Кружковая деятельность как составная часть внеклассной работы по технологии


Кружковая деятельность как составная часть внеклассной работы по технологии
В своей профессиональной деятельности, учитель технологии сталкивается с проблемами эффективной организации учебного процесса, а так же с постановкой плана внеклассной работы по своему предмету. На начальном этапе необходимо создать общий план работы; определить направление кружка, который будет создан с учетом возможностей детей, их интересов и склонностей; необходимо продумать, какие индивидуальные, групповые и массовые мероприятия можно провести с целью развития у детей интереса к своему предмету.
Задачами внеурочной деятельности являются:
•Обеспечение благоприятной адаптации детей в школе;
•Оптимизация учебной нагрузки учащихся;
•Улучшение условий для развития детей;
•Внеурочная деятельность позволяет учесть индивидуальные и возрастные особенности учащихся.
Педагогу необходимо осуществлять воспитательное влияние на жизнь школьников, их деятельность и поведение путем привлечения учащихся во внеклассные мероприятия, включать их в различные виды творчества, тем самым развивать у детей интерес к труду.
Перед внеурочной деятельностью в рамках образовательной области «Технология» ставят следующие задачи:
•Создать положительную мотивацию к изучению предмета технология;
•Углубить и расширить, знания и умения, полученные на уроках технология;
•Привить интерес к творческой деятельности;
•Развить у детей внимание к их творческим способностям и создание условий для творческой самореализации и стремления к самосовершенствованию.
Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть учебно-воспитательной работы в школе. Данная работа позволяет продлить учебно-воспитательный процесс, осуществляемый на уроках, тем самым решить общие задачи. Внеурочная деятельность позволяет реализовать в дополнительном объеме межпредметные связи технологии с другими предметами, в первую очередь с черчением, рисованием, математикой, физикой, биологией и химией.
Каждый учитель имеет право внести в общешкольный план внеурочной деятельности свои предложения. Это является основной частью планируемых им внеурочных занятий в учебном году.
По организационному признаку внеклассные мероприятия, также и в рамках образовательной области «Технология», можно разделить на три вида:
•Индивидуальные – работа с отдельными учениками, увлекающимися изготовлением чего-либо. Например: макета, сувенира, модели, какого-либо устройства и т. д.;
•Групповые – в основном к данному виду относится организация кружковых занятий;
•Массовые - главной особенностью данного вида является его массовость. К нему относятся, например: олимпиады, выставки творческих работ учащихся, различные конкурсы и турниры и т. д.
При этом индивидуальный подход присутствует в любом из видов внеклассных мероприятий. Так, например, готовясь к выставке, учащиеся советуются с учителем о выборе и изготовлении какой либо подделки или при подготовке к тематическому вечеру учащиеся просят совета у учителя по поводу содержания сообщения и т. д.
Принципы организации внеурочной деятельности в рамках образовательной области «Технология»:
1.Добровольный выбор формы и содержания занятий. При реализации этого принципа роль учителя заключается правильном выборе характера занятий. Необходимо учитывать индивидуальные склонности и способности учащихся, их возможности, уровень подготовки к определенному виду деятельности и главное интересы. Также учителю необходимо приложить все усилия для воспитания у учащихся интереса к перспективным видам техники, прогрессирующим технологиям, учитывая при этом ориентацию учащихся на будущую профессиональную карьеру.
2.Опора на самодеятельность и инициативу учащихся. При организации внеурочной деятельности необходимо обратить внимание на предложения самих учащихся. Данный принцип также как и принцип добровольности выбора, формы и содержания занятий, направлен на удовлетворение интересов и желаний школьников.
3.Массовость внеклассных занятий по охвату учащихся. Данный принцип предусматривает необходимость в развитии центров детского технического творчества и различных учреждений дополнительного образования. Для того чтоб каждый учащийся мог целиком и полностью удовлетворить свои интересы на занятиях любимым делом необходимо создание условий для внеклассных мероприятий, то есть создание организационной, дидактической и материально – технической базы. Также немаловажным является хорошая подготовка учителей – руководителей.
4.Общественно полезная работа, направленность и творческий характер видов работы. Так как, если работы учащихся не будут нужны другим людям и им самим же, то снизится активность работы, потеряется интерес. Поэтому необходима реализация данного принципа, то есть развитие творческих способностей и воспитание в учащихся социально значимых качеств личности. Присутствие творческого начала во внеурочной деятельности позволяет постоянно поддерживать интеллектуальную активность учащихся и тем самым развить техническое мышление.
5.Подчинение всех внеурочных занятий по технологии общим задачам учебно - воспитательной работы общеобразовательного учреждения. Внеурочная деятельность является неотделимой частью всего учебно-воспитательного процесса. Поэтому при ее организации необходимо сочетать внеклассные занятия с учебной работой учащихся на уроках.
Составной частью внеурочной деятельности является кружок – это добровольное объединение учащихся, которые стремятся как можно больше узнать про определенный вид деятельности и в большей степени освоить его в практической работе.
Кружки характеризуются следующими особенностями:
1.Состав учащихся постоянный. В кружке могут заниматься учащиеся как одного класса, так и разных. Желательно чтоб количество учащихся в кружке не превышало 10 – 12 человек, так как чем меньше занимающихся в кружке, тем проще донести всю необходимую информацию до каждого ребенка. Для последующей успешной работы очень важным является то, чтоб первоначальный состав кружка не менялся достаточно долгий срок.
2.Определенный профиль кружка. На начальном этапе необходимо определиться с направлением кружка, так как если в процессе работы будет изменяться его профиль, то учащиеся потеряют интерес и, следовательно, нарушится постоянство кружка, которое необходимо для успешного овладения знаниями в конкретной области.
3.Длительность и регулярность занятий. В основном занятия проводятся по два академических часа раз в неделю в течение одного учебного года, а иногда и нескольких лет.
Во внеклассной работе по технологии кружки могут быть различного профиля. Они отличаются друг от друга содержанием занятий и учебно – воспитательными задачами, которые призваны решать.
В практической деятельности встречаются разнообразные виды кружков. С точки зрения связи с учебными предметами выделяется три группы:
•Предметные – кружки, которые непосредственно связаны с образовательной областью «Технология». Они служат для углубления, расширения знаний полученных в урочной деятельности. Изучение опыта работы предметных кружков показало, что они занимаю менее распространенное место во внеклассной работе. Скорей всего это связано с плохой организацией кружка, учителю трудно подобрать интересный материал для занятий в кружке такого типа.
•Межпредметные – кружки, которые помимо предмета технология взаимосвязаны с другими предметами. Такой кружок занимает более высокое распространение во внеурочной деятельности. Это обусловлено тем, что межпредметные кружки решают задачи двух или более учебных предметов, именно поэтому содержание кружка может быть весьма разнообразным.
•Непредметные – к таким кружкам в первую очередь относятся спортивно – технические кружки (судо-, авто-, авиа – моделирование и др.) Для руководства таких кружков чаще всего привлекаются работники различных предприятий.
За время школьной практики сложились следующие типы кружков, которые непосредственно связаны с предметом технология:
1.Подготовительные технические кружки. В основном такие кружки создаются для младших школьников. На таких занятиях дети закрепляют и расширяют знания и умения, полученные на уроках технологии. К ним относится работа с бумагой, картоном, различным природным материалом, выполнение несложных, самых простейших элементов, конструкций, моделей. Как правило, такие типы кружков служат незаменимой подготовкой к последующему вовлечению детей в техническое и декоративно – прикладное искусство.
2.Предметные (научно – технические) кружки. Такие объединения создаются для учащихся средних и старших классов. К ним относятся кружки по слесарному, столярному, токарному делу; конструирование, моделирование и шитье одежды; электротехнические и радиотехнические кружки и др. Знания и умения полученные, в таких кружках выходят за рамки учебных программ. Они создаются для того чтоб направить детей к самостоятельному творчеству.
3.Спортивно – технические кружки. Такие объединения создаются для детей проявляющих интерес к спортивному моделированию, техническим видам спорта. Так, например: авто – и судомоделирование, авиамодельное и ракетно – космическое моделирование, железнодорожное моделирование и др. В них учащиеся знакомятся со специальной техникой, историей ее развития, принимают участие с изготовленными моделями автомобилей, локомотивов, летательных аппаратов и других видов транспорта.
4.Производственно – технические кружки. Такие кружки объединяют учащихся интересующихся, устройством и работой какого – либо аппарата, машины или иных технических объектов. В ходе занятий дети приобретают умения и навыки управления ими, правильного ухода и обслуживания. Во многом такие виды кружков помогают определиться с выбором будущей профессии.
5.Кружки декоративного творчества и художественно – прикладного искусства. Такие кружки объединяют учащихся всех возрастных групп. Кружки данного вида имеют великое множество различных направлений: макраме, изготовление мягких игрушек, витраж, пачворк, вышивание, бисероплетение, вязание, батик, художественная обработка древесины, металла, работа с кожей и др. Все они направленны на формирование эстетического вкуса, развитие творческой индивидуальности.
При организации кружка учителю необходимо определиться с его направлением. По сравнению с другими учителями-предметниками, учитель технологии имеет большое преимущество, так как в рамках данного предмета, профилей кружков великое множество. Так, например, это могут быть кружки по вязанию, вышиванию, бисероплетению, макраме, оригами, квилинг, лоскутному шитью и так далее. И при этом, руководителю кружка необходимо обратить особое внимание на материально техническую базу мастерских. Так же учителю следует убедиться в наличии оборудования.
Немало важным моментом в организации кружка является учет интересов учащихся и форма проведения занятий. При планировании хода урока, учитель должен учитывать возраст детей. Так как младшие школьники при выполнении однообразной рутинной работы быстро утомляются, поэтому им необходима частая смена деятельности. Чем меньше возраст детей, тем больше должно быть практической работы. Новую тему, то или иное задание надо объяснять просто и доходчиво. Занятия необходимо проводить, таким образом, чтоб развивать у детей интерес, самостоятельность и инициативу.
Этапы организации кружковых занятий:
1.Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива класса, для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач.
2.Моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в том, что педагог создаёт в своём воображении образ определённой формы.
3.Анализ проведённой работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий.
При проведении занятий, учитель технологии применяет различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), очень часто сочетает их.
Как правило, каждое занятие, включает в себя теоретическую и практическую часть. Теоретические сведения, то есть объяснение нового материала, несет познавательный характер. Данный этап, в основном проводится в начале занятия. Практическая работа, является основным этапом занятий. И служит для закрепления теоретических знаний.
Для развития творчества учащихся, международная программа «Astor» выделяет следующие качества, которыми должен владеть учитель:
•Нужно быть доброжелательным и чутким;
•Разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы;
•Иметь опыт работы со своими собственными детьми или в дошкольных детских учреждениях;
•Иметь высокий уровень интеллектуального развития;
•Иметь широкий круг интересов и умений;
•Иметь живой и активный характер;
•Обладать чувством юмора;
•Иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
•Расположенность к детям, теплота общения с ними.
Существуют общепризнанные творческие методы преподавания:
1.Уважение желания ребёнка работать самостоятельно;
2.Умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности;
3.Создание условий для конкретного воплощения творческих идей;
4.Поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками; демонстрация энтузиазма.
Кружковая деятельность является составной частью внеклассной работы по технологии. Кружки позволяют углубить знания, полученные на уроках и развить практические навыки и умения, возможно определиться в выборе будущей профессии. Поэтому учителю необходимо уделять особое внимание организации кружка.