Н.Д. Плетенкина Рабочая тетрадь по дисциплине «Русский язык и культура речи» Методическое пособие для студентов третьего курса СПО в 5 частях
2197106985000
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II"(МИИТ)
Правовой колледж Юридического института
Н.Д. ПлетенкинаРабочая тетрадь
по дисциплине
«Русский язык и культура речи»
[ для студентов 3 курса СПО]
ЧАСТЬ II
Москва, 2016
Н.Д. Плетенкина
Рабочая тетрадь по дисциплине «Русский язык и культура речи»
Методическое пособие
для студентов третьего курса СПО
в 6 частях
Содержание
Часть I Тема 2. Фонетика. Орфоэпия. Стр. 3
Часть II Тема 3. Нормы русского литературного языка Стр. 12
Часть III Тема 4. Орфоэпические нормы. Варианты русского литературного произношения Стр. 15
Часть IV Тема 5. Лексика. Лексические ошибки и их исправление. Стилистический анализ текста. Стр. 27
Часть V Контрольная работа Стр. 35
Часть VI Лекция 4.Правила и принципы русской акцентологии. Характер и свойства русского ударения. Самостоятельная работа с Интернет-ресурсами: структурирование текста. Стр. 37
Рабочая тетрадь
студента дневного отделения СПО _______________________________________________________________________________________
шифр_________специальность _______________________________________________________________
группа______________________
________________________________________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Обязательная литература:
Баландина Л.А., Давидян Г.Р., Кураченкова Г.Ф., Симонова Е.П. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов высших учебных заведений. 2-е издание. – М.: Издательство московского университета, 2012. – с. 7-13.
Культура устной и письменной речи делового человека : Справочник. Практикум. – 18-е изд. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – с. 8.
Цыганова Т.Ф. Самостоятельная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»: Методические рекомендации для студентов среднего и высшего профессионального образования / Автор-составитель Т.Ф. Цыганова. – Дмитров, 2012. – с. 25-31.
Цыганова Т.Ф. Самостоятельная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» (Раздел «Нормы русского литературного языка»): Учебно-методическое пособие для студентов среднего и высшего профессионального образования / Автор-составитель Т.Ф. Цыганова. – Дмитров, 2012.
Нормы русского литературного языка: учеб. пособие для самостоятельной работы студентов / авт.-сост. Т.Ф. Цыганова. – Балашов : Николаев, 2008.
ЧАСТЬ I
Тема «Фонетика».
Внимательно изучите контент сайта «Русский язык» по теме: «Звуки и фонема», перейдя по ссылке:
http://russkiy155.blogspot.ru/p/blog-page.html
Дополните фразы:
Слог членится на………………………………………………………………………………………………………………………..
Консанантизм –это,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,………………………………………………………………………………………..
Вокализм………………………………………………………………………………………………………………………………….
Три аспекта……………………………………………………………………………………………………………………………….
Интонация…………………………………………………………………………………………………………………………………
Основные нормы произношения……………………………………………………………………………………………………….
Интонация выполняет функции…………………………………………………………………………………………………………
Элементы интонациии,…………………………………………………………………………………………………………………..
Интонация выполняет и еще одну важную функцию — с ее помощью…………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
В чем заключается разнообразие звуков и их отличие…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Продолжая изучать контент сайта «Русский язык» (http://russkiy155.blogspot.ru/p/blog-page.html),
рассмотрите внимательно таблицу основных фонетических процессов русского языка и приведите по 10
примеров на каждый процесс из таблицы:
Редукция Оглушение Озвончение Смягчение уподобление Упрощение Дайте определение что такое:
«ассимиляция»______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ «диссимиляция» ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________
Приведите по 5 примеров на каждое определение
«ассимиляция»__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ «диссимиляция»________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполните по пунктам следующие задания:
Рассмотрите представленные ниже таблицы;
Соотнесите информацию, полученную в результате изучения контента сайта «Русский язык» (http://russkiy155.blogspot.ru/p/blog-page.html), с информацией, предоставленной в таблицах рабочей тетради, рассмотренной вами;
Составьте сводную таблицу русской фонетической транскрипции, учитывающую все стороны фонетического процесса русского языка;
Сделайте вывод о фонетических процессах, происходящих в современном русском языке;
Запишите вывод, оформив его в виде основного положения.
Приведите примеры к каждому случаю Вашего положения.
(Таблицы см. на следующей странице)
Таблица основных правил русской транскрипции:
Таблицы русской фонетической транскрипции:
Таблица редукции гласных:
4.Таблица гласных звуков по слоговому распределению:
Сделайте вывод, самостоятельно составив сводную( общую) фонетическую таблицу русской транскрипции, учитывающую все стороны фонетического процесса русского языка:
(Колонки и ячейки сетки таблицы можете при необходимости добавить или убавить)
Вывод-положение:
На основании изученного материала, используя полученные навыки (включая применение таблиц), выполните следующие задания:
Задание 1. Исправьте ошибки в звуковом составе слов и сделайте их орфографическую запись.
Ночь [ ноч,], пища [пышja],комар [комар], свитер [свытэр], мюзикл [mjyzjykl,], хороши [khoroshi], залежи [salezshgy]Задание 2. Запишите слова с помощью фонетической транскрипции. Образец ответа: лес [л,эс]
Вез-везший-извозчик; явление-явится-явь, везение-везший-извозчик, тапер-музыкант-музыкантишко-музыкальный-мюзикл
[ ]-[ ]-[ ], ( и т.д.)
Ночь была звездная и безветренная.
[ ]
Было уже холодно: изморозь высыпала на полегшую сразу же траву, и все озарилось ярким лунным свечением.
[
]
Кол-во верных ответов ______________________________________
Кол-во неверных ответов_____________________________________
Оценка преподавателя_________________________________________
ЧАСТЬ II
Тема 3. Нормы русского литературного языка
Задание: сформулируйте основные понятия
Языковые нормы -
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Грамматические нормы –
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лексические нормы –
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Орфоэпические нормы –
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Коммуникативные нормы –
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этические нормы –
Функции норм:
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
Коммуникативный аспект изучения культуры речи –
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильность речи –
Точность речи –
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ясность речи –
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логичность речи –
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выразительность речи –
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чистота речи –
____________________________________________________________________________________________________
Уместность речи –
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Богатство речи –
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 основных типа словарей:
___________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________
Лингвистические словари описывают
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Энциклопедические словари описывают ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ортологические словари являются
4 типа ортологических словарей:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
Кол-во верных ответов ______________________________________
Кол-во неверных ответов_____________________________________
Оценка преподавателя_________________________________________
Часть III.
Тема4. Орфоэпические нормы. Варианты русского литературного произношения
Внимательно изучите статью «Орфоэпия. Значение орфоэпических норм. Черты современной произносительной нормы», перейдя по ссылке: http://webkonspect.com/?room=profile&id=15799&labelid=169178 и допишите ответ:
Р.И. Аванесов определяет орфоэпию как
Объём понятия орфоэпии определяется учёными по-разному. Узкий подход предполагает
Широкий подход к понятию орфоэпии и её предмету заключается вДумается, целесообразно, вслед за Р.И. Аванесовым, принять явления устной речи:
а)
б)
предмет орфоэпии не должен
Е.Д. Поливанов так характеризует орфоэпическую «подготовку»
, характерных «для
Особенность всякой литературной речи–
Основными признаками нормы являются
Наряду с вышеназванными, существуют нормы
Понятие нормы имеет двойственную природу. «С одной стороны…
При установлении нормы важны не только факторы
В отличие от системы языка, которая характеризуется
Норма реализуется в языке через варианты
Развитие языка ведёт к…
Благодаря вариантам, норма
Нормы, таким образом, могут различаться
Орфографические нормы характеризуются
18. Менее категоричны именно
19. Пример нежёсткой орфоэпической нормы
20. Менее предпочтительный вариант в…
21. Но далеко не всякие «параллельные
22. Таким образом, как и любые виды
Дайте ответы на вопросы (для ответа используйте материалы статей из учебников, учебных пособий и статей сайтов исследователей по данной тематике):
Как, или каким образом возникло русское литературное произношение?
Что означает речевой оборот « произношение старой московской интеллигенции»?
Когда Московская орфоэпическая норма окончательно сложилась?
Характерные черты какого языка и чьи традиции впитало в себя русское литературное произношение?
Дайте определение понятию «петербургское произношение»
Когда у московской нормы появился конкурент – петербургское произношение?
Кто в истории произносительной нормы сыграл существенную роль и почему?
Почему петербургское произношение отличается от Московской орфоэпической нормы?
Назовите основные черты классического старомосковского произношения, приведите примеры в каждом случае
Отличительными чертами петербургского(ленинградского) произношения являются следующие (приведите примеры в каждом случае):
Какие появились новые черты литературного произношения (приведите примеры в каждом случае):
Какое произношение до сих пор имеет статус образца и почему?_______________________________________
__________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто был и остается главным пропагандистом и какой орфоэпической нормы?
Почему в настоящее время нельзя говорить о конкуренции двух, московской и петербургской, произносительных норм?
Суть общего направления в развитии русского литературного произношения заключается в (продолжите)
Почему это происходит (обоснуйте самостоятельно, т.е. сделайте вывод)
Задание 3. Распределите слова на 2 группы в соответствии и произнесением согласных перед -Э, например, бассейн [с/э], Дели [дэ].
Музей, академия, свитер, партер, антенна, дефект, декан, детектив, купе, цитадель.
Задание 4. Распределите слова по 4 группам в соответствии с тем, как произносится ЧН, ЧТ, например, молочный [чн], скворечник [шн], мечта [чт], чтобы [шт].
Закусочная, яичница, скучно, почта, нечто, ничто, подсвечник, сливочный, игрушечный, нарочно, конечно, горчичник, Ильинична, Никитична, прачечная, горчичница, двоечник, порядочный, ни за что.Задание 5. Расставьте ударения в приведенных словах, выписав отдельно те, которые имеют различную семантику в зависимости от постановки ударения. Подтвердите разницу значения с помощью предложений.
Атлас, документ, алфавит, договор, квартал, лавровый, маркировать, дозировать, начать, трусить.
Задание 6. Какие слова получатся, если звонкие согласные заменить на соответствующие им глухие и наоборот: обрызгать, круп, толк? Приведите два-три подобных примера.
Задание 7. Составьте слова из следующих звуков [а, д', т, э, л'], [ш, а, л', п, у, к], [п, р, п, и, г, о].
сделайте их орфографическую запись.
А из всех букв этих слов составьте другие слова и выполните их фонетический разбор.
Сравните звуковой состав новых слов со звуковым составом слов, из букв которых они были образованы.
Отметьте случаи несовпадения.
А) Расставьте ударение в следующих словах.
Средства, углубить, шарфы, щекотно, дочиста, намерение, обеспечение, жалюзи, тефтели.
Б) Укажите слово, ударение в котором возможно только на одном слоге:
замок, статуя, орган, квартал.
2) Составьте слова из следующих звуков и запишите их.
[а] [к] [й'] [ы] [з]
[о] [б] [з] [р]
[л'] [э] [п] [т']
[л] [о] [ш] [к]
[о] [ы] [к] [ж] [й]
Задание 8. Напишите каждое слово в именительном падеже множественного числа.
Инженер, бухгалтер, кондитер, редактор, конструктор, кондуктор, шофер, ректор, лектор, инспектор, профессор.Задание 9. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
Иногда на ш…(с,сс)е у пирами…ки щебня над которым пусты(н,нн)о и нежно гудел телеграфный столб облупивш…йся сизыми струпь…ми он ост…навл…вался и оп…раясь на велос…пед гл…дел через поля на одну их тех лесных опуш…к что бывает только в России д…лекую ч…рную. На ней золотой запад был пересеч…н одним только л…ловатым обл…ком из(под) которого ве…ром расходились лучи.
(По В. Набокову)
Выпишите все случаи:
- на произношение звонких согласных как глухих;
- на непроизносимую согласную в корне;
- на чередование гласных в корне.
Задание 10. Разделите слова на 3 группы:
с ударением на первом слоге,
с ударением на втором слоге,
с ударением на третьем слоге.
Угольщик, браковщик, чистильщик, бунтовщик, обувщик, горлица, гусеница, дьяволица, карлица, кислица, перекупщик, страховщик, танцовщица, роженица, ядрица, часовщик, баловница.Задание 11. Распределите приведенные примеры по двум группам в соответствии с приемами звуковой организации речи (ассонанс – повторение гласных, аллитерация – повторение согласных).
АССОНАНС АЛЛИТЕРАЦИЯ
- У Ч…рного моря ч…нара стоит молодая…
- Быстро л…чу я по рельсам чугу (нн)ымДумаю думу свою…
- Вечер. Взморье. Вздохи ветра
Вел…чавый возглас волн.
- Задр…мали звезда з…л…тыеЗадр…жало зерк…ло затона…
- М…розом вып…тые лужи
Хрустят и хрупки как хрусталь.
Задание 12.Затранскрибируйте текст: транскрипцию располагайте, продолжая строку текста (см. 1 строфу)
Ребята, надо верить в чудеса! [ ….]Когда-нибудь весенним утром раннимНад океаном алые взметнутся парусаИ скрипка пропоет над океаном...____________
Не три глаза, ведь это же не сон
И алый парус, правда, гордо реетВ той бухте, где отважный Грей
нашел свою Ассоль, в той бухте,
где АссольДождалась Грея____________С друзьями легче море переплыть,
И есть морскую соль,Что нам досталась,А без друзей на свете было б очень
трудно жить,И серым станет даже алый парус!____________Узнаешь зло.. Без этого нельзя,
Ведь люди не всегда бывают правы...Но зла вы никому не причиняйте никогда,И пусть не станет серым алый парус...____________
Когда-то, где-то счастье ты найдешь.. Узнаешь Грея. И Ассолью станешь,В свою мечту ты веришь, и ее ты не предашь...Гори, гори под солнцем АЛЫЙ ПАРУС!____________
Кол-во верных ответов ______________________________________
Кол-во неверных ответов_____________________________________
Оценка преподавателя_________________________________________
Часть IV
Тема «Лексика». Лексические ошибки и их исправление. Стилистический анализ текста.
Изучите внимательно контент сайта «Русский язык» http://russkiy155.blogspot.ru/p/blog-page_22.html266319016510000 и выполните задания:
Задание 1. Подберите синонимы к словам.
Бежать Расплывчатый Важный Ругать Впечатление Убедительный Свидетель Секретный Гуманный Описывать Задание 2. Подберите антонимы к словам.
Счастье Безделье Подъем Здоровый Дружба Стареет Доброта Мягкий Сердечность Нежный Работать Сладкий Полезный Шум Ветер Задание 3. Составьте словосочетания с приведенными паронимами.
Болотистый – болотный, абонент – абонемент, войти-взойти, глубинный – глубокий, сытый – сытный, дипломник – дипломант, одевать – надевать, явный – явственный. Задание 4. Составьте словосочетания со словами-синонимами, приведенными ниже, и словами, данными в скобках.
Единый, один (миг, момент), долгий, продолжительный, длительный, долговременный (путь, сборы, период, воздействие, кредит), истинный, настоящий, подлинный (друг, человек, документ), старый, старинный, древний (друг, обычай, язык, книга, режим, предание, дуб, времена, квартира).Задание 5. Найдите ошибки в предложениях, связанных с немотивированным использованием слов.
Силясь побороть слабость, она шла вперед. Скромность взяла вверх, и он не вошел в комнату, а сошел вниз по ступенькам. Молодой человек вошел в комнату, где сидел старый человек. Отсутствует наличие стульев. Скрытые в земле ископаемые еще не открыты. Он открыто признался в том, что было скрыто до нас. Бездействие может привести к аварии, так же как и неправильное действие.
Задание 6. Укажите «книжные слова», исправьте, если это необходимо, предложения.
1. Параллельно со сбором семян нужно было завершить и окучивание картофеля. 2. Мастера урожаев обмениваются думами о том, как поднять урожайность полей. 3. Завершает вторую очистку семян бригадир Иванов, ему также помогает супруга Екатерина Ивановна. 4. В. А. Орехов зарекомендовал себя квалифицированным специалистом, скромным, беззаветным работником (из характеристики). 5. К сведению подписчиков и получателей газет и журналов! Сообщите нам о каждом случае недоставки подписных изданий в установленные сроки!
Задание 7. Укажите случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики, просторечных слов и жаргонизмов. Исправьте предложения.
Автор лучшего на выставке снимка – заядлый охотник, он рассказал мне уйму охотничьих историй. В портфелях творческого объединения «Мосфильма» немало задумок, творческих заявок и уже сработанных сценариев. На собраниях не раз поднимался вопрос о моечной и раздатке. Среди тройников лучше пригнут Петров. Дело, конечно, не только в том, что свое хозяйство мы ведем по науке. Банковские платежи стали застревать до трех месяцев. Вы хотите раскрепостить общество или ловите кайф на сцене? По наблюдению автора настоящей работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна.
Задание 8. Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления заимствованных слов.
Нельзя к работе строителей подходить абстрактно, нивелировать оплату бригадам, работающим нередко в несопоставимых условиях. Приятое решение следует квалифицировать как несвоевременное. Для обоснования и корректирования проекта планировки пригородной зоны потребуется масштабная карта окрестностей города. Истинным стимулом деятельности каждого человека должно быть сознание долга и ответственности перед коллективом. Ровный ряд матовых плафонов тускло освещал зал. Новый сезон открывает ход перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы.
3) Замените словосочетания одним словом (наречием). Избегайте орфографических ошибок.
1. Перебивая друг друга.
2. С полным желанием.
3. Перегоняя друг друга.
4. Не часто, время от времени.
5. Не оставив никаких следов.
6. По пути, проходя мимо; между прочим.
7. Очень быстро, за короткое время.
8. На длительное время.
4) А) Замените выделенные в предложениях слова фразеологизмами.
До станции очень недалеко. Ребёнок совсем не слушается. Он мне очень дальний родственник. Куда ты бежишь так быстро? Клянусь, что всё будет хорошо. Б) Ответьте на шуточные вопросы (в ответе используйте фразеологизмы).
Может ли свет быть в жидком состоянии? Какого цвета бывает скука? Могут ли опыт и правда иметь неприятный вкус? 5) Измените предложения так, чтобы выделенные слова стали предлогами.
Впереди были спортсмены-лыжники. Штормовое море бушевало вокруг. Посредине стоит памятник поэту. Проснувшись, я вспомнил, что произошло накануне. 6) Одинаковы ли по составу выделенные слова? Обозначьте морфемный состав этих слов.
1. слепить глаза – слепить игрушку; 2. дали книгу – дали небесные; 3. попугаю друзей в шутку – попугаю принесли корм 7) Расставьте знаки препинания и укажите обращения (подчеркните).
1. Эй в гимнастёрке подойди сюда.
2. Прощай с глазами синими тебя я не виню.
3. Милая добрая старая нежная с думами грустными ты не дружись.
4. Ветер ты вольный раздуй паруса.
5. Дружная идёшь ты с нами осень.
8) Расставьте в данном предложении запятые шестью способами.
Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.
1
2
3
4
5
6
9) Найдите и исправьте ошибки в предложениях.
1. В спектакле впервые дебютировала молодая актриса.
2. Ты настоящий ведущий лидер нашей группы.
3. В нашей школе изучают два зарубежных языка.
4. Этот роман оказал неизгладимое впечатление на современников.
5. Мы подходим к перевалу, за которым высятся горы, которые привлекают нас своей красотой.
6. Затянувшее тучами небо повисло над просекой.
10) Выпишите названия славянских языков.
Армянский, цыганский, татарский, белорусский, немецкий, болгарский, молдавский, чешский, азербайджанский, башкирский, польский, французский, словенский, венгерский, литовский, сербскохорватский, украинский, македонский.11) Латинский элемент КОН- имеет два значения: 1) «с, вместе»; 2) «против».
Учитывая разные значения приставки, распределите слова на две группы.
Конвенция, конфликт, консерватор, конференция, конфедерация, конфронтация, конгресс.
«с, вместе» «против»
Русскому классику И.С. Тургеневу принадлежат слова: «Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Выразите своё мнение в сочинении-рассуждении.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кол-во верных ответов ______________________________________
Кол-во неверных ответов_____________________________________
Оценка преподавателя_________________________________________
8524875-40894000ЧАСТЬ V
Контрольная работа
Задание 1. Отметьте случаи неоправданного употребления устаревших слов.
Один из великих врачевателей древности дал определение типам темперамента. Полет на современных сверхзвуковых аэропланах требует от авиатора больших физических упражнений. Отделение милиции, куда поступило заявление от потерпевших, предложило учинить иск в адрес гардеробщиков. Означенные в акте недоделки будут устранены в месячный срок. Препровождаем при сем акт на списание сеялки.
Задание 2. Подберите подходящий по смыслу пароним и запишите в таблицу:
Национализм 1) воинственный 2) воинствующий Национализм Ужин 1) дружеский 2) дружественный Ужин Платье 1) эффектное 2) эффективное Платье Человек 1) фанатичный 2)фанатический Человек Характер 1) взрывной 2) взрывчатый Характер Муки 1) нестерпимые 2) нетерпимые Муки Почва 1) глинистая 2) глиняная Почва Задание 3. Укажите в тексте нарушение нормативного словоупотребления слов, переведите текст на общелитературный язык, соблюдая нейтральный стиль.
«Секрет»ный ужин в «Карусели»
С джазом в стране напряженка. Поэтому открывающийся сегодня в известном диско-клубе «Карусель» на Тверской джаз-клуб по всем параметрам тянет на «новость дня».Клуб «Карусель» энергично и заметно внедрился в ночной досуг Москвы и старается похвально разнообразить свою деятельность. К примеру, те из любителей музыки и близкого разглядывания звезд, кто по выходным занят непосильным трудом и служебными обязанностями, теперь вполне могут приобщиться к творчеству любимцев в будние, так сказать, ночи.
Завтра еще одна и, похоже, самая волнующая премьера «День звезды». Имеется в виду, что некая любимая пиплом супер-стар будет не только веселится на сцене, но и в форме непринужденного общения присоединится к культурному досугу граждан. А кому скажете, не охота «поболтать за жизнь» за рюмочкой чая? Неплохо себя здесь чувствует и Наталья В-кая, неоднократно выступавшая в традиционных по уик-эндам сборных программах, а теперь серьезно задумавшаяся о собственном сольнике в «День звезды».
Завтра вечером «День Звезды» будет открывать группа «Секрет», давно не радовавшая Москву своими песнями и юморными приколами. Похоже, что на «Секрет»ном ужине случатся и некоторые творческие откровения, о которых «ЗД» обязательно расскажет своим читателям
Кол-во верных ответов ______________________________________
Кол-во неверных ответов_____________________________________
Оценка преподавателя_________________________________________
Часть VI Лекция 4. Правила и принципы русской акцентологии.
Характер и свойства русского ударения.
Самостоятельная работа с Интернет-ресурсами: структурирование текста.
Прочитайте текст и выполните задания:
Составьте сжатый структурированный конспект лекции, предварительно изучив и законспектировав контенты указанных сайтов в своих рабочих тетрадях (продолжение РТ Лекций 2-3):
1.
http://maksvlad.narod.ru/cnt_comp/text_structure.html2.
http://shard-copywriting.ru/copywriting-basics/structureПодумайте, в какой структуре лучше всего будет отразить логику лекции, обоснуйте свой выбор;
Представьте содержание лекции в следующих вариантах:
Таблица, в режиме SmartArt, модульно-блочный, в каком-либо другом варианте;
Поясните преимущества представления сжатого содержания в каждом из вариантов оформления информации (конспекта лекции);
Подготовьте свой вариант содержания лекции с представлением иллюстрированного материала на каждый тематический модуль;
Подготовьте практикум-презентацию в виде экспресс-теста по предоставленному конспекту с применением ИКТ, в которых компетентны (которыми Вы владеете) – возрастной уровень аудитории определяете самостоятельно
ТЕКСТ ЛЕКЦИИ
Все без исключения языки в мире существуют как в устной, так и в письменной форме. При этом обе формы характеризуются определенными лексическими, грамматическими и стилистическими нормами (пунктуационные, орфоэпические и акцентологические нормы). Так, устная форма подчиняется орфоэпическим правилам, а письменная – еще и пунктуационным нормам. Орфоэпией называют учение о правилах произношения звуков и слов, а также о постановке ударения. Именно акцентологические нормы русского языка и являются предметом нашей темы. Не секрет ни для кого, что правильное литературное произношение является одним из самых главных показателей общего развития человека. Правильное и грамотное произношение по важности ничем не уступает правильному написанию. В наше время научиться разговаривать правильно можно благодаря наличию огромного количества литературы, не говоря уже об изучении главных правил в школе. Что же такое акцентологические нормы и зачем они нужны? Кто-то когда-то сказал: «Если отнять у слова ударение, слово исчезнет; если произнести слово с неправильным ударением, оно потеряет свой смысл». Ударением называется выделение определенного слога в составе слова. В русском языке ударный гласный звук выделяют интенсивностью, длительностью и движением тона. Среди главных особенностей ударения в русском языке: подвижность, что значит - ударение не фиксируется; наличие стилистически окрашенных и профессиональных типов произношения ряда слов;наличие нескольких акцентологических вариантов; - колебания при постановке ударения; ударение в собственных именах. Рассмотрим некоторые акцентологические нормы на более конкретных примерах. Существует ряд языков, в которых ударение фиксировано. В качестве примера можно привести французский язык, где ударение падает на последний слог. Русское ударение, в свою очередь, разноместное и может перемещаться в зависимости от грамматической формы слова (игра – игры). Из-за наличия такого перемещения могут возникать пары слов, где в одном из них ударение имеет нормативный характер, а в другом – разговорный. (например, кОмпас (норма) – компАс (разг), Искра(норма) – искрА(разг) и т.д.). Разное ударение также у слов, которые принадлежат разным речевым стилям (книжному, нейтральному). Так, нейтральное слово «девИца» противопоставляется народнопоэтическому «дЕвица». При этом важно помнить, что просторечные и профессиональные слова не являются нормативными, и акцентологические нормы литературного языка на них не распространяются. В русском языке также есть слова, которые называют акцентологическими вариантами. Они обладают двойным ударением, однако часто один из вариантов становится более предпочтительным.Например, пара «творОг» - «твОрог», где оба варианта правильны, но первый предпочтительнее.В некоторых словах русского языка имеют место колебания в постановке ударения. Среди таких слов: «джИнсовый – джинсОвый», «по вОлнам – по волнАм» и другие. Тем не менее, в большинстве существительных нормативным считается только один вариант (намЕрение, изЫск, столЯр, фенОмен и многие другие). Не стоит забывать о правильном произношении собственных имен. Это касается в большей мере общеизвестных имен, например, СальвадОр ДалИ, ПикассО, ПерУ. Существует также ряд имен, в которых ударение вариативно (НьЮтон – НьютОн). В некоторых словах иноязычного происхождения ударение зависит от происхождения слова. В глаголах, которые заканчиваются на –ировать, более продуктивным является вариант с ударным И. В словах, которые пришли в русский язык только в прошлом столетии, ударение в основном падает на последний слог. Для сравнения: блокИровать – маркировАть. Акцентологические нормы также определяют смену ударения в зависимости от смысла и грамматики. При помощи ударения различают омонимы. Таким образом, орфоэпия и акцентология играют огромную роль в русском языке и показывают грамотность человека, а также его профессию, среду обитания и многое другое. Смыслоразличительная функция ударения. Основная функция ударения заключается и обеспечении цельности и отдельности слова в результате выделения его просодического (от греч. prosōdikos – касающийся ударения) центра. Функция эта носит фонетический характер. Для ее обозначения используется термин кульминативная функция (выделение центра слова – определение «точки его наивысшего напряжения», кульминации).а счет разноместности и подвижности словесное ударение выполняет смыслоразличительную (сигнификативную) функцию. Эта функция носит фонологический характер. Различая словоформы одного слова, одной парадигмы, ударение оказывается морфологическим средством, например: рýки-руки′, нóги-ноги′, сóсны-сосны′, признáюсь-признаю′сь, прóсите-проси′те, хóдите-ходи′те.Различая словоформы разных слов, разных парадигм, ударение выступает как лексическое средство, например: мýка-мукá, зáмок-замóк, óрган-оргáн, хлóпок-хлопóк, áтлас-атлáс, пáрить-пари′ть, пи′ща-пищá. При этом могут различаться все словоформы данных парадигм (замок-замок) или только некоторые (пища-пища). Различая словоформы разных слов при их стилистическом различии, словесное ударение выполняет стилистическую функцию, используется как стилистическое средство, например: серебрó – стилистически нейтральное слово современного русского литературного языка, сéребро– стилистически окрашенный вариант, народно= поэтическое слово. Местом ударения могут различаться следующие варианты слов: общеупотребительный и профессиональный: кóмпас – компáс, шáсси – шасси′, добы′ча – дóбыча, и′скра – искрá; литературный и диалектный: свё′кла – свеклá, крапи′ва – крапивá, положи′ть – полóжить; стилистически нейтральный и разговорный: звони′шь – звóнишь, занятá – зáнята; стилистически нейтральный и просторечный: квартáл – квáртал, краси′вее – красивéе; стилистически нейтральный и народно поэтический: серебрó– сéребро, деви′ца – дéвица, шё′лковый – шелкóвый; современный и устаревший: мýзыка – музы′ка, слýжащий – служáщий, и′збранный – избрáнный, клáдбище – кладби′ще.В некоторых (немногочисленных) случаях различия в месте ударения не выполняют различительных функций: обýх – óбух, творóг – твóрог, инáче – и′наче, баржá – бáржа, пóлно – полнó. Вариантное ударение объясняется отсутствием в некоторых случаях единой нормы, взаимодействием литературного языка с диалектами, освоением иноязычных слов.Литературный русский язык имеет тенденцию вытеснения дублетности, избавления от нее. Дублетный вариант или перестает употребляться, или становится просторечным, диалектным.При сохранении в литературном языке двух вариантов появляется лексическая, морфологическая или стилистическая дифференциация.Например, лексическая дифференциация: хáос – стихия, существовавшая до возникновения мира, хáóс – беспорядок; пáхнуть – издавать запах, пахнýть – повеять чем-то. Морфологическая диффренциация: мáло – наречие, малó – краткое прилагательное среднего рода единственного числа. Стилистическая дифференциация: серебрó – сéребро, чéстный – честнóй, слýжащий – служáщий.Ударение может быть единственным и не единственным различителем словоформ (руки′ – рýки, áтлас – атлáс), но, даже если ударение не единственный различитель словоформ (атлас – атлас), это основной различитель, так как различие в гласных обусловлено различием в месте ударения.Ударение может выполнять также экспрессивную функцию, повышая выразительность речи, особо подчеркивая какое-либо слово: Рáз, два, три! Рáз, два, три! Функции русского словесного ударения Кульминативная функция Фонетическое объединение слова, выделение его просодического центра Дéти читáют Смыслоразличительная (сигнификативная) функция Фонологическое средство: 1. В лексике различает словоформы разных слов. 2. В морфологии различает словоформы одного слова.1. Мýка – мукá 2. Рукú – рýки Стилистическая функция Средство стилистической дифференциации слов Серебрó – сéребро Экспрессивная функция Средство повышения выразительности речи Рáз, два, три! Различение вариантов слов за счет места ударения Профессиональный вариант компáс, искрá Диалектный вариантсвеклá, крапивá Разговорный вариантзвóнишь, нанятá Общеупотребительный, литературный, современный, стилистически нейтральный вариант кóмпас, и′скра, свё′кла, крапи′ва, звони′шь, занятá, квартáл, краси′вее, серебрó, мýзыка, слýжащий Просторечный вариант квáртал, красивéе Народно-поэтический вариант сéребро, шелкóвый Устаревший вариантмузы′ка, служáщийАндрейченко Л.Н. Русский язык. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография. - М., 2003 г.
Понятие лексические нормы, ее отражение в словарях Нормы, общие для устной и письменной речи, касаются языкового содержания и построения текстов. Лексические нормы, или нормы словоупотребления, - это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках.Соблюдение лексических норм - важнейшее условие точности речи и ее правильности. Их нарушение приводит к лексическим ошибкам разного типа (примеры ошибок из сочинений абитуриентов); неправильный выбор слова из ряда единиц, в том числе смешение паронимов, неточный выбор синонима, неправильный выбор единицы семантического поля (костяной тип мышления, проанализировать жизнедеятельность писателей, николаевская агрессия, Россия переживала в те годы много казусов во внутренней и внешней политике); нарушение норм лексической сочетаемости (стадо зайцев, под гнетом гуманности, тайный занавес, закоренелые устои, прошел все стадии развития человека); противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными коннотациями слова (Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошел по ней, оставляя несмываемые следы; Он внес непосильный вклад в развитие России); употребление анахронизмов (Ломоносов поступил в институт, Раскольников учился в вузе); смешение лингвокультурологических реалий (Ломоносов жил за сотни миль от столицы); неверное употребление фразеологических оборотов (Молодость била из него ключом; Надо вывести его на свежую воду). Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические. Грамматические нормы описаны в "Русской грамматике" (М., 1980, т. 1-2), подготовленной Академией наук, в учебниках русского языка и грамматических справочниках. Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов. Словообразовательной ошибкой является употребление несуществующих производных слов вместо существующих производных слов с других аффиксом, например: описывание характера, продажничество, беспросвет, произведения писателя отличаются глубизной и правдивостью. Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Типичным нарушением морфологических норм является употребление слова в несуществующей или несоответствующей контексту словоизменительной форме (проанализированный образ, царящиеся порядки, победа над фашизмами, назвал Плюшкина прорехом). Иногда можно услышать такие словосочетания: железнодорожная рельса, импортная шампунь, заказной бандероль, лакированный туфель. В этих словосочетаниях допущена морфологическая ошибка - неправильно оформлен род имен существительных. Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц - словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием. Нарушение синтаксических норм имеется в следующих примерах: читая ее, возникает вопрос; Поэме характерен синтез лирического и эпического начал; Выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым. Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и - шире - с целью и условиями общения.Немотивированное употребление в тексте слов другой стилистической окраски вызывает стилистические ошибки. Стилистические нормы зафиксированы в толковых словарях в качестве специальных помет, комментируются в учебниках по стилистике русского языка и культуре речи. Стилистические ошибки состоят в нарушении стилистических норм, включении в текст единиц, не соответствующих стилю и жанру текста. Наиболее типичными стилистическими ошибками являются: стилистическая неуместность (зацикливается, царский беспредел, пофигист, любовный конфликт обрисован во всей красе - в тексте сочинения, в деловом документе, в аналитической статье);употребление громоздких, неудачных метафор (Пушкин и Лермонтов - два луча света в темном царстве; Этим цветам - посланникам природы - неведомо, что за буйное сердце бьется в груди под каменными плитами; Имел ли он право отрезать эту ниточку жизни, которую не сам подвесил?);лексическая недостаточность (Меня до глубины волнует этот вопрос);лексическая избыточность (Он их будит, чтобы они проснулись; Надо обратиться к периоду их жизни, то есть тому периоду времени, когда они жили; Пушкин - поэт с большой буквы этого слова);двусмысленность (Во время того, как Обломов спал, многие готовились к его пробуждению; Единственное развлечение Обломова - Захар; Есенин, сохраняя традиции, но как-то не так любит прекрасный женский пол; Все действия и отношения между Ольгой и Обломовым были неполными).Нормы орфографии - это правила обозначения слов на письме. Они включают правила обозначения звуков буквами, правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических сокращений.Нормы пунктуации определяют употребление знаков препинания.Средства пунктуации имеют следующие функции: отграничение в письменном тексте одной синтаксической структуры (или ее элемента) от другой; фиксация в тексте левой и правой границ синтаксической структуры или ее элемента; объединение в тексте нескольких синтаксических структур в одно целое. Нормы орфографии и пунктуации закреплены в "Правилах русской орфографии и пунктуации" (М., 1956), единственном наиболее полном и официально утвержденном своде правил правописания. На основе указанных правил составлены различные справочники по орфографии и пунктуации, наиболее авторитетными среди которых считается "Справочник по орфографии и пунктуации" Д.Э. Розенталя, неоднократно переиздававшийся, в отличие от самого официального свода правил, изданного дважды - в 1956 и 1962 гг.Орфоэпические нормы включают нормы произношения, ударения и интонации. Соблюдение орфоэпических норм является важной частью культуры речи, т.к. их нарушение создает у слушателей неприятное впечатление о речи и самом говорящем, отвлекает от восприятия содержания речи. Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений. Интонационные нормы описаны в "Русской грамматике" (М., 1980) и учебниках русского языка.
ОТВЕТ-ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Общий итог (выполнение всех частей рабочей тетради):
Кол-во верных ответов ______________________________________
Кол-во неверных ответов_____________________________________
Оценка преподавателя_______________________________________
Дата проверки______________________________________________