Статья ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В.А. Сухомлинский говорил, что школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки Но замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков.
Действительно, внеурочная деятельность в школе является неотъемлемой частью всего педагогического процесса. Внеурочная деятельность – это деятельность, которая организуется во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. По мнению педагога И.В. Бабушкиной «внеурочная деятельность это важная часть процесса образования детей младшего школьного возраста». Данная деятельность, которая проявляется вне уроков, позволяет обеспечить развитие, воспитание и социализацию младшего дошкольника согласно его основным интересам и потребностям.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделяет особое внимание. В официальном документе дано определение пространства и времени, которое может быть использовано в образовательном процессе в рамках организации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Цели и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются сегодня в контексте национального воспитательного идеала.
Перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является обязательным. Здесь же перечислены важнейшие из этих ценностей – справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир; семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации.
Основные задачи воспитания в рамках внеурочной деятельности сгруппированы в нескольких направлениях:
Воспитание гражданственности;
Воспитание нравственных чувств;
Воспитание трудолюбия;
Формирование ценностного отношения к здоровью;
Воспитание ценностного отношения к природе;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному;
Формирование представлений об эстетических идеалах.
Для реализации данных направлений используются следующие виды внеурочной деятельности:
Игровая деятельность;
Познавательная деятельность;
Проблемно-ценностное общение;
Досугово-развлекательная деятельность;
Художественное творчество;
Социальное творчество;
Трудовая деятельность;
Спортивно-оздоровительная деятельность;
Туристско-краеведческая деятельность.
Как видно из перечисленных выше направлений, внеурочная деятельность охватывает все основные аспекты жизнедеятельности младшего школьника. В связи с этим школа заинтересована в решении проблемы внеурочной деятельности, ведь внеурочная деятельность выступает той частью образовательного процесса, которая становится своеобразной помощью педагогу в освоении новой учебной деятельности, способствует расширению того образовательного пространства, которое предоставляется ребенку для его развития. Кроме того, внеурочная деятельность за счет своей ненавязчивости значительно способствует повышению уровня учебной мотивации школьников. Внеурочная деятельность может использоваться как элемент адаптации и выстраивания сети общения, что намного более эффективно в ситуациях, не связанных с учебным процессом. Это позволяет раскрыться отдельным школьникам с совершенно другой стороны. Например, двоечник и хулиган может оказаться весьма дисциплинированным и знающим участником похода, который будет более подготовлен к нему, нежели отличники учебы.
Основная цель внеурочной деятельности – создание таких условий, кото
·рые будут способствовать проявлению и развитию интересов ребенка на основе свободного выбора, постижения нравственных и духовных традиций, создания разностороннего отдыха детей.
Любая цель должна иметь свой результат. Результат представляет собой непосредственный итог участия школьника во внеурочной деятельности. Но в данном случае наиболее важен эффект, который представляет собой последствия результата. Другими словами, эффектом внеурочной деятельности является духовно-нравственные приобретения, оказавшие воздействие на процесс развития личности школьника.
Основные уровни результатов внеурочной деятельности:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Наиболее важным и желаемым результатом является третий, который подразумевает активное участие школьника в общественной жизни посредством реализации своих предпочтений во внеурочной деятельности.
Для достижения столь высокого результата важна не только сама деятельность, но и личность учителя. В процессе внеурочной деятельности учитель выступает сразу в нескольких ролях. В первую очередь, он является консультантом, который способствует выбору ребенком наиболее соответствующей его интересам внеурочной деятельности. Во-вторых, учитель выступает в роли организатора и непосредственного руководителя внеурочной деятельности школьников. Учитель разрабатывает программы деятельности и обеспечивает их проведение. Третья роль учителя – сопровождающий. Невозможно просто разработать программу и отстраненно наблюдать за ее реализацией в самостоятельной деятельности школьников. Учитель обязан стать сопровождающим детей по данному направлению, показать те особенности и наиболее привлекательные черты деятельности, которая используется в настоящее время во внеурочной деятельности. Школьники не могут обойтись без участия взрослого, способного решить проблемы и подсказать направление развития.
Чтобы обеспечить столь высокий результат и эффективность внеурочной деятельности, учитель должен обладать определенными диалогическими компетенциями:
Трансперсональность– передача «продуктов» своей деятельности другим, себя другим;
Эмпатийность - сочувствие, принятие другого, каков он есть;
Конгруэнтность – естественность, открытость, искренность;
Толерантность – терпимость к чужому, признание инакомыслия;
Конструктивность– способность позитивно воспринимать и решать ненасильственным путем конфликты;
Сотрудничество – умение работать в команде, взаимодействие (интеракция);
Рефлексия– способность анализировать свои поступки, свое развитие с позиций духовного запроса к себе.
Если педагог не обладает вышеперечисленными компетенциями, то его работа по развитию школьников посредством внеурочной деятельности не будет столь успешна и эффективна. Каждое из перечисленных выше умений само по себе оказывает воспитательное воздействие, но только их совокупность позволяет учителю максимально воздействовать на эмоционально-чувственное восприятие школьника, что способствует его духовно-нравственному развитию.
Таким образом, внеурочная деятельность школьников позволяет им проявить себя активными, творческими личностями, которые используют наиболее широкие представления об окружающем мире. Дети в данном случае оживленно общаются не только друг с другом, но и с педагогом, который выступает в качестве проводника по новому и неизведанному, но такому интересному и большому миру. Не являясь уроками, внеурочная деятельность позволяет решить многие задачи, как обучения, так и воспитания школьников. Использование свободного времени для творческого развития, духовного самопознания и физического оздоровления способствует развитию гармоничной и целостной личности, что является залогом здоровья нации в целом.
Источники:
Бабушкина И.В. Внеурочная деятельность в начальной школе. // Педагогика. – 2015. - № 10. – С. 24-26.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников – М.: Просвещение, 2013. – 328 с.
13PAGE 15