Коспект урока Речевой этикет делового общения. Официально-деловой стиль. Деловое письмо
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Речевой этикет делового общения. Официально-деловой стиль. Деловое письмо
ФИО Самойлова Светлана Юрьевна
Место работы ГБОУ СОШ с. Подстепки Ставропольского района Самарской области
Должность Учитель русского языка и литературы
Предмет Русский язык
Класс одиннадцатый
Тема и номер урока в теме Официально –деловой стиль
№7
Базовый учебник Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авторы – составители: А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченкова М.: Просвещение. 2010г.
Цель урока: углубление и повторение сведений об официально-деловом стиле, развитие речевых компетенций в деловом общении
Задачи:
- формирование умения соблюдать последовательно логический характер изложения содержания, строить высказывание, составлять некоторые разновидности делового письма: доверенность и деловую характеристику
- умение совершенствовать деловое общение в соответствии с правилами делового этикета;
- развивать навык редактирования текста;
- воспитывать культуру поведения и речевую культуру в условиях делового общения.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (закрепление)
Форма урока: практика
Требования к уровню подготовки учащихся:
знать стили русского языка, отличительные особенности официально-делового стиля речи;
уметь соблюдать последовательно логический характер изложения содержания,
строить высказывание, оформлять частные деловые бумаги (автобиографию, резюме, деловое письмо, анкету, характеристику);
самостоятельно анализировать частные деловые бумаги;
редактировать тексты;
воспитывать в себе культуру поведения и речевую культуру в условиях делового общения.
Необходимое техническое оборудование:
- компьютер;
- монитор;
- презентация;
-памятки для заполнения документов;
-индивидуальные задания (печатные листы)
№п/п Описание технологии Этап урока
1 Групповая технология Отработка практических навыков
2 ИКТ технология Презентация
3 Здоровьесбегающая технология Физминутка для глаз
Методика 1. Методика повторения полученных знаний об ОДС Повторение ранее изученного2. Методика развития речи Составление документов: объяснительная;
заявление;
доверенность;
характеристика;
автобиография;
резюме;
апелляция
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока ИКТ Деятельность учителя
Деятельность ученика
1 2 3 4 5
1 Организационный момент
Эмоциональный настрой 2 Актуализация знаний
Презентация
Слайд 1: эпиграф
Шарль Балли, французский лингвист женевской школы говорил: «Язык официальный резко отличается от общеупотребительной речи, он владеет совокупностью речевых фактов, служащих для того, чтобы в точных и безличных формулах выражать обстоятельства, которые накладывает на человека жизнь в обществе, начиная с нотариальных актов и кончая статьями Конституции».
Мотивация к деятельности.
Вопрос. Как вы понимаете эти слова? Формулируют ответ на поставленный вопрос
3
4 Повторение ранее изученного о ОДС речи
Целеполагание Стили речи. Официально – деловой стиль
Слайд 2: основные черты ОДС (Демонстрация на экране – пролистывание)
Вопрос. Итак, официально-деловой стиль. Что это за стиль?
Вопрос:
Каковы же его основные черты?
Вопрос:
Рассмотрим каждую из этих особенностей подробнее.
- Как вы понимаете «точность изложения, не допускающая каких-либо разночтений»?
Вопрос:
- А зачем нам знать особенности этого стиля? Будут ли эти знания иметь практическое применение?
- С какими типами официально-деловых бумаг мы сталкиваемся в жизни?
- Сегодня мы займемся составлением этих документов:
объяснительная;
заявление;
доверенность;
характеристика;
автобиография;
резюме;
апелляция
Ответ. Это та разновидность современного русского литературного языка, которая функционирует в сфере правовых отношений, служебных, производственных
Современный официально-деловой стиль относится к числу книжных стилей и функционирует в основном в форме письменной речи. Устная форма официально-деловой речи — выступления на торжественных заседаниях, приемах, доклады государственных и общественных деятелей и т. д.
Ответ:
а) точность изложения, не допускающая каких-либо разночтений;
б) неличный характер;
в) стандартизованность, стереотипность построения текста;
г) долженствующе-предписывающий характер (императивность)
Ответ:
Учащиеся раскрывают каждую черту стиля, называя примеры
Ответ:
(справка, заявление, автобиография, характеристика, апелляция, доверенность, резюме…)
Изучают памятки заполнения перечисленных документов
5 Отработка практических навыков:
1-ый этап- коллективный
2-ой этап – индивидуально-групповой
Физминутка для глаз
3-ий этап - задание с применением и добыванием знаний в новой ситуации
4-ый этап – проверка выполненных заданий Слайд 3:
«Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств». (статья 2)
Слайд 4:
Порфирий долго не арестовывал Раскольникова, потому что не было у него юридических оснований для ареста
Семья Раскольникова не имела должного материального обеспечения Под натиском Катерины Ивановны Соня приобретает «желтый билет».
Слайд 5: Доверенность
Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату.
Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит.
Слайд 6: Товарищу Макару Нагульнову в ячейку комунистической гремяченской партии.
Заявление
Я, Кондрат Христофоров Майданников, прошу принять меня в колхоз с моей супругой и детьми, и имуществом, и со всей живностью.
Прошу допустить меня до новой жизни, так как я с ней вполне согласный.
К.Майданников.
Вопрос:
Отметить на примере из "Конвенции о правах ребенка" признаки официально-делового стиля
Вопрос: Редактирование предложений, содержащих канцеляризмы.
- Говоря об определенных официально-деловых штампах, следует остерегаться засорения языка так называемыми канцеляризмами. Канцеляризмы – это слова и выражения официально-деловой речи, употребленные за ее пределами. Перед вами предложения, «засорённые» канцеляризмами. Ваша задача – перевести предложения на «человеческий» язык.
Вопрос:
Прочитайте доверенность, написанную К. И. Чуковским в юмористическом ключе. На чем основан юмористический эффект? Напишите доверенность в официально-деловом стиле.
Вопрос:
Прочитайте заявление, написанное Кондратом Майданниковым при вступлении в колхоз (из книги М. А. Шолохова "Поднятая целина"). Определите, все ли в нем написано по форме. Подумайте, приемлема ли такая форма заявления. Где должно быть указано, от кого оно? Надо ли повторять эту же информацию в начале заявления? Какие элементы официально- делового стиля встречаются в данном отрывке? Какую деловую бумагу можно было бы составить на основании имеющихся в тексте данных? Напишите текст этой бумаги, отредактировав её.
Задание: написать, используя памятки характеристику, автобиографию, резюме
Ответ:
Выделяют и называют черты ОДС речи
Ответ:
- причина;
- была бедной;
- разрешение на работу
Класс делится на группы:
1 группа составляет доверенность друг другу на получение стипендии
2 группа получает идивидуальные задания:
1 уч-ся исправляет заявление «Майданникова»;
1 уч-ся пишет заявление на имя директора школы с просьбой отпустить его на соревнования;
Остальные учащиеся исправляют ошибки заявлений по карточкам;
3 группа исправляет и составляет объяснительные1 группа: характеристику на одноклассника;
2 группа: автобиографию;
3 группа: резюме
Читают получившиеся документы, исправляют ошибки
6 Рефлексия Заполнить таблицу:
- Вот и подошёл к концу наш разговор об официально – деловом стиле речи.
- Пригодятся ли вам в ближайшее время навыки заполнения официально-деловых документов?
- Каких и где?
- На цветной табличке отметьте напротив каждого вида документов «+» тот вид, который вы уверенно можете заполнить или написать:
Фамилия И._________________________
1. заявление 2. доверенность 3. автобиография 4. объяснительная 5. апелляция 6. резюме Уч-ся заполняют таблицу
7 Домашнее задание Слайд 7:
А) -для закрепления полученных знаний предлагаю дома выполнить упр. 468, 469 (учебник А.И.Власенкова);
Б) - используя сайт: http://velikayakultura.ru/ деловая беседа: правила стратегия и композиция ведения, познакомьтесь с правилами ведения деловой беседы, придумайте инсценируйте деловую беседу на тему : «Коммерческое предложение».