урок по русскому языку


Конспект открытого урока "Разделительный ъ и ь знаки "
Тип урока: повторение пройденного. Формы обучения: групповая, фронтальная , самостоятельная работа , работа под руководством учителя , индивидуальная. Цель: повторение правописания в словах разделительного твердого и мягкого знаков. Задачи : 
упражнять учащихся в правописании разделительных мягкого и твердого знаков;
развивать речь учащихся, расширять словарный запас, кругозор учащихся , логическое мышление, внимательность память, умение работать самостоятельно и в группе, интерес к предмету;
воспитывать любовь к русскому языку, дружеские отношения друг к другу, дисциплинированность, аккуратность при письме;
развивать орфографическую зоркость.
Оборудование: учебник "Русский язык" ( автор Л.Ф Климанова, Т.В.Бабушкина), рабочая тетрадь "Русский язык" ( автор Л.Ф Климанова, Т.В.Бабушкина) , карточки, презентация к уроку, компьютер, проектор, экран. Ход урока: 1. Организационный момент. 
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.- Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь кивком головы, улыбнитесь и садитесь. - Я желаю вам всем успеха! 
- Вы единая команда, которая будет сегодня добывать знания. А чтобы знания были крепкими вы должны быть дружными и работать сообща.2. Мотивирование к учебной деятельности.
Формирование обучающимися темы и цели урока. Девиз нашего урока:
«Друз…я, учен…е нас об…единяет!» (слайд 2,3)
- Что вы видите? (предложение)
- Из чего оно состоит? (из слов)
- Попробуйте догадаться, над какой проблемой мы будем работать.- Значит, сегодня мы повторим правописание разделительных ъ и ь знаков, будем выполнять различные задания, трудные и не очень.
- Это и есть цель нашей деятельности.(слайд 4)
3. Минутка чистописания. Словарная работа. - Открыли тетради, записали число, классная работа.
- Теперь вспомним, как пишутся буквы ъ и ь. (слайд 5)
- Вспомним написание словарных слов.
- Для чего нужно знать словарные слова?
Записать под диктовку.
Словарь: воробьи, сороки, друзья, деревня, жильё.
- Проверяем. Поставить ударение, подчеркнуть орфограммы.(слайд 6)
- Составьте предложение из этих слов.
Наши друзья воробьи и сороки строят жильё на деревьях.
Запишите предложение. Найдём главные члены предложения.
- Ребята, обратите внимание на экран и прочитайте фразу. Как вы ее понимаете? Не для школы, а для жизни мы учимся. - Ребята, а зачем мы учимся? Зачем нам нужны знания? Вы уже умеете читать, писать, может больше не нужно учиться? - Запишите красиво фразу. Повторение правил посадки. 4. Работа над новым материалом.
А) - Сценка «Ъ и Ь».
(Чтение стихотворения. Инсценирование). - Не чересчур ли ты добряк? – Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак. - Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься. Нет, в алфавит ты не годишься! -Кто б говорил, но ты б уж помолчал! – Знак Ь твёрдому на это отвечал. - Ты твёрд и груб, как суковатый дуб. Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!.. - Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, - Услышав этот спор, сказала буква А. - Вы оба хороши, достойны чести, Когда стоите в нужном месте. - Значит, эти знаки важны в русском языке. - Сегодня мы узнаем, когда же ъ и ь стоят в нужном месте?
Б)Разгадаем ребус. (слайд 7)
5. Актуализация опорных знаний. 
- Давайте вспомним, что нам уже известно про разделительный ъ и разделительный ь знаки.- Обратите внимание на экран: найдите ошибки.  (слайд 8)Сел кашу. Пю воду. Веду сёмку. Забил коля.
- Проверяем.  (слайд 9)
Работа со схемой.- Когда пишется разделительный ъ знак, а когда – разделительный ь знак?  (слайд 10, 11)(разделительный ъ пишется между приставкой и корнем, после приставки на согласную перед буквами е, ё, ю, я;
разделительный ь пишется в корне слова после согласной перед буквами е, ё, ю, я, и.) Перед е, ё, и, ю, я
я в корнях стою, друзья.Приведите примеры. 
Ь – показатель мягкости.6. Развитие умений – применение знания.
- Распределите слова в 2 столбика. Запишите. (слайд 12)
- В 1- Ь знак-показатель мягкости,
во 2 – Ь разделительный.
Друз…я, пал…то, печен…е, п…ёт, капел…ка, мал…чик, сол…, в…юга.
- Проверка.(слайд 13)
7. Физкультминутка.  (слайд 14)- Немножко отдохнем. Гимнастика для глаз.В воздухе написать буквы Ъ и Ь вытянутой одной рукой, двумя руками, головой, сидя ногами.- Отдохнули? Продолжаем работать.
8. Самостоятельная работа в тетрадях. (слайд 15)
- Спиши слова в два столбика:
в левый с разделительным мягким знаком, в правый- с разделительным твердым знаком. Об…явление, от…езд, обез…яна, под…ём, вороб_ и, раз…яснил, в…езд, счаст_е, здоров…е.
Проверка. (слайд 16)
9. Закрепление.
Учебник .стр. 97
А) правило – прочитать.
Б) стр. 99 упр.164в) Это интересно! (слайд 17)
10. По времени: Кроссворд 
11. Итог урока. - Что повторяли?
-Когда же пишется разделительный ь и разделительный ъ знаки ? (слайд 18,)
(слайд 19)
(слайд 20)
- Выставление оценок по строкам стихотворения.
Не устанем повторять,
Любим мы отметку «пять»
Кто ж сегодня отличился?
Кто на славу потрудился?
Ну, кому поставить «пять»?
Попрошу вас предлагать.
И «четвёрочку» поставим
От души ребят поздравим..  (слайд 21)12. Домашнее задание.  (слайд 22)рабочая тетрадь стр.63, упр.101, 10213. Рефлексия.  (слайд 23)- Покажите с помощью цветных полосок свое настроение. - Вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке. Спасибо!
Конспект открытого урока
по русскому языку
"Разделительный ъ и ь знаки"

4 класс
Учитель Кубалова А.К.