Рабочая программа по химии 11 класс (углубленный уровень)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 54
Муниципального образования Люберецкий муниципальный район
Московской области
г.п. Октябрьский
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________Е.М. Попова
«____» _____________ 201__г.

Рабочая программа по химии
Профильный уровень
11 класс
Составитель: учитель химии Петрик М.Ю.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) для 10-11 классов, рекомендованной письмом Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 № 03-1263, а также с использованием авторской программы Новошинского И.И., Новошинской Н.С., 2008 год.
Рабочая программа рассчитана на 105 часов. По учебному плану школы 102 часа, по З часа в неделю. Из этих часов приходится:
• На практические работы — 8 часов
• На контрольные работы — 4 часа
Формы контроля: промежуточная аттестация (по четвертям) и итоговая аттестация обучающихся.
Данная программа конкретизирует и расширяет содержание отдельных тем образовательного стандарта в соответствии с образовательной программой школы, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательности их изучения с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, логики учебного процесса школы экологической культуры. Программа содержит набор демонстрационных, лабораторных и практических работ, необходимых для формирования у учащихся специфических для учебного предмета химия знаний и умений, а также ключевых компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности и бытовой сфере. Реализация программы создает условия для развития экологической культуры учащихся, как основной идеи образовательной программы школы.
Курс химии направлен на:
формирование у учащихся химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически грамотного поведения в быту и трудовой деятельности;
выработку понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности;
формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников. Старший школьный возраст характеризуется завершением психофизического развития человека, утверждением базовых ценностей, определяющих личностное и профессиональное самоопределение обучающегося во всей последующей жизни. Формируется устойчивая система ведущих ценностных ориентаций и установок в социально-политической, экономической, эстетической и экологической сферах деятельности в соответствии с принятыми нравственными, эстетическими, трудовыми нормами и правилами. Происходит принятие основных социальных ролей: работника, родителя, гражданина, патриота родного края. Основное внимание должно уделяться развитию логического мышления, активизация которого происходит на основе познания основных законов организации природного и социального мира, тенденций и противоречий развития региона, страны, всего человечества.
В основе содержания курса химии лежат ведущие системообразующие идеи:
материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
познаваемость веществ и закономерностей химических реакций;
объясняющая и прогностическая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;
конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте веществ и химической эволюции;
законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Целями изучения химии в старшей школе на профильном уровне являются:
освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
Основу изучения курса химии основной школы составляют:
1)      деятельностный подход;
2)      витагенный подход к изучению предмета;
3)      идеи системного подхода;
4)      проектный метод;
5)      принцип интегративного подхода в образовании;
6)      использование электронных образовательных ресурсов.
Реализация данной рабочей программы предполагает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на профильном уровне являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы целесообразно использовать:
формы образования – комбинированный урок, учебные лекции, семинары, лабораторные работы, практические работы, дискуссии и др.;
технологии образования – работу в группах, индивидуальную работу учащихся, модульную, проектную, информационно-коммуникативную и др.;
методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение, сократический метод, герменевтический метод и др.;
методы мониторинга знаний и умений обучающихся – тесты, творческие работы, контрольные работы, устный опрос и др.
Программа рассчитана на 102 часа (34 учебных недели) из расчета – 3 учебных часа в неделю.
Учебно-тематический план
№ п.п. Тема Кол-во часов В том числе
Уроки Практические работы Контрольные работы
Введение в органическую химию 5 5 - -
I Углеводороды 1 Предельные углеводороды 11 9 1 1
2 Непредельные углеводороды 12 12 - -
3 Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов 11 10 - 1
II Функциональные производные углеводородов 4 Галогенопроизводные углеводородов 2 2 - -
5 Гидроксильные производные углеводородов 9 8 1 -
6 Карбонильные соединения 5 5 - -
7 Карбоновые кислоты и их производные 7 5 1 1
8 Эфиры 7 6 1 -
9 Азотсодеращие соединения 5 5 - -
III Бифункциональные соединения 10 Аминокислоты и белки 5 5 - -
11 Углеводы 8 4 3 1
IV Азотсодержащие гетероциклические соединения 5 5 - -
IV Биологически активные вещества 5 4 1 -
VI ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ 5 4 1 -
Итого 102 89 9 4

Календарно-тематическое планирование
Номер
урока Наименование разделов и тем Плановые сроки
прохождения Скорректированные
сроки прохождения
Введение в органическую химию (5 часов)
1 Предмет органической химии Инструктаж по ТБ. 2 Особенности органических веществ 3 Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова 4 Теория химического строения органических соединений А.М. Бутлерова 5 Классификация реакций в органической химии. Самостоятельная работа. I УГЛЕВОДОРОДЫ. Предельные углеводороды (11 часов)
6 Электронное и пространственное строение алканов. 7 Гомологический ряд, номенклатура алканов.8 Изомерия алканов. 9 Физические и химические свойства алканов. 10 Получение и применение алканов. 11 Практическая работа № 1 «Определение качественного состава органических веществ» 12 Вывод химических формул. 13 Вывод химических формул. 14 Обобщение знаний по теме: «Предельные углеводороды». Подготовка к контрольной работе. 15 Контрольная работа № 1 по теме: «Предельные углеводороды» 16 Работа над ошибками. Непредельные углеводороды (12 часов)
17 Алкены. 18 Алкены. 19 Физические и химические свойства алкенов. 20 Физические и химические свойства алкенов. 21 Получение и применение этиленовых углеводородов. Самостоятельная работа. 22 Алкадиены. 23 Натуральный и синтетический каучуки. 24 Алкины. 25 Физические и химические свойства алкинов. 26 Физические и химические свойства алкинов. Самостоятельная работа. 27 Получение и применение алкинов. 28 Обобщение знаний по теме: «Непредельные углеводороды». Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов (11 часов).
29 Циклоалканы. 30 Ароматические углеводороды (арены) 31 Физические и химические свойства бензола. 32 Химические свойства гомологов бензола. 33 Получение и применение бензола и его гомологов. 34 Стирол. Самостоятельная работа. 35 Сравнительная характеристика углеводородов и других водородных соединений неметаллов. Связь строения углеводородов с их свойствами. 36 Природный и попутный нефтяной газы. Нефть. 37 Обобщение знаний по теме: «Циклические углеводороды». 38 Контрольная работа № 2 по теме: «Циклические углеводороды». 39 Работа над ошибками. II Функциональные производные углеводородов. Галогенопроизводные углеводородов (2 часа)
40 Галогенопроизводные углеводородов 41 Галогенопроизводные углеводородов. Самостоятельная работа. Гидроксильные производные углеводородов (9 часов)
42 Спирты 43 Физические и химические свойства предельных одноатомных спиртов 44 Физические и химические свойства предельных одноатомных спиртов. 45 Получение и применение спиртов. 46 Многоатомные спирты 47 Практическая работа № 2 «Спирты». 48 Фенолы 49 Ароматические спирты. 50 Обобщение знаний по теме: «Гидроксильные производные углеводородов». Самостоятельная работа. Карбонильные соединения (5 часов)
51 Альдегиды и кетоны. Строение карбонильной группы. 52 Физические свойства карбонильных соединений. 53 Химические свойства карбонильных соединений. 54 Получение и применение карбонильных соединений. 55 Обобщение знаний по теме: «Карбонильные соединения». Самостоятельная работа. Карбоновые кислоты и их производные (7 часов)
56 Карбоновые кислоты 57 Физические и химические свойства карбоновых кислот. 58 Получение и применение карбоновых кислот. 59 Двухосновные, непредельные и ароматические кислоты. 60 Практическая работа № 3 «Свойства предельных одноосновных карбоновых кислот» 61 Контрольная работа № 3 по теме: «Альдегиды. Карбоновые кислоты». 62 Работа над ошибками. Эфиры (7 часов)
63 Эфиры. 64 Эфиры. 65 Жиры. 66 Жиры. Самостоятельная работа. 67 Мыла и синтетические моющие средства. 68 Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач». 69 Обобщение знаний по теме: «Эфиры». Самостоятельная работа. Азотсодеращие соединения (5 часов)
70 Нитросоединения. 71 Амины. 72 Амины. 73 Анилин. 74 Обобщение знаний по теме: «Азотсодержащие соединения». Самостоятельная работа. III БИФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ. Аминокислоты и белки (5 часов)
75 Аминокислоты 76 Аминокислоты 77 Белки 78 Белки 79 Обобщение знаний по теме: «Аминокислоты. Белки». Самостоятельная работа. Углеводы (8 часов)
80 Моносахариды. 81 Дисахариды. 82 Полисахариды. Целлюлоза. 83 Практическая работа № 5 «Углеводы» 84 Практическая работа № 6 «Решение экспериментальных задач» 85 Искусственные и синтетические волокна. Практическая работа № 7 «Волокна» 86 Контрольная работа № 4 по теме: «Аминокислоты, белки и углеводы». 87 Работа над ошибками. IV АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ГЕТЕРОЦИКЛИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ ( 5 часов)
88 Пятичленные гетероциклы с одним гетероатомом. 89 Шестичленные гетероциклы с одним гетероатомом. 90 Шестичленные гетероциклы с двумя гетероатомами. 91 Конденсированные гетероциклические соединения. Самостоятельная работа. 92 Нуклеиновые кислоты. V БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА (5 часов)
93 Ферменты. 94 Витамины. 95 Гормоны. Самостоятельная работа. 96 Лекарственные препараты. 97 Практическая работа № 8 «Биологически активные вещества» VI ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (5 часов)
98 Влияние строения молекул на свойства веществ, ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце. 99 Высокомолекулярные соединения (полимеры). 100 Практическая работа № 9 «Полимеры» 101 Классификация органических соединений. Генетическая связь между классами органических соединений. 102 Обобщение знаний по курсу органической химии. Учебно-методическое обеспечение
1. Программы курса химии для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений общеобразовательных учреждений по химии (авторы И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская)
2. Химия: Учебник для 10 класса общеобр. учреждений. Профильный уровень. И.И. Новошинский, Н.Н. Новошинская. – М. ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013.
3. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. Программа курса, тематическое и поурочное планирование к учебнику И.И. Новошинского, Н.С. Новошинской «Химия: Учебник для 11 класса общеобр. учреждений. Профильный уровень. – М. ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
4. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская. Сборник самостоятельных работ по
химии. 11 класс. – М. ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____________ _________________
Подпись Ф.И.О.
«_______»______________201___г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей____________
_____________________________________
название ШМО
от «____»__________201__ №______