ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ ПРЕ- и ПРИ- (Урок-исследование) Приставки могут многое рассказать нам о слове. Знание значений приставок намного облегчает усвоение смысла слов как старых, так и вновь появляющихся. Зиновий Аронович Потиха Цель: узнать о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их лексического значения; научиться определять лексическое значение приставок ПРЕ- и ПРИ- с различными значениями. Интеллектуальная разминка Вспомните как можно больше приставок, запишите их и пересчитайте. УЭ-1 2 мин. Группы приставок Это приставки на –З-С I гр.Пишутся всегда одинаково независимо от произношения II гр.Держать ухо востро! III гр. только 2 приставки ОТПЕР, ОТПЕРЛА, ОТДЕРУ ПРЕ- ПРИ- ПРЕ- Значение Примеры Дополни (примеры) 1. Пребольшой, преувеличивать 2. Преступать, превращать ПРИ- 1. Прибрежный, пришкольный 2. Приехать, прислониться, приклеить 3. Приоткрыть, приостановить 4. Припаять, придумать УЭ- Высокую степень качества или действия и иметь значение, близкое к значению слова «очень» Значение, близкое к смыслу приставки ПЕРЕ- Пространственную смежность, близость Приближение, присоединение Неполноту действия Доведение действия до конца 1. Необходимо различать написания слов, близких по звучанию, но разных по значению. ПРЕЗИРАТЬ (ненавидеть) – ПРИЗИРАТЬ (давать приют)ПРЕБЫВАТЬ (находиться) – ПРИБЫВАТЬ (приближаться).2. Есть слова, в которых написание гласной нельзя объяснить изложенным выше правилом. Это русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (например, ПРИРОДА, ПРИЧИНА, ПРИТЯЗАНИЕ, ПРИБОР, ПРЕЛЬЩАТЬ, ПРЕПОНА, ПРЕКОСЛОВИТЬ), а также заимствования (ПРЕЗИДИУМ, ПРЕАМБУЛА, ПРЕПАРАТ, ПРИВИЛЕГИЯ, ПРИМИТИВ, ПРИВАТНЫЙ , ПРИОРИТЕТ). В таких случаях, чтобы не допустить ошибки, нужно воспользоваться словарем. Отработка навыка правописания приставки ПРИ- •Образуйте с помощью приставки ПРИ- имена прилагательные от данных слов и запишите их: 1.Край при море…2.Канава при дороге…3.Постройка при станции…4.Огород при усадьбе...5.Посёлок при городе… УЭ-3 2. ВЫПИШИТЕ СЛОВА СО ЗНАЧЕНИЕМ ПРИБЛИЖЕНИЯ ИЗ СКАЗКИ П. ЕРШОВА «КОНЁК-ГОРБУНОК»: а) Тут коней они впрягали И в столицу приезжали._____________________б)Ой, Конёчек-Горбуночек!Прибегай скорей, дружочек! ______________________ в)…Тут лежит перо Жар- птицы. Много-много непокою Принесёт оно с собою. ______________________г)Вот сюда-то до зарницы Прилетают Жары- птицы. ______________________ ОБОЗНАЧЬТЕ В СЛОВАХ ПРИСТАВКИ ПРИ- И ПРЕ- Беспримерный, беспристрастный, достопримечательность, допризывник, боеприпасы, непривычный, непринужденный, бесприютный, непрерывный, неприметный, времяпрепровождение. ЗАМЕНИТЕ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ОДНИМ СЛОВОМ С ПРИСТАВКОЙ ПРИ-: Например: Не совсем открыли - приоткрылиНемного поднял - _______________________Немного хромает - ___________________________Ненадолго остановился - _________________________Слегка дотронулся -_____________________________Слегка коснулся - _______________________________Ненадолго лёг - _____________________Ненадолго затормозил - _________________________Не совсем заглушил - __________________________ ОТРАБОТКА НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ ПРИСТАВКИ ПРЕ- ПРЕ- или ПРИ-? ПРЕ- или ПРИ-?Это совсем не секрет.На содержание слова смотри-Сразу получишь ответ.Предлинный достанет до крыши рукой,Прежадный не даст вам конфету.Если «очень такой» или «очень сякой»-ПРЕ- мы напишем при этом. ЗАПОМНИ: 2 слова пишутся вопреки этому правилу: прискорбный, причудливый. ВСТАВЬТЕ В ТЕКСТ ПРОПУЩЕННЫЕ ПРИСТАВКИ: 1)Погода была ужасная, Принцесса была ____красная.2)Городничий между темНаказал ____строго всем,Чтоб коней не покупали.3)____длинной хворостинойМужик гусей гнал в город продавать.4)Петин папа был ____важный,Дом имел пятиэтажный.5)Я на первый твой ____каз ____бегу к тебе как раз.6)Вдруг откуда- то шакал На кобыле ____скакал. Давайте при помощи приставки ПРЕ- образуем новые слова: очень добрый очень скверный очень светлый очень добрыйочень хорошенький ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННУЮ БУКВУ И ЗАЧЕРКНИ 1 ЛИШНЕЕ СЛОВО В КАЖДОЙ ЦЕПОЧКЕ СЛОВ. 1)Пр..возносить, пр..восходить, пр..надлежать, пр..вратить.2)Пр..норовиться, пр..налечь, пр..тягивать, пр..пятствовать.3)Пр..ниженный, пр..плюснутый, беспр..кословный, пр..вязчивый.4)Пр..одолеть, пр..целиться, пр..кратить, пр..небречь. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Цель - проверить уровень усвоения нового материала.Используя данные слова и словосочетания, попробуйте составить предложения или напишите целый рассказ о космическом полете в бескрайний космос.Беспредельный, неисследованный, приготовления, приборы, принять горизонтальное положение, перегрузки, преодолеть притяжение Земли, приступить, непрерывно, беспримерный, преломление солнечных лучей, приближение, причудливая природа, пребывание, приземлиться. УЭ-4 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Внимательно перечитайте цель нашего урока. Достигли ли мы её? УЭ-5 Дифференцированное домашнее задание 1.ВСЕМ –повторить теорию 2. На ВЫБОР:составить словарный диктант по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- «Упражнение № 69 УЭ-6