План урока русского языка по теме: Официально-деловой стиль. 1 урок (6 класс)

Дата: 14.05.12
Класс: 6 «Б»

План урока русского языка в 6-м классе по теме:
"Официально-деловой стиль.

Цель урока: познакомить с особенностями официально-делового стиля речи; совершенствовать умение определять стиль.

Обучающие задачи:
Совершенствовать умение определить стиль на основе речевой ситуации.
Уметь распознавать небольшие тексты делового стиля (заявление, справка, объяснительная, расписка, доверенность).
Развивающие задачи:
Развивать связную речь учащихся путем требования полных связных ответов.
Развивать критическое мышление учащихся
Умение работать в парах, в группе

Воспитывающие задачи:
Воспитывать внимание к средствам языка через работу с текстом

Тип урока: объяснение нового материала
План урока

Организационный момент
2 мин

Подготовка к уроку
3 мин

Повторение изученного материала
6 мин

Работа с новым материалом
9 мин

Первичное закрепление
9 мин

Бодрячок
1 мин

Вторичное закрепление
8 мин

Рефлексия
2 мин

Домашнее задание
2 мин

Взаимооценка
3 мин

Оборудование: флип-чарты, слайд-шоу, тексты документов официально-делового стиля, необычный домик, карточки


Ход урока.

Организационный момент.
Психологический настрой.
Подготовка к уроку:
Деление класса на группы по названию фруктов. (яблоко, банан, груша, апельсин, ананас, манго). В каждой группе есть руководитель (эксперт), который распределяет обязанности в группе. Работа каждого ученика оценивается баллами, которые они получают за правильно выполненные задания и за активное участие в группе. Инструкция для руководителя:
Распределение обязанностей. Выбрать: двух теоретиков, секретаря, докладчика и оформителя. (в течение урока можете менять обязанности).
Критерии оценивания работы в группе:
№ группы





критерии













Сотрудничество в группе (распределение и выполнение обязанностей)






Поведение (не мешать работе других групп, не отвлекаться от выполнения задания, не кричать)






Умение слушать презентации других групп, задавать вопросы, делать дополнения






Общий балл






Высший балл «5»
Средний балл «4»
Низкий балл «3»







- Ребята, сегодня на уроке вы будете работать в группах. Для начала давайте определим Правила работы в группе. Вот перечень Правил, ознакомьтесь с ними. И по этим правилам мы будем работать и оценивать ваши знания.
Озвучивание темы урока.
- Ребята, определите цель нашего урока? чем мы сегодня будем с вами заниматься? Какие понятия будем изучать?

Цель нашего урока – познакомиться с особенностями официально-делового стиля речи, совершенствовать умение определять стиль на основе речевой ситуации.

- Откроем тетради, запишем число, тему урока: «Официально-деловой стиль». Давайте, мы с вами сначала определим, что такое стиль? Запишите это понятие в тетради и дайте определение. (обсуждение в парах, в группах).
- Какие существуют стили речи? Обсудите в группах и составьте концепт –карту. (составление концепт – карты на флип - чартах).
По мере того, как учащиеся отвечают, учитель открывает графы таблицы «Стили речи». Стратегия «Звезда - пожелание»
3. Работа с новым материалом.
- Сегодня мы будем говорить о стиле, который получил название официально-деловой.
- Ребята, давайте подумаем, что такое официально – деловой стиль и где используется данное понятие. (варианты ответов)
Слово “деловой” означает “относящийся к делу, связанный с делом, работой, службой, предприятием, учреждением”.
Официально-деловой стиль используется в официальной переписке граждан с учреждениями, а также учреждений друг с другом, для составления государственных документов (указов, законов, уставов) и деловых бумаг (заявлений, справок, протоколов, автобиографий и т.д.).
Познакомимся с основными чертами официально-делового стиля речи:
качественный объем
отсутствие эмоции
официальность
точность
шаблонность.
Давайте разберем каждое понятие:
- что такое качественный объем?
- что такое официальность?
- что такое точность?
- что значит отсутствие эмоции?
- что такое шаблонность?
1. Официально-деловой стиль: качественный объем
Текст официально-делового стиля должен быть максимально сжатым: все четко, конкретно, по существу. Лишних деталей быть не должно. Это обязательное требование, и этому есть даже логическое объяснение. Представьте, что Вы работаете в службе поддержки Яндекса. К Вам каждый день приходят горы писем. Разумеется, в Ваших же интересах, чтобы эти письма были как можно короче и как можно четче обрисовывали суть проблемы.
Пример официально-делового стиля №1
Неверно: А потом озлобленный Иванов как разгонется, да как с размаху зарядит битой по машине Сидорова, проклиная его, на чем свет стоит.
Верно: Иванов ударил машину Сидорова битой.
Официально-деловой стиль: эмоциональность
Официально-деловой стиль должен быть лишен эмоций. Даже если Вы пишете гневную жалобу на своего заклятого врага, Ваши тексты не должны иметь никакой эмоциональной окраски. Четкость, точность и хладнокровие. Неважно, кто составляет текст – дипломат или плотник, профессор или дворник – в официально-деловом стиле индивидуальность не должна проявляться.
Пример официально-делового стиля №2
Неверно: А потом этот подлец, этот мерзавец, этот негодяй недобитый Сидоров написал на моем заборе такое, ой Такое написал он красной краской, что вам и не снилось, а потом убежал, представляете?!
Верно: Сидоров, используя красную краску, написал на моем заборе ряд нецензурных слов и скрылся.
Официально-деловой стиль: лексика
Лексика официально-делового стиля часто содержит отглагольные существительные, сложные союзы и устойчивые словосочетания:
На основании
В соответствии с
Исходя из
За счет
По той причине что
В силу

И так далее. Кроме того, официально-деловой стиль предполагает использование аббревиатур и терминов, характерных для той сферы, в которой он употребляется, без раскрытия их значений.
Стоит также отметить, что деловому стилю свойственно употребление местоимений первого лица, что, например, недопустимо в научном стиле.
Пример официально-делового стиля №3
Исходя из письменного заявления Сидорова П.П., принимая во внимание его активную трудовую деятельность, а также в соответствии с п.п. 10.3 и 11.5 КД ОАО «СидоровКомпани», приказываю оказать материальную поддержку проекту интеграции технологии «Стелс» в систему «Паук» Сидорова П.П. в размере 1000 (одной тысячи) базовых величин.
- Ребята, какие документы относятся к официально – деловому стилю речи? Обсудите в группе и представьте в виде таблицы или схемы. (защита схемы)
4. Первичное закрепление.
Упражнение для наблюдения.
Работа по карточкам.
Задание: Прочитайте слова, какие из них преимущественно употребляются в официально-деловом стиле? Что они обозначают?
Удостоверять, взимать, лес, утро, нижеизложенный, красота, протокол, расследование, луг, инструкция, дирекция, травушка, резолюция, стихотворение, уведомление, учебник, аннулировать, солнце, конфискация, заявление, луна, доверенность.
(Взаимопроверка) правильные ответы появляются на экране.
0 ошибок – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3.
- Молодцы!! Для дальнейшего выполнения задании нам нужно взбодриться.
Повторяйте за мной!
Бодрячок. «У жирафа»
- Для того, чтобы определить характерные черты делового стиля выполним упражнение для наблюдения.
Задание: прочитайте текст, укажите, в какой речевой ситуации он может быть использован. Определите стиль речи.
Как сохранить цветы, купленные за неделю до праздника?
Стебли цветов подрезают наискось острым ножом и ставят цветы на два часа в воду комнатной температуры. Затем заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника. Через несколько дней проверяют букет. Если цветы слегка увяли, снова подрезают стебли на 1-2 сантиметра и опять держать в воде часа два. После этого цветы снова кладут в холодильник.
Ученики читают текст, определяют речевую ситуацию (1- много, о/о, сообщение + воздействие, инструкция); стиль речи – деловой. (обсуждение в группах).
- Каким же будет высказывание в деловом стиле?
(официальным, точным, бесстрастным (лишенным эмоций)).
- Хорошо, теперь прочитаем теоретический материал и посмотрим, насколько мы близки к верному ответу (чтение теоретической части учебника). Работа с учебником.
- Ребята, сейчас вы познакомитесь с некоторыми документами официально – делового стиля
(раздаются тексты (примеры) заявления, справки, объяснительной, расписки, доверенности)
- Прочитайте внимательно и обсудите в паре, потом в группах.
- Что вы заметили для себя?
- Что такое заявление?
- Что такое справка?
- Что такое объяснительное?
- Что такое расписка?
- Что такое доверенность?
Задание
Расскажи о жильцах таких необычных домиков. Посели каждый нужный документ в соответствующий этаж.















·






5. Вторичное закрепление.
Игра «Вопрос - ответ»
- Я раздала каждой группе карточки, содержащей вопрос и ответ. Один представитель из группы читает вопрос, остальные участники других групп обсуждают и та группа, имеющий подходящий ответ на этот вопрос, встает и зачитывает свой ответ, а затем задает вопрос по своей карточке.

Вопросы:
что такое официально – деловой стиль?
Какими признаками обладает официально – деловой стиль?
Какие языковые формулы, выражающие мотивы создания документа используются в официально – деловом стиле?
Какие существуют требования для составления официально – деловых документов?
Какие документы относятся к официально – деловым?
Ответы:
это стиль, который обслуживает правовую и административно-общественную сферы деятельности. Он используется при написании документов, деловых бумаг и писем в государственных учреждениях, суде, а также в разных видах делового устного общения.
а) сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств; б) стандартное расположение материала, нередкая обязательность формы; в) широкое использование терминологии, номенклатурных наименований; г) повествовательный характер изложения, использование номинативных предложений с перечислением; д) тенденция к употреблению сложных предложений, отражающих логическое подчинение одних фактов другим; е) почти полное отсутствие эмоционально-экспрессивных речевых средств; ж) слабая индивидуализация стиля; з) частое употребление отглагольных существительных, отымённых предлогов (на основании, в отношении, в соответствии, в силу и т.п.), сложных союзов (вследствие того что, ввиду того что, в связи с тем что и т.п.), а также устойчивых словосочетаний, служащих для связи частей сложного предложения (на случай, если; на том основании, что и т.п.).
В подтверждение нашей договоренности ...
В соответствии с ранее достигнутой договоренностью (направляем, сообщаем) ...
В соответствии с письмом заказчика ...
В порядке оказания помощи прошу Вас ...
В ответ на Ваш запрос сообщаем ...
Ссылаясь на Ваш запрос от ...
Согласно постановлению правительства ...
На основании нашего телефонного разговора...
реквизиты (юридическая сила документа): наименование автора, адресата, подпись, дата, номер документа, гриф утверждения, печать.
Закон, устав, объяснительные, заявления, расписка, протокол, справка, доверенность, автобиография, деловое письмо.

Перечислите языковые признаки официально-делового стиля?
(лексические, морфологические, синтаксические).
Что такое справка? (документ, содержащий запрошенную информацию или подтверждение тех или иных фактов или событий)
Что такое заявление? (официальное составление гражданина в государственный орган, местного самоуправления, администрацию учреждения, к какому – нибудь должностному лицу. Это просьба о чем – то. )
Что такое доверенность? (документ, которое выдается в письменном виде одному лицу, для того, чтобы он мог представить его перед третьими лицами.)
Что такое расписка? (Документ с подписью, выдаваемый в удостоверение получения чего-нибудь, например, получении денег.)
- Молодцы!
Рефлексия.
По картинке дереву «Блоба»
Домашнее задание. Написать текст на любой из документов официально – делового стиля.
Взаимооценка












Учащийся
__________________
Возможные баллы
Полученные баллы



Я сам
Учитель

Выполнял все свои обязанности в группе вовремя и качественно
1 – 10



Работал в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании
1 – 10



Стимулировал других учащихся и помогал им в выполнении поставленного учебного задания
1 – 10



Внимательно слушал других
1 – 10



Предлагал аргументированные идеи
1 – 10



Вел обсуждение(вежливо возражал, добивался согласия по вопросам, вызвавшим споры)
1 – 10



Комментировал и дополнял информацией высказываниям других учеников в группе
1 – 10



Итого:













Я, Иванов Владимир Михайлович, заявляю о том, что 15 сентября 2008 года главврач больницы Сидоров Семен Семенович за лечение моего брата Иванова Михаила Михайловича поставил условие: передать ему деньги в сумме 25 тыс. рублей в срок до 20 сентября, В противном случае моему родственнику будет отказано в приеме в стационар. Передача денег должна состояться в служебном кабинете Сидорова. Перед этим я должен позвонить ему по телефону и договориться о времени встречи.
Я, Иванов Владимир Михайлович, предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ.
(дата) Иванов (подпись заявителя)


"Я, Кузнецов Сергей Николаевич, проживающий по адресу: г. Москва, ул. Горького, д. 5, стр. 3, кв. 57, паспорт ______________ , получил от Иванова Геннадия Сергеевича, проживающего по адресу: г. Москва, ул. Пушкина, д. 1, кв. 4, 100000 (сто тысяч) рублей. Сумма займа должна быть возвращена 10 апреля 2010 года (ИЛИ до 10 апреля 2010 года, ИЛИ в течении одного года с даты составления расписки).

09.08.2010 года, фамилия, имя и отчество Кузнецова прописью и его подпись".

Директору профессионально-технического
училища № 25, Иванову Ивану Ивановичу
Петренко Николая Сергеевича
что проживает по адресу;
г. Сватово, ул. Стасова 5


ЗАЯВЛЕНИЕ


Прошу принять меня для учебы в училище.
В 2008 году я закончил 9 классов средней школы № 8 города Сватово.
К заявлению добавляю:
1) свидетельство об образовании;
2) характеристику из школы;
3) автобиографию;
4) справку о состоянии здоровья (форма № 286);
5) три фотокарточки размером 3х4»
Дата Подпись

"Я, Кузнецов Сергей Николаевич, проживающий по адресу: г. Москва, ул. Горького, д. 5, стр. 3, кв. 57, паспорт ______________ , получил от Иванова Геннадия Сергеевича, проживающего по адресу: г. Москва, ул. Пушкина, д. 1, кв. 4, 100000 (сто тысяч) рублей.

10.08.2010 года, фамилия, имя и отчество Кузнецова прописью и его подпись".



Преподавателю вантузостроительного факультета
доценту Плангер В.Б.
от студента группы 3
Исправнопосещальникова С.Р.

Объяснительная записка

Я, Исправнопосещальников Сергей Ромуальдович был вынужден 01.06.2011 пропустить лекцию по культуре и философии вантузостроения в связи с болезнью моего хомячка и посещением ветеринарной клиники для его излечения. Справку из ветеринарной клиники прилагаю.

02.06.2011 Исправнопосещальников С.Р.

Доверенность
(на право получения денежных средств)
Город Москва, десятое августа две тысячи седьмого года.
Я,Петров Петр Петрович08 января 1953 года рождения, проживающий по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект д. 3/5. стр. 2 кв.77 паспорт гражданина РФ 46 09 532368, выдан ОВД района «Новокосино» города Москвы 22 мая 2005 года, код подразделения 774-049, настоящей доверенностью уполномочиваю гражданина РФИванова Ивана Ивановичапроживающего по адресу: г. Москва, Волгоградский проспект д. 3/5. стр. 2 кв.77 паспорт гражданина РФ 46 09 532368, выдан ОВД района «Новокосино» города Москвы 22 мая 2005 года, код подразделения 774-056, получить в кассе антикварного магазина № 7 г. Энска деньги в сумме 10 000 (десять тысяч) рублей, причитающиеся мне за реализованные вещи согласно квитанции № 65743 от 1 апреля 2001 года, выданной старшим товароведом антикварного магазина № 7 г. Энска.
Для указанного действия я уполномочиваю Иванова И.И. расписываться за меня и совершать все действия, связанные выполнением данного поручения.
Доверенность выдана без права передоверия и действительна в течение трех месяцев.
Петров Петр Петрович Подпись


Декану историкостроительного факультета
профессору Историновичу Э.С.
от студента группы 2
Абсентникова С.Р.
Объяснительная записка

Я, Абсентников Карэн Ринатович был вынужден 12.12.2011 пропустить семинар по истории абстрактного строительства в связи с тем, что взялся помогать пожилой женщине перейти дорогу. Во время этого пути она пожаловалась на то, что ей тяжело нести сумку и я донес ей сумку с продуктами до дома. Ходит она не быстро и в процессе этого успела рассказать, что у нее грязно, так как некому убраться. А самой, здоровье не позволяет. Я не смог бросить бабушку в беде и убрался в ее квартире. За это время старушка рассказала, что ей тяжело дойти до врача, а сердечко барахлит и есть нехорошие предчувствия. Мы пошли с ней вместе в поликлинику, где отсидев длинную очередь, посетили доктора. В связи с этими событиями я не смог присутствовать на лекциях и семинарах в этот день.

Записку от врача о том, что я сопровождал бабушку, прилагаю как свидетельство.
«___» _______________ 20__г. ____________________ /К.Р. Абсентников /



15