Финансовый менеджмент. Конспект лекции. Финансовый контроль в системе планирования

Финансовый контроль в системе планирования

Функции контроля тесно связаны с распределением созданного продукта и формированием фондов денежных средств.
Контрольная функция это контроль рублем в процессе денежных отношений.
Главное назначение контроля состоит в том, чтобы способствовать наиболее рациональному использованию денежных средств с целью повышения эффективности производства товаров, оказываемых услуг.
Финансовый контроль должен действовать на всех стадиях кругооборота средств: финансирования, кредитования, взаимоотношения с бюджетом, при выполнении договоров поставок, при расчетах прибыли, рентабельности и т.д.
Особенность контроля рублем заключается в том, что он происходит непрерывно в процессе поступления и расходования средств, а также дополняется специальными проверками и обследованиями.
Объект контрольной функции финансовые показатели деятельности предприятия, организации. Снижение показателей фондоотдачи, ликвидности, рентабельности свидетельствуют о неблагосостоянии предприятия.
Финансовый контроль производится особыми органами. Он имеет следующие виды:
1) общегосударственный;
2) ведомственный;
3) внутрихозяйственный;
4) общественный;
5) независимый (аудиторский).

На рис. 7.1 представлена классификация видов, форм и методов финансового контроля.
13 EMBED PBrush 1415
Нет ни одной экономически развитой страны, которая не имеет государственных контрольных органов в финансовой сфере. К общим выработанным мировой практикой принципам финансового контроля относятся: законность, объективность, независимость, гласность.
В современной России необходимость усиления контроля государства в финансовой сфере определяется недостаточным уровнем финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины, многочисленными факторами не целевого использования средств федерального бюджета.
Институт финансового контроля представляет собой часть общей структуры контрольных органов государства и выступает как важнейший составной элемент финансового механизма, сущность которого отражена в его задачах и функциях. В число задач финансового контроля входят: обеспечение правильности составления и исполнения бюджета, соблюдение налогового и бюджетного законодательства; улучшение бюджетной и налоговой дисциплины; контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов.
К функциям финансового контроля относится контроль:
1) за расходованием средств федерального бюджета;
2) за использованием государственной и муниципальной собственности;
3) за проведением приватизации;
4) за предоставлением льгот по налогообложению.
Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов, происходящее как в фондовой, так и не в фондовой формах. Поскольку финансы обслуживают все общественное производство, они и выступают универсальным орудием со стороны государства за рациональным распределением совокупного общественного продукта. Контрольная функция действует не изолированно, а в единстве с распределительной.
Поскольку «сигналы», посылаемые контрольной функцией финансов, получают свое выражение через количественные параметры соответствующих финансовых показателей, объектом контроля являются последние. Контроль рублем это контроль реального денежного оборота: при финансировании и кредитовании; осуществлении безналичных расчетов; уплате налогов, заработной платы и т.д.
Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления: Федеральное Собрание РФ и его две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Федеральное Собрание РФ образует Счетную палату. Счетная палата осуществляет контроль за своевременным и полным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и иных финансово-кредитных учреждений РФ.
Задача контроля за поступлением, целевым и экономическим использованием государственных средств возложена на органы Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Главные задачи Казначейства организация за исполнением бюджета и контроль за ним.
Казначейство занимается также сбором, обра
·боткой и анализом информации о состоянии государственных финансов, предоставляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти отчетность о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы.
Современный этап развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышения роли государства в системе управления экономикой.
В настоящее время можно назвать следующие недостатки существующей системы финансового контроля:
1) возможность использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов не по целевому назначению;
2) разобщенность действий контрольных органов, отсутствие единого плана контрольных мероприятий;
3) отсутствие теоретически проработанной концепции общегосударственного финансового контроля.
Различаются такие формы финансового контроля, как предварительная, текущая, последующая.
Предварительный контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов, смет, создания фондов денежных средств, инвестиций программ и т.д. Его цель предупредить нарушения законов, поставить заслоны неэффективному использованию, снизить риски при финансовых операциях.
Текущий контроль проводится в процессе текущей финансово-хозяйственной деятельности при открытии кредитов, организации расчетов, использовании кассовых операций, начислении налоговых платежей.
Последующий контроль проводится после завершения отчетного периода (квартала, года). Его цель проверка выполнения заложенной эффективности, целесообразности, правильности оформления и т.д.
По методике контроля различают проверки, обследования, анализ и ревизии.
Проверки касаются достаточно специфичных и конкретных вопросов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Чаще всего это связывается с расчетами и выплатой заработной платы персоналу, обоснованием и размерами премиальных выплат, проверкой расчета и уплаты отдельных налогов, правильностью выплаты командировочных расходов и др.
Обследования охватывают более широкие сферы деятельности фирмы или учреждения. Например, обследуются: материалы по обоснованности штатного расписания, списочному и явочному составу сотрудников; состояния учета и контроля за выплатой по фонду социального страхования; своевременность и точность выплат страховых сумм по пенсионному страхованию.
Анализ экономических показателей осуществляется на всех этапах финансового контроля. Именно аналитические данные позволяют судить о доходах и расходах предприятия, отрасли, территории. Методика анализа бюджетных подразделений во многом зависит от стоящих перед ним задач и определяется его предметом и содержанием.
Важнейшие требования, предъявляемые к анализу финансовых показателей при проведении контрольно-аналитической работы на любом уровне бюджетной системы страны, это комплексность, действенность, оперативность, конкретность. Анализ, основанный на изучении широкого круга показателей, позволяет выявить факторы, оказывающие влияние на эффективность управления финансовыми ресурсами, как по конкретному объекту контроля, так и в целом по субъектам РФ. На рис. 7.2 представлены результаты финансового анализа деятельности предприятия.
13 EMBED PBrush 1415

Ревизии комплексные и обширные мероприятия, охватывающие всю финансово-хозяйственную деятельность за обширный период. Современная ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности роста дебиторской задолженности и эффективности, совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций.








13PAGE 15


13PAGE 14115