Конспект урока по русскому языку Правописание частицы не с глаголом
Правописание частицы не с глаголом
Тема Правописание частицы не с глаголом
Педагогические цели Способствовать формированию умения писать частицу не раздельно с глаголом; находить рифмующиеся слова в стихотворениях; создать условия для развития речи, составления рассказа на тему пословицы, объяснения названий стихотворений
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) Имеют первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания
Личностные результаты Проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: умеют прогнозировать результат и уровень усвоения знаний
Познавательные:общеучебные – используют пословицы, стихотворения для решения учебной задачи; логические – устанавливают причинно-следственные связи, анализируют материал.
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
Основное содержание темы, понятия и термины Правописание частицы не с глаголом. Частица не. Пословица
Образовательные ресурсы Таблица «Глагол»
Сценарий урока
Этапы урока Формы, методы,
методические
приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся
Осуществляемые действияФормируемые умения Приемы
контроля
I. Мотивирование к учебнойдеятельности. (Организационный момент)
Эмоциональный настрой
Смыслообразова
ние
Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя - Определите, какое у вас настроение, покажите его.
Прозвенел звонок,
Начался урок.
Вы проверили, ребятки,
Книжки, ручки и тетрадки?
Если всё на парте есть,
Можно всем тихонько сесть.
Запишите число.
Определите, каких результатов вы хотите добиться на уроке.
Поставьте себе желаемую отметку.
-Как вы думаете, что надо делать, чтобы добиться высоких результатов?
Добавляю: меньше зачёркивать, аккуратно писать, внимательно проверять свою работу. Приветствуют гостей.
Показывают настроение
Отличное-о кей, хорошее – о кей горизонтально,
плохое- перевёрнутый
о кей.
Проверяют готовность к уроку.
Записывают:число, Классная работа.
Внимательно слушать, правильно отвечать, быть активными, правильно писать в тетради. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя, ставят перед собой цель, определяют необходимые учебные действия для её достижения. Наблюдение учителя
II. Чистописание
( + актуализация) Фронтальная.
Индивидуальная.
Практический. Письмо Начнём с 1 задания:
Вспомните, как правильно произносятся слова, записанные на доске: поняла, начала, взяла.
- Какие буквы надо запомнить?
Спишите их каллиграфически, поставьте ударение.
Устно составьте со словами предложения.
Сверьтесь с доской, поставьте+-- Что общего у этих слов?
Думают.
Читают.
Записывают.
На обороте напечатано слово с ударением.
Это глаголы, ударение на последнем слоге, глаголы ед. числа, вопрос - что сделала?
Вырабатывают калли-графический почерк Беседа по вопросам.
Правильное написание, чтение.
III. Актуализация знаний
IV. Определение темы.
V. Постановка учебной задачи
Правило (учебник, с. 78) Фронтальная.
Словесный.
Беседа.
1. Игра
«Верные и неверные высказывания»Постановка проблемы.
Поиск решения
Работа в группах
Фронтально.
Работа над понятием «отрицательная частица»
Игра
Метод пометок Давайте вспомним, что мы еще знаем о глаголах, поиграем в игру «Верные или неверные высказывания»
Правда ли, что
- глагол - это часть слова?
- глаголы не изменяются?
- чтобы определить число глагола, надо подставить слово один или много?
- при изменении числа глагола изменяется форма глагола?
- глаголы подчёркиваются одной линией
- в предложении глагол является главным членом, сказуемым?
Поставьте +-
Мы всё повторили, определим, чем мы будем заниматься.
Прочитайте стихотворение, подумайте над его смыслом и на чёрточках напишите, слово, которого не хватает. Слово будет везде одинаковое.
- Какое слово вы вставили? Почему? Откройте учебники на стр. 78. Проверьте себя.
Прочитаем то, что получилось.
-Почему автор так назвал стихотворение?
-Как вы думаете, о каком слове будем говорить?
- Слово НЕ - это не просто слово, его называют частицей. Частица «НЕ» -это отрицательная частица. Если она относится к глаголу, то всегда стоит перед ним. Давайте поиграем.
Я буду говорить слово, обозначающее действие, а вы отрицайте это действие (пишу-не пишу, сидеть - не сидеть, играть-не играть, умываться- не умываться, рисовала -не рисовала).
А теперь давайте ознакомимся с правилом и отметим «+» то, что вы уже знаете, и «?» то, над чем мы будем работать.
-Чему мы должны научиться на этом уроке? Работают с сигнальными карточками
-
-
+
+
-
+
Читают стих в группах.
Отвечают на вопросы.
Читают
Стихотворение.
Слушают учителя, запоминают
Писать правильно глаголы с частицей не Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий,
Учатся работать в группах, выслушивать мнение других учащихся, высказывать своё мнение, доказывать его без конфликта. Анализируют смысл стихотворения, объясняют выбор названия.
Объясняют название. Думают, размышляют, высказывают свое мнение.
Извлекают из правила информацию Самостоятельно определяют учебную задачу.
Беседа по вопросам
V. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Хорошие привычки. Не с глаголом (упр. 135). Фронтальная, индивидуальная Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо – Прочитайте выразительно стихотворение. Назовите глаголы с частицей «НЕ». Как их нужно писать? Запишите.
Обозначте раздельное написание галочкой. Так будем обозначать эту орфограмму.
Итог +, -
Добавим изученное правило (не с глаголом) на стенд с правилами. Выразительно читают. Отвечают на вопросы. Выписывают глаголы с частицей не.
Не дёргать, не драться, не говорить.
Выразительно, соблюдая интонацию и знаки препинания, читают стихотворение. Беседа по вопросам
Письмо.
2. Развитие речи.
Пословицы. Рассказ (упр. 136) Индивидуальная.
Парная.
Чтение, беседа, письмо
Словесный, проблемный, творческий, практический.
Беседа, рассказ.
Работа в группах – А сейчас поиграем в учителей. Закройте учебники. Я хочу убедиться, что вы сможете применять эти знания на практике. Возьмите цветной карандаш и исправьте ошибки в тексте (пословицы на карточках). А теперь откройте учебники упр. 136 и проверьте работу соседа по парте. Если все ошибки найдены, ставим «+»
- Объясните ту, которая понравилась.
- Запишите пословицу.
- А сейчас поиграем в фантазёров.
Придумайте рассказ по пословице и серии картинок.
-какая группа хочет составлять рассказ по 1 пословице, по 2, по 3?
4 группа получает пословицу:
Находчивость - великая сила.
Итог+,- Читают пословицы. Объясняют их смысл. Записывают пословицу. Подчеркивают глаголы с частицей не. Придумывают рассказ Анализируют пословицы, высказывают свое мнение. Осуществляют запись по памяти. На тему пословицы составляют связный рассказ, умеют выразительно доносить его до слушателей Беседа по вопросам, рассказ, письм
Физкультминутка Коллективная. Практический Музыкальная физминутка. Выполняют движения по тексту под руко-
водством ответственного ребёнка Осуществляют профилактику утомления Правильное выполнение движений
VI. Закрепление знаний и способов действий.
1. Глаголы и частица не (упр. 137) Рифма в стихотворении.
2. Объяснение орфограмм Фронтальная, индивидуальная.
Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо Выполните письменное задание. Спишите стихотворение, найдите глаголы с отрицательной частицей не.
– Почему стихотворение так называется? Какие слова в строках рифмуются? Какое звукосочетание вы слышите в конце этих слов?
Подчеркните орфограммы в первом предложении, объясните их написание:
Гололедица
Не_ идётся и не_ едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?
Итог +,- Выразительно читают. Отвечают на устные вопросы, выполняют письменное задание
«Не с глаголом», «потому что» словарные слова, Выразительно, соблюдая интонацию и знаки препинания, читают стихотворение Объясняют название. Находят рифмующиеся слова и звукосочетания. Беседа по вопросам, письмо
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Фронтальная.
Словесный.
Беседа
Приём «Ловушка» – Закончите предложения:
• Я сегодня узнал…
• Я научился…
• Мне было…
Упражнение на карточках для работы в парах (уч. Отрезают «НЕ» от глаголов), выставляют на доске. Какой глагол не используется в речи без «НЕ».? Как объяснить его смысл? Заканчивают предло-жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Беседа по вопросам. Саморе-гуляция
VIII. Домашнее задание.
Работа в рабочей тетради (№ 78) Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя Для творческой группы задание найти в справочной литературе или в интернете глаголы, которые без «НЕ» не употребляются.
Остальные учащиеся работают в рабочей тетради. Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития 1 Нехвались, пока люди непохвалят.
2. Недразни собаки, и лаять нестанет.
3. Языком неспеши, а делом неленись.
1 Нехвались, пока люди непохвалят.
2. Недразни собаки, и лаять нестанет.
3. Языком неспеши, а делом неленись.
1 Нехвались, пока люди непохвалят.
2. Недразни собаки, и лаять нестанет.
3. Языком неспеши, а делом неленись.
1 Нехвались, пока люди непохвалят.
2. Недразни собаки, и лаять нестанет.
3. Языком неспеши, а делом неленись.
1 Нехвались, пока люди непохвалят.
2. Недразни собаки, и лаять нестанет.
3. Языком неспеши, а делом неленись.
1 Нехвались, пока люди непохвалят.
2. Недразни собаки, и лаять нестанет.
3. Языком неспеши, а делом неленись.
1 Нехвались, пока люди непохвалят.
2. Недразни собаки, и лаять нестанет.
3. Языком неспеши, а делом неленись.
1 Нехвались, пока люди непохвалят.
2. Недразни собаки, и лаять нестанет.
3. Языком неспеши, а делом неленись.
Завести велели мне
Новые привычки:
Никогда девчонок _____
Дёргать за косички!
Никогда с братишкой _______
Драться за обедом!
На уроках больше ______
Говорить с соседом Завести велели мне
Новые привычки:
Никогда девчонок _____
Дёргать за косички!
Никогда с братишкой _______
Драться за обедом!
На уроках больше ______
Говорить с соседом.
Завести велели мне
Новые привычки:
Никогда девчонок _____
Дёргать за косички!
Никогда с братишкой _______
Драться за обедом!
На уроках больше ______
Говорить с соседом Завести велели мне
Новые привычки:
Никогда девчонок _____
Дёргать за косички!
Никогда с братишкой _______
Драться за обедом!
На уроках больше ______
Говорить с соседом.
Для работы с ножницами
неговорят
нележал
некричи
невидят
непаникуй
небегала
нестучи
некапало
непримеряли
невертеть
некусаться
немчаться
непечь
негодовал