: Текст официально-делового стиля. Производные предлоги в официально-деловом стиле. Канцеляризмы. Заявление. Объявление. 7 класс



Русский язык 7 класс
08.02.2017
Тема урока: Текст официально-делового стиля. Производные предлоги в официально-деловом стиле. Канцеляризмы. Заявление. Объявление.
Цели урока:
Освоить особенности официально-делового стиля речи.
Научить заполнять справки, писать заявления и объяснительные записки.
Объяснить, что умение составлять деловые бумаги необходимо грамотному человеку в современном мире.
Раздаточные материалы (тексты для анализа, теоретический материал, бланк оценки эффективности урока). Интерактивная доска, презентация.

Ход урока
Психологический настрой.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Эпиграф «Деловое письмо должно убедить и победить»

Введение в тему урока. Учитель читает справку:

Справка.
Дана Золотарёвой Анастасии в том, что она действительно является ученицей 7 класса, Станционной средней школы.

Директор школы Г. С. Балбаева

Слово учителя:
Я начала урок с того, что прочитала справку. И сделала я это неслучайно. Приходилось ли вам получать и предъявлять справку? А сумеете ли вы её написать? Вот этому и многому другому мы будем учиться сегодня на уроке
Итак, тема сегодняшнего урока – «Текст официально-делового стиля. Производные предлоги в официально-деловом стиле. Канцеляризмы. Заявление. Объявление» Записываем число и тему урока в рабочих тетрадях.
Восьмое февраля. На казахском и английском языках.
Вы все разделены на четыре группы, давайте вспомним правила поведения в группе. (учащиеся зачитывают)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Словарно-орфографическая разминка. (слайд 2)

Я ст..ю и вслух сл..гаю строч(?)ки –
Как чеканит осень п..т..ч(?)ки,
Как брус(?)ника спелая на коч(?)ке
Открывает нежные зр..ч(?)ки.
А вверху, за сонными л..сами,
Д..л..ко от вянущей земли,
Обл..ка плывут под парусами,
Словно в син..м море к..р..бли.

Проверка по слайду 3, по критерям, которые на столах, выставляют себе оценки в таблицы.



IV.Новый материал.
Как вы думаете, можно ли отнести справку, которую я читала в начале урока, к одному из перечисленных нами стилей?(справка у всех на столах) Правильно, это официально-деловой cтиль.
Из истории возникновения. (Сообщение Максимовой Ирины.)
Зарождение официально-делового стиля связано с оформлением договоров между Киевской Русью и Византией (10 век). Важнейшим памятником литературы той эпохи, написанным в официально-деловом стиле, является сбор законов древнерусского государства «Русская правда».
«Канцелярский язык – это первая попытка человека овладеть языковой стихией» (Винокур).
В Московской Руси 15-16 века было два параллельных книжных языка: церковно-славянский и деловой язык приказов – учреждений, которые управляли определённой отраслью, территорией. В течение 15-16 вв. Московская Русь пользовалась двумя этими языками в зависимости от жанра речи.
К концу 17 – началу 18 века приказный язык становится общим языком письменности Московской Руси. Из него и сформировался современный русский язык. Слайд 4
Слово стиль происходит от греческого стилос палочка. В древности и в средние века писали стержнем из металла, кости, дерева. Один конец стержня был заострённым, им писали (на сырых глиняных плитках, на вощеных дощечках, на берёсте); другой в виде лопаточки, им, повернув стержень “стиль”, “стирали” неудачно написанное. Чем чаще поворачивали стиль, чем чаще стирали неудачно написанное, т. е. чем требовательнее был автор к своему сочинению, тем лучше, совершеннее оно получалось. Отсюда выражение “Часто перевёртывай стиль” (Горации), т. е. исправляй, “отделывай сочинение” (Н. Кошанский).

V.Работа с теоретическим материалом. Работа в группах.
У вас на столах информация, которую вы в течение 10 минут должны обработать и представить. Но прежде, чем вы начнете, распределите роли в группах. (спикер, секретарь, таймменеджер, наблюдатели )
Выступление групп и оценивание по критериям каждой группы. 1 группа оценивает 2, 2 гр. 3, 3 гр. 4, 4 гр. 1.

Физминутка.
VI. Закрепление материала.
«Деловое письмо должно убедить и победить», – так говорит автор пособия по деловой переписке. Очень важно уметь правильно составлять деловые документы.

Зная, что нужно написать соответствующую просьбу, учитель пришла к директору с такой бумагой. 
Дорогая Галия Сериковна! Намаялась я на работе, устала до смерти. Пора в отпуск, хоть отдохну немного. Дайте, пожалуйста, отпуск на два месяца, ведь положено по закону. Отдохну и снова за работу с новыми силами.  Ваша Людмила Викторовна. Прочитала эту бумагу Галия Сериковна и подумала: «Действительно, пора в отпуск коллеге»  Что же странного в этом документе и можно ли его таким назвать?  (Здесь используются такие слова, какие уместны только в непринужденной устной беседе) Как называется такой стиль речи? (Разговорный) 
А еще какие стили речи существую в русском языке?
Парная работа. Выполнить задание индивидуально и друг у друга проверить, поставить оценку в оценочный лист. Оценивать по тем же критериям.
- А теперь попробуйте исправить данное заявление в соответствии с нормами официально- делового стиля.  Проверка задания.
Директору Станционной средней школы Балбаевой Г. С. Башировой Л. В.
заявление.  Прошу Вас предоставить мне очередной трудовой отпуск за
2016- 2017 учебный год с 1 июня. 
08.02. 2017 г. Балбаева Г. С.


VII. Индивидуальная работа.
Тест по новой теме. Оценивает каждый себя индивидуально по критериям. Ставят оценку в оценочный лист.

VIII. Рефлексия.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

У вас на столах стикеры, приклейте свой стикер на ту картинку, которая соответствует вам.

IX. Домашнее задание. Написать объявление на любую тему.

Урок окончен, всем спасибо.

















Приложение.


Официально-деловой стиль
Основная цель использования этого функционального стиля – точная передача деловой информации.
Используется в различных документах (справках, расписках, указах, приказах, объявлениях). Содержание делового письма часто повторяется из-за повторяемости производственных ситуаций.
Особенности: полное наименование государств, государственных органов, учреждений, предприятий; точное обозначение дат, количеств, величин, размеров; употребление слов только в прямом их значении. Широко используются имена существительные, образованные от глаголов (спасение – спасать, выезд – выезжать) Характерно использование канцеляризмов – слов или выражений официально-деловой речи (ввиду сложившихся обстоятельств, прошу считать). Возвратные конструкции (прием производится). Тяготеет к письменной форме.

Канцеляризмы - слова и речевые обороты, которые в литературном языке имитируют официально-деловой стиль. Также это целые конструкции официально-делового стиля. Сюда входят все виды документов, заявлений, справок, актов, постановлений, доверенностей, которые пишутся, опираясь на общепринятые нормы.
КАНЦЕЛЯРИЗМЫ – слова, применяемые в официально-деловой речи и неуместные в других речевых стилях. Они снижают качество литературной речи, влекут за собой появление речевых штампов, «слов-паразитов».Лишают речь необходимой простоты, живости. Придают ей «казенный»характер. 
Примеры фраз-канцеляризмов:
просмотреть входящую - исходящую корреспонденцию
довожу до вашего сведения
оказать содействие
взыскать имущественный ущерб
отстранить работника от занимаемой должности
предложить сотрудничество на взаимовыгодных условиях
оказать техническую помощь в разработке плана-реконструкции




заявление
Высказывание, сообщение, обычно решительное по тону.
Заявление правительства. Сделать заявление. Выступить с заявлением.
КАК ПИСАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ?
Этот вид документов состоит из следующих реквизитов:
наименование адресата;  2) наименование адресанта (заявителя);  3) наименование документа;  4) формулировка просьбы (жалобы, предложения) с краткой, но исчерпывающей аргументацией (если нужно);  5) дата;  6) подпись.
Заявление
Прошу принять меня на должность...
08.02.2017
(Подпись)



Объявление  устный или письменный текст, в котором кратко и четко сообщается, что, где, когда происходит. Объявление содержит точную, конкретную информацию и строится по определенной схеме.


В воскресенье, 20 января, в школе открывается выставка рисунков на тему "Планете нужен мир! "Открытие выставки состоится в 12 часов в актовом зале школы. Приглашаются все желающие. Участники кружка "Юный художник"



Тест
1. Какая из характеристик не соответствует официально-деловому стилю  А) широкое употребление производных предлогов ( в соответствии, в целях, согласно)
В) стандартные лексические средства
С) сообщение ( проинструктировать)
Д) общение ( поговорить)
Е) прямой порядок слов 
2. Какая характеристика соответствует официально-деловому стилю  А) обиходная, сниженная, эмоциональная лексика
В) терминология и абстрактная лексика
С) стандартизированная лексика
Д) общественно-политическая лексика и фразеология
Е) богатство лексики, образность  3. Укажите стиль текста:  В соответствии с заключенным договором организация обязуется выполнить в указанные сроки все работы по благоустройству пришкольной территории.  А) художественный
С) официально-деловой  В) научный
Д) разговорный
Е) публицистический  4. Укажите жанр официально-делового стиля:  В понедельник, 10.11, в актовом зале состоится литературный вечер, посвященный творчеству А.С.Пушкина. Начало в 19 часов. Литературный клуб.  А) заявление
В) объявление
С) расписка
Д) характеристика
Е) договор 
5. Официально-деловой стиль используется при написании
А) газетных и журнальных статей на политические темы
В) деклараций, конвенций
С) студенческих курсовых работ
Д) рассказов, новелл, повестей, романов
Е) лирических произведений  6. Определите стиль текста: Прошу пересмотреть мою оценку по русскому языку в связи с тем, что я не согласен с засчитанными мне ошибками на 2 и 3 страницах изложения.  А) научный
В) официально-деловой
С) художественный
Д) разговорный
Е) публицистический 

Лист оценивания

Ф. И.
Словарно-орфографическая разминка
Парная работа
Индивидуальная работа
Итоговая оценка









Критерии для оценивания работы в группе

№ группы
Правильность изложения материала
Логика изложения материала
Культура изложения материала
Участие каждого
Поведение в группе, умение сотрудничать
Регламент













Критерии для групповой работы

Правильность изложения материала – 0-5 баллов
Логика изложения материала – 0-3 балла
Культура изложения материала – 0-4 баллов
Участие каждого – 0-4 баллов
Поведение в группе, умение сотрудничать – 0-3 балла
Регламент – 0-3 балла

Критерии для парной и индивидуальной работы

Нет ошибок – 5 баллов
1 ошибка – 4 балла
2 ошибки – 3 балла
Больше 2-х – 2 балла

4ђ Заголовок 115