Урок русского языка для 10 класса Стили речи.Официально-деловой стиль

ГУ «Боровская средняя школа им. А. Чутаева отдела образования акимата Мендыкаринского района Костанайской области»






Урок русского языка 10 класс
«Стили речи . Официально-деловой стиль».




Разработала и провела
учитель русского языка
и литературы
Гридасова О.В.





Тема "Стили речи" Официально – деловой стиль.
Цели урока:
1. Образовательные:
Организовать деятельность учащихся по повторению сведений о стилях речи.
актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
2. Развивающие:
сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки;
закрепить умение определять стиль речи.
3. Воспитательные:
воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
Оборудование: на доске схема - «Кластер», мультимедиапроектор, раздаточный материал (опорная схема), презентация [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].



Ход урока
Орг.момент.
2. Этап целеполагания
Учитель: Народная мудрость гласит: «Повторенье - мать ученья». Что нам даст повторение?
Ответ: Сможем возобновить в памяти изученный когда-то материал; кто что-то не знал - выучит; т. е.повторяя мы будем работать на свое будущее, т. к. знания, умение правильно и хорошо говорить - залог успешной карьеры, учебы.
3. Сегодня на уроке мы коснёмся темы , без которой в жизни обойтись просто невозможно.
Определите её.
Нужно ясно понимать, Что задача не простая. Мысль словами выражать - Суть стилистики такая. Диссертация, беседа, Речь, статья или роман? Заявление на соседа, Что устроил балаган. В языке во всём система. Не к чему же нам гадать, Чтоб не мучила делема, - Нужно стили речи знать!
Итак – это СТИЛИСТИКА. И более конкретно мы остановимся на стилях речи. У каждого стиля речи свои специфические особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты, которые необходимо уметь определять и учитывать при работе с каким-либо текстом.
4. Формулирование целей учащимися
Итак ,какие задачи стоят перед нами?
(Обращение к целям урока.)
Повторить сведения о стилях речи.
Актуализировать знания о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей.
Сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки;
Закрепить умение определять стиль речи.
Воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
И попробуем обратиться к одному из жанров официально-делового стиля – автобиографии.
5.Повторение изученного материала о стилях речи.
Просмотр презентации о стилях 1- 9 слайды.
Заполнение таблицы – схемы во время просмотра .

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В зависимости от цели общения выделяются две основные разновидности – разговорная речь и литературная речь
6. Вспомните , какие стили речи вы знаете?
Ученики: Разговорный, научный, художественный, официально – деловой, публицистический.
Учитель: Опираясь на известный вам материал о стилях речи, определите, к какому стилю речи относится текст стихотворения, спроецированного на экран.
Продолжение презентации.

7. Частичный стилистический анализ текстов разных стилей.
«Давай посплетничаем»:
Поделиться впечатленьем Если с другом захочу, То ему, без промедленья, По мобиле позвоню: «Ну, привет!..Я тут скучаю. Приходи-ка на чаёк! Поболтать с тобой мечтаю. Дивный нынче вечерок! Нет, не болен,- просто скука! Если хочешь, то хандра! Мне молчать - ох, это мука! Сплетен хватит до утра!»
Ученики (читают стихотворение и отвечают на вопрос учителя): Это текст разговорного стиля!
Учитель: Верно. А как вы определили, что это текст именно разговорного стиля? По каким признакам?
Ученики: Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность («Сплетен хватит до утра!» - это гипербола).
Учитель: Вы правильно охарактеризовали разговорный стиль речи. Стоит отметить, что в разговорном стиле речи мы можем использовать лексику разных стилей: художественного («Дивный нынче вечерок!» и слово «хандра»).
Работа с текстом 2 .Определить стиль и назвать его характерные особенности, сферу употребления:
«Я к вам пишу, чего же боле» (Пушкин)
«Ведь я - сочинитель» (Блок)!
«Ты знаешь, я томлюсь в неволе» (Ахматова)
«Твой мир – навек моя обитель» (Брюсов)
«Тоска по родине! Давно» (Цветаева)
«Кто без тоски внимал из нас» (Тютчев)?!
«На сердце раздумье легло» (А.К.Толстой)
«Панихидный справляя пляс» (Есенин).
«Но тот, о ком я пою в тишине» (Некрасов)
«Молчанье надежд и молчанье отчаянья» (Маяковский) –
«Ты значил всё в моей судьбе» (Пастернак)
«До свиданья, друг мой, до свиданья» (Есенин)
Ученики: Это текст художественного стиля, которым пользуются писатели и поэты при написании своих произведений для достижения определенной цели - воздействия на читателя. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику («томлюсь», «боле», «обитель», «внимал»), нейтральные слова. Главной особенностью этого стиля является широкое употребление тропов и фигур. Например, стих «На сердце раздумье легло» - это олицетворение, а строка «Твой мир – навек моя обитель» - это развёрнутая метафора. Этому стилю присуща также эмоциональность.
Обратимся к стихотворению № 3.
Попробуйте определить, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте:
Стиль логичный, объективный, В нём – прямое слов значенье. Применять нам эффективно В описании явленья.
Образности в стиле нет, Тропы – не в участии. В центре не один предмет, А общее понятие.
Можем мы всегда узнать Стиль сухой, немного скучный. «Термин!» - стоит лишь сказать, - Перед нами стиль -..
Ученики: Научный! Логичность, объективность, использование слов в прямом значении, отсутствие образности (тропов и фигур), неэмоциональность текста – это характерные черты научного стиля. Для описания общего понятия или явления используются термины.

Учитель: Ребята, в какой сфере употребляется данный стиль?
Ученики: В учебниках, словарях, научных работах и докладах.
Ребята, обратимся к газетной статье (текст № 6). Подумайте, какую задачу ставит автор статьи?
Господа судьи, господа присяжные заседатели! Вам предстоит произнести приговор. По делу, что вынесли на суд ваш кто? – Обыватели!, Назвав подсудимого категорично «вор!» Однако! Подсудимый, допустим, что виноват И заслуживает (допустим мы) наказания. Однако! Признаем, что как-то уж слабоват Набор улик и свидетельские показания! Нам задача судебной власти очень даже ясна: Справедливый суд ради блага людей! Преступивший чрез закон отвечает сполна! Пусть будет наказан злодей! Однако! Перед нами другой подсудимый, Перед нами имеющий претензию человек Считаться лицом развитым, что явно немнимо, Лицом, неспособным на кражу, затем на побег. Напряжённое внимание к судебному следствию, Пытливый взор, ум, совесть, умение Помогут достойно отнестись к данному бедствию, Оценить справедливо это недоразумение!
Ученики: Авторская задача состоит в том, чтобы убедить адресата в невиновности подсудимого, призвать к справедливому решению.
Учитель: Вы правильно заметили, что целью публицистического стиля является воздействие на читателя.
Учитель: Верно, ребята, этот стиль также используется в официальной обстановке, на митингах и на собраниях. Для публицистического стиля характерна общественно-политическая лексика.
Тексты какого стиля используются для создания документов, в деловом общении?
Ученики: Для делового общения используется официально-деловой стиль речи.
Ребята, перед вами текст № 7:
Документ в законную силу вступает. В установленном порядке оформлен кредит. Банк гарантию предоставляет. Приговор обжалованию не подлежит.
Учитель: Текст представляет собой перечень устойчивых, стандартизированных оборотов речи, которые употребляются в таких сферах, как: законодательная («Документ в законную силу вступает»), делопроизводства («Банк гарантию предоставляет»), административно-правовая («Приговор обжалованию не подлежит»).
Ребята, назовите основные черты официально-делового стиля.
Ученики: Краткость, точность, шаблонность, монотонность и сухость изложения.
8. Мотивация.
Когда я готовилась к нашему уроку, я думала о том, какие вы, мои ученики. Бесспорно, что в «я» каждого из вас, таком многоликом, интересном, в разные периоды жизни важным становится разное. Давайте представимся друг другу. Я – взрослый человек, учитель... А вы? Назовите хотя бы несколько ваших «я». (Я – молодой человек, я – ученик, я – художник...) Умный человек сказал :«Познай самого себя и через это познай мир». Великий мыслитель древности Сократ призывал: познай не вообще человека или людей, но познай именно самого себя – свое место в жизни, свой внутренний мир. Вы согласны с ним?
А как можно познать самого себя? (Это значит подумать о себе, оценить свои поступки, вспомнить свою жизнь.)
9.Беседа. Учитель
У футуристов в начале XX века был замечательный лозунг: «Мы – лицо нашего времени!». Подумайте: а вы могли бы так сказать сегодня?
Да, как из маленьких капель состоит океан, так из множества лиц и личностей составляется портрет нашего времени. Расправьте плечи, поднимите выше голову, ведь мы можем гордо сказать: «Мы – лицо нашего времени!».
Русский писатель и философ Василий Розанов писал: «Собственно, есть одна книга, которую человек обязан внимательно прочитать, – это книга его собственной жизни». Но, чтобы ее прочитать, нужно, чтобы сначала она была написана, правда?
10. Скажите: в какой литературной форме можно описать события собственной жизни? Это дневники, Это мемуары, или воспоминания, автобиографии.
Развитие жанра автобиографии связано с самопознанием, открытием своего «я». Чем глубже и интереснее человек, тем интереснее его автобиография, в которой он предстает не как пассивный регистратор событий, а как личность, как человек своего времени. Кто-то из вас уже писал автобиографию? В какой ситуации вам потребовались знания о том, как писать автобиографию?
Большинство из вас еще не столкнулись с этим жанром официально-делового стиля речи, и я предлагаю вам сегодня изучить правила написания автобиографии и самим написать автобиографию, чтобы заглянуть в себя, добавить штрих к портрету своего времени.
Давайте вместе сформулируем цель этого этапа урока.
«Мы – лицо нашего времени». Автобиография.
11.Написание автобиографии.
12. Итог урока
Прочитайте, пожалуйста, свои автобиографии. Красивое, умное, доброе лицо нашего времени... Интересные судьбы, лица. Я верю, что мы будем гордиться тем, что живем в одно время. Здорово, что в 17 лет вы так много успели в жизни, но впереди еще много вершин, которых можно достичь. Познание самого себя, осознание себя как личности будет продолжаться у вас всю жизнь. Вы будете открывать в себе новые удивительные черты и качества, и я надеюсь, что сегодняшний урок – еще один ваш шаг к самим себе. Пусть книга собственной жизни – автобиография, дневник или мемуары – будет содержательной и грамотно, красиво написанной!
7. Домашнее задание
Напишите свою литературную автобиографию.






Заголовок 1 Заголовок 315