Разработка урока по информатике на тему Отношения объектов. Разновидности объектов
Тема: «Отношения объектов. Разновидности объектов»
Цели урока:
Обобщить представления об отношениях объектов;
Повторить основные действия с объектами операционной системы;
Развить познавательные способности, интересы;
Воспитать информационную культуру обучающихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, рабочая тетрадь с заданиями.
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие обучающихся, сообщение темы урока, объяснение целей урока.
Активизация мышления и актуализация ранее изученного
Обучающиеся отвечают на вопросы.Вопрос: Все ли свойства объекта следует приводить в каждой конкретной ситуации? Приведите примеры.
Ответ: В описании объекта человек приводит не все его свойства, а только существенные в данной ситуации. Например, объясняя дорогу к своему дому, вы, скорее всего, назовете адрес и опишете внешний вид дома. А вот бригаде мастеров-ремонтников нужно сообщить о других свойствах дома, например, о материале, из которого сложены стены. В описании автомобиля, участвующего в гонках, могут быть приведены значения таких величин, как «число пройденных кругов» или «место в гонке». А о машине, выставленной на продажу, необходимо сообщить марку и цену.
Вопрос: Какие свойства можно привести при описании множества объектов? Можно ли для множества объектов привести значения величин? Приведите примеры.
Ответ: При описании множества объектов приводят только те свойства, которые являются общими для всех объектов множества, т.е. отвечают на вопросы: «Что их объединяет?» или «Для чего все они предназначены?». Для множества объектов нельзя привести значения величин. Их можно указать только для конкретных объектов – элементов множества.
Вопрос: Каким образом можно узнать свойства интересующих вас объектов?
Ответ: Узнать свойства объектов можно, прочитав о них в учебниках, справочниках, энциклопедиях, а также в ходе наблюдений и экспериментов. Информацию о свойствах объектов удобно фиксировать в таблицах.
Вопрос: Приведите примеры возможных активных и пассивных действий для объектов «птица», «мяч», «велосипед».
Ответ: Активные действия – птица летит, поет, сидит на ветке и т.д.; мяч катится, прыгает и т.д.; велосипед катится, останавливается и т.д.; пассивные действия: птица – ловит, …; мяч – кидает, ловят и т.д.; велосипед – катаются, ремонтируют.Вопрос: Приведите примеры пошаговых описаний действий человека. Как их называют?
Ответ: Пошаговые описания действий человека в самых различных ситуациях вам хорошо знакомы. Это, например, кулинарный рецепт, инструкция по использованию пылесоса или фотоаппарата, сложения простых дробей в учебнике. Часто подобные инструкции и правила называют алгоритмами, а о человеке, который действует по заранее составленному плану, говорят, что он действует по алгоритму или пользуется алгоритмом. Однако описание действий, предназначенное для человека, часто не обладает всеми свойствами алгоритма. А вот инструкция, предназначенная для исполнения техническим устройством, например, роботом или компьютером, обязательно должна быть алгоритмом.
Вопрос: (№1 стр.3 РТ) Продолжите фразы.
Ответ: Информация – сведения об окружающем нас мире.
Информатика – наука, изучающая закономерности протекания процессов передачи, хранения и обработки информации в природе, обществе, технике, а также способы автоматизации этих процессов с помощью компьютера.
Информационные технологии – методы и способы сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и выдачи информации с помощью компьютера.
Объект – любая часть окружающей действительности (предмет, процесс, явление), воспринимаемая человеком как единое целое.
Вопрос: (№ 6 стр. 5 РТ) Назовите единичные имена нескольких объектов, являющихся основными достопримечательностями.
Ответ: нашей страны –
Столицы нашего государства – Мавзолей, Спасская башня.
Вашей малой родины –
Вопрос (№7 стр.6 РТ): Внимательно прочитайте текст параграфа 1.1 «Объекты и их имена». Разбейте прочитанный текст на смысловые фрагменты по 1-2 абзаца и придумайте к ним подзаголовки. Запишите эти подзаголовки.
Ответ: Объект. Имя объекта. Общее имя. Единичное имя. Собственное имя. Объекты изучения в разных науках. Объекты изучения в информатике.
Вопрос: (№8 стр.6 РТ) Продолжите фразы.
Ответ: Под признаками объекта мы будем понимать его свойства, действия, поведение, состояния.
Свойства объектов отвечают на вопросы: «Чем может отличаться один объект от другого?», «Что может измениться у объекта при выполнении действия?». У каждого свойства есть название (величина) и значение. Значения величин выражаются числами или словами.
Действия объекта отвечают на вопросы «Что он может делать?» или «Что с ним можно делать?»
Поведение объекта описывается с помощью составления пошагового описания каждого действия, свойственного этому объекту.
Состояние объекта подразумевает определенное сочетание значений всех или некоторых свойств этого объекта.
Вопрос: (№14 стр.10 РТ) Внесите недостающие надписи в схему.
Ответ: Свойства, действия, поведение, состояние.
Объяснение нового материала
Презентация «Отношения объекта».
В сообщении об объекте могут быть приведены не только свойства данного объекта, но и отношения, которые связывают его с другими объектами. Имя отношения обозначает характер этой связи. Отношения могут связывать не только два объекта, но и объект с множеством объектов или два множества.
Любые отношения между объектами можно наглядно описать с помощью схемы отношений. Объекты на схеме отношений могут быть изображены кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т.д. Связи между объектами могут быть изображены линиями или стрелками.
Схема разновидностей – схема отношений «является разновидностью» между множествами и подмножествами объектов.
У объектов подмножества есть дополнительные признаки, кроме тех, которые есть у объектов множества, включающего данное подмножество.
Подмножество объектов, имеющих общие признаки, называется классом. Деление множества объектов на классы называется классификацией. Признаки, по которым один класс отличается от другого, называются основанием классификации.
Первичное закрепление нового материала
Вопрос (№1 стр.18 учебника) Назовите имя отношения в каждом приведенном предложении. Какое имя можно будет дать отношению, если имена объектов в предложении поменять местами? В каких парах имя отношения при этом не изменится?
Колобок поет песню Лисе.
Конек-Горбунок помогает Ивану.
В Москве есть Манежная площадь.
Пилюлькин лечит Сиропчика.
Страшила путешествует вместе с Элли.
Ответ:
Лиса слушает песню Колобка.
Иван принимает помощь Конька-Горбунка;
Манежная площадь находится в Москве.
Сиропчик лечится у Пилюлькина.
Элли путешествует вместе со Страшилой.
Вопрос: (№2 стр. 18 учебника) Для каждой пары объектов укажите соответствующее отношение.
Ответ: Пианино является разновидностью музыкальных инструментов. Процессор входит в состав системного блока. Новосибирск является элементом множества городов. Лазерный диск является разновидностью информационных носителей. Бабочка является разновидностью насекомых. Семиклассник является разновидностью учеников. Байкал является элементом множества озер.
Вопрос: (№3 стр. 19 учебника) Какую связь отражает каждая схема отношений на рисунках. Выберите правильный ответ.
Ответ: Числитель и знаменатель входят в состав простой дроби. Квадрат, ромб, треугольник являются разновидностью многоугольников. Рост предшествует цветению, которое предшествует плодоношению. Правильный полив и рыхление почвы являются условием нормального дыхания корней растения. Ядро, вакуоль, оболочка, цитоплазма входят в состав клетки.
Вопрос: (№1 стр.22 учебника) Для каждого из указанных подмножеств назовите множество, с которым оно связано отношением «является разновидностью» (назовите общее имя, отвечающее на вопрос «Что это такое?»): местоимение, запятая, джойстик, параллелограмм, ратуша, басня, капилляр.Ответ: Части речи; знаки препинания; устройства ввода информации; многоугольник; …; произведения; … .Вопрос (№2 стр.23 учебника) Найдите в списке шесть пар множеств, между которыми существуют отношения «является разновидностью». Определите в каждой паре имя подмножества. Назовите для него хотя бы одно дополнительное свойство: книга, бензин, врач, молоко, строитель, учебник, жидкость, справочник, человек.Ответ: Учебник является разновидностью книги. Бензин является разновидностью жидкости. Врач является разновидностью человека. Молоко является разновидностью жидкости. Строитель является разновидностью человека. Справочник является разновидностью книги.
Работа на компьютере
Практическая работа №2 стр.155
Домашнее задание
Параграф 1.3, 1.4; РТ: №20, 22-25 (стр.14-16)
Подведение итогов урока