Рабочая программа Элективный курс «Официально-деловой стиль русского языка» .
МОБУ Талаканская СОШ №6 Амурской области Бурейского района
Протокол №
Рабочая программа
Элективный курс
Официально-деловой стиль русского языка .
Староновская О.В., учитель русского
языка и литературы
2013-2014
Пояснительная записка.
Процесс гуманитаризации современного образования обусловил повышенный интерес к проблеме становления языковой личности, характерными чертами которой являются: умение вести беседу, раскованность мыслей, логичность, сообразительность, гибкость мышления, красноречие, способность к генерации идей и т.д.; высокая коммуникативная культура.
Программа элективного курса «Официально – деловой стиль русского языка является составной частью программно-методического обеспечения, программа составлена на основе авторской программы Т. М..Новиковой.
Проанализировав данные психолого–педагогической диагностики предпрофильного обучения в школе, я пришла к выводу, чтобы повысить эффективность элективного , целесообразно его содержание, методическое обеспечение строить на основе применения техники конструирования .
Данная программа в условиях предпрофильного обучения предполагает:
приобретение школьниками практического опыта использования официально – делового стиля русского языка при планировании своей индивидуальной образовательной траектории. Для реализации программы предлагается использовать различные традиционные и инновационные методы и приемы работы над курсом, руководствуясь характером учебного материала и конкретными задачами его изучения.
При отборе дидактического материала необходимо руководствоваться принципом коммуникативной ценности. Используются различные по назначению и характеру учебных действий задания и упражнения: аналитические, конструктивного характера, коммуникативные. Важное место должна занимать работа со словарями и справочниками
В основе курса – лежит использование блочно – модульной системы и технологии проблемного обучения: сочетание традиционных (репродуктивных) и активных форм обучения (семинар с элементами дискуссии, проблемный диалог, решение проблемных задач и т.п.), а также самостоятельного освоения учащимися учебного материала (конспектирование, разработка и составление логических схем, алгоритмов словарей, работа в Интернет, составление резюме, самоанализа и т д.)
Программа рассчитана на 17 часов
Блочно - модульное обучение по теме выполняется в следующей последовательности:
Теоретическая часть программы ЭК
(с элементами проблемного диалога)
II. самостоятельная работа
учащихся - за пределами урока
III. консультации (за пределами занятий)
IV. Практическая часть программы ЭК
семинар – практикум
·
·
·
·
·V. Контроль
самоконтроль
Цели курса:
-Формирование умений владения культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования русского языка в сфере делового, профессионального общения
-Практическое использование официально-делового стиля в необходимых жизненных условиях, связанных с представлением себя как личности, реализацией себя в профессиональной деятельности
Задачи курса:
развивать умение ориентироваться в структуре текста, принадлежащего официально-деловому стилю, отличать его от текстов разных функциональных стилей;
выделять особенности текстов официально-делового стиля;
формировать умение составлять собственные тексты, отвечающие требованиям официально-делового стиля;
развить умение устной монологической речи;
сформировать знания об особенностях профессиональной деятельности (содержании, профессионально – важные качества, способы получения профобразования)
смоделировать профессиональную, жизненную ситуацию для использования знаний официально - делового стиля.
Методическое обеспечение программы.
Данный курс предполагает следующие формы работы:
анализ текстов официально-делового стиля;
составление собственных текстов;
ролевые и деловые игры;
защита мини-проектов;
периодическое повторение орфографии, пунктуации, синтаксиса русского языка;
работа в Интернет;
пополнение методической копилки школьника следующими алгоритмами: алгоритм рецензии, алгоритм эссе, алгоритм анализа текста, алгоритм организации проектно-исследовательской деятельности, алгоритм составления деловых бумаг.
Основная модель построения занятий: лекция, презентация, практические занятия, исследование, деловое моделирование, групповая работа.
Формы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков учащихся:
контрольные срезы,
тестирование,
защита мини-проекта,
зачёт,
собеседование,
ролевая игра.
Содержание программы.
I. Введение.
Вводное занятие. Презентация курса.
Тема: Назначение, цели и задачи курса. Анкетирование. «Что я хочу получить при изучении данного курса. Какие темы считаю наиболее важными для себя».
Тема: Различные функциональные стили и жанры русского литературного языка. Особенности официально-делового стиля.
Урок – лекция.
Составление конспекта лекции. Обучение быстрому письму.
Тест «Стили и жанры русского литературного языка»
II. Развитие монологической речи.
Знакомство. Рассказ о себе. Заполнение анкеты. Развитие монологической речи.
Умение заполнять анкетные данные.
Ролевая игра. Устройство на работу. Устный рассказ о себе.
Развитие монологической и диалогической речи. Умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, использование основных типов диалогических единств, достижение цели диалога в соответствии с ситуацией общения.
Повторение: диалог, монолог.
Разговор с родителями о решении устроиться на работу.
Умение выражать согласие и несогласие, аргументировать свою точку зрения во время беседы.
Ролевая игра. Преимущества науки, которой хочу заняться в будущем.
Умение аргументировать свою точку зрения во время беседы достигать цели диалога в соответствии с ситуацией общения.
Повторение: диалог и монолог в соответствии с официально-деловым общением.
Лекционно-практическое занятие «Правила этикета
А) при устройстве на работу
Б) при «трудном» разговоре с родителями
В) спорной беседы с родителями»
Составление конспекта лекции учителя, статьи из книги «Современный этикет» употребление основных формул речевого этикета.
Домашнее задание: мини-проект « Правила этикета при устройстве на работу»
III. Деловая переписка.
Правила оформления конверта и письма.
Развитие письменной речи уч-ся. Анализ текста официально-делового стиля.
Повторение: правила пунктуации при оформлении конверта, обращениях. Синтаксис простого и сложного предложения.
Правила оформления письма – запроса, письма – жалобы.
Правильное употребление официально-делового стиля.
Анализ текстов на заданную тему. Исследовательская деятельность при анализе текстов.
Рекламное письмо.
Умение аргументировать письменно свою точку зрения достигать цели в соответствии с ситуацией общения.
Развитие письменной речи уч-ся.
Интернет – переписка.
Знание особенностей ведения Интернет – переписки.
Анализ образцов Интернет – писем. Составление интернет – письма.
Повторение пунктуации, синтаксиса простого и сложного предложений.
Групповая работа: рецензирование различных видов деловой переписки (по выбору учащихся).
IV. Оформление официально-деловых бумаг.
Объявление, заявление, докладная и объяснительная записка, прошение.
Оформление официально-деловых бумаг. Анализ образцов. Составление собственных текстов.
Составление биографии и автобиографии.
Знание основных правил составления биографии и автобиографии. Анализ текстов этого вида.
Составление собственных текстов. Повторение Основных правил синтаксиса орфографии и пунктуации.
Составление и оформление резюме.
Знание основных правил и требований к составлению резюме. Знакомство с образцами резюме. Составление собственного резюме.
Составление и оформление портфолио учащегося.
Знакомство с основными разделами портфолио. Анализ образца портфолио.
Работа над собственным портфолио. Зачёт по теме.
Контрольно-итоговое занятие. Индивидуальный контроль по выбору учащихся:
а) зачёт.
б) защита проекта.
в) тест.
Анкета: «Какую тему из данного курса хочу продолжить в 10 классе».
V. Семинар – практикум», «Основы социализации личности и планирование карьеры») :
1. «Человек - Человек» (1ч.);
Прогнозируемый результат:
Освоив программу курса, учащиеся приобретут навыки ведения и оформления деловых бумаг, собеседования при устройстве на работу, которые они смогут активно использовать в жизни.
Программа данного курса формирует у учащихся коммуникативные способности в сфере делового и повседневного общения, умение грамотного отбора языкового материала. Овладение курсом позволит в будущем достичь профессионального и карьерного роста в любой сфере деятельности
Учащиеся пополнят свою методической копилки школьника следующими алгоритмами: алгоритм рецензии, алгоритм эссе, алгоритм анализа текста, алгоритм организации проектной деятельности, алгоритм составления деловых бумаг.
\
Учебно - тематический план.
№
Тема
Виды деятельности
Количество часов
Форма контроля
Дата
1
занятие. Презентация курса.
Лекция
1
Составление опорного конспекта
2
«Различные функциональные стили и жанры русского литературного языка. Особенности официально-делового стиля»
Лекционное занятие
1
Работа с текстами-образцами.
3
«Стили и жанры русского литературного языка
Тест
1
Моделирование текстов, словарь
4
Развитие монологической речи.
Знакомство. Рассказ о себе. Заполнение анкеты
Заполнение анкеты
1
Моделирование текстов
5
Устройство на работу. Рассказ о себе в данной ситуации – 1 час.
Ролевая игра
1
Составление алгоритма
6
Разговор с родителями о решении устроиться на работу
Ролевая игра
1
Преимущества науки, которой хочу заняться в будущем. – 1 час.
Ролевая игра
1
презентация
8
Лекционное и практическое занятие «Правила этикета»
А) при устройстве на работу
Б) при «трудном» разговоре с родителями
В) спорной беседе с одноклассниками»
1
Работа с текстами-образцами.
Мини-прект по теме
9
Деловая переписка. Правила оформления конверта и письма
семинар –
1
Моделирование текстов
10
Письмо – запрос
1
Моделирование текстов
11
Письмо – жалоба. Рекламное письмо
1
Моделирование текстов
12
Интернет – переписка
Групповая работа: рецензирование различных видов деловой переписки (по выбору учащихся
1
портфолио по теме, презентация
13
Оформление официально-деловых бумаг.
Объявление, заявление, докладная и объяснительная записка, прошение
1
Моделирование текстов,
презентация
14
Составление биографии и автобиографии
1
Моделирование текстов
15
Составление и оформление резюме
1
Моделирование текстов
16
Составление и оформление портфолио учащегося
1
Моделирование текстов
17
Профессиональная проба Основы социализации личности и планирование карьеры»
Семинар практикум
1
Итоговое тестирование
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику “Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы”. – М.: 2012.
2. Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы. – М./ 2010,
3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. Москва «Русский язык» 2000.
Литература для учащихся
М.Т., Костяева Т.А.. Русский язык. Справочные материалы. М.: 2006
Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. Готовимся к единому государственному экзамену. Русский язык. М.: Дрофа, 2005
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Рольф, 2010
Красных В.И. Толковый словарь паронимов русского языка: 1100 паронимических рядов: Более 2600 паронимов. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003
Смирнова Л.Г. Культура русской речи. М: «Русское слово», 2004.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. М.: 2004
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика русского языка. М.: 2003
Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты. ЕГЭ-2013. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Легион, 2013
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.: 2005
УТВЕРЖДАЮ ____________
Директор МОБУ Талаканской СОШ № 6 А В Елецкая
«31»сентября 2013 г.
Протокол №
Осуществление обратной связи с каждым учеником
Анализ урока
с позиции ученика. Определение уровня притязаний школьника.
Мониторинг
уровня сформированности
модельных качеств
личности коммуникативно – языковой культуры
Воспроизведение знаний. Коммуникативно – речевая практика.
Профессиональные пробы.
Понимание знания.
Представление продукта ( доклад, реферат, сообщение, портфолио по теме, презентация, словарь и т.д.)
Проверка и оценка, знаний, умений и навыков.
Введение нового материала за счет работы в библиотеке, сети Интернет.
Оказание помощи
в поиске решения учебной проблемы
(выдвижение и проверка гипотез)
Промежуточный контроль.
Получение новых знаний.
Осознание противоречия.
Постановка
учебной проблемы
Р
РАССМОТРЕНА и рекомендована кафедрой гуманитарных дисциплин «_30_» сентября 13год
Протокол №
15