Конспект урока по развитию речи Официально- деловой стиль

Интегрированный урок( русский язык + литература + информатика) "Официально-деловой стиль" (6-й класс)
Цели урока:
познакомить учащихся с особенностями официально-делового стиля, сферой его применения, лексикой;
научить отличать нейтральную лексику от официально-деловой;
выработать навык составления отдельных документов официально-делового стиля.
Слово учителя.
Ребята, прежде чем я объявлю тему сегодняшнего урока, мне хотелось бы вам рассказать случай из моей жизни. Учебный год подходил к концу. Очень хотелось в отпуск. Зная, что нужно написать соответствующую просьбу, я пришла к директору с такой бумагой.

Дорогая Лариса Анатольевна!
Намаялась я на работе, устала до смерти. Пора в отпуск, хоть отдохну немного. Дайте, пожалуйста, отпуск на два месяца, ведь положено по закону. Отдохну и снова за работу с новыми силами.

Ваша Елена Николаевна.

Прочитала Лариса Анатольевна эту бумагу и подумала: «Действительно, пора в отпуск коллеге»
Что же странного в этом документе и можно ли его таким назвать?
(Здесь используются такие слова, какие уместны только в непринужденной устной беседе) Как называется такой стиль речи? (Разговорный)
А в подобной ситуации нужно пользоваться стилем официальных документов. Он называется – официально-деловой стиль. Вот и прозвучала тема нашего сегодняшнего урока. Официально-деловой стиль. Деловое сообщение содержит сведения практического характера, помогающие человеку в конкретных жизненных ситуациях: как найти потерявшуюся собаку (объявление), испечь пирог (кулинарный рецепт), воспользоваться пылесосом, стиральной машиной, соковыжималкой и другими бытовыми приборами (инструкция по их применению
Чтобы не потеряться в деловом мире, необходимо уметь составлять различные деловые бумаги, заявления, справки, объяснительные записки.
Первое задание, которое я хотела бы предложить вашему вниманию теоретическое.
Чтобы пользоваться деловым стилем, нужно знать, что он из себя представляет.
I.Задание: перед вами лежит сетка таблицы “Официально-деловой стиль” с незаполненными столбцами:
Цель
Сфера применения (использования)
Особенности стиля
Жанры
Лексика

 
 
 
 
 

А также опорные карточки с определённым содержанием:
В соответствии с постановлением,
принимая во внимание, следует завизировать, необходимо обратить внимание и т.д.
Устав, кодекс, закон, приказ, указ, доверенность, расписка, акт, объявление, инструкция, протокол, заявление
Переписка граждан с учреждениями, учреждений друг с другом, составление государственных документов и деловых бумаг
Информация
Логичность и краткость высказывания.
Предельная точность изложения, которая должна исключить разное толкование

Ваша задача заключается в том, чтобы определить, к какому из озаглавленных столбцов таблицы относится каждая опорная карточка, и прикрепить её к таблице. Выполнив правильно задание, вы сможете узнать об этом важном господине очень много нужного и интересного.
Ребята выполняют задание на листочках, один ученик на компьютере.
Проверка задания.
Цель
Сфера применения (использования)
Особенности стиля
Жанры
Лексика

Информация
Переписка граждан с учреждениями, учреждений друг с другом, составление государственных документов и деловых бумаг
Логичность и краткость высказывания.
Предельная точность изложения, которая должна исключить разное толкование
Устав, кодекс, закон, приказ, указ, доверенность, расписка, акт, объявление, инструкция, протокол, заявление
В соответствии с постановлением, принимая во внимание, следует завизировать, необходимо обратить внимание,
Прошу предоставить мне и т.д.


Главная черта официального документа – предельно стандартная форма. Если мы пишем заявление, то в правом верхнем углу нужно указать, кому оно адресовано, а чуть ниже -чье это заявление. Слово заявление пишут по середине, после чего кратко излагают суть заявления. Ниже ставят дату и подпись.

II задание. Помогите мне написать заявление об отпуске правильно. Слова возьмите из этой таблицы.

Прошу
Директору



Заявление.

очередной отпуск
МОУ Большечерниговкая СОШ№2 «ОЦ»


предоставить
мне
Бутенко Л.А.

28 мая2008г.(Дата)
(Подпись)




От преподавател
·я


Тузовой Е.Н.

c 1 июня




Проверка задания.
Директору МОУ Большечерниговкая
СОШ№2 «ОЦ» Бутенко Л.А.
От преподавателя Тузовой Е.Н.
Заявление.
Прошу предоставить мне очередной отпуск с 1 июня.
28 мая2008г.(Дата) (Подпись)
Ребята выполняют задание в тетрадях, один ученик на компьютере.
III задание.
На доске вы видите таблице, в первом столбике которой словосочетания официально-делового стиля. К ним необходимо подобрать нейтральные синонимы, используя информацию для справок.
Вопрос для повторения:
- Какие слова мы называем синонимами? Приведите пример.
(Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи. Например, метель – вьюга, буран, пурга, метелица; мокрый – влажный, сырой.)
Словосочетания: оказать помощь, одержать победу, совершить побег, подвергнуть осмотру, провести ремонт.
Информация для справок: победить, отремонтировать, помочь, осмотреть, сбежать.
Ребята выполняют задание на листочках, один ученик на компьютере.
Проверка задания.
Словосочетания официально-делового стиля
Нейтральные синонимы

Оказать помощь
Помочь

Одержать победу
Победить

Совершить побег
Сбежать

Подвергнуть осмотру
Осмотреть

Провести ремонт
Отремонтировать


IV.Физкультминутка.
Сегодня мы ее проведем в официально-деловом стиле. Каждый тренер должен точно инструктировать своих воспитанников, чтобы они правильно выполняли команды. На экране и у вас в учебнике те упражнения, которые вам нужно выполнить. Кто хочет быть инструктором по фитнесу?
Ученик произносит команды, ребята выполняют.


V.Творческое задание по группам. Выполняется на компьютере.
1.В рассказе Н Носова «Мишкина каша» герои так готовили это блюдо «Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:
-Сыпь побольше. Есть очень хочется!
Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху».
Если вы помните этот рассказ, каша у ребят так и не получилась. Помогите им, составьте рецепт каши.
2.В книге Э.Успенского Крокодил Гена очень хотел иметь друзей. Придумайте, какое бы объявление он мог поместить в газете знакомств.
3.Объяснительная записка Ивана-царевича о том, почему он взял в жены лягушку.
4. Повестка Кожемяке в войско князя Владимира («Сказание о Кожемяке»)
5.Заявление Стрекозы Муравью в басне И.А Крылова.
Ребята, выполняют задания на компьютере, сохраняют на дискетах, учитель печатает материалы. Ребята читают свои документы в качестве иллюстрации к компьютерной презентации.
Некоторые задания, выполненные ребятами, располагаются в приложении.
VI. Подведение итогов.
Наш урок завершается. То, с чем мы сегодня знакомились, лишь малая часть того, что скрывает за собой важный господин “Официально-деловой стиль”.
Вопросы для повторения:
Назовите основную цель официально-делового стиля.
Какова сфера применения данного стиля?
В чём особенности официально-делового стиля.
VII. Домашнее задание.§52 упр.441(у), 446 (п)
VIII. Оценивание работы учащихся на уроке.
Приложение.






Справка.
Дана Илье Муромцу о том, что он является богатырем Руси.
20 июня 567г. Князь Владимир
Подготовили Головин Максим, Бабич Дима



Инструкция по приготовлению каши.
Перебрать крупу.
Налить воду в кастрюлю и поставить закипать
После того, как вода закипит, посолить воду и засыпать крупу 1/3.
Варить крупу до выкипания воды, регулярно помешивая.
Когда вода выкипит, добавить сливочное масло и перемешать.
Положить кашу в тарелки.
Приятного аппетита!

Подготовили Жукова Ирина, Бабылина Христина


















13 EMBED PBrush 1415



Root Entry