Проект Любимый город Караганда в задачах
ЦКО МАН РК
Любимый город Караганда в задачах
Выполнила:
Шарыпкина София
ученица СОШ № 63
5 класса БРуководитель:
Учитель математики СОШ № 63
Кусаинова Амина ЖумабековнаКараганда 2015
Содержание.
Цель, задачи, актуальность3
Введение 4
Понятие текстовой задачи5
Задачи с решением6
Заключение 10
Список используемых источников11
Всего больше 80 лет существует Караганда. Но за это время она пережила массу перемен. Многие дома были построены, обжиты, оставлены и снесены. Целые районы исчезли, вместо них появились новые проспекты и бульвары. А улицы успели сменить по три названия. Просто город меняется.
Но главное историю забывать нельзя, надо помнить и знать о своём городе, которому в этом году исполнится 81 год.
Я с любовью отношусь к изучению математики, и имею влечение к задачам связанным с историей родного края.
Рамки урока не всегда дают учителю возможность останавливаться на многих важных и интересных вопросах.
Актуальность и значимость моей работы вижу в том, что будет интересной для учащихся и полезной для учителей математики в качестве дополнительного материала при проведении уроков.
Цель.
Создать слайд-сборник задач по математике для учащихся 5 классов с использованием исторических сведений о Караганде и ее жителях.
Задачи.
Составить математические задачи на основе данных о Караганде.
Проиллюстрировать каждую задачу фотографией.
Составить слайд – сборник по собранному материалу.
Апробировать данный сборник на уроках математики в пятых классах.
Привить интерес к изучению математики через рассмотрение исторических фактов;
Объект исследования – исторические факты в задачах о Караганде.
Предмет исследования – задачи.
Методы и приемы исследования:
самостоятельная работа с источниками информации,
самостоятельное принятие решений, написание работы
создание сборника
создание слайдовой презентации
Введение
Математик и педагог Д.Пойа писал, "что решение задач — это практическое искусство, подобно плаванию, или катанию на лыжах, или игре на пианино: вы можете научиться этому, только практикуясь ... если вы захотите научиться плавать, то вынуждены будете зайти в воду, а если вы захотите стать человеком, хорошо решающим задачи, вы вынуждены их решать".Ведь с задачами (житейскими, производственными, научными) человек встречается ежедневно. Любое дело, любая работа, в конечном счете, сводится к решению задач. Поэтому научиться решать задачи чрезвычайно важно. Конечно, в математике решаются не любые задачи, а лишь математические и сводимые к ним. Но умение решать математические задачи оказывает огромное влияние на общее умение решать задачи, и тот, кто умеет решать эти задачи, сумеет решить и другие.
Решение задач — это сложная работа. Материалом, над которым производится эта работа,— сами задачи, методы их решения — это инструменты для работы, а само решение — это процесс работы, процесс применения инструментов к материалу. Поэтому, чтобы облегчить решение задачи, надо, конечно, знать материал этой работы, т. е. сами задачи — как они устроены, из чего состоят, надо знать и владеть инструментами — методами решения задач, и научиться разумно применять эти инструменты.
Текстовых задач, содержащих краеведческий материал, который бы позволял детям познавать историю своего города и ее жителей средствами математики, нет. Поэтому представляется целесообразным создание таких задач самой.
Чтобы найти ответы на все эти вопросы, я обратилась к книгам, и к более современному помощнику «Интернет». В них я нашла много интересного материала, с самыми интересными, на мой взгляд, данными я хочу поделиться.
Понятие текстовой задачи.
Каждая задача — это единство условия и цели. Если нет одного из этих компонентов, то нет и задачи. Это очень важно иметь в виду, чтобы проводить анализ текста задачи с соблюдением такого единства. Это означает, что анализ условия задачи необходимо соотносить с вопросом задачи и, наоборот, вопрос задачи анализировать направленно с условием. Их нельзя разрывать, так как они составляют одно целое.
Математическая задача — это связанный лаконический рассказ, в котором введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с ними определенными соотношениями, указанными в условии.
Любая текстовая задача состоит из двух частей: условия и требования (вопроса).
В условии соблюдаются сведения об объектах и некоторых величинах, характеризующих данные объекта, об известных и неизвестных значениях этих величин, об отношениях между ними.
Требования задачи — это указание того, что нужно найти. Оно может быть выражено предложением в повелительной или вопросительной форме («Найти площадь прямоугольника; или «Чему равна площадь прямоугольника?»).
Решение задач - упражнения, развивающие мышление. Мало того, решение задач способствует воспитанию терпения, настойчивости, воли, способствует пробуждению интереса к самому процессу поиска решения, дает возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением.
Все составленные задачи можно разделить на четыре группы:
1) задания на нахождение значений выражений,
2)задания на решение уравнений,
3)задачи, решаемые с помощью уравнений,
4)задачи, решаемые по действиям
Задача о площади Караганды
Караганда занимает втрое место по площади в Республике среди самых больших городов после Астаны, а до 1997 года был самым большим городом в Республике.
Площадь столицы Астаны на 172 кв.км. больше площади Караганды, самый большой южный город (без учета Алматы) Шымкент-347 кв.км , площадь самого густо населенного мегаполиса г. Алматы на 218 кв.км. меньше площади Караганды. Общая площадь всех самых больших 4 городов Республики равна 1951 кв.км. Какова занимаемая площадь нашего любимого города Караганда
Пусть х кв.км площадь Караганды, (х+172) кв.км. площадь Астаны, (х-218) кв.км. площадь Алматы. Общая площадь всех 4 городов равна 1951 кв.км.
х+(х+172)+347+(х-218)=1951,
3х+301=1951,
3х=1650,
Х=550.
Ответ: площадь нашего любимого города Караганда 550 кв.км.
Караганда – Шахтерская столица.Ещё в XIX веке на месте города не было ничего. Существует легенда, что в 1833 году мальчик-пастух Аппак Байжанов нашёл уголь. В конце XIX века началась добыча угля сначала русскими купцами, затем французскими и английскими предпринимателями. На рудниках работали жители посёлков Большая Михайловка, Тихоновка, Зелёная балка и Новоузенка. В 1930 году была возобновлена активная добыча угля. Были построены посёлки Майкудук, Новая Тихоновка и Пришахтинский, в которых поселилась основная масса вновь прибывших рабочих и специалистов.
344 тонны угля перевозили на 2-тонных, 3-тонных и пятитонных грузовиках. В двухтонные грузовики поместилось 128 тонны угля, трехтонных грузовиков получилось в 2 раза меньше, чем двухтонных. Сколько получилось пятитонных грузовиков?
Решение.
128:2-=64 машины по 2тонны
64:2=32 машины по 3 тонны
32∙3=96 тонн в 3-тонных грузовиках
344-(128+96)=120тонн перевезли в 5-тонных грузовиках
120:5=24 машины по 5 тонн
Ответ: 24 машины.
Задача об улице « Бухар Жырау» - центральной улице города
Выполните вычисления и заполните таблицу. Вы узнаете бывшее название улицы Бухар Жырау.
65х8=… (т)
78х6=… (е)
365х24=… (с)
96х2=… (в)
36х63=… (й)
25х69=… (к)
74х28=… (и)
6х9=… (о)
8760 54 192 468 520 8760 1725 2072 2268
Бывшее название улицы Бухар Жырау проспект
8760 54 192 468 520 8760 1725 2072 2268
с о в е т с к и йКанал Иртыш—Караганда— канал для водоснабжения промышленных районов и сельского хозяйства Центрального Казахстана.
Протяжённость — 458 км. Ширина канала 20-40 м, глубина 5-7 м.
Канал берёт начало из притока Иртыша — реки Белой, выше города Аксу. Заканчивается канал у насосной станции I подъёма ОАО «Водоканал» города Караганды, который является крупнейшим потребителем. 272 км трассы канала проходят по территории Павлодарской области и 186 км — по Карагандинской области.
От одного населенного пункта по направлению к другому по Каналу Иртыш — Караганда по территории Карагандинской области, между которыми 186 км шли навстречу друг другу катер со скоростью 30 км\ч и моторная лодка со скоростью 18 км\ч. Катер вышел на 3 часа раньше лодки. Через сколько часов после выхода катера произойдет встреча с лодкой?
30•3=90 км расстояние катера за 3 часа,
186-90=96 км осталось,
30+18=48 км\ч общая скорость
96:48= 2 часа время встречи
Ответ: 2 часа.
Задача о нашей школе
По адресу г.Караганда, ул.Лободы 26 расположено Коммунальное государственное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 63". Директор: Альжанова Клара Сайлаубековна.
В этом учебном году в СОШ 63 обучаются 857 учеников. В 10-11 (старших) классах на 322 учеников меньше, чем в среднем звене (5-9 классы). А в среднем звене на 102 ученика больше, чем в начальной школе (1-4 классы). Сколько учеников обучается в начальной школе, в среднем звене и в старших классах?
Ответ: 325 в младших, 427 в среднем, 105 в старших классах.
Решение: Пусть Х учеников в старших классах,
( Х+322) учеников в среднем звене и
( Х+322-102) учеников с начальной школе.
Всего в школе обучается 857 учеников или Х+(Х+322)+(Х+322-102) учеников.
Х+(Х+322)+(Х+322-102)=857,
3Х+542=857,
3Х=315,
Х=315:3,
Х=105.
105+322=427 (учеников) в среднем звене.
427-102=325 (учеников) в начальной школе.
Ответ.105 учеников в старших классах, 427 учеников в среднем звене,325 учеников в начальной школе.
Найдите корни уравнений, и расставьте их в порядке возрастания. Вы узнаете фамилию выдающегося спортсмена, жителя нашего города.
Е 196:4-(n+15)=3
А y:5+28=30
И (r-16)х2+36=44
С (x+102):2=52
В (18+p³)-35=63983
П 2m+30=66
2 10 18 20 31 40
С А ПИ Е В
Сапиев Серик Жумангалиевич ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Казахский язык" каз. Серік Жұманғалиұлы Сәпиев; род. 16 ноября 1983 года) — казахстанский боксёр-любитель, чемпион мира 2005 и 2007 годов, олимпийский чемпион 2012 года. Заслуженный мастер спорта Республики Казахстан. Серик Сапиев по итогам лондонской Олимпиады получил Кубок Вэла Баркера — приз, который вручается самому техничному боксёру Олимпийских игр с 1936 года по сегодняшний день. Сапиев оказался уже третьим представителем Казахстана, удостоившимся этого престижного приза.
Стадион «Шахтёр» — футбольный стадион в городе Караганда.
Стадион был построен в 1958 году. Сооружения стадиона занимают 14 гектаров. Здесь проводятся соревнования по футболу, лёгкой атлетики, боксу, пауэрлифтингу, бодибилдингу, конькобежному спорту, городкам, хоккею, большому и настольному теннису, баскетболу, волейболу, тяжёлой атлетики, велоспорту, туризму, полиатлону, президентскому многоборью и мини-футболу.
Стадион «Шахтер» состоит из объектов: Центральный стадион «Шахтер», Учебно-спортивный комплекс «Локомотив», Спортивный комплекс «Жастар». Одновременно стадион может принять 23 000 зрителей. Учебно-спортивный комплекс «Локомотив» может принять в 340 раза больше, чем центральном стадион «Шахтер», и Спортивный комплекс «Жастар» тоже может принять в 340 раза больше, чем центральный стадион «Шахтер». Сколько мест для посетителей на Центральном стадионе «Шахтер»?
Пусть х мест на Центральном стадионе «Шахтер», 340х мест в Учебно-спортивный комплекс «Локомотив», и 340х мест в Спортивном комплексе «Жастар».
340х +340х +х=23000,
1640х=23000,
Х=23000:1320Х=20000
Ответ: 20000 мест на Центральном стадионе «Шахтер».
Билык Анатолий Петрович. Родился в 1928 году, окончил Днепропетровское художественное училище в 1950 году, скульптор. С 1957 года живет и работает в г.Караганде. Член Союза художников РК, Заслуженный деятель искусств РК, почетный гражданин города Караганды.
Наиболее значительные произведения художник сделал для Караганды. Это памятник Н.Абдирову (совместно с Ю.Гуммелем), монумент «Шахтерская слава», памятник академику Е.Букетову.
Главная достопримечательность Караганды – монумент «Шахтерская слава». Монумент отлит из бронзы. В сплаве бронзы содержится 7 частей меди, 4 части олова, 3 части алюминия и 2 части кремния. Какова масса сплава бронзы монумента, если в ней меди больше, чем олова на 3750 кг?
Решение
Пусть х одна часть, тогда 7х кг меди, 4х кг олова, 3х кг алюминия, 2х кг кремния.
7х-4х=3750
3х=3750
Х=1250 кг – 1 часть
7+4+3+2=16 частей бронзы
16∙1250=20 000 кг=20 т бронзы
Ответ: 20 т.
Скульптура монумента «Шахтерская слава» весит 20 тонн. Фигуры шахтеров отлиты в бронзе, металл патинирован. Постамент из бетона облицован гранитными блоками.
Задача о профессоре Букетове, Евней Арстановиче.
Решите уравнение. Расшифруйте фамилию человека, чья судьба тесно связана с Карагандой.
Х+3,8=10,6х=6,8
Х-6,5=2,7х=9,2
2,8+х+3,7=87х=80,3
12,4-(х+5,8)=4,2х=2,4
(х-3,7)+1,8=22,1х=24
(5,6-х)+3,8=4,4х=5
15-(х+3,9)=9х=2
9,2 6,8 24 80,3 2,1 2,4 5
У Б Т К В Е О
Евней Арстанович Букетов — казахстанский учёный в области химии и металлургии, писатель, поэт, академик АН Казахской ССР, доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР, член Союза писателей СССР.
В 1960–72 гг. директор Карагандинского химико-металургического института АН КазССР, 1972–80 гг. ректор Карагандинского гос. ун-та, 1980–83 старший научный сотрудник, заведующий лабораторией Химико-металлургического института АН КазССР. Метод разделения простого фосфора из состава шлама назван методом Букетова-Баешева (1986 г.).
В Караганде мирно сосуществуют представители разных религиозных направлений. Основными религиями в городе являются ислам (суннизм) и православие. Караганда - центр католицизма и протестантства в Казахстане, эту традицию положили ещё заключённые Карлага, осуждённые за религию, а продолжили многочисленные депортанты.
23 мая 1995 года состоялась первая служба в Свято - Введенском соборе. Торжественное открытие крупнейшего культового сооружения в Центральном Казахстане Карагандинской областной мечети с участием президента РК Н. А. Назарбаева состоялось 20 ноября 2011 года. Сколько дней прошло между открытиями этих храмов?
Решение.
8+30+31+31+30+31+30+31+366+365+365+365+366+365+365+365+366+365+365+365+366+365+365+31+28+31+30+31+30+31+31+30+31+20=6025 дней.
Ответ: 6025 дней.
∙
Заключение
Работая по этой теме с различными источниками, я делала для себя открытия. Мне было интересно сопоставлять и сравнивать факты, проводить наблюдения. По окончанию исследования я пришла к выводу:
что решение задач с использованием краеведческого материала позволяет углубить знания учащихся по краеведению, способствует привитию интереса к математике. Кроме этого формируются такие качества, "как самостоятельность, ответственность, любовь к родному краю, своей малой родине"
Использование задач, построенных на краеведческом материале, обогащает мыслительную деятельность, активизирует познавательную активность, позволяет узнать больше о крае, где мы родились, живем, учимся.
Текстовая задача, составленная на основе местного числового материала, позволяет заинтересовать детей, совершенствовать умения и навыки, позволяет сделать обучение математике содержательным и интересным.
Что я получила от исследования.
Удовлетворение, желание работать самостоятельно с дополнительной литературой.
Стало интересней учиться.
Список используемых источников
http://ru.wikipedia.org/wikihttp://bnews.kz/ru/persons/show/14087/http://vk.com/topic-32485496_26425551http://ru.gulliway.org/public/wiki/asia/central-asia/kazakhstan/karagandy-province/karaganda.htmlhttp://bourabai.kz/ei/meteoidea.htmhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB_%D0%98%D1%80%D1%82%D1%8B%D1%88_%E2%80%94_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8C
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%D0%92%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%28%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%29
http://karaganda-akimat.gov.kz/rus/og-hist_2/
http://static.panoramio.com/photos/large/56386846.jpghttp://gezginkemal.com/images/upload/c71df24045cfddab4a963d3ac9bdc9a3.pngАгентство Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами данные за 2011г.
Бараг Т. Я. Караганда. — М.: Государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1950.