КУРАТОРСКИЙ ЧАС: 1 сентября День знаний на тему: «Казахстанский путь — 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению Дня Знаний в организациях общего среднего
образования Республики Казахстан «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее»
«Наш путь в будущее связан с созданием
новых возможностей для раскрытия потенциала
казахстанцев. Развитая страна в ХХІ веке - это
активные, образованные и здоровые граждане».
(Из Послания Главы государства
Н.Назарбаева народу Казахстана)
Приближается начало 2014-2015 учебного года.
Накануне нового учебного года традиционно во всех организациях среднего образования республики проводится День знаний.
Проведение 1 сентября Дня знаний на тему: «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» будет способствовать формированию у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитания чувства любви к своей Родине, уважения к ее истории и культуре, бережного отношения к природе родного края, гордости за достижения современного Казахстана.
День Знаний – это замечательная возможность продолжения в новом учебном году системной работы по воспитанию чувства гордости и глубокого уважения к национальному наследию (традициям, обычаям, культуре), к Конституции Республики Казахстан, государственным символам страны, формированию у учащихся ценностного отношения к своему Отечеству и станет мощным импульсом для организации воспитательной работы.
Основная задача этого мероприятия - помочь учащимся в изучении историко-культурного наследия родной страны и ее современных достижений, помочь детям и учащейся молодежи продумать и внести практический вклад в процветание нашего государства.
При проведении мероприятий в День знаний необходимо использовать одно из значимых событий 2014 года - Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее», где выражена идейная основа казахстанского патриотизма - М‰Sгілік ел.
Основной акцент важно сделать на главных ценностях, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны, перечисленных в Послании :
независимость Казахстана и Астана;
национальное единство, мир и согласие в нашем обществе;
светское общество и высокая духовность;
экономический рост на основе индустриализации и инноваций;
Общество Всеобщего Труда;
общность истории, культуры и языка;
национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем.
В современных условиях особую значимость приобретает гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, возрастает роль организаций образования в воспитании юных граждан Республики Казахстан.
Педагогические усилия должны быть направлены на то, чтобы вырастить человека творческого и талантливого, любящего родных и близких, свой народ, свою Родину, настоящего гражданина своей страны. Для достижения эффективности необходимо не только дать знания и умения, способствующие формированию соответствующих идеалов, принципов и мировоззрения, но и развивать необходимые личностные качества, духовный мир детей и учащейся молодежи, чтобы они стали достойными гражданами своей страны.
Быть гражданином и патриотом своей Родины, значит, иметь активную гражданскую позицию, грамотно пользоваться своими правами, честно и добросовестно исполнять свои обязанности. Быть трудолюбивым для поддержания достойного уровня собственной жизни и заботиться о тех, кто нуждается в твоей помощи и защите, ощущать свою ответственность и сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны.
Главное предназначение проведения Дня знаний «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» - на практике создать условия и ситуации для выражения учащимися своей гражданской позиции, развития социальной и творческой активности, воспитания личности на общечеловеческих и национальных ценностях, чувства гордости за нашу страну и ее героев, уважения к родному языку и культуре казахского народа, этносов и этнических групп Республики Казахстан.
Мероприятия, проводимые в организациях образования в День Знаний, должны стать импульсом для воспитательной работы с учетом общенациональной всеказахстанской идеи М‰Sгілік ел.
М‰Sгілік Ел – это наша ответственность перед поколениями народа Казахстана, наша стратегия развития достойного и великого Казахстана, которому обозначено и суждено войти в число 30-ти конкурентоспособных стран мира. Началом нашего созидания М‰Sгілік Ел становится новая ценностная модель воспитания, т.к. в образовании, как и в других сферах, требуется образец для подражания в воспитании и обучении таких детей и молодежи, которым предстоит создавать судьбу страны вместе со всем народом.
В этих целях необходимо:
- определить задачи Дня Знаний, предусмотреть все для успешного его проведения, обеспечить материальную поддержку и техническое оснащение;
- разработать программу для учащихся и их родителей с проведением торжественной линейки, первого урока, классных часов, посещения досугово-развивающих программ организаций дополнительного образования и культуры, различных экскурсий и др.;
- собрать команду единомышленников - членов школьного самоуправления, классных руководителей, учителей музыки, ИЗО, педагогов дополнительного образования и родителей.
Для проведения Дня знаний рекомендуется пригласить учителей-ветеранов, ветеранов ВОВ, представителей различных конфессий, талантливых студентов, известных молодых людей, добившихся высоких результатов в политике, науке, культуре, искусстве, спорте.
Педагогическим работникам следует выбирать с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся формы и методы, которые создают условия для активного участия детей в различных видах деятельности. Особое внимание нужно обратить на содержание излагаемого материала, которое должно быть актуально, понятно и востребовано учащимися, иметь практическую направленность, ориентировано на их жизнедеятельность.
При организации мероприятий необходимо использовать потенциал всех учебных предметов. Желательно использовать средства искусства (музыку, живопись, художественную литературу). Интересны учащимся концерты, викторины, устные журналы, вечера-реквиемы, игры-путешествия, спектакли.
Кроме традиционных форм работы рекомендуется использовать виртуальные возможности школьного сайта. На данном ресурсе можно размещать фотографии конкурсных работ, организовать дистанционную работу жюри.
При проведении этого мероприятия следует предусмотреть соответствующее тематике оформление кабинета или другого школьного помещения, где будут использоваться государственная символика, выставка книг, альбомов, стендов, творческие работы учащихся о Казахстане, портреты знаменитых деятелей истории и культуры Казахстана (А. Кунанбаев, Ш. Уалиханов, Б. Момышулы, Ш. Калдаяков, и др.), в своих произведениях и своей деятельностью прославивших нашу страну.
Отдельные фрагменты урока Знаний рекомендуется посвятить общественно-значимым предстоящим событиям нашей страны:
20-летию Конституции Республики Казахстан;
20-летию Ассамблеи народа Казахстана;
70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне;
проведению Международной выставки «ЭКСПО-2017».
На первом уроке в I-IV классах целесообразно провести урок-путешествие, - соревнование, - игру, конкурсы рисунков, поделок, музыкальные мероприятия на темы «М‰Sгілік ел - страна моей мечты!», «Судьба страны-моя судьба», «Казахстан - вечная страна!» и др.
Беседа должна сопровождаться показом картин природы родного края, его достопримечательностей и др. Можно предложить учащимся объяснить смысл некоторых пословиц и поговорок о Родине. На уроке возможен небольшой рассказ, беседа о земляке – жителе родного города, села, прославившем свой край успехами в труде или бою, в науке, литературе, искусстве или спорте.
Предлагаемые формы проведения в 5-9 классах – пресс-конференция, урок-викторина, презентация ученических проектов, фотовыставка, встреча с выдающимися земляками на темы «Мы казахстанцы - единый народ», «Астана – город мира и согласия», «Вечная страна - наш достойный и великий Казахстан» и др.
Актуальным может стать проведение конкурса «Символы открытости, мира и надежды» на знание учащимися истории геральдики и атрибутов государственности.
Формы проведения в 10-11 классах – интеллектуальный дебатный турнир, деловая игра, мозговой штурм, встреча с представителями науки и искусства и др.
Также можно выстроить классный час в форме диалога «О времени и о себе», круглого стола «В потоке истории», пресс-центров «Твои достижения – Казахстан!» о значении неоценимого вклада Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева в историю казахстанского пути.
Примерная тематика классного часа в старшем звене «Стратегия 2050-путеводный маяк», «Путь лидера», «М‰Sгілік ел - мечта наших предков», «Казахстан – Общество Всеобщего Труда» и др.
При проведении классного часа целесообразно использовать на уроке материалы по истории и современному развитию региона.
Возможно использование примеров из отечественной литературы, кинематографа, публицистики, использовать поэзию, собственные сочинения обучающихся о своей жизненной позиции.
В процессе подготовки и проведения первого урока необходимо учитывать возможности учреждения образования, специфику окружающего его социума, региона, при этом акцентируя внимание, в первую очередь, на максимальном вовлечении в организацию и проведение урока самих обучающихся.
Эмоционально-ценностное восприятие информации учащимися будет более действенным при включении в урок музыкальных произведений, иллюстраций, слайд-шоу, мультимедийных презентаций. Полнее раскрыть тему урока позволит широкое использование произведений казахстанских поэтов и прозаиков, деятелей искусства, краеведческого материала, выставок декоративно-прикладного творчества «Наследие наших предков сохраним и приумножим», детских авторских работ, справочных материалов и т.п.
Таким образом, День Знаний должен быть направлен на формирование человека образованного, обладающего развитыми лидерскими качествами, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, активно участвующего в достижении главной цели Стратегии «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее».
Рекомендуется приглашение видных государственных и общественных деятелей, внесших значительный вклад в дело единения народа Казахстана; организация выставок, спецвыпусков стенных газет, плакатов, радиогазет, мультимедийных презентаций, посвященных данной теме; демонстрация художественных и документальных фильмов. В ходе неформального общения дети могут оперативно получить ответы на волнующие их вопросы, расширить свои знания об историческом прошлом, о профессиях.
Главным условием эффективного воспитательного воздействия мероприятий по теме: «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» является неформальный подход, личная заинтересованность и позиция педагога. Важно организовать проведение Дня Знаний таким образом, чтобы организация образования стала центром активной воспитательной работы с учащимися, способствовало обогащению их гражданского опыта.
"фkђЗаголовок 2Заголовок 415