Рабочая программа по элективному курсу Избранные вопросы русского языка


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края
школа-интернат спортивного профиля
350047, г. Краснодар, ул. Славянская, д. 65, тел. 222-17-80
Утверждено
решением педсовета № __
от “__”_________2015 г.
Председатель педсовета

____________ Саввин А. Ю.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Избранные вопросы русского языка»
Ступень обучения: среднее (полное) образование, 10-11 классы
Количество часов: 68Уровень: базовый
Учитель: Гетманская Анна Александровна
Программа разработана на основе учебного пособия «Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика». Автор: Т. Б. Трошева. Издательство: Краснодар: Мир Кубани, 2011.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы русского языка» для 10-11 классов направлена на достижение следующих целей:
- успешная подготовка учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;
- систематизация материала по основными разделам языка, которая позволяет сформировать у учащихся языковую (лингвистическую) и коммуникативную компетенции в объёме, необходимом для выполнения контрольно-измерительных материалов (КИМов);
- отработка этапов формирования и развития речеведческих умений.
Рабочая программа разработана на основе учебного пособия Т. Б. Трошевой «Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика», издательство: Краснодар: Мир Кубани, 2011.
Тема данного элективного курса предполагает изучение только избранных вопросов русского языка, поэтому содержание данной рабочей программы включает темы, которые выносятся для проверки при проведении Государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Выбор пособия в качестве основы для составления рабочей программы обусловлен тем, что включённый в него теоретический и практический материал отражён в Примерной программе среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) и способствует успешной подготовке учащихся к сдаче Государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
2. Общая характеристика курса.
Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка: при составлении программы выдержаны принципы преемственности в определении объёма содержания теоретической части темы. Курс призван обеспечить качественное восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке, закрепление основных правописных и речевых навыков (базовый уровень), а с другой стороны, расширить лингвистический кругозор учащихся, дать дополнительные сведения языковедческого характера, обеспечить глубокий уровень понимания не только сути языковых единиц, но и механизма их функционирования.
Теоретический материал курса охватывает все разделы науки о языке. В содержание каждой темы входят сведения, уже известные учащимся из курса русского языка основного общего образования. Их сопровождает дополнительный материал, связанный со стилистикой и культурой речи, исторические комментарии, пояснения.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей
учащихся.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Преподавание ведется с опорой на учебное пособие Т. Б. Трошевой «Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика» и рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю - 1 час в 10 классе, 1 час в 11 классе).
4. Тематическое планирование.
№ п/п Разделы, темы Количество часов
по рабочей программе
Всего 10 класс 11 класс
1. Фонетика и орфоэпия 4 4 -
2. Морфемика и словообразование 3 3 -
3. Лексика и фразеология 4 4 -
4. Морфология 11 11 -
5. Орфография 12 12 -
6. Синтаксис и пунктуация 13 - 13
7. Культура речи 3 - 3
8. Текст. Стилистика 6 - 6
9. Анализ текста. Создание сочинения-рассуждения 12 - 12
ИТОГО: 68 34 34
2. Содержание обучения
10 класс
(34 часа)
Фонетика и орфоэпия
( 4 часа)
Звуки речи: гласные и согласные, состав согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки.
Фонетическая транскрипция. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Частотные слова, вызывающие орфоэпические трудности. Фонетический разбор слова. Основные фонетические процессы, происходящие в слове.
Задания по фонетике и орфоэпии в структуре ЕГЭ.
Итоговый тест по разделу  «Фонетика и орфоэпия» (по материалам
ЕГЭ).
Морфемика и словообразование
( 3 часа)
Значимые части слова. Однокоренные слова и формы слова.
Морфемный и словообразовательный разборы. Способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую, сокращение слов).
Задания по морфемике и словообразованию в структуре ЕГЭ.
Итоговый тест по разделу  «Морфемика и словообразование» (по материалам ЕГЭ).
Лексика и фразеология
( 4 часа)
Лексическое и грамматическое значения слова.
Лексические омонимы. Паронимы. Лексические синонимы и антонимы. Лексика ограниченного употребления (диалектизмы, профессионализмы,
архаизмы, историзмы, неологизмы, эмоционально-окрашенные слова, жаргонизмы).
Понятие фразеологизма. Крылатые слова, пословицы. Поговорки. Фразеологизмы литературного происхождения.
Задания по лексике и фразеологии в структуре ЕГЭ.
Итоговый тест по разделу  «Лексика и фразеология» (по материалам ЕГЭ).
Морфология
(11 часов)
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное. Склонение существительных. Употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа.
Имя прилагательное. Разряды прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Склонение прилагательных.
Имя числительное. Разряды имен числительных. Склонение числительных, употребление в речи.
Местоимение. Разряды местоимений. Склонение местоимений.
Глагол. Наклонения глагола. Спряжение глагола. Личные окончания глаголов.
Причастие. Причастный оборот. Образование причастий.
Деепричастие. Деепричастный оборот. Образование деепричастий.
Наречие. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий.
Категория состояния. Разграничение слов категории состояния и наречий.
Служебные части речи: предлог, союз, частица. Междометия.
Задания по морфологии в структуре ЕГЭ.
Итоговый тест по разделу  «Морфология» (по материалам ЕГЭ).
Орфография
(12 часов)
Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях. Правописание согласных в корне слова.
О-E после шипящих и - Ц- в различных частях слова.
Правописание приставок. Буквы З-С на конце приставок. Правописание Ы-И. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Правописание Ъ и Ь.
Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи.
Буквы – Н - и –НН- в словах различных частей речи.
Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний.
Написание – НЕ - с разными частями речи. Различение частиц НЕ и НИ.
Правописание служебных частей речи.
Задания по орфографии в структуре ЕГЭ.
Итоговый тест по разделу  «Орфография» (по материалам ЕГЭ).
11 класс
(34 часа)
Синтаксис и пунктуация
(13 часов)
Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание).
Предложение. Члены предложения. Грамматическая основа. Виды сказуемых.
Типы простых предложений. Односоставные предложения. Однородные члены предложения. Тире в простом предложении.
Вводные конструкции. Обращение. Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Уточняющие члены предложения.
Виды сложных предложений. Союзы и союзные слова. Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения. Виды придаточных. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
Бессоюзные сложные предложения. Синонимия союзных и бессоюзных сложных предложений.
Сложные предложения с разными видами связи.
Задания по синтаксису и пунктуации в структуре ЕГЭ.
Итоговый тест по разделу  «Синтаксис и пунктуация» (по материалам ЕГЭ).
Культура речи
(3 часа)
Нормы ударения, нормы словоупотребления, морфологические нормы.
Синтаксические нормы (согласование, управление, сочетание однородных членов, построение предложений с чужой речью).
Задания по культуре речи в структуре ЕГЭ.
Итоговый тест по разделу  «Культура речи» (по материалам ЕГЭ).
Текст. Стилистика
(6 часов)
Текст, его признаки. Способы и средства связи между частями текста.
Типы речи (описание, рассуждение, повествование).
Композиционные особенности повествования-рассказа, описания-изображения, рассуждения. Жанровые формы рассуждения: письма, статьи, рецензии, доклад.
Стили речи, их основные признаки.
Задания по стилистике и работа с текстом в структуре ЕГЭ.
Итоговый тест по разделу  «Текст. Стилистика» (по материалам ЕГЭ).
Итоговый тест по частям А и В демонстрационного варианта ЕГЭ.
Анализ текста и создание сочинения-рецензии
(12 часов)
Тема и главная мысль текста.
Лексические, морфологические, синтаксические, стилистические средства художественной выразительности.
Специальные художественно-изобразительные средства (тропы): эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, перифраз.
Задание по нахождению средств изобразительности в тексте в структуре ЕГЭ.
Проблематика текста, её выявление. Авторская позиция в тексте по проблематике текста.
Содержание и структура сочинения-рассуждения по проблематике текста.
Сочинение-рассуждение по проблематике текста в структуре ЕГЭ, требования к сочинению-рассуждению (на основе КИМов), этапы его создания (выявление одной из проблем в тексте и её комментарий, нахождение авторской позиции по одной из проблем текста, согласие/несогласие с авторской позицией по проблеме и его корректная аргументация, вывод).
Создание сочинения-рассуждения по проблематике текста. Редактирование и совершенствование сочинения.
Итоговое сочинение-рассуждение по проблематике текста (часть С демонстрационного варианта ЕГЭ).
5. Описание материально-технического оснащения.
УМК:
1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень).
2. Трошева, Т. Б. Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика. Методическое пособие. - Краснодар: Мир Кубани, 2011.
КИМы:
3. Гостева, Ю. Н, Львов, В. В. ЕГЭ-2016. Русский язык. Тематические тестовые задания ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2015.
4. Капинос, В. И., Пучкова, Л.И., Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен 2016. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. – М.: Интеллект-Центр, 2015.
Дополнительная литература:
5. Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2009.
6. Греков, В. Ф., Крючков, С. Е., Чешко, Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2009
7. Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста. 10-11 классы. – М.: Творческий центр «Сфера», 2008.
8. Раман, Т. В. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ за 30 занятий. – М.: Астрель, 2009.
Интернет-ресурсы:
10. Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы (КИМ), открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий (ФБТЗ), методические письма / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.fipi.ru], 2015.
11. Русский язык и литература. База разработок / Электронный ресурс: режим доступа: [http://pedsovet.su/load/27], 2015.
12. Русский язык и литература. Архив учебных программ: презентации, уроки, тесты, рефераты, visual basic, методика, учебные пособия / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.rusedu.ru/subcat_27.html], 2015.
13. Для учителя русского языка: поурочное планирование, разработки уроков, сценарии, документы / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.uroki.net/docrus.htm], 2015.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНОПротокол заседания МО Заместитель директора по УР
№1 от 28.08.2015 __________Гришкова Е. И.
Руководитель МО ОУ «29» августа 2015года.
________Гетманская А.А.