Педагогическая мастерская — средство для саморазвития, самореализации, наращивания творческого потенциала обучающихся, формирования их ключевых компетенций на основе участия в диалоге культур.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Педагогическая мастерская как эффективная технология формирования и развития учащихся на уроках литературы Единственный путь, ведущ ий к знанию, - это деятельность Б.Шоу В настоящее время педагогические технологии вызывают особый интерес, поскольку позволяют превратить процесс обучения из монотонного механического воспроизведения материала в творческий поиск. Педагогическая мастерс кая снимает боязнь ребенка дать неверный ответ, быть непонятым. Главная ее цель - саморазвитие, самореализация, наращивание творческого потенциала обучающихся, формирование их ключевых компетенций на основе участия в диалоге культур. Эта технология разрабо тана и уже несколько десятилетий успешно применяется во Франции. Ее основы заложили известные психологи и общественные деятели Анри Валлон, Поль Ланжевен и Жан Пиаже. Они и их последователи — французская группа нового образования, объединяющая тысячи педаг огов, — полагают, что прогрессивные трансформации в обществе стимулируются положительными изменениями в образовании. Мастерские строятся в соответствии с «простыми и понятными формулами»: ребенок должен сам искать знания; труд ученика должен иметь смысл; в се способны; реб енок должен двигаться; дети люби т ь работ ать. С овременный урок как основная форма организации учебного процесса предъявляет свои требования и к учителю , которому необходимо выбирать те самые важные и нужные формы, методы, способы, приемы и в оспитательные средства, которые через метапредметность помогут ему получить единую картину мира. И спользование технологии педагогических мастерских как способ а формирования познавательных и творческих способностей учащихся на уроках литературы сегодня пр иобретает особенную актуальность. Педагогическая мастерская любого «жанра»(построения знаний, творческого письма, ценностных ориентаций или смешанного типа) всегда стимулирует творчество учащихся, делает их активными участниками процесса обучения, Педагоги ческая мастерская – это такая форма сотрудничества, которая объединяет все три направления педагогической деятельности учителя: обучение, воспитание, развитие. В мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабо чен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которо го осуществляется исследование, г де к аждый будет ощущать радость собственного открытия, свою значимость и уважение непов торимости другого. Работа педагогической мастерской будет тем успешнее, чем полнее каждый из ее участников будет выполнять предлагаемые задания по - своему, исходя из своих знаний, умений, жизненного опыта, интересов и способностей М астеру при этом необхо димо следующее:  Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества  Непрерывно включать эмоциональную сферу учащегося, обращаться к его чувствам; идти от сердца к уму  Работать вместе со всеми, быть равным в поиске познаний  Не торопиться отвечать на вопрос, дать учащимся попытку самостоятельно найти ответ  Информацию подавать малыми дозами  Исключить официальное оценивание работы учащегося, дать возможность самооценки Итак, п едагогическая мастерская — это одна из интенсивных технологий обучения, вкл ючающая каждого из ее участников в "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач. Ц ЕЛЕВЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ЯВЛЯЮТСЯ:  Представление учащимися психологических средств, позволяющ их им личностно саморазвиваться  Помощь в осознании ими с амих себя и своего места в мире  Понимание учащимися других людей, а также закономерн остей мира, в котором они живут  Помощь в определении перс пектив «будущ его», которые затронут их самих Педагогические мастерские строятся по определенным принципам:  Работа мастерской основывается на духовной деятельности ч еловека и прежде всего на слове  Равенство всех, включая мастера  Не насильственное прив лечение к процессу деятельности  Отсутствие оцен ки, соревнования, соперничества  Чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу с отрудничества и взаимопонимания  Важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс А лгоритм пост роения педагогической мастерской :  Индуктор (психологический настрой на урок)  Тема (запись на доске)  Самоконструкция (запись слов по ассоциации)  Социоконструкция (пополнение списка слов)  Разрыв (кульминация, во время которой ребенок начинает понимать или чу вствовать то, чего не знал или не чувствовал раньше)  Пластика (создание пантомимического образа)  Афиширование (демонстрация выполненной работы)  Рефлексия (духо вное состояние после мастерской ) Вышеперечисленные этапы педагогических мастерских призваны обес печить решение задач интеллектуального и творческого развития учеников, создают условия для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет с амостоятельной исследовательской и познавательной деятельности. Потенциал мастерской как средства воспитания и обучения достаточно велик, разнообразны направ ления применения технологии. К акой бы вариант ее использования не выбрал педагог, он обяз ательно должен помнить, что главное действующее лицо на занятии – ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоци и. Иначе у участников мастерской не произойдет «инсайд» – озарение, не возникнет переживание радости открытия нового, познания неизвестного, свободного, не скованного авторитетными мнениями, творчества. Таким образом, применение мастерской как педагогической технологии способствует реализации творческого потенциала личности, ведет к развитию интеллекта как важнейшего ресурса современного общества. Опыт включения мастерских в школьный курс литературы показал , что они хорошо взаимно дополняют друг друга с традиционными уроками разных типов. Мастерская может мотивировать дальнейшее изучение темы или обобщать ее, может готовить к сочинению и создавать проблемную ситуацию, находящую выход в личном учебном или даже научном исследовании. В 11 классе на уроках литературы возможно проведение педагогических мастерских по лирике А.Блока, О.Мандельштама(мастерская творческого письма), творчеству М .Горького(мастерская ценностных ориентаций), литературных объединений 20 - х годов ХХ века(мастерская построения знаний по литературе и истории) , творчеству М.Булгакова «Искусство быть самим собой» и др. Почему мастерские оказались нужны современному словесн ику? Потому что интерес к литературе возникает у всех, кт о становится участником мастерс кой даже по далеким от искусства предметам. При этом работа со словом мастерской становится первостепенной. Мастерские – отличный способ развивать собственное « письмо» , а значит, готовиться к сочинению. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей .Эти занятия поощряют аналитическую и творческую де ятельность, развивают доверител ьные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учит елю и к учению как труду и творчест ву. Литература  1. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М. – Л., 1934.  2. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М., 1990  3. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987  4. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.,1994  5. Петрусинский В. В. Игры для интенсивного обучения. – М., 1991  6. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М., 2001  7. Шамова Т. И., Третьяков П. И. Управление развитием инновационных процессов в школе. – Науч. ред. – М., 1995  8. Технология коллективного взаимообучения. В сб. Актуальные проблемы педагогики образовательных учреждений / Под.ред.Н.Н.Никитиной. - Ульяновск: ИПКПРО, 1998. - С.55 - 60.  9. Селевко Г.К.Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.