Повторительно-обобщающий урок обществознания в 9 классе по теме Право
Урок повторения в 9 классепо теме «Право. Правоотношения.» Учебник Обществознание. 9 класс/ Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др. М.: Просвещение, 2010 Д.З. повторить разделы политика и право, подготовиться к итоговому тесту Проверка домашнего задания Заполните схему: ООН Генеральный секретарь ? ? ? ? Специализированные учреждения (ЮНЕСКО, МАГАТЭ и др.) ? ? Яндекс новости 16.05.2014 Парламентская газета 16.05.2014 Что такое легитимность?Какое отношение имеет этот термин к нашему сегодняшнему уроку? Проблемная ситуация:К вам подошел ваш друг и попросил помочь составить план выступления на тему «Правоотношения»Продолжите предложение:«Основы права необходимо знать каждому человеку потому что…» цель Цель урока – написать план выступления «Правоотношения» Трудовые правоотношения Давайте вспомним что называют правоотношением. Запишите определение себе в тетрадь. Административные правоотношения Проверим Правоотношение – социальное отношение, регулируемое нормами права, участники которого имеют юридические права и обязанности, обеспечиваемые силой государства. Следующая работа будет выполняться в группах Задания каждой группы будут аналогичны, отличие их будет лишь в содержании.Задача каждой группы – выполнить задание, применив свои знания по конкретной теме.Распределение заданий внутри группы допустимо.На выполнение задания группам отводится 6 минут.Выполненные задания представляются аудитории, на выступление отводится 3 минутыКаждое выполненное задание оценивается в 1 баллДля получения оценки «5» группе необходимо набрать 3 балла, «4» – 2 балла, «3» – 1 балл Темы для групп Основы конституционного строя РФГражданские правоотношенияТрудовые правоотношенияСемейные правоотношенияАдминистративные правоотношенияУголовно-правовые отношения Виды заданий Восстановление текстаЗадача Задача Задания по теме «Основы конституционного строя РФ» Восстановление текста:Конституция – ___________ закон государства, обладающий высшей ____________ силой. Первая Конституция в нашей стране была принята в 1918 году. Действующая Конституция была принята на референдуме __ декабря ______г. В ней Россия провозглашена ________ _________ правовым государством. Кроме того, по Конституции Россия – федеративное государство с ________________ формой правления, все субъекты которой равноправны. Другой основополагающий принцип – государственная целостность (это не союз государств, а единое государство). РФ ставит перед собой цель обеспечить гражданам достойную жизнь и свободное развитие каждого, что доказывает, что Россия ________________ и светское государство. Задача №1 ООО «Чебурашка» принимало на работу только лиц исповедующих православие. Гражданин К., исповедующий буддизм, получил отказ в соискании на должность контролера. Он обратился в конституционный суд РФ с жалобой о нарушении его прав.Правомерны ли действия ООО «Чебурашка»?Какие права гражданина К. были нарушены?Принимает ли Конституционный суд РФ жалобы от граждан? Задача №2 У гражданина Великобритании Г. и гражданки России В. родился сын на территории США.Может ли сын стать гражданином России?Какие способы получения гражданства вам известны? Задания по теме «Гражданские правоотношения» Восстановление текста:Гражданское право – отрасль права регулирующая имущественные и _______________ ________ отношения граждан. Участниками (субъектами) гражданских правоотношений могут быть ___________ и ____________ лица. К юридическим лицам приравниваются также Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, если они вступают в гражданско-правовые отношения. ___________ гражданских правоотношений могут быть материальные и нематериальные блага. В Гражданском кодексе РФ фиксируется несколько десятков видов договоров (сделок). Они могут фиксироваться в ___ и ____________ форме. Гражданско-правовой договор – это взятые на себя обязательства, умение распоряжаться своими правами и надлежащим образом исполнять ______________. Задача №1 В крупном торговом центре стояли две девушки-промоутера. Они обращались к прохожим со словами «У меня для Вас есть подарок». Подарок представлял из себя набор косметики для тела. Гражданин О. остановился, и после фразы о подарке взял его и ушел.Правомерны ли его действия? Почему?Имеет ли право промоутер забрать у Гражданина О. «подарок»? Задача №2 12-летний гражданин Р. Очень долго просил Гражданку А. – его маму купить ему планшетный компьютер. Накануне его дня рождения А. согласилась, но обещала это сделать через 3 дня, т.к. у нее не было времени. Мальчик выразил желание самостоятельно отправиться в магазин за покупкой. А. дала ему необходимую сумму и отпустила в магазин. Продавец отказал мальчику в покупке. Правомерны ли действия продавца?Как следует поступить Р.? Задания по теме «Трудовые правоотношения» Восстановление текста:Трудовые правоотношения- это отношения основанные на соглашении между _____________ и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции. Согласно закону, граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю или бесплатное посредничество ____________ ______________. Работодателями являются физические или юридические лица. К правам работника относятся: право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; своевременную выплату в полном объеме _________ _____________; отдых; профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации; создание профессиональных ____________ и членство в них. В обязанности работника входит: выполнять требования трудового договора; соблюдать трудовую ______________; бережно относиться к имуществу работодателя и других работников. Задача №1 Гражданин Л. является работником ООО «Парус». 29 апреля гражданин Е. – директор ООО «Парус» издал приказ об участии Л. и 9 его коллег в демонстрации 1 мая. Правомерно ли поведение гражданина Е.?Как следует поступить гражданину Л.? Задача №2 17-летний гражданин У. обучающийся СОШ №1111 устраивается на работу в ЗАО «Маркер». Директор ЗАО «Маркер» – гражданин Ц. Предложил подписать договор со следующими условиями: трудовая неделя составляет 35 часов, испытательный срок – 3 месяца, отпуск 14 календарных дней в год. Какие права У. нарушает данный трудовой договор? Задания по теме «Семейные правоотношения» Восстановление текста:Семья в социальном плане – это ___________ группа члены которой состоят в _______ и родстве. В юридическом смысле семья – это союз лиц, соединенных правами и обязанностями вытекающими из ___________ ___________ брака. Семейные правоотношения – это общественные отношения урегулированные нормами ______________ __________, выраженные в правах и обязанностях членов семьи. Их разделяют на личностные и __________. Супругам принадлежит право на личную и совместную собственность. Семейные правоотношения регулируют не только отношения между супругами, но и отношения между _____________. Задача №1 Гражданин Ф. и гражданка И. вступили в брак. Через год гражданин Ф. предложил гражданке И. заключить брачный договор. Он хотел включить в него такие пункты:После развода все имущество переходит в собственность Ф.И. обязана ежедневно готовить ужин из 3 блюдЧерез 5 лет Ф. и И. развелись. Ф наряду с совместно нажитым имуществом претендовал на дорогое колье, которое подарила И. ее мама.Возможно ли заключить брачный договор после заключения брака?Какие отношения регулирует брачный договор?Может ли колье перейти Ф.? Задача №2 Гражданин Н. и гражданка Д. решили вступить в брак. Они пошли в ЗАГС для того чтобы подать заявление. В тот момент когда они оформляли заявление в кабинет ворвался гражданин У. со справкой о тяжелом психическом заболевании Н. Сотрудники ЗАГСа отказались принять заявление Н. и Д. Правомерны ли действия сотрудников ЗАГСа?Перечислите условия вступления в брак в РФ. Задания по теме «Административные правоотношения» Восстановление текста:Нормы административного права охватывают все сферы жизни общества – ________, _______, __________, _____________. К субъектам административного права относят государственные органы, органы местного самоуправления, организации, _____________ лица и отдельных граждан. Административное правонарушение посягает на _____________ порядок, собственность, права и свободы граждан и порядок управления. Административное правонарушение еще называют __________. Основным регулятором административных правоотношений является КоАП – _____________________________________ Задача №1 Гражданин К. проехал перекресток на красный сигнал светофора. Из-за действий К. никто не пострадал.Должны ли быть применены по отношению к К. меры наказания и какие они будут?Приведите пример условия, при котором К. не понесет ответственности. Задача №2 Гражданка Е. работает бухгалтером в ООО «Спецназ». Направляясь на работу, она увидела в витрине магазина красивые туфли. Достаточной суммой для их покупки Е. не располагала и «позаимствовала» средства ООО «Спецназ».Совершила ли Е. правонарушение? Если да, то каким может быть наказание? Восстановление текста:Уголовные правоотношения регулируют номы ____________ права. В круг преступных деяний входят: хищение, убийство, незаконное производство и сбыт _____________, акты терроризма и другие преступления против ____________ и общественной безопасности. Участниками уголовных правоотношений являются лица, совершающие ______________ деяния и государство в лице _________ органов. Особенность уголовных правоотношений заключается в том, что единственным источником уголовного права является ____________________. Задания по теме «Уголовные правоотношения» Задача №1 Гражданка С. согласилась провезти в поезде посылку от гражданина У. из Москвы в Чебоксары. В дороге посылка взорвалась.Привлекут ли гражданку С. к уголовной ответственности и почему? Задача №2 Поздним вечером гражданин Г. Возвращался домой. В темном переулке на него напали несколько молодых людей. Угрожая ножами они требовали, чтобы Г. Отдал им все свои ценные вещи. Г. схватил камень и ударил им одного из нападавших.Понесет ли Г. уголовную ответственность и почему? Вернемся к нашей проблемной ситуации Составьте в тетради план выступления на тему «Правоотношения». Состоящий минимум из 3 пунктов, не менее чем 2 пункта должны быть детализированы в подпунктах. Рефлексия (обращение внимания на самого себя) Закончите предложения:Сегодняшний урок мне понравился/не понравился тем, что….На уроке я научился…