ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Отношение объектов. Разновидности объектов и их классификация.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 р.п. Юрты
План-конспект урока
Предмет: информатика
Класс 7
Тема урока: Отношение объектов. Разновидности объектов и их классификация.
Учитель Ржаникова Эльвира Павловна
Р.п. Юрты, 25 сентября 2015 г
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Отношение объектов. Разновидности объектов и их классификация.
Тема1. «Объекты и системы», номер урока в теме № 3
Базовый учебник (УМК): Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ», учебник для 7 класса, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г
Цель урока:
формирование умения осуществлять выделение отношений между объектами и объектами типа «является разновидностью» при выполнении практико-ориентированных заданий.
Задачи:
Обучающие:
обобщить представления об отношениях объектов; повторить основные действия с объектами операционной системы;
научиться выделять имя отношения, выяснить, для чего нужна классификация; уметь проводить классификацию различных объектов;
Развивающая:
развивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение применять полученные знания и навыки при выполнении практических упражнений;
Воспитывающая:
развивать интерес к предмету, внимательность, навыки самостоятельной работы, ответственность, дисциплинированность при работе на уроке;
воспитывать информационную культуру детей, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: беседа, самостоятельная работа, индивидуальная, групповая
Образовательная технология:
А) личностно-ориентированные технологии, направленные на раскрытие, формирование и реализацию личностных особенностей учащихся, позволяющие формировать личностные, познавательные, коммуникативные УУД;
Б) использование информационных технологий
Необходимое техническое оборудование: письменные принадлежности: тетрадь, ручка, карандаш; ЦОР по теме «Отношение объектов. Разновидности объектов и их классификация» http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/gl1/4.php ; ПК, интерактивная доска, мел, Электронная рабочая тетрадь, ПО: ОС Windows, MS Power Point.
План урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Мотивационный.
Изучение нового.
Физкультминутка
Первичная проверка понимания.
Инструктаж по домашнему заданию.
Подведение итогов урока.


Структура и ход урока
№ Этап урока Приемы и методы работы
Деятельность учителя
Деятельность ученика, формы работы Время
(в мин.)
1 2 3 4 5 6
1 Организационный М: словесный, С: слово учителя
Ф: фронтальная Приветствие, проверка готовности
Приветствуют, слушают, проверяют наличие принадлежностей. 1
2 Актуализа-ция знаний М: словесный, беседа
С: Слайдовая презентация
Ф: групповая Для начала давайте вспомним, прошлые уроки (на интерактивной доске проецируются задания № № 9, 10 Электронной рабочей тетради), далее выводит на экран слайды презентации Notebook
Смотрят, читают задания, слушают, отвечают на вопросы и проверяют свои знания, записывают ответы на интерактивной доске 2
3 Мотивационный М: словесный, беседа
С: мини проект «Родословная»
Ф: групповая Я просила вас составить и принести на урок генеалогическое древо вашей семьи. Как вы думаете, зачем? (Домашнее задание на поиск информации и создание мини проекта «Родословная»)

А теперь как вы думаете для чего нам надо изучать эту тему?
Итак, мы плавно с вами продвинулись к новой теме, которая звучит так «Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация».
Откройте тетради и запишите дату и тему урока. Сразу отмечу, что за урок у вас будет выставлено 2 отметки: одна за активность, то есть за конспект сегодняшнего урока, а вторая за самостоятельную работу на компьютере. Но в журнал будет выставлена средняя оценка. Показывают, обсуждают, делают предположения. «Чтобы узнать, кто кем кому приходится, или другими словами относится т.е. отношения объектов» И на примерах, показанных на доске определяют, что отношения бывают различные и, таким образом, самостоятельно формулируют тему урока и цель. Записывают дату и тему в тетради. 2
4 Изучение нового М: словесный, беседа
С: Презентация Notebook
Ф: групповая Объяснение нового материала ведется на основе слайдовой презентации для интерактивной доски:
Показывает слайды презентации Notebook
Учитель выступает в роли собеседника, консультанта, помогая ученикам правильно сформулировать вывод по слайду.
Смотрят на доску, делают свои выводы. «Связь между объектами – это отношение, а само слово, означающее отношение другими словами – имя» Записывают в тетрадь Имя отношения может меняться, если поменять местами объекты. «Имена некоторых отношений изменяются, когда меняются местами имена объектов», записывают в тетрадь
Рассматривая объекты на слайдах, приходят к пониманию: что связи бывают «Объект-объект», «Объект – множество объектов», «Множество объектов – множество объектов».
Записывают в тетрадь.
Связи можно представить
Вспоминают, как в 6 классе рисовали отношения между понятиями кругами Эйлера.
Делают вывод о разновидностях отношений, проверяют правильность своих предположений, рассматривая схему в учебнике.
Записывают в тетради «Между объектами может быть отношение «является разновидностью».
На схеме разновидностей имя подмножества всегда располагается ниже имени включающего его множества. Объекты подмножества обязательно обладают всеми признаками объектов множества
Такие схемы используются в учебниках, энциклопедиях, каталогах для описания самых разных объектов, например растений, животных и т.д.
Подмножество объектов, имеющих общие признаки, называется классом. Деление множества объектов на классы называется классификацией. Признаки, по которым один класс отличается от другого, называются основанием классификации.
15
5 Физкультминутка М: использование мультимедиа
С: видеоролик «На море»
Ф: фронтальная На море (физкультминутка для глаз) Выполняют 1
6 Первичная проверка понимания М: Самостоятельная работа
С: ЦОР, карточки, Электронная рабочая тетрадь
Ф: индивидуальная Выполнение задания из библиотеки ЦОР
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/gl1/4.phpДля того, чтобы проверить насколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему, выполните небольшую самостоятельную работу по карточкам и задачи из
«Электронной рабочей тетради: Задания № 11-15
1 ученик выполняет работу на интерактивной доске, остальные проверяют.
2 ученик приступает к выполнению заданий по тесту из 5 вопросов
Выполнение самостоятельной работы
Взаимопроверка
Работают в Электронной рабочей тетради для 7 класса (задания проверяются автоматически, оценка выводится с учетом ошибок и пропусков заданий), запишите результат выполнения в Оценочный лист 16
7 Инструктаж по домашнему заданию М: словесный, беседа
С: слово учителя
Ф: фронтальная
Слушают, записывают домашнее задание 1
8 Подведение итогов, Рефлексия М: словесный, беседа
С: слово учителя
Ф: фронтальный Подведем итог нашего урока.
Какие отношения, возникающие между объектами, вы знаете?
Чему новому вы научились?
Первая часть вашей отметки за урок – За активное участие в обсуждении – 5, вторую часть выставлю после проверки ваших ответов на оценочном листе.
Урок окончен. Выберите смайлик, наиболее подходящий для вашего настроения после урока. Спасибо. Можете быть свободны. Участвуют в обсуждении прошедшего урока.
Различать виды отношений объектов, осуществлять классификацию по выделенным признакам.
Выбирают смайлик 2

Приложение к плану-конспекту урока: Отношение объектов. Разновидности объектов и их классификация.
Карточка – оценочный лист: (смотри ниже)
Кадры слайдовой презентации

Оценочный лист
Ученика(цы) ___________________________________
Задание №1
Вопрос №1. Отношение объектов «является разновидностью» связывает:
Один объект с другим
Подмножество с множеством
Одно множество с другим множеством
Вопрос №2.Как на схеме разновидностей располагаются подмножества относительно имени, включающего его множества?
Подмножество выше множества
Подмножество ниже множества
Подмножество на одном уровне с множеством
Вопрос №3.Является ли правильным следующее утверждение: «Объекты подмножества обязательно обладают всеми признаками объектов множества.
Данное утверждение является правильным
Данное утверждение является неправильным
Вопрос №4. Как называется подмножество объектов, имеющих общие признаки?
Подуровнем
Уровнем
Разновидностью
Классом
Вопрос №5. Выберите основной признак искусственной классификации.
Если в качестве классификации взяты существенные признаки
Если в качестве классификации взяты взяты несущественные признаки
Задание №2
Имеется схема разновидностей. Вы должны ее полностью заполнить, вписывая слова в пустые поля. Список слов приведен ниже.
40195597155
Задание №3
Приведите 2 примера на отношение «Объект – множество объектов»
___________________________________________
___________________________________________
Результат работы в ЭРТ: % выполнения:
Отношение объектов. Разновидности объектов и их классификация.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Разновидности объектов и их классификация
тест http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/flash/gl1/4.php