составление плана оды «На день», Индивидуальные задания «биографам» и «литературоведам».
Ода «На день восшествия...» - типичное произведение в духе классицизма.
В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям
собственной жизни радуется, не об них сетует,
он вещает правду и суд Промысла, торжествует
о величии родимого края, межует перуны в сопостатов,
блажит праведника, клянет изверга
В. К. Кюхельбекер
Тема урока М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Елисаветы Петровны, 1747 года». Прославление Родины, мира, науки. Просвещение в произведениях Ломоносова.
Цель: проанализировать оду и ее идейное содержание (раздумья о судьбе России, необходимость развития русской науки), учить выразительному осмысленному чтению оды; знать отличительные особенности оды;
составлять план произведения.
Оборудование: портреты Петра I, императрицы Елизаветы Петровны. Текст оды.
Ход урока
I.Актуализация опорных знаний учащихся.
Вопросы к учащимся.
1. Каковы отличительные черты классицизма?
– идеал красоты – античное искусство;
– преклонение перед разумом;
– деление на высокие и низкие жанры;
– схематическое изображение человеческих характеров;
– три единства в драматических произведениях.
2. Какие жанры нашли свое полное развитие?
3. Каков вклад М.В.Ломоносова в развитии русского литературного языка?
4. Какому жанру в творчестве М.В.Ломоносов отдает предпочтение? Почему?
II. Объявление темы и цели урока.
III. Восприятие учащимися учебного материала.
1.Слово учителя.
М. В. Ломоносов написал 20 больших торжественных од. Они положили начало «заказной» поэзии, поэзии государственного служения. Идея государства венчала собой систему взглядов, нашедшую отражение в одах. Монархов воспевали потому, что они олицетворяли государство, героев – потому, что они способствовали процветанию государства. Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, идеология которой сложилась в Западной Европе в эпоху абсолютизма, а идеальным героем для него был Петр I.
Эта ода (1747) принадлежит к числу лучших од Ломоносова. И написана она ко дню празднования ее восшествия на престол. День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 году отмечалась годовщина воцарения Елизаветы.
Но эта ода была написана еще по одному конкретному поводу: Российской Академии наук был «дарован» новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.
2. Сообщение «биографов» об императрице Елизавете Петровне.
29 декабря (18 декабря по ст.ст.) 1709 года родилась Елизавета Петровна, российская императрица, дочь Петра I и Екатерины I. Царствование Елизаветы Петровны было временем расцвета культуры и науки.
Елизавета Петровна, российская императрица (1741-1761) родилась 18 декабря 1709 года (по новому стилю 29 декабря) в подмосковном селе Коломенском еще до заключения церковного брака между ее родителями царем Петром I и Мартой Скавронской (Екатериной I).
Росла в Москве, уезжая летом в Покровское, Преображенское, Измайловское или Александровскую слободу. Отца в детстве видела редко. Когда мать уезжала в Петербург, воспитанием будущей императрицы занималась сестра отца, царевна Наталья Алексеевна, или семья сподвижника Петра I [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Цесаревну обучали танцам, музыке, умению одеваться, этике, иностранным языкам.
После смерти Петра Великого на престол взошла Екатерина I. Елизавете тогда было 16 лет. Сама же она унаследовала престол после дворцового переворота в ночь на 25 ноября 1741 г. С помощью гвардии Преображенского полка она свергла прежнюю власть в лице Анны Петровны, Обратившись за помощью к преображенцам, на их готовность сражаться до последнего она сказала, что не хочет слышать об убийстве и ничьей смерти не желает.Первое время по вступлении на престол Елизавета Петровна сама принимала деятельное участие в государственных делах. Благоговея перед памятью отца, она хотела править страной в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] его традиций, но ограничилась лишь упразднением кабинета министров, от которого, как гласил именной указ, «произошло немалое упущение дел, а правосудие совсем в слабость пришло», и возвращением Сенату прежних прав, связанных с восстановлением прокуратуры, главного магистрата и берг- и мануфактур-коллегий. После этих первых шагов Елизавета, уйдя почти всецело в придворную жизнь, с ее весельем и интригами, передала управление империей в руки своих сотрудников; только изредка между охотой, обедней и балом она уделяла немного внимания иностранной политике. Для ведения последней и отчасти для рассмотрения связанных с ней военных и финансовых вопросов уже через месяц после переворота возник при государыне неофициальный совет из наиболее близких к ней лиц, который позже был назван конференцией при высочайшем дворе.
Внутренняя политика Елизаветы ПетровныЖелая восстановить состояние страны к такому же, каким оно было во времена начала Петра 1, первым, что сделала царица Елизавета - отменила смертную казнь в России. С 1741 года начались внутриполитические преобразования: появляется высший государственный орган - сенат, составивший новый свод законов. Также Елизавета направила свои действия на улучшение возможностей дворян. Отмененные таможенные пошлины позволили значительно улучшить развитие российского рынка.
В 1744 - 1747 гг. была осуществлена 2-ая перепись населения в России. Снизился налог на подушную подать. Стремительно развивалась экономика страны, промышленность и сельское хозяйство. Больше всего было сделано для народного просвещения. Граф Иван Иванович Шувалов основал в 1755 году первый русский университет – Московский, с двумя гимназиями при нем – для дворян и разночинцев. В этом деле Шувалову огромные услуги оказал первый русский ученый М.В.Ломоносов. Академия наук была преобразована и расширена. В столицах и крупнейших городах были учреждены общеобразовательные и специальные учебные заведения. В 1756 году в Петербурге состоялось открытие первого русского театра, а в 1757 году основана Академия художеств., подарившая мировой культуре великих русских художников.
Внешняя политика императрицы Елизаветы
Свою внешнюю политику Елизавета вела весьма активно. В годы начала ее правления Россия вела войну со Швецией, желающей отомстить за поражение в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Однако эта война окончилась для шведов очередной неудачей, а к России отошла часть Финляндии. Победа в этой войне повлекла за собой желание многих европейских стран вступить в союз с Россией. Так, России довелось принять участие в войне за Австрийское наследство.
В 1756 году начинается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в результате которой, Россия совместно со своими союзниками практически уничтожила Пруссию, однако в декабре 1761 года погибает Елизавета Петровна, а ее племянник [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которого она назначила приемником, заключает мирный договор.
Время царствования Елизаветы Петровны можно считать вполне благоприятными для Российской Империи. Сама же биография Елизаветы увлекательна и интересна. Яркий человек и значимая историческая фигура.
3. .Анализ «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Словарная работа.
Вопросы к учащимся.
– Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды? (Патриотический восторг, призыв и т. д.)
– Какой стихотворный размер выбирает Ломоносов? (Четырехстопный ямб. По мнению Ломоносова, ямб усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует наилучшем у выражению мысли.)
- Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической?
– Какие темы затронуты в оде, какие из них вы считаете главными, ведущими?
(Вопрос этот станет стержневой проблемой текстуального анализа оды. Учащиеся, как правило, не замечают трехчастной композиции оды, в их планах перечисляются ведущие ее темы. От предложенных учениками вариантов начинается движение к составлению идейно-композиционного плана с трехчастным построением, верно отражающего как структуру оды, так и ведущие темы, в ней поднятые):
картины мирной жизни;
восхваление Елизаветы (за что прославляет поэт императрицу?);
гимн Петру (каково отношение Ломоносова к Петру I? Что ставится ему в заслугу?);
описание безграничных просторов и богатств России;
обращение к молодежи овладевать науками.
4. Сообщение «литературоведов»
Ломоносов приветствует Елизавету как поборницу просвещения, восхваляет мир и тишину как залог преуспевания наук. Свои основные мысли Ломоносов развивает в строгом и стройном плане. Ода начинается вступлением, содержащим жвалу тишине, т.е. мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа. Обращаясь далее к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира (Елизавета – древнееврейское имя, означает мир, тишину, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами.
Затем он делает лирическое отступление, в котором предостерегает правительство от вмешательства в войну. Это отступление помогает ему перейти к новой теме – прославлению Петра как творца новой России. Ломоносов славит Петра как борца против отсталости, в которой находилась Россия до него, славит его за создание могучей армии и флота, за распространение наук.
Кратко упомянув о царствовании Екатерины I, Ломоносов вновь обращается к Елизавете, в которой ему хотелось бы видеть достойную дочь своего великого отца, такую же покровительницу науки и искусства. И дальше, как бы давая «наказ» императрице, Ломоносов рисует огромные пространства ее державы, дает географически точную картину России с ее морями, реками, лесами и богатейшими земными недрами. Этими огромными богатствами страны нужно овладеть и обратить их на пользу государства и народа. Сделать это могут люди науки, ученые. Так вводится новая тема в оду – тема науки, подготовки из среды русского народа ученых. Глубокой верой в русский народ с твердым убеждением в его талантливости звучат слова Ломоносова о том,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Призывая будущих ученых к плодотворной деятельности, Ломоносов в следующей строфе слагает восторженный гимн науке.
Заключительная строфа оды перекликается со вступительной: поэт вновь славит тишину и Елизавету и обращается с предостережением к врагам России.
Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила, ее мощь, ее будущее величие и слава – это основная тема од Ломоносова. Ее уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он выражает твердую уверенность, что Русская земля способна рождать собственных великих ученых, своих «российских колумбов», великих деятелей культуры.
- Какова главная, ведущая тема оды, вокруг которой строится лирическое повествование? Как она отразилась в композиции оды? Как с ней связаны другие, казалось бы независимо развивающиеся темы, которые вы выделили в своих планах?
Главной для Ломоносовской оды явилась тема России, ее процветание. Своеобразным приступом к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины». Мир основное условие и для успехов просвещения. Так подходит Ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды... Лирическое развитие этой темы составляет содержание центральной части оды, тематически распадающейся, в свою очередь, на несколько частей.
- Какая внутренняя логика просматривается в этом «лирическом беспорядке»?
Мир - условие процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения. Петр I для Ломоносова национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознавший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.
- Что вы можете сказать о центральной части оды?
Выделяется тема просвещенного монарха, роль которого в распространении просвещения в стране, по мнению поэтов-классицистов, очень значительна.
- Давайте сравним портрет императрицы с ее описанием в оде. Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Обращаем внимание, что похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенной монархией, расширять науки, заботиться о благе общества. Свойственное русским классицистам представление об идеальном просвещенном монархе, равного которому нет ни на полях сражений, ни в мирном труде по преобразованию страны, воплотилось в образе Петра I.
- Каким стилем написана ода?
Школьники приводят наблюдаемые ими в процессе анализа разнообразные поэтические средства, использованные для создания высокого стиля. Высокий, торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, толикий, оный, токмо, класы), усеченных форм прилагательных, изменением порядка слов в предложении и т. д. Выясняется роль этих художественных средств в раскрытии идейного содержания-
Какие приемы, характерные для стиля русской классической оды, встречаются в этом произведении?
(Находим: метафоры (лик доброт; пламенные звуки; наглы вихри; в полях кровавых; мерзлые крыла; льдистые горы; путь белеет; остров синевой овеян); эпитеты ( прекрасный лик, праведная печаль, жестокая судьбина, плаче глубоком, роскошь теней, строгая зима, нежная весна, дни благословенны); олицетворения (Нева рекла, науки простирали руки, говоря; завистливый рок, глас струн, металл предается, натура скрыла, мрачный взор солнца); гипербола ( душа зефира тише, зрак прекраснее рая Россию возвысил до небес до звезд плескание и клик!) ;аллегория ( великое светило миру – солнце; дневное светило – солнце; пространная твоя держава – Россия: искусством утвержденных рук – знающие специалисты; широкое поле – широкое поле деятельности; мурзам путь простирать – развиваться наукам и искусствам; влажный путь – море; Колумб российский – Беринг, российский мореплаватель; одежды весны – распустившаяся зелень); сравнения; употребление образов античной мифологии (Марс – в римской мифологии бог войны; Нептун – бог морей; Миневра – одна из главных римских богинь, покровительница ремесел и искусств, богиня мудрости; Борей – северный ветер в славянской мифологии; Зефир – в греческой мифологии бог западного ветра, теплого, приносящего дожди, приятный легкий ветер); архаические слова и выражения ( взор – взгляд, глас – голос, лик – лицо, рекла – говорила, чудился – удивлялся, клики - возгласы, классы – колосья, красна – прекрасна, ); риторические вопросы и восклицания.)
Сообщение «Литературоведов». ( Пронумеруйте и посчитайте количество строк в строфе и количество строф в оде «На день восшествия» Сколько строф Ломоносов посвятил Елизавете, Петру, Екатерине, России?)
Ода Ломоносова состоит из 24 строф, в каждой строфе в соответствии с каноном – десять строк; семь строф автор посвятил Елизавете, три – Петру I, одну – Екатерине и десять – России. Это убеждает в том, что ода посвящена не только Елизавете – юбилей ее шестилетнего царствования стал лишь поводом для раздумий поэта о судьбе родины, об условиях ее процветания.
- Сделайте вывод, насколько форма соответствует содержанию.
Ода Ломоносова по звучности музыкальности стиха, по легкости и понятности языка была для своего времени явлением исключительным. Можно с полным правом сказать, что впервые в русской книжной поэзии появилось подлинно художественное произведение, в котором достигнуто было единство формы и содержания.Составление плана оды ( с записью в тетрадь).
I. Вступление. Мир основа блага государства.
П. Главная часть. Величие России, ее процветание:
хвала щедротам Елизаветы;
заслуги Петра перед народами России;
неисчерпаемые богатства ж красота России;
призыв к российской молодежи овладевать науками;
наука и ее роль в российском обществе.
III. Заключение. Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.
План убеждает учащихся, что гражданственному содержанию ломоносовской оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция. Свободно развивающиеся темы, «лирический беспорядок» подчинены главной теме, что составляет идейно-художественное единство всей оды. При этом все самостоятельные темы имеют одинаковое построение.
Итог урока.
Домашнее задание. Написание сочинения-миниатюры (по предложенному выше плану). Выучить отрывок наизусть.
Индивидуальное задание: Подготовить литературные визитки «Жизненный и творческий путь Д.И.Фонвизина
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315