Урок литературы 7 класс Тема: О’Генри «Последний листок». Милосердие и сила искусства.


Урок литературы 7 класс
Тема: О’Генри «Последний листок». Милосердие и сила искусства.
Цель: работать над содержанием новеллы «Последний листок»; дать оценку поступкам героев; показать, как милосердие творит чудеса.
Оборудование: тексты новеллы.
Ход урока
Листок плюща – художника шедевр,
страдалице вернувший жажду жизни.
Его ноябрьский норов не задел,
и страхи одиночества не грызли.
Ж. Пилипенко
І. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Проверка домашнего задания.
Заслушивание монологов от лица одного из героев.
2. Пересказ понравившегося эпизода новеллы «Дары волхвов».
3. Вопрос к учащимся.
- О чем бы вам хотелось расспросить Делу или Джима?
ІІ. Мотивация учебной деятельности школьников
Вступительное слово учителя.
ІІІ. Объявление темы и целей урока
ІV. Восприятие учащимися учебного материала
1. Работа над содержанием новеллы с элементами слова учителя.
Вопросы и задания учащимся
1) Как и где познакомились Сью и Джонси? Почему интонация автора, сообщающая нам об их знакомстве, слегка иронична?
(Справка. Таблдот – общий обеденный стол в пансионах, курортных столовых и ресторанах на Западе.)2) Прочитайте слова доктора, обеспокоенного состоянием заболевшей воспалением легких Джонси. При каких обстоятельствах она могла подняться на ноги?
3) Как вела себя больная? Выделите в тексте особенно печальные описания ее состояния.
4) Что вы думаете об этом? Какие чувства у вас вызывают ее слова?
5) Пыталась ли Сью как-то бороться с равнодушием Джонси к самой себе или примирилась с капризами подруги?
6) Что представлял собой художник Берман?
7) Что оказывается самым главным в его натуре? То, что все знали, или нечто другое, потаенное, что старый художник глубоко прятал в себе от посторонних глаз?
8) Каким на самом деле был противный старик?
9) Какой была погода, когда Берман позировал Сью? Почему слова «холодный, упорный дождь пополам со снегом» внушает страх? Изменилась ли погода вечером, с наступлением темноты?
10) Что изменилось в Джонси с наступлением рассвета?
11) Прочитайте и прокомментируйте фрагмент текста от слов «Лист плюща все еще оставался на месте…» до слов «Днем пришел доктор…»
12) О чем сообщил доктор художнице Сью?
13) Как вы думаете, стало ли для нее новостью сообщение о заболевании старика Бермана?
14) Вспомните, какая мечта художника последние годы не покидала его? (Их было две: написать шедевр и уехать. Одна из них сбылась.)15) Прочитайте последний абзац новеллы – слова Сью, обращенные к подруге. О каком шедевре художника Бермана она говорила?
16) Прочитайте эпиграф к уроку. Как он помогает вам определить главную мысль новеллы?
17) Какими чувствами проникаемся мы в финале новеллы? О чем напоминает нам О’Генри?
V. Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя.
VІ. Домашнее задание
Подготовить устный пересказ новеллы «Последний листок».