Урок-деловая игра Проценты и пропорции
Урок-деловая игра
тема: «Проценты и
пропорции»
Подготовила: учитель математики
средней школы № 2
г.Суворова
Кочетова И.И.
Девиз урока:
Не допуская ленивого сна на усталые очи,
Прежде чем на три вопроса о деле дневном не ответишь:
Что я сделал? Чего не сделал? И что мне осталось сделать?
/одно из правил пифагорейского братства/
Урок проходит в виде производственного совещания на заводе, который надо перепрофилировать или открыть новые цеха. Коллектив завода совместно с «администрацией» в течение некоторого времени работает над этой проблемой. Изучается опыт завода, литература, производятся расчёты, объявлен конкурс на лучшую рекламу, создана химическая лаборатория. «Начальники цехов» подбирают себе коллектив. «Сильные» учащиеся составляют администрацию завода, художники выпускают газеты, организовывают рекламу, строят диаграммы, графики роста производства.
Цели урока: показать применение на практике решение задач на проценты и пропорции;
активизировать мыслительную деятельность через создание жизненных
ситуаций;
учить применить знания при решении задач по химии и экономике;
воспитывать уважение к мнению другого человека, умение слушать,
аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения.
Развивать интерес к предмету, внимание, трудолюбие.
Оборудование урока:
персональный компьютер,
плакаты с текстами задач, диаграммами,
химическое оборудование:
пробирки,
держатель,
подставка для пробирок,
перчатки.
Химические реактивы и соки овощей и фруктов для определения наличия нитратов в натуральных продуктах;
Картофель и йод для качественной реакции на крахмал.
В подготовке этого урока оказывают помощь учителя химии, биологии, информатики. Они могут и принять участие в этом уроке. В этом случае он получится интегрированным. Но в моем уроке дети сами ставили опыты, предварительно консультируясь с учителями.
Роли:
Директор – учитель,
Главный экономист
Экономический отдел:
Главный экономист
Экономист
Инженер-статистик
Технологический отдел:
Главный технолог
Инженер-статистик
Экологическая лаборатория:
Главный эколог
Инженер-эколог
Химик-лаборант
Цех переработки.
Отдел менеджмента.
Отдел маркетинга
План урока:
Оргмомент. Психологический настрой детей. / 1 мин./
Вступительное слово учителя по организации урока. / 2 мин./
«Производственное совещание»
3.1. Анализ положения:
(Проверка индивидуальных домашних заданий): / 10 мин./
А) Главный экономист
Б) Инженер-эколог
В) Инженер-статист
Г) Заведующий плановым отделом (выступление по графикам и диаграммам)
Директор: /фронтальное решение задач практического содержания на
проценты, части и пропорции/ / 18 мин./
- Ваши предложения:
а) Начальник цеха переработки;
б) Врач-эколог; (реакция на нитраты)
в) Менеджер; (лекарственные травы)
г) Химик-лаборант; (крахмал)
д) Отдел снабжения; (сахар)
е) Главный технолог.
Директор (учитель) даёт задания для самостоятельной работы каждому отделу.
Самопроверка решений. / 10 мин./
6. Итоги урока. / 2 мин./
Ход урока:
Директор завода:
Сегодня у нас не обычный урок, а урок – производственное совещание. Специалисты завода собрались для того, чтобы оценить ситуацию, сложившуюся на заводе. На нашем заводе существуют цеха по переработке фруктов и овощей, а так же по изготовлению консервов из рыбы, привезённой с Украины.
Два года тому назад по решению заводского коллектива прибыль была положена на срочный вклад в банк.
Задача №1: В сбербанк сроком на 2 года под 36% годовых, было положено 400 млн. рублей. Какая сумма вклада будет через два года?
Решение задачи – фронтальная работа. (1 человек у доски) – 5 минут.
400 * 0,36 = 144 (млн. руб.) – 36%
544 * 0,36 = 195,84 (млн. руб.)
544 + 195,84 = 739,84 (млн. руб.)
Осуществить проверку с помощью персонального компьютера.
Часть этих денег мы используем на реконструкцию оборудования, часть пойдёт на создание новых цехов, отделов и покупку экологически чистого сырья.
Послушаем специалистов завода по оценке ситуации:
Главный экономист:
Рассмотрим следующую проблему:
Задача№2: Цены на некоторые виды консервов повысились на 16%, потом ещё на 10%. Сколько теперь стоит 1 банка овощных консервов, если раньше она стоила 30 руб.? (решает у доски)
30 * 0,16 = 34,8 (руб.)
34,8 * 0,1 + 34,8 = 3,48 + 34,8 = 38,28 (руб.)
Выгодно ли нам производить эти консервы, если каждый второй житель города имеет свои сады и огороды и умеет консервировать овощи и фрукты? (Самостоятельное решение)
Инженер – статист:
Задача №3: На заводе производится смена оборудования. После того, как заменили 51 единицу оборудования, осталось заменить ещё 83 % оборудования. Сколько единиц нового оборудования надо ещё поставить? (решает у доски)
Заведующий плановым отделом:
Вот уже 2 года наше предприятие поддерживая связь с московской фирмой «Росимпорт» изготавливает консервы (джемы, консерванты, конфитюры) из привозных зарубежных фруктов и по предположению главного экономиста лишь 11% всех фруктов составляют поставки местных Одоевских колхозов (яблоки, сливы, смородина). В связи с этим происходит следующий процесс.
Из представленных графиков видно, что кривая затрат на единицу продукции растёт, а объём прибыли с единицы продукции падает.
Директор:
Всё, о чём мы сейчас говорили, не может вывести производство из надвигающегося кризиса. Необходимы радикальные предложения, вплоть до изменения профиля некоторых цехов, создания новых цехов переработки сырья, бартерные сделки. Ваши предложения?
(все задачи предлагаются директором для фронтального решения)
Начальник цеха переработки:
Я предлагаю переоборудовать цех под изготовление повидла и джемов из фруктов купленных у местных жителей. А импортное сырьё использовать мелкими партиями.
Задача №4:
В цехе будет производится джем из слив, вишен и яблок, причём масса слив составит 3/8, масса вишен 1/3 от общей массы продуктов, а яблок нужно на 0,5 тонн меньше, чем вишен. Сколько фруктов будет использовано?
Сколько получится джема, если его масса на 60% превосходит массу фруктов?
Инженер – эколог:
Проверим с помощью индикаторов фрукты на присутствие нитратов, которые раздражают слизистую оболочку желудка.
(Демонстрация опыта)
Химик – лаборант:
Предлагаю открыть цех по производству крахмала, т.к. закупка картофеля, содержащего крахмал, обойдётся дёшево.
Демонстрируется качественная реакция йода на крахмал и хлеб.
Чем полезен крахмал?
Задача №5:
Два фермера поставляют на завод картофель. Один предлагает сдать 30 тонн с 20% содержанием крахмала, а другой привёз 10 тонн картофеля и утверждает, что из него можно получить 5 тонн крахмала. У кого выгоднее купить картофель?
Специалист отдела снабжения:
Местный фермер предлагает новый сорт свёклы, содержащий 45% сахара. Поэтому предлагают открыть цех по производству сахара.
Второй специалист:
Фермеры Кубы предлагают нам сахарный тростник для производства сахара. Но он при обработке в сахар теряет 91% первоначальной массы.
Задача №6:
Сколько нужно взять сахарной свёклы и сколько сахарного тростника, чтобы получить 900 кг сахара?
Главный экономист:
Покупка тростника не выгодна заводу. Но если будет проходить бартерный обмен на наши овощные консервы, то это будет выгодно.
Задача: Снижение шума на производстве позволяет увеличить выработку продукции примерно на 6%, улучшение освещённости – на 10%, установление эффективной вентиляции – на 5%, а покраска помещений в спокойный цвет – на 2%. На сколько процентов увеличивается выработка продукции в результате последовательного применения всех этих усовершенствований?
Плановый отдел: на нашем заводе будет много отходов в результате переработки сахарной свеклы, картофеля, овощей, фруктов. Предлагают по договору с колхозом имени Кирова создать ферму по выращиванию телят и свиней. Заводу вместо приготовления консервов из рыбы выгоднее организовать приготовление мясных консервов, кроме того, они будут экологически чистыми.
Задача: Мясо при варке теряет 35% массы. Сколько получится вареного мяса
из 2 кг сырого?
Директор: Все ваши предложения достойны и дельны. Предлагаю:
более детально разработать эти вопросы;
создать новый отдел менеджмента и маркетинга, объединив плановый отдел и отдел снабжения;
создать службу рекламы в отделе маркетинга.
Таким образом, каждый отдел получает индивидуальные задания.
Самостоятельная работа по группам ( 10 минут):
(звучит музыка)
Задача 1
Завод выпускал 300 тысяч изделий в год. На сколько увеличится выпуск продукции, если производительность труда возросла на 20 %?
Задача 2
Фермеры сдали на завод какое-то количество выращенной малины. После сушки получилось 6 т сушеной малины. Сколько свежих ягод было сдано на завод, если малина при сушке теряет 75% свежего веса?
___________________________________________________
Задача 3
В 80 кг картофеля содержится 14 кг крахмала. Найти процентное содержание крахмала в таком картофеле.
Отделу рекламы:
Разработать этикетки и оформление тары новой продукции.
Проверка самостоятельной работы:
Решение задач записано на карточках, которые учитель раздает после того, как листы с решением сданы учениками. Дети проверяют свои решения по образцу.
Отдел рекламы демонстрирует свои идеи.
Итог урока.
BЗаголовок 1„Заголовок 2Ў:15тTОсновной текст с отступом8Основной текстBОсновной текст 2:Основной текст 3Times New RomanTimes New RomanCourier New0Урок-деловая игра по теме «Проценты и пропорции»