Современные педагогические технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО и ООО


Современные педагогические технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС НОО и ООО .«Игровые педагогические технологии в реализации различных видов внеурочной деятельности»
Водовозова О.П, учитель экономики
МБОУ Братовщинская СОШ.
 
 

Игра является одним из современных средств обучения и воспитания, обладающим образовательной, воспитательной и развивающей функциями, которые действуют в органическом единстве.  Для формирования у детей социальных качеств и нравственного самосознания нужно создавать соответствующие условия, организовывать и постоянно сохранять сферу их "личностных" отношений, стимулировать самодеятельность детей, свободу в установлении отношений друг с другом. Но как это возможно? Через игровую деятельность, т.к. игра - это средство создания "детского общества". Игра или игровая деятельность несёт в себе, как минимум, две стороны, две самостоятельных "жизни" участников. Первая - это сама игра с её правилами, сюжетом, результатами. Вторая - взаимоотношения людей (участников) в ходе игры. Вот эта вторая жизнь и есть то содержание, которое должны усвоить дети в ходе нравственного воспитания. Игра - это деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развитие психики ребёнка. В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Таким образом, дидактическая игра на уроках должна постоянно пополнять, углублять и расширять знания, быть средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка. Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычный процесс обучения, т.к. в играх присутствуют фантазия детей, развитие творческих способностей; самостоятельный поиск ответа, активность учащихся; новый взгляд учеников на известные уже факты и явления; пополнение и расширение знаний; установление связей, сходства или различия между отдельными событиями; свобода выбора у учащихся; целеполагание и навык достижения цели; многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах, и что очень важно, не под давлением, а по желанию самих учащихся; выработка моральных норм у детей в ходе игры; воспитание уверенности в себе и самодостаточности у детей - будущих взрослых. В заключение, хотелось бы привести слова Анатолия Гина: "Идеальное управление - когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам". "Идеальная дидактика - это её отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет - он будет читать при свечах".
КВН по Основам потребительских знаний. « Потребитель, всегда прав!»
Чему должны научиться школьники:
Уметь применять полученные знания об основных правах потребителей в конкретных потребительских ситуациях.
Уметь работать в команде.
Предварительный этап.
КВН« Потребитель, всегда прав!» – внеурочное занятие по курсу “Основы потребительских знаний”. Игровая форма и неизбежно присутствующий в КВНе дух соревнования позволит участникам команд и болельщикам непроизвольно и с интересом обобщить и систематизировать полученные знания в процессе подготовки к игре. Формируются три команды во главе с капитанами. Каждой команде можно пригласить помощника – куратора из старшего класса. Часть заданий к конкурсам команды получают заранее.
Ход КВН.
1. Визитная карточка. (3 мин.)
Представление команды:
-название команды;
-девиз команды;
-приветствие болельщикам, соперникам, жюри. К этому конкурсу команды готовятся заранее.
2. Разминка.
Ведущий по очереди предлагает капитанам команд выбрать листочки с вопросами, зачитывает их и даёт команде время на обдумывание. Через 15 секунд представитель команды называет свой ответ. Ведущий озвучивает правильный ответ.
Вопросы для разминки.Кто из героев сказок выступал в качестве потребителя?
Муха – Цокотуха, когда "пошла Муха на базар и купила самовар”.Ответ: да.
Старик по отношению к Золотой рыбке. Ответ: нет, так как старик не платит рыбке за услуги.
Король по отношению к портным. Ответ: да, причём даже в том случае, если новое платье оплачивалось из средств государственной казны, ведь платье предназначалось для личных бытовых нужд короля.Если же предположить, что платье короля – одежда служебная (примерно как спецовка для рабочего), тогда король не является потребителем.
Кот в сапогах, когда он просил хозяина купить ему сапоги.Ответ: зависит от того, приравниваем ли мы Кота к человеку. Если да, то он – потребитель, и, если сапоги окажутся некачественными, вполне сможет предъявить претензию сапожнику; если же мы, несмотря на сказочную условность, считаем, что Кот – это животное, то он потребителем не является (так же, как не является им любой домашний кот, для которого хозяин покупает консервы или противоблошиный ошейник)..Робинзон Крузо на необитаемом острове. Ответ: нет, он же ничего не покупает.
Является ли публичной офертой следующее утверждение и почему: “Коня! Полцарства за коня!”?Ответ: утверждение можно считать публичной офертой, так как оно обращено к неопределённому кругу лиц и в нём определено существенное условие договора.
Является ли публичной офертой следующее утверждение и почему: “Всякий, кто найдёт корзину подснежников, получит корзину золота!”?Ответ: утверждение можно считать публичной офертой, так как оно обращено к неопределённому кругу лиц и в нём определено существенное условие договора.
Является ли потребителем Маленький Мук в момент поедания винных ягод в лесу? Ответ: нет, не является, так как собирал дикорастущие ягоды, а не приобретал их на рынке.
Является ли король из сказки В.Гауфа потребителем, когда поедал ягоды, приобретённые для него слугами у Маленького Мука?Ответ: да, хотя он сам и не приобретал ягоды, но он их использовал.
3.“Рекламный" конкурс.
К нему команды готовятся заранее. Участники игры получают темы рекламных роликов, в которых допускаются нарушения “Закона о рекламе”.Команды-участницы подготовили рекламные ролики некоторых товаров.Представим себе, что сегодня должен состояться прямой эфир, в ходе которого неожиданно пропадает звук. Задача участников – не сорвать трансляцию, мимикой и жестами показать командам, какой именно товар они рекламируют.
4.Конкурс капитанов.
Ведущий предлагает капитанам выполнить тестовые задания на листочках за 3 минуты.
(1) Потребитель ( ) Санитарные нормы и правила, которые в соответствие с законом устанавливают обязательные требования к качеству товара (работ, услуг).
(2) Изготовитель ( ) Исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
(3) Исполнитель ( ) Период, в течение которого, в случае обнаружения в товаре недостатка, продавец обязан удовлетворить требования потребителя.
(4) Продавец ( ) Объявление в газете: “Организация предлагает юридическим и физическим лицам участие в долевом строительстве 1-2-3-х комнатных квартир…”
(5) Срок службы ( ) Изготовитель обязан установить его на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары.
(6) Срок годности ( ) Гражданин Иванов купил холодильник и телевизор.
(7)Гарантийный срок ( ) Разрешение (право) на осуществление определённого вида деятельности при обязательном соблюдении установленных требований и условий, выданное уполномоченным органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
(8) Договор ( ) Объявление по радио: “Организация продаёт автомобиль “Москвич”…”
(9) Лицензия ( ) Период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.
(10) Стандарт ( ) Организация или индивидуальный предприниматель, производящий товары для реализации потребителям.
Ответы (для примеров и определений из правой колонки указаны номера соответствующих им понятий в левой колонке): 10,8,7,3,6,1,9,4,5,2.
Капитаны обмениваются заранее подготовленными вопросами на потребительскую тематику.
5. Потребительская лингвистика.
На табло вывешивается набор букв, составляющих одно, два или три слова. Даётся определение понятия, которое нужно получить команде, переставив буквы.
Нырок = место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок.Ответ: рынок.
Енот + кот + сад = несоответствие товара (работы, услуги) стандарту, условиям договора, требованиям, обычно предъявляемым к качеству товара(работы, услуги).Ответ: недостаток.
Лак + мера = информация о продукте, имеющая целью его продвижение на рынок.Ответ: реклама.
Тесто + мир + сан = набор одноимённой продукции (услуг), конкретизируемой по наименованиям, видам, сортам и т.д.Ответ: ассортимент.
Траст + дан = нормы, правила, другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).Ответ: стандарт.
Овод + рог = добровольное соглашение двух или нескольких лиц, заключаемое на предмет выполнения каждым из них принимаемых обязательств по отношению к другим участникам.Ответ: договор.
Тиф + кит + сера = документ, подтверждающий соответствие продукции и услуг установленным требованиям.Ответ: сертификат.
Зоб + пасть + сено = явление, при котором товар (работа, услуга) не наносит ущерб жизни, здоровью, имуществу потребителя при обычных условиях его использования, хранения и т.п.. Ответ: безопасность. Рвота = продукт труда, предназначенный для обмена или продажи.Ответ: товар.
. Нить + поле + лис =организация, индивидуальный предприниматель, выполняющие работы (оказывающие услуги) потребителям по возмездному договору. Ответ: исполнитель.
6.“Горячая линия”.
Капитаны команд по очереди вытягивают у ведущего листочки с описанием проблемной потребительской ситуации. Ведущий зачитывает эти ситуации. Командам необходимо через 30 секунд вынести своё решение данной проблемы. Ведущий называет правильный ответ.
У Сергея Михалкова постоянно звонил телефон: то Слон, то Тюлень, то Олень. Все они объясняли ему, что звонят в зоопарк, а попадают к нему на квартиру. В результате многочисленных звонков у Сергея Владимировича повысилось давление и отнялись уши. Имеет ли право потребитель Михалков обратиться в суд на АО “Ростелеком”, с которым у него заключён договор, с иском о возмещении морального вреда?Ответ: имеет.
Кай и Герда являлись потребителями коммунальных услуг по отоплению. Температура воздуха в квартире детей составляла 110 С. Обратившись с претензией к домоуправу Снежной Королеве (с которой у них заключён договор), они потребовали оказания качественной услуги. Снежная Королева пояснила детям, что холод в квартире – следствие плохой работы котельной, директором которой является Змей Горыныч, и отказалась на этом основании рассматривать претензию. К кому из названных руководителей дети имели право предъявить претензию? Ответ: к Снежной Королеве.
Три Толстяка, сев на диету, купили в магазине консервы “Три Поросёнка”, на ценниках которых было указано, что продукт диетический и калорий не содержит. По заключению экспертизы консервы содержали калорий больше, чем во всех других продуктах магазина вместе взятых. В результате Три Толстяка попали в больницу и провели там 3 месяца. Кому имеют право Три Толстяка предъявить претензию за предоставление недостоверной информации: продавцу или изготовителю?Ответ: к продавцу.
Красная Шапочка купила в магазине пирожки и принесла их бабушке в гостинец. Съев один пирожок, бабушка попала в больницу с пищевым отравлением. Имеет ли право бабушка, выйдя из больницы, предъявить претензию магазину, если покупку делала внучка? Ответ: имеет.
Белоснежка и Семь Гномов приобрели на рынке платье для Белоснежки. Платье оказалось с недостатком – рукав оторвался на второй день, т.к. нитки, которыми он был пришит, оказались гнилыми. Продавец отказался обменять платье на том основании, что у Белоснежки отсутствовал товарный или кассовый чек. Вправе ли Белоснежка доказывать факт покупки с помощью свидетельских показаний Семи Гномов, если все они – родные братья?Ответ: Степень родства значения не имеет.
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка гуляли по лесу. Иванушка захотел пить, но он был послушным мальчиком и из копытца воду пить не стал. Придя домой, Иванушка напился воды из-под крана, но все равно превратился в козлёночка. Кому сестрица Алёнушка имеет право предъявить претензию? Ответ: к организации, с которой у неё заключён договор по водоснабжению.
Баба Яга, купив в магазине “Змей Горыныч и компания” ступу, получила к ней инструкцию по эксплуатации на тарабарском языке. При посадке ступа упала на Избушку на курьих ножках, в результате чего обе ноги Избушки оказались сломанными. Вправе ли Баба Яга потребовать у продавца возмещения стоимости ступы и Избушкиных ног, учитывая то, что Баба Яга не знает не только тарабарского, но и русского языка, а действие происходит на территории РФ?Ответ: вправе (12 статья).
Айболит – индивидуальный предприниматель, оказывающий жителям леса медицинские услуги. Зайчик, попавший под трамвай, имел полис обязательного медицинского страхования, на основании которого ему была сделана операция по пришиванию ног, однако качество услуги не соответствовало договору: ноги были пришиты наоборот. Имеет ли право Зайчик предъявить иск в суд, руководствуясь Законом РФ “О защите прав потребителей”? Ответ: не имеет. Отношения по обязательному страхованию указанным законом не регламентируются.
Купил Иван-дурак в ООО “Лавка Древностей” сапоги-скороходы, но пользоваться ими не мог – сапоги улетели вперёд него, т.к. размер превышал размер ноги Ивана-дурака на 10 см. Имеет ли право Иван-дурак обменять эти сапоги на другие, меньшего размера, если с момента покупки прошло 2 часа, а пробег сапог составил 15 миль?Ответ: не имеет, поскольку вещь была в эксплуатации.
. При перелёте на юг группа ворон была задержана на таможне из-за неправильного оформления визы. К кому имеют право вороны предъявить претензию за срыв турпоездки, если перелёт осуществлялся по договору с туристической фирмой “Дуртур”? Ответ: к турфирме.
. Василиса Прекрасная, заключив договор на участие в конкурсе красоты, была предупреждена фирмой-организатором о том, что в финал выйдут только две финалистки. Не попав в финал, Василиса потребовала у организаторов возмещения морального вреда. Права ли Василиса, если участие в конкурсе платное? Ответ: не права: отношения, связанные с участием в конкурсах, законодательством о защите прав потребителей не регулируется.
7. Домашнее задание на тему: “Занимательные истории для потребителей о потребителях”.
Команды заранее готовят выступление на заданную тему. (4мин.).
8.Конкурс для болельщиков.
Его целесообразно провести в конце игры, когда жюри подводит итоги. Ведущий показывает болельщикам изображения знаков - символов безопасности товаров. Болельщики, представляясь, называют знак и объясняют, что он обозначает и на каких товарах его можно увидеть. Болельщики помогают командам заработать дополнительные очки.
Приложение. Литература.
Нормативно-правовые акты.
Закон РФ “О защите прав потребителей” от 7 февраля 1992 г. (с изменениями на 9 января 1996 г.).
Закон РФ “О рекламе” от 18 июля 1995 г.
Правила продажи отдельных видов товаров (утверждены постановлением Правительства РФ от 19 января 1998г.).
Правила оказания услуг общественного питания (утверждены постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г.).
Правила бытового обслуживания населения в РФ (утверждены постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г.).
Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями (утверждены постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г.).
Правила предоставления комунальных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994г. с изменениями на 13 октября 1997 г.).
Правила оказания услуг телефонной связи (утверждены постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г.).
Учебно-методическая литература.
Даурова Т., Ремезов Н. Основы законодательства о защите прав потребителей: Учебное пособие.- Саратов.1999.
Долбилин А.С., Шахурина Ф.Р., Цыгоза Г.Н. Защита прав потребителей: Учебно-практическое пособие. – Москва: Информационно-внедренческий центр “Макетинг”, 1998.
Зайцева Л. Основы потребительских знаний – каждому школьнику./ Потребительское образование и культура: научно-популярное и методическое издание.-Москва: МООСПО, КонфОП, 1999, №2.
Кузнецова Е. Baby steps./ Потребительское образование и культура: научно-популярное и методическое издание.-Москва: МООСПО, КонфОП, 1999, №1.
Основы потребительских знаний: учебник / под рук. Кузнецовой Е. – Москва: Институт “Открытое общество”, 1997.
Основы потребительских знаний: методические рекомендации / под рук. Кузнецовой Е. – Москва. 1998.
Раймен А.А., Тархов А.Е. Основы защиты прав потребителей: учебное пособие. – Вологда: “Русь”,1998.
Ростовцева Л.И. “Эко-Эрудит”: обучать играя. Информационно-методическое пособие. – Москва ООО “Комби-5”, 1998.
Сонина М. Основы потребительских знаний: сборник учебно-методических материалов. – Челябинск: МОУСШ №23, 1999.