Презентация на тему ПРЕЗЕНТАЦИЯ Этапы формирования личности и жизненные кризисы
Этапы формирования личности и жизненные кризисы. Теория личности Э. Эриксона.Социум для ребенка не антагонистичен. Личность развивается от рождения до смерти. Личность развивается через последовательные этапы жизни. Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех В развитии человека восемь стадий. Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет. Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом. В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта - ее вернуть.
Предмет возрастной психологииОбъект изучения возрастной психологии – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный здоровый человек.Предмет возрастной психологии – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.Разделы возрастной психологии: пренатальная психология психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юношеского возраста, психология среднего возраста, геронтопсихология - психология старости.Онтогенез ( от греч on, род. падеж ontos – сущее, genesis - рождение, происхождение) - процесс развития индивидуального организма. Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.
Возрастная периодизацияВозрастные периоды отличаются относительностью, условностью, усредненностью, но каждый конкретный человек занимает свое место. При переходе от одной ступени к другой могут возникать психологические кризисы развития - особые периоды онтогенеза, характеризующиеся психологическими изменениями. Форма длительность, и острота протекания кризисов - индивидуальны.Сущность развития – принципиальное отличие развития от других изменений - наличие не только количественных, но и качественных изменений, появление новообразований - новых механизмов.свыше 90 долгожители.75-90 старческий возраст60-75 пожилой возраст35-60 2-й период зрелого возраста21-35 1-й период зрелого возраста15-17 ранняя юность11-15 подростковый возраст17-21 поздняя юность7-11 младший школьный возраст3-7 дошкольный возраст1-3 ранний возраст0-1 младенчествоВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Новорожденным называют ребёнка в возрасте до 2 месяцев, до момента появления комплекса оживления.Периодноворожденности
Характерные признаки периода новорожденностиРеакция неудовольствия на дискомфорт или насильственное пробуждениеСпонтанная двигательная активностьПреобладание возбуждения над торможениемМалое различение сна и бодрствования
Виды чувствительности новорожденногоТактильнаяЗрительнаяВкусоваяСлуховаяТемпературная
Младенческий возраст от 2 месяцев до 1 года.Ведущая деятельность младенческого периода – эмоциональное общение.Младенчество
Развитие общения на первом году жизниПервое полугодие жизни – период эмоционального общения с матерью.Содержанием такого общения является выражение абсолютно бескорыстного положительного отношения к другому.Второе полугодие жизни –период ситуативно-делового общения со взрослым.Основными средствами общения помимо экспрессивно-мимических становятся предметные действия и локомоции: позы, жесты, используемые для целей общения.
Согласно Пиаже, ребёнок находится на сенсомоторном периоде развития интеллекта. Она включает 6 стадий, 4 из них приходятся на первый год жизни.Координация вторичных схем (8-12 месяцев)Вторичные круговые реакции (4-8 месяцев)Первичные круговые реакции (1-4 месяца)Упражнение рефлексов. Дети «упражняют» все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач.
Явления, характеризующие кризис одного года.Появление прямо-хожденияПоявление автономной речиПроявление аффекта и воли
Возраст от 1 года до 3 лет называют ходячим детством.Раннее детство
РебёнокПредметВзрослыйСоциальная ситуация развития, характерная для раннего детства может быть обозначена формулой:Ребёнку всё хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения – ситуативно-деловое общение. Которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребёнка со взрослым вплоть до трёх лет. Контакт становится опосредованным предметами и действием с ними.
Второй пояс симптомов кризиса трёх летВнешние и внутренние конфликтыНевротические реакцииНочные страхиНеспокойный сонРезкие затруднения в речи, заиканиеКрайнее обострение негативизма, упрямства
Дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет. Ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра.Дошкольное детство
Уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной) сферыНаличие познавательных интересов. Стремление занять своё особое место в системе социальных отношений, выполнять важную оцениваемую деятельность – быть школьником. «Внутренняя позиция школьника» - сплав познавательной потребности и потребности занятьвзрослую социальную позицию.Развитие познавательной сферы: произвольного внимания. произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению.Двигательная готовность.Мелкая моторика.Крупные движения (рук, ног, всего тела)Уровень развитияпредпосылок учебной деятельности: умениевнимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельнодействовать по заданию, ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы.Интеллектуальная готовность.Ориентировка в окружающем мире, запас знаний. Уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления. Умение обобщать и дифференцироватьпредметы и явления.Развитие речевой сферы.Психологическая готовность к обучению в школе
Вершина детства.Именно так называют младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет).Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх.Но уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении и у него появляется другая логика мышления.Младший школьный возраст
Самооценка младшего школьника.Основные особенности личности младшего школьника Неадекватная и неустойчивая; Число осознаваемых качеств относительно невелико; Трудности в анализе поступков;Повышенная реактивность и готовность к действиюНе задумывается о трудностях и сложностяхБольшая подражательностьДоверие к учителю
Детство – счастливая пора!Исторический анализ
ИсследователиУже у Аристотеля встречаются мысли, посвященные детям. Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина. О детском развитии также писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И. А. Соколянский и многие другие.
Детские образы в живописиДетские образы в живописи XIII века встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Изображение реальных детей долго отсутствовало в живописи. Никто, очевидно, не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность. Если же в произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались как уменьшенные взрослые. Тогда не было знания об особенностях и природе детства. Слово "ребенок" долго не имело того точного значения, которое придается ему сейчас. Так, характерно, например, что в средневековой Германии слово "ребенок" было синонимом для понятия "дурак".
Безразличие к детствуДетство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Безразличие по отношению к детству, по мнению Ф. Ариеса, было прямым следствием демографической ситуации того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Признаком преодоления безразличия к детству, как считает французский демограф, служит появление в XVI веке портретов умерших детей.
«Тройка»
Преодоление безразличия к детствуВажным символом изменения отношения к детству служит одежда. В средние века, как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды взрослого соответствующего социального положения.
Преодоление безразличия к детствуТолько в XVI-XVII веках появляется специальная детская одежда, отличающая ребенка от взрослого. Интересно, что для мальчиков и девочек в возрасте 2-4 лет одежда была одинаковой и состояла из детского платьица. Иначе говоря, для того, чтобы отличить мальчика от мужчины, его одевали в костюм женщины, и этот костюм просуществовал до начала нашего столетия, несмотря на изменение общества и удлинение периода детства. Отметим, что в крестьянских семьях до революции дети и взрослые одевались одинаково.
ДЕЙСТВИЕПОБУЖДЕНИЕУдовлетворениеУгасание внутреннего напряженияФрустрацияНарастание внутреннего напряженияНовый опытзависимостьОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ЗАВИСИМОСТИНачинается с отнятия от груди Закон подкрепления.Подкреплением служит получение внимания. Закон ассоциации.Асссоциация - присутствие матери и комфорт ребенка; отсутствие матери – отсутствие комфорта.ЗАВИСИМОСТЬ –центральный компонент научения. Подкрепление в диадических системах всегда зависит от контактов с другими, оно присутствует уже в самых ранних контактах ребёнка и матери.ФОРМЫ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ:1. «Поиск негативного внимания»: привлечение внимания с помощью ссор, разрыва отношений, неповиновения.2. «Поиск постоянного подтверждения»: извинения, просьбы излишних обещаний , поиск защиты, комфорта, утешения.3. «Поиск позитивного внимания»: поиск похвалы, желание включиться в группу.4.«Пребывание поблизости»: постоянное присутствие ребенка возле др. ребенка или группы детей (взрослых.5.«Прикосновение и удержание»: такие проявления поведения, как неагрессивное прикосновение, удерживание, обнимание и др. ПОВЕДЕНИЕКак происходит научение?
Психоанализ детстваТрудности в организации аналитической работы с детьми: 1. У детей не выражен интерес к исследованию своего прошлого; 2. Отсутствует инициатива обращения к психоаналитику;3.Уровень вербального развития недостаточен для оформления своих переживаний в словах.А.Фрейд (1895-1982) придерживалась традиционной для психоанализа позиции о конфликте ребёнка с полным противоречий социальным миром. Её труды «Введение в детский психоанализ» (1927), «Норма и патология в детстве» (1966) и другие заложили основы психоанализа детства.М. Кляйн (1882-1960) разработала свой подход к организации психоанализав раннем возрасте. Основное внимание уделялось спонтанной игровой активности ребёнка. М.Кляйн, в отличие от А.Фрейд, настаивала на возможности прямого доступа к содержанию детского бессознательного.Трудности в организации аналитической работы с детьми: Последователи З. Фрейда в области детского психоанализа Последователи З. Фрейда в области детского психоанализа
Подростковый возраст- период онтогенеза, занимающий промежуточное положение между детством и юностью (приблизительно от11-12 до 15-16 лет).Промежуточный переход между детством и взрослостью, возраст совмещает характеристики того и другого возраста, определяя маргинальность личности в этот период.Подростковый возраст
Подростковый возраст - это период кардинальной перестройки организма.Рывок роста – тело ребенка «взрослеет»Изменяется мышечная система, однако она отстает в развитии от костнойНаблюдаются диспропорции в работе сердечно- сосудистой системыНарушение зависимости между силой раздражителя и ответа на него в связи с повышением возбудимости нервной системы.
Субъективная взрослость, или чувство взрослости,(по Д.Б. Эльконину) характеризуется появлением у подростка отношения к себе не как к маленькому,а как к взрослому. Основными показателями чувства взрослости служат: проявления потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности; желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых;,наличие собственной линии поведениянесмотря на несогласие взрослых или сверстников.Объективная взрослость (по Д.Б. Эльконину) проявляется:в интеллектуальной сфере – самостоятельности в усвоении знаний, стремлении к самообразованию;в социально-моральной сфере- в помощи взрослым и их поддержке, в отстаивании собственной точки зрения, соответствии морально-этических представлений реальному поведению подростка; в романтических отношениях со сверстниками противоположного пола; во внешнем облике – в следовании моде в одежде, в поведении, в речи. Объективная исубъективная взрослость
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Чувство взрослости – это стремление:Походить на взрослых внешнеПриобщиться к их жизни и деятельности;Приобрести их качества и уменияПриобрести ПРАВА и ПРИВИЛЕГИИ!!! А ответственность? Позже!!!
Умственное развитие подросткаУмение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач - важнейшее приобретение подростка в анализе действительностиВ подростковом возрасте происходит интеллектуализация процессов восприятия и памятиВсё чаще подростки обращаются к творчествуРазвивается логическая память, развитие умений логической обработки материала у подростков должно быть специальной задачей учителя
Юность – относительно самостоятельный период жизни, имеющий собственную ценность Ранняя юность
Развитие личности старшеклассникаЮность – решающий этап формирования мировоззрения.Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни.Для чего Я живу?Как жить?Кем быть?Каким быть?
Общение со сверстникамиДрузья как единомышленникиПервая любовьПроблемы пола и первый сексуальный опытИнтересы и хобби в среде старшеклассников
Поздняя юность – начальный период взрослости.Поздняя юность (18-23 года)
Социальная ситуация развития в поздней юностиОбщество признает социальную зрелость молодежи, ее самостоятельность и ответственностьза свое дальнейшее становление, предоставляетвсе гражданские права. Многие юноши и девушки вступают в брак; получают профессиональное образование или профессиональную подготовку; юноши служат в армии.К 18 годам обозначаются два направления становления личности: одно связано с продуктивной реализацией жизненных планов, другое – с их крушением.
Возраст начала самостоятельной трудовой деятельности, вступления в брак и установления семейных отношений. Молодость (24-27 лет)
Это период, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности; период профессиональной преемственности и изменений. Зрелый возраст(с 40-45 до 55-60 лет)
Социальная ситуация развития в период зрелости характеризуетсявзаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности.проявлением своей личностной индивидуальности в воспитании детейс созданием семьиактивным включением человека в сферу общественного производстватворчеством
Люди этого периода начинают приспосабливаться к новой ролевой структуре, пытаясь справиться с потерями и воспользоваться выгодами этого десятилетия.Потребность в передаче опыта в уважительном признании заслуг.Вид деятельности:Общественно одобряемая деятельность. Пожилой возраст(с 55-60 до 75 лет)
Ведущая деятельностьСтремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую память» на работе.Стремление передать свой опыт ученикам и последователям.При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «разрываются» между работой и воспитанием своих внуков.К концу предпенсионного периода наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь
Это период старения, представляющий собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме: происходит постепенное ослабление, утрачивается живость тканей организма и т.д.Старческий возраст(от 75 до 90 лет)
Ведущая деятельность:Для части стариков ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти. Стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства.Досуговое увлечение.
Долгожители (более 90 лет)Долгожителями обычно становятся люди, у которых существует оптимальный уровень функционирования большинства важнейших физиологических систем; им свойственны широкие адаптивные возможности, что является предпосылкой здоровья и жизнеспособности.
Психофизиологические потребности. Потребность в ограниченном общении со сверстниками, частое желание уединиться, потребность в осмыслении прошлого.Вид деятельности: домоводство, личная гигиена
Кризис смертиПроблема смерти является всевозрастной. Но дляпожилых и престарелых она не представляется надуманной. Актуализация танатологическкх размышлений обусловлена не только патологическими изменениями, ведущими к ухудшению здоровья и повышению вероятности смерти, но и особенностями образа жизни старого человека.Особенности образа жизни:монументальность внутренней субъективности, дистанциированность от сиюминутных социальных раздражителей, существенное ослабление мотивов достижения успеха, комфорта, карьеры.Установки пожилых и престарелых людей в отношении к смерти: нежелание обременять своих близких; стремление избежать мучительных страданий;Кризис смерти затрагивает одновременнобиологические, эмоциональные, философскиеи духовные стороны жизни.
Спасибо за внимание !
Литература:Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2008.Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М. 2009.Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург. 2000.Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М. 2004.Б.С. Волков. Психология младшего школьника. М., 2005.Безруких М.М.. Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: знаете ли вы своего школьника. М. 1996.Безруких М.М. Возрастная физиология. М. 2002. Ю.Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как? М.2004.Грейс Крайг. Психология развития. Спб. 2000.Л.Ф Обухова. Возрастная психология. М., 2008.