Интегрированный урок (русский язык + риторика + экономическая география) по теме Деловой этикет и рыночные отношения
Интегрированный урок (русский язык + риторика + экономическая география) по теме "Деловой этикет и рыночные отношения"
Задачи: раскрыть некоторые экономические понятия; формировать определенные установки грамотного речевого поведения при деловом общении (т.е. социально-речевая подготовка к жизни вне школьных стен).
Оборудование, наглядность: выставки книг, пособий по деловому этикету и плакаты, слайды.
Ход урока
Бизнес, бизнес, бизнес это слово мы слышим везде и всюду, произносим его с радостью и тревогой. Бизнес стал частью нашей жизни. Вы, ребята, в скором будущем выходите в самостоятельную жизнь, сами будете участниками потребительского рынка, хотите того или нет.
Именно поэтому и проходит урок в форме заседания бизнес-клуба, главными участниками которого являются деловые люди 9-ых классов. Для наиболее полного решения поставленных задач заседание ведут учитель русского языка и литературы и учитель экономической географии.
Учитель русского языка: Через несколько месяцев вы заканчиваете 9 классов. Возможно, вы станете учащимися средних специальных заведений, училищ, а, может, пойдете работать. Задачи нашего урока: помочь вам подготовиться к жизни вне школьных стен, расширить ваши знания о нормах и правилах речевого поведения в различных жизненных ситуациях, т.е. мы будем говорить о деловом общении или деловом этикете. Потому что, где бы вы ни учились, ни работали – везде будите находиться среди людей, с которыми вам нужно общаться.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова французского писателя Сент-Экзюпери: “Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения.” (Плакат на доске или через слайд.)
Учитель географии: Слово “бизнес” было произнесено несколько раз, а что оно значит? Ваше мнение, ребята? (Ответы учащихся.)
Бизнес – среда переливания капитала или проще – делать деньги. В нашей стране сформирован потребительский рынок, раскроем понятие “рынок”. (Ответы учащихся по экономической географии, один ученик рассказывает о слове “рынок” по различным словарям.)
Рынок, в широком смысле, – любая добровольная встреча покупателя и продавца. Учащиеся рассказывают о словах “покупатель и продавец” по различным словарям.
Учитель русского языка: (Перед сообщениями обращает внимание класса на вопросы, по которым идет беседа.)
Вопросы к сообщению “Покупатель и продавец”.
Какая цель у продавца?
Какая цель покупателя?
Кто является главным действующим лицом на потребительском рынке?
Какое общение должно складываться между продавцом и покупателем?
Культурное обслуживание покупателя является обязанностью продавца, но и собственная вежливость покупателя помогает расположить к себе продавца.
Каждый из нас пользуется такими прекрасными “волшебными словами” русского речи, как здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините. Но в чем их волшебная сила? Почему они так необходимы? (Ответы учащихся.)
Конечно, есть немало других этикетных средств, т.е. слов, оборотов речи, которые произносятся, подчиняясь этике – принятым правилам поведения. Только все ли умеют у нас это делать? Обратимся к понятиям этика и этикет. (Слайды и сообщения учащихся.)
Задание: Прослушайте сообщение и скажите:
– Что такое этика и этикет?– Какую функцию выполняет этикет?– Какие отношения передаются с помощью этикетных знаков? – Какие есть две формы этикета?
У нас речь идет о деловом этикете или служебном (групповая работа по карточкам, каждая группа готовит по два вопроса).
Служебная этика и служебный этикет.
Как связаны понятия “служебная этика” и “служебный этикет” с понятиями “этика” и “этикет”?
Что Вы узнали о “стилях” общения в разных коллективах?
Охарактеризуйте стиль общения в вашем классе, школе.
Одинаково ли Вы ведете себя со сверстниками и учителями, дирекцией школы? В чем заключается разница?
Что Вы знаете о нормах и правилах поведения в школе?
Прочитайте текст. Выделите основную мысль.
Каждому человеку приходиться работать с разными людьми: одни ему симпатичны, другие нет. Служебный этикет требует приветливого и предупредительного отношения ко всем коллегам по работе, независимо от симпатий и антипатий. Общей нормой служебного этикета является и требование заботиться о хорошем настроении своих коллег, не портить его различными мелочами, совмещать свои привычки с привычками других.
Деловое общение в стереотипных ситуациях имеет определенные этикетные характеристики. Это и формулы приветствия, прощания, извинения, этикет телефонных разговоров и тд. (на слайдах показаны этикетные характеристики).
Дается (по группам) задания: используя этикетные формулы ответьте:
Согласием на просьбы; – необходимо принести медицинскую справку о состоянии здоровья; – статья должна быть написана ко вторнику.
Отказом на следующие просьбы, предложения: – останьтесь после занятий, мне необходимо с Вами поговорить;– Вы можете уделить мне 15 минут?
Учитель географии: Регулятором рынка является спрос и предложение.
– Что такое спрос и предложение? (ответы учащихся.)
Раз мы с Вами являемся потребителями, то надо уметь защищать свои права, а следовательно, надо знать законы. (сообщения учащихся о статьях законов РФ “О защите прав потребителей”.
Учитель русского языка: Защита потребительских прав и деловая этика.
Сейчас мы с вами посмотрим сценку “В универсаме”.
Задание перед сценкой.
– Представьте себя в роли покупателя и продавца. Какие речевые клише мы должны употреблять в магазине? (Оответы учащихся.)– Посмотрите сценку и скажите, какие правила делового общения нарушены? (Применяя знания “О законе о правах потребителей”; вербальные и невербальные средства.)
Сценка “В универсаме”.
Перед нами ситуация: до закрытия в универсаме осталось несколько минут. В магазине находятся последние покупатели. Два продавца – Аня и Таня. Девушки за прилавком громко переговаривались, точно, кроме них, никого не было во всем магазине.
В это время зашел молодой человек с портфелем. Он что-то шептал, растерянно уставив близорукие глаза в квадратики ценников. Наконец он набрался храбрости и что-то спросил у разговаривающих громко продавцов.
Покупатель: Скажите, пожалуйста, сколько стоит голландский сыр?
После небольшой паузы Татьяна повернула в сторону покупателя и бросила:
– Господи, ну что вы никак не уйдете? Под самое закрытие прутся!
– Еще 10 минут до закрытия, – попытался защититься молодой человек. – Я слышал, объявили.
Аня: Это когда объявили? 10 минут, как вы тут топчитесь.
И тут Татьяна повысила голос:
– Ну, чего надо-то?
(Анализ сценки, ответы учащихся.)
– Если окажетесь в такой ситуации, то как себя поведете?
Подведем итог нашего занятия.
– Чему мы сегодня учились? Что из нашего урока Вам, ребята, пригодится в жизни?
Я снова хочу обраться к словам Сент-Экзюпери: “Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения”.
– Как вы их поняли? (Философская по содержанию и поэтическая по форме здесь заключена мысль об исключительной роли общения в жизни человека.)
В наш бурный информационно-технологический век, к великому сожалению, мы все чаще замечаем, как сужаются возможности для непосредственного контакта между людьми, а их неформальное человеческое общение часто все более отодвигается на второй план.
В условиях роста стоимости мира вещей обесценивается обычное человеческое общение. В повседневной спешке и постоянном марафоне за деловым успехом мы часто забываем остановиться, не замечаем в своем коллеге по работе, учебе просто человека, наделенного человеческими достоинствами и недостатками. То есть теми же личностными качествами, которыми обладаем и мы.
Поэтому следует постоянно помнить, что каждый человек – это личность, а как каждая личность, он уникален и хоть в чем-то, но превосходит тебя. Поэтому общаясь – не подавляй, обучая – учись, отдавая – вбирай, впитывай в себя все то лучшее, что есть у того, с кем ты общаешься.
Спасибо за участие в работе нашего урока.
Заголовок 115