Статья Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса
Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса
На сегодняшний день с введением ФГОС общего образования внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Она характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Эта деятельность имеет свои собственные задачи, но одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
- Чем внеурочная деятельность отличается от воспитательной и внеклассной работы?
Характеристики, отличающие внеурочную деятельность и школьное дополнительное образование:
основная организационная «единица» внеурочной деятельности – класс или группа одноклассников (хотя внеурочная деятельность может быть также организована и на уровне параллели классов и на общешкольном уровне); «единица» дополнительного образования детей – творческий коллектив, состоящий из детей и подростков разных школ, классов и возрастов;
кадры – внеурочную деятельность осуществляют в основном классные руководители, учителя-предметники, воспитатели ГПД, педагоги-организаторы, старшие вожатые, социальные педагоги, педагоги-психологи и др. (на уровне школы); занятия в творческих объединениях ведут педагоги дополнительного образования, имеющие, как правило, базовую непедагогическую профессию (художник, инженер, хореограф, эколог, музыкант и т.п.) и получившие в дальнейшем квалификацию, позволяющую работать с детьми;
последним, но наиболее существенным различием является то, что внеурочная деятельность ориентирована на всех обучающихся без исключения, а дополнительное образование – на творческих, одаренных детей, что наиболее отчетливо демонстрирует принципиальную несхожесть данных сфер. В первом случае остается взаимодействие между учителем и учениками, а во втором – между педагогом (мастером, тренером) и ребенком.
В дополнение к сказанному отметим, что ориентация на детей означает создание пространства детства в школе, возможность ребенку сменить статус (неуспевающего на успешного), роль ученика на роль ребенка, подростка – спортсмена, художника, актера и т.п. Кроме того, именно в пространстве дополнительного образования появляется реальная возможность расширить круг общения, как взрослых, так и детей, найти друзей среди ребят другого возраста, включиться в общение с руководителями творческих объединений, которые не являются их учителями и, следовательно, не знают о его учебных успехах и неудачах.
К тому же там, где дополнительное образование достаточно развито и стало настоящим подразделением школы, большинство занятий проводятся не в учебных классах, а в иных помещениях – художественных студиях, хореографических классах, театральной сцене и др. Это также сказывается положительно на эмоциональном состоянии детей.
В чем основной замысел внеурочной деятельности?
- В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в образовательной программе основного общего образования предусматриваются учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, а также внеурочная деятельность.
Таким образом, реализация внеурочной деятельности зависит от возможностей образовательного учреждения. К тому же внеурочная деятельность предусматривается в образовательной программе только в целях обеспеченияиндивидуальных потребностей обучающихся.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, кроме учебной и деятельности на уроке. И хотя в первой работе речь идет овнеучебной деятельности школьников, но вне зависимости от используемых терминов (об этом еще ведется дискуссия) – основной акцент делается на объединяющей все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность – это на самом деле всего лишь координата пространства школы, которая может рассматриваться как заявка на определенный способ его организации на «оси» вне и после уроков в континууме (непрерывной совокупности) школьной жизни. Эту деятельность нельзя сводить только к деятельности школьников. Она должна быть совместно организуемой деятельностью всех ее участников – взрослых и детей, учителей и учеников, родителей и педагогов-организаторов, методистов и тьюторов и других специалистов школы. Она нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, обеспечиваемым педагогическим коллективом.
Кроме того, деятельность представляет собой целенаправленное производствоидеалов, ценностей, идей, понятий, представлений. В процессе деятельности осуществляется творческое созидание культуры. Важно учитывать структурудеятельности, выраженную взаимосвязью таких её структурообразующих элементов: цель, средство, результат, субъект, объект.
Внеурочная деятельность – это, прежде всего процесс нахождения в действии, способ исполнения чего-либо. Перевод внеурочной работы в статус деятельности кардинально меняет ее качество. (Заметим, что такое понимание еще не утвердилось в сознании широкой педагогической общественности. Поэтому даже в уже опубликованном методическом сопровождении внедрения ФГОС в начальной школе при рассмотрении вопросов моделирования внеурочной деятельности речь идет о комплексной воспитательной работе).
- Каковы цели и задачи внеурочной деятельности?
Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы только в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Задачи внеурочной деятельности:
включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
развитие социальной активности и желания реального участия в общественно значимых делах;
расширение общекультурного кругозора обучающихся;
формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, вокальной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;
создание пространства для межличностного, межвозрастного, межпоколенческого общения.
- Через какие формы организуется внеурочная деятельность в образовательном учреждении?
Внеурочная деятельность включает в себя внеурочные учебные занятия,организуемые, как правило, в форме предметных кружков, факультативных занятий, индивидуальные занятия по предмету.
Внеурочная деятельность на уровне класса организуется классными руководителями, учителями-предметниками, воспитателями, социальными педагогами, педагогами-психологами при активном участии самих школьников и с привлечением родителей. На уровне параллели классов или на общешкольном уровне внеурочная деятельность организуется заместителем директора по воспитательной работе, педагогами-организаторами, старшими вожатыми, с помощью педагогов дополнительного образования совместно с учащимися, проявившими интерес к тому или иному мероприятию.
Основными формами внеурочной деятельности массового характера являются социально значимые дела, трудовые акции, вечера, дискотеки, встречи с интересными людьми, экскурсии, походы, посещение театров и музеев с последующим обсуждением увиденного, КТД, а также праздники, которые могут быть центральным ядром, объединяющим различные сферы жизнедеятельности школы (учебную и внеурочную деятельность, дополнительное образование, неформальную социокультурную деятельность).
Групповыми формами внеурочной деятельности могут быть различные объединения детей и подростков (а также детско-взрослые объединения) клубного характера – кружки, секции.
Индивидуальные формы внеурочной деятельности – творческие проекты по различным направлениям: художественным, общекультурным, научным, техническим и др.
При организации внеурочной деятельности учитываются социокультурные и национально-региональные особенности, общешкольные традиции, интересы учащихсяопределенной ступени школы (начальной, средней, старшей).
использование различных форм образовательной деятельности обучающихся иразвитие культуры образовательной среды образовательного учреждения, что предполагает:
признание каждого ученика (его родителей, педагога, специалиста школы) каксубъекта внеурочной и учебной деятельности;
возможность организации внеурочной деятельности как формы образовательной деятельности;
сохранения подсистемы дополнительного образования в школе, которая была бы тесно связана с учебной и внеурочной деятельностью;
необходимость проектирования в реальной практике отдельных систем учебной и внеурочной деятельности с последующим их ситуативным сочетанием,образовательной среды как целостной качественной характеристики внутренней жизни школы.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности
Направления
Виды
Формы
Спортивно-оздоровительное
Духовно-нравственное
Общеинтеллектуальное
Общекультурное
Социальное
Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Проблемно-ценностное общение
Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
Художественное творчество
Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
Трудовая (производственная) деятельность
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность
другие виды
Кружок
Студия
Секция
Клуб
Объединение
Факультатив
Научное общество
Конференция
Слет
Игра
Соревнование
Турнир
Встреча
Концерт
Спектакль
Практика (полевая, социальная)
Экскурсия
Культпоход
Туристический поход
Субботник
Десант
другие формы
В настоящее время организация внеурочной деятельности нередко идет по пути общего образования, копируя его методы и средства. Такой путь, безусловно, технологичен; он позволяет в массовом порядке определять содержание и фиксировать результаты реализуемого образовательного процесса; однако он не определяет характеристики внеурочной деятельности, а следовательно, не позволяет достигнуть определенных ФГОС результатов деятельности учащихся. При этом нередко оказывается, что занятие по внеурочной деятельности ничем не отличается от урока.
Общее образование и организация внеурочной деятельности должны быть по-разному устроены, как на уровне целеполагания образовательной деятельности, так и на уровне программ, методик их реализации. Опираясь на отличительные особенности разных видов деятельности – урочной и внеурочной – необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения был фактом психологической и физической разгрузки ребенка, формирования личностных и метапредметных результатов ФГОС. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов.
Таблица
Сравнительная характеристика урочной и внеурочной деятельности
Урочная деятельность
Внеурочная деятельности
Степень регламентации содержания
Классно-урочная система утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности и одного возраста, стабильное расписание
Внеурочной деятельности не присущи жесткая регламентация содержания деятельности и чисто управленческий подход при составлении программ, алгоритмов, планов. Внеурочная деятельность нацелена на индивидуальный, «штучный» характер воспитания ребенка, причем воспитание основывается на увлеченности предметом той деятельности, которой учащийся отдает предпочтение.
Организационная форма
урок
кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики , экскурсии, путешествия, коллоквиумы
Содержание
УМК
Материалы интернета, дополнительной литературы
Место проведения
кабинет
Кабинет, музей, актовый зал,
Состав участников
Ученики данного класса
Группа учащихся, увлеченных одной темой
Формы и методы
Формы и методы определенные рабочей программой
Формы целенаправленной организации свободного времени учащихся, объединяющей все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Системно- деятельностный подход
Режим занятий
40 мин
время реализации – вне или после обязательный учебных занятий и основных учебных программ;
По мере решения проблемы или её части
Заголовок 115