Доклад на педагогическом совете по теме: Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы с проблемами интеллектуального развития
Доклад на педагогическом совете
педагога-психолога по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы с проблемами интеллектуального развития».
В своем выступлении Чернова Ольга Николаевна сказала, что в нашем структурном подразделении обучаются дети с различными диагнозами умственного недоразвития и классы комплектуются с учетом имеющихся диагнозов у детей. В начальной школе у нас есть классы для детей с легкой степенью умственной отсталости
( численность 10-12 человек) как правила это классы с буквой «А»
( например: 1 «А»), а так же есть классы для детей со сложной структурой дефекта (численностью 5-6 человек) как правила это классы с буквой «Б» или «В» (например: 1 «Б»)
Психологическая работа в начальной школе выстраивается с учетом психофизического развития детей.
В рамках диагностической деятельности, психологом в начале года проводится диагностика первоклассников и новых детей.
Диагностическая деятельность
Первоклассники и новые дети (в начале года)
Цель – выявление специфики развития ребенка, отражающей ключевые особенности формирования психических структур, построение предположений о вероятных причинах и механизмах, приведших к данному варианту дизонтогенеза.
Задачи:
определение на основе оценки динамики психического развития ребенка его дальнейшего образовательного маршрута;
выявление в процессе сопровождения ребенка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде и социуме;
В свою очередь педагоги проводят педагогическую диагностику.
На основе проведенной диагностики составляются педагогическая и психологическая характеристика детей первых классов, в которой выделяются сильные и слабые стороны учащихся, определяются пути решения, имеющихся проблем у детей. С этими данными учителя и психолог знакомят учителей и воспитателей начальной школы на МО после окончания 1 триместра.
Далее на основе полученных психолого-педагогических данных составляются или адаптируются программы индивидуальной и групповой коррекционно- развивающей работы с учащимися , а так же вносятся учителями коррективы в тематическое планирование уроков.
Психологические программы индивидуальной и групповой работе строятся на следующих принципах:
работа в зоне ближайшего развития ребенка (по Л.С. Выготскому);
комплексность занятий (сочетание методов двигательного, когнитивного и эмоционально-личностного развития младших школьников);
подбор адекватных по качеству и сложности заданий в соответствии с психологическими особенностями детей;
выстраивание заданий в четкой последовательности ( от простого к сложному);
представление оптимальной помощи с постоянным ее сокращением в зависимости от успехов детей;
эмоциональное вовлечение детей в процесс взаимодействия между собой и со взрослым.
Групповые коррекционно-развивающие занятиях с учащимися начальной школы в течение учебного года проходят во второй половине дня. Эти занятия включены в расписание и называются: развитие психомоторики и относятся к дополнительному образованию)
Групповые коррекционно-развивающие занятия
(занятия по психомоторике)
Адаптационные занятия с учащимися 1-х классов.
Цель занятий: создание условий для успешной социально-психологической адаптации детей в школе.
Задачи:
1. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;
2. Снижение уровня личностной и школьной тревожности;
3. Развитие когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в школе. Задачи:
1.Выстраивание доверительных отношений между детьми и взрослыми;
2.Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения у детей;
3.Смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта у ребенка;
4.Повышение психологической активности детей в процессе общения со взрослыми;
5.Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм и д.р.);
6.Организация целенаправленного взаимодействия между детьми и взрослым.
Групповые коррекционно - развивающие занятия с учащимися (2-4, 5 «Б»,6»Б» классов)
Цель: развитие двигательной, когнитивной и эмоционально-личностной сферы младших школьников.
Комплексного типа занятия
В программу включены игры, упражнения из следующих программ: «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза» А.В. Семенович, Фопель «Учимся сотрудничать», «От головы до пят», О. Хухлаева «Тропинка к своему я», музыкальные игры Катерины и Сергея Железновых.
Для каждого класса используются разные по сложности упражнения, задания, игры. Содержание работы с классом изменяются каждый учебный год.
Итоговые занятия с учащимися начальной школы проводятся в форме большой игры.
Психологическая игра – форма работа работы психолога в начальной школе
Выбор игры как формы работы был сделан мною не случайно. По своей сути - это игровая оболочка. Термин "игровая оболочка" понимается мной в том смысле, который придает ему М.Р. Битянова. Игровая оболочка предполагает наличие сквозного сюжета, в который "вплетаются" различные задания необходимые для развития или коррекции тех или иных навыков или отношений. В зависимости от потребностей детей и целей коррекционной работы одни задания могут легко заменяться другими.
Ее преимущество и ценность в том, что в универсальный игровой сюжет можно "вписать" разные задания в зависимости от уровня развития детей, целей коррекционной работы и профессиональных предпочтений психолога, который ее ведет. С другой, как любая игра она "предоставляет значительные возможности для формирования саморегуляции, навыков планирования, самоконтроля и самооценки, развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к эмпатии, кооперации...".
Мною было разработано и проведено за последние три года работы в школе 4 игры.
Цель игр: стимулирование познавательной активности у учащихся начальной школы и развитие навыков эффективного межличностного взаимодействия.
Общая структура игр
Погружение в игровую ситуацию ( используя различные материалы: наглядные, звуковые и музыкальные, а так же включение в игру сказочного персонажа);
Формирование команд ( по следующим принципам: дети одного класса или дети разных классов с одинаковыми возможностями);
Постановка цели игры
Игра – разминка, которая помогает настроиться всем присутствующим на совместную работу;
Пропедевтическое задание – подготовка детей к выполнению того или иного задания по данной теме (такая работа проводиться со всеми участниками игры);
6. Игра, задание для играющих команд
( направленные на отработку и закрепления определенного умения, например: умение распределять роли и обязанности, которая учитывает уровень психофизического развития детей);
7. Поддержание у детей ситуации успеха ( использование наглядных пособий на игре: выложенные на стене созвездия – типа звездного неба, воздушный шар поднимается постепенно по небу, появление страниц книги);
8.Рефлексия пройденного этапа с опорой на таблице (ответы учащихся на вопрос ведущего: «Какое качество нам помогало справиться с данным заданием?»).
9. Рефлексия прошедшей игры с опорой на станицы книги (ответ учащихся на вопрос ведущего: «Что значит уметь, например, сотрудничать?»).
Сейчас я постараюсь кратко о них рассказать и показать фотографии с игр.
Первой мной была проведена Игра – диагностика: «Звездная команда» - во время ее проведения я наблюдала и анализировала, насколько наши дети способны принимать данную форму работы и выполнять предложенные задания. Игра проводилась в середине апреля, поэтому тема «Космос» очень хорошо вписалась в содержание внеклассной работы классных руководителей. Эта была игра-путешествие. Команды классов путешествовали на ракетах по различным созвездиям, вспоминая или знакомясь с их названиями и начертаниями, при этом выполняя разные задания: из букв собирая названия планет, дополняли части предметов до целого предмета и т.д
(Фотографии с игры)
Затем появилась идея разработать цикл больших игр для начальной школы, которые имели бы единую логику. И мне показалось, что в основе следующих игр может быть обсуждение таких тем и вопросов, как:
«Дружба», «Что нужно делать, что бы иметь много друзей», а результатом работы может быть написание с детьми книги «Как нужно дружить». В ходе, этих игр мы с детьми писали и оформляли книгу «Как нужно дружить». Дети вспоминали и повторяли правила трех «С»: умение сотрудничать, умение сочувствовать, умение собой управлять (самоконтроль), а так же учились ими пользоваться. На каждой игре с детьми подробно разбиралось и отрабатывалось каждое умение из данного правила
Так появились следующие три игры:
1 игра: «Мечты сбываются!» (путешествие на воздушном шаре) входе этой игры разбиралось, что значит уметь сотрудничать и отрабатывались умения, которые относятся к сотрудничеству, а именно:
Умение сотрудничать это:
Умение что-то делать вместе, договариваться;
Умение внимательно слушать и понимать друг друга;
Умение распределять роли, обязанности;
Умение уступать друг другу.
Во время этой игре психологом было предложено написать книгу для других детей, которая бы научила детей дружить. Итог игры это было написание первых 7 страниц книги.
2 игра: «Дружба - это великое чудо!» (продолжение написания книги, разбиралось Умение сочувствовать – это….), которая проходила в конце года. И в этом учебном году в декабре месяце прошла третья игра: «Заколдованная книга» (Баба Яга заколдовала книгу, дети выполняют ее задания и расколдовывают книгу, а затем дальше ее пишут, Умение собой управлять – самоконтроль.).
Такая форма работы дает возможность педагогам не только познакомиться с материалом, который изучают на психологических занятиях и знают дети, но и узнать потенциал детей класс, а так же принять участие в подготовке вместе с детьми заданий на некоторых этапах игры.
Работа с родителями – важное направление работы психолога.
Цель: объяснить психологические особенности детей или класса, выработать единую стратегию в обучении, развитии и воспитании детей.
Используются следующие формы работы: консультирование, выступление на родительских собраниях (информативные), проведение деловых игр, детско-родительские занятия.
В прошлом году был проведен мною цикл занятий с родителями и детьми 4 класса «А». На этих занятиях присутствовал и участвовал классный руководитель данного класса.
1 тренинговое занятие с родителями по теме: «Воспитание в семье и в школе».
Цель: выделить важнейшие качества и умения, которые стремятся воспитать у детей родители и педагоги.
Входе, занятия удалось вместе (родителям, педагогу и психологу) обозначить важные позиции в процессе воспитания; определить, каким образом необходимо воспитывать у детей важные качества и умения; провести оценку насколько удается воспитать у детей эти качества и умения; наметить то, над чем нужно работать с детьми и чему необходимо обучаться родителям.
222 тренинговое занятие с родителями по теме: «Учимся понимать и общаться с нашими детьми».
Цель: познакомить родителей с техникой «Активное слушание».
В ходе занятия удалось выяснить, что родители знают о технике «Активное слушание»; научиться распознавать чувства детей в различных ситуациях; провести совместный анализ различных ситуаций, в которых возникают трудности у родителей в общение с детьми; потренироваться использовать технику «Активное слушание».
3 тренинговое занятие с родителями и детьми по теме: «Учимся понимать и договариваться».
Цель: создание условий для развития эффективных навыков общения между детьми и родителями.
В ходе занятия родители и дети учились понимать друг друга на вербальном и невербальном уровне; учились договариваться друг с другом в различных ситуациях;
При подведении итогов занятий, родители высказали, что такого рода совместная работа в предложенной форме оказалась для них интересной и полезной и они готовы участвовать в таких мероприятиях в дальнейшем.
В заключение своего выступления хочу лишь добавить, что в конце прошлого учебного года мною был проведен опрос родителей начальной школы.
Цель опроса: прояснить ожидания родителей по работе с ними специалистов в школе.
Было опрошено - 52 человека.
Общие выводы:
Большинство родителей заинтересованы в работе с ними следующих специалистов школы: психологов, педагогов, логопедов, врачей, дефектологов и социальных работников, готовы приходить на мероприятия со специалистами раз в месяц или один раз в триместр; хотели бы получить от специалистов информацию по вопросам развития и обучения детей;
Поэтому необходимо планировать, организовывать внутри нашего холдинга работу специалистов с родителями всех наших детей. И делать, таким образом, наших родителей нашими союзниками, а не нашими «противниками».