Доклад и презентация к докладу Технология проблемного диалога


Технология проблемного диалога «Чем дальше от теории и ближе к практике, тем ближе к Нобелевской премии» - Мельникова Е.Л. Мельникова Е.Л.- автор технологии проблемного обучения – лауреат премии Правительства РФ в области образования, кандидат психологических наук, зав. кафедрой педагогики и психологии, отличник образования. Загадка: «Надо ли учителю бояться новых стандартов?» Отгадка: «Нет! Дальше школы не сошлют, меньше класса не дадут!» Введение ФГОС С одной стороны, стандарты второго поколения фиксируют те результаты обучения, за которые все наши развивающие образовательные системы борются уже много лет.С другой стороны, массовому учителю не очень понятно, как таких результатов достигать. Теоретические основания технологии Для технологии проблемного диалога ключевым является понятие «творчество». ТВОРЧЕСТВО – это деятельность, в результате которой создаются новые материальные и духовные ценности. Роль творчества как подлинного двигателя прогресса осмыслена уже давно, но лишь недавно педагоги и психологи всерьёз задумались о том, чтобы сделать творчество движущей силой развития человека. Не удивительно, что центральной стала идея творческого обучения детей, особенно – в обычной школе. Какой же вид творчества доступен ученику на уроке? На уроке по любому предмету ученики могут занять позицию учёных и открывать новые для себя знания. Возникновение проблемной ситуации Первое звено творчества – постановка проблемы. Второе звено творчества – поиск решенияТретье звено творчества – выражение решения.Творческий акт заканчивается звеном реализации продукта Структура проблемного урока  Сущность технологии Смысл технологии проблемного диалога заключается в том, чтобы на уроке изучения нового материала «пропустить» школьников через все звенья научного творчества Побуждающий диалог Учитель подводит детей к той же мыслительной работе, которую выполняет учёный. На этапе постановки проблемы учитель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками.На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Подводящий диалог Опирается на логическое мышление учеников.На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит их к теме урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию.На этапе воспроизведения (проговаривания) знаний ученики должны создать продукт и представить его классу. Вывод На проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить и решить проблему, а затем продуктивным заданием стимулирует их создать продукт и представить его классу. Технология проблемного обучения Традиционная методика Методы введения знаний Методы постановки проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы Методы поиска решения Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий к знанию диалог Сообщение знаний Задания на воспроизведение знаний Продуктивные задания Репродуктивные задания Структура технологии Методы обучения – не только центральная, но и самая многострадальная категория дидактики, потому что даже учёные понимают и классифицируют методы обучения по- разному.Задания – следующая по степени важности категория дидактики. Задания обычно понимают как отдельные поручения учителя, с помощью которых организуется закрепление нового материала. Центральную часть технологии составляет детальное описаниепроблемно-диалогических методовобучения и продуктивных заданий навоспроизведение. Однако реальныйурок – это не только методы и задания. Есть ещё формы и средства обучения. Формы работы ФронтальныеиндивидуальныеГрупповыеПарныеТехнология проблемного диалога прицельно указывает на разные возможности варьирования форм обучения. К средствам обучения относятся учебник, наглядные и технические средства, опорные сигналы. При проблемно-диалогическом обучении их роль кардинально меняется. Вывод Технология проблемного диалога представляет собой детальное описание проблемно-диалогических методов обучения и продуктивных заданий на воспроизведение, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Методы и задания являются центральными компонентами технологии и определяют выбор форм и средств обучения. Применение технологии Технология проблемного диалога может использоваться в любой образовательной системе, но наиболее полно и последовательно она реализована в развивающей Образовательной системе «Школа 2100». Во всех её учебниках для начальной и основной школы разноцветными плашками отмечены основные этапы урока. Результаты применениятехнологии Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания.Метапредметные результаты проблемного диалога – универсальные учебные действия (общеучебные умения), которые делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и регулятивные.Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Вывод Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС, что и требовалось доказать. Спасибо за внимание!!!