Презентация к докладу Технология деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы
«Технология деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы в 5-8 классах».Е.Г.Бокова, учитель русского языка и литературы МБОУ лицей №3
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.Статья 2 п.3 закона «Об образовании»
Актуальность На общегородской августовской педагогической конференции 2015 года были определены приоритетные направления работы образовательных учреждений округа на 2016 год в рамках Программы социально-экономического развития до 2030 года. Среди основных стратегических задач была обозначена задача повышения качества образования в целом по городу путем формирования системы эффективности образовательного процесса внутри каждого учебного заведения, выбора УМК, ориентированных на системно - деятельностный подход. Требования к современному уроку, сформулированные в ФЗ - 273 «Об образовании в РФ» поддерживает Стандарт (ФГОС), закрепляя методологической основой системно - деятельностный подход.
Деятельностный подход обеспечивает:формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Перспективы: педагогические технологии деятельностного типа при правильном их использовании на уроках можно назвать результативными и системными, так как с позиции системно-деятельностного подхода любая деятельность рассматривается как своего рода система, подразумевающая единство цели, средств, процесса преобразования его результата.
Проблемы:учителя в недостаточной степени владеют теоретическими знаниями и практическими умениями для выстраивания урока на основе системно-деятельностного подхода;недостаточно четко доводят до учащихся темы уроков, не формулируют образовательную цель урока для учеников, показывая им, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками должны овладеть, какой «продукт» получить в конце урока; не включают в урок этап эмоциональной разгрузки, рефлексию.
Урок в формате ФГОС чаще всего проходит в благоприятном психологическом климате: чувство защищенности оптимизм инициативность работоспособность свободу «Я» психологическая атмосфера способствует и лучшему усвоению учебного материала учащимся и полноценному развитию его личности
Пути установления благоприятной психологической атмосферы:«открытие» ребенка на общение«соучастие» ребенка в процессе«возвышение» ребенка Профессионализм учителя:профессиональная компетентность;личностный потенциал;педагогическая рефлексия.
Приоритетные образовательные технологиитехнология проектного обучениятехнология учебной деловой игрытехнология коллективной творческой деятельностиТРИИСтехнология учебной дискуссиитехнология развития критического мышленияисследовательский методметод решения практических задач
Деятельностный подход обеспечивает:ПРИКАЗ от 6 октября 2009 г. № 413« ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованиюпроектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся