Публикация Из опыта реализации программы интегрированного элективного курса «Официально-деловой стиль русского языка в рамках заседания клуба старшеклассников «Мир профессий».
«Расширение взаимодействия основного и дополнительного образования как ресурс формирования коммуникативных и профильных компетентностей учащихся в условиях городской сети.
(Из опыта реализации программы интегрированного элективного курса «Официально-деловой стиль русского языка в рамках заседания клуба старшеклассников «Мир профессий».)»
Заместитель директора по УМР,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 90»,
Глушенкова Анжелика Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 76».
Аникаева Татьяна Николаевна
В условиях динамичного развития современного российского общества система образования должна быть направлена на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями и реалиями современного общества. Процесс гуманитаризации современного образования обусловил повышенный интерес к проблеме становления языковой личности, характерными чертами которой являются: умение вести беседу, раскованность мыслей, логичность, сообразительность, гибкость мышления, красноречие, способность к генерации идей и т.д. Это личность высокой речевой и коммуникативной культуры.
Программа модифицированного элективного курса «Официально – деловой стиль русского языка в рамках заседания клуба старшеклассников «Мир профессий»» является составной частью программно-методического обеспечения профильного обучения в условиях городской сети.
Проанализировав данные проблемно – ориентированного анализа сложившегося состояния профилизации в школе, авторы программы пришли к выводу о необходимости использования интеграции содержания, форм и методов построения учебной деятельности, кооперации ресурсов общего и дополнительного образования с целью повышения эффективности профориентационной работы средствами элективного курcа.
Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, но и через органическую, реальную связь общего и дополнительного образования дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира на основе взаимопроникновения, взаимодополнения, взаимосочетаемости, взамозависимости (Рисунок 1).
Таким образом, расширение взаимодействия основного и дополнительного образования на основе интеграции становится не только ресурсом для решения на качественно новом уровне задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, но также закладывает фундамент для комплексного подхода в решении сложных проблем профессиональной деятельности и реальной действительности.
Рисунок 1.
Организация деятельности субъектов образовательного процесса на основе ресурсного взаимодействия основного и дополнительного образования.
Модель профильного обучения в МОУ «СОШ № 76» и МОУ «СОШ № 90» - это модель смешанного типа, интегрированная в городскую сеть (Рисунок 2), особенность которой заключается в организации тесного, открытого сотрудничества различных образовательных систем в целях:
- обеспечения доступности и вариативности качественных образовательных услуг;
- расширение спектра образовательных услуг для выстраивания индивидуальных планов школьников (индивидуализация, пресонализация).
- создания условий для осваивания образовательной программы определенного уровня и направленности с использованием ресурсов всей образовательной и социокультурной сферы (дифференциация на основе социального артнерства, сетевого взаимодействия).
- создания единого, непрерывного образовательного пространства и мобильного перераспределения ресурсов.
Курс позволяет достичь уверенного владения основными жанрами делового стиля в сферах как письменного, так и устного общения, при этом повышая общий уровень языковой культуры отдельной конкретной личности и способствуя формированию культуры позитивного и продуктивного делового взаимодействия, осуществляющегося на базе русского языка.
Рисунок 2
Модель профильного обучения в условиях сетевого взаимодействия
Не так далек тот день, когда бывшим нашим ученикам, ныне выпускникам ВУЗов понадобятся настойчивость и умение, чтобы убедить работодателя в том, что именно каждый из них является тем человеком, который нужен на рынке труда.
Сегодня в России формируются новые формы делового этикета в письменной речи. Одним из важных его элементов для получения вакантного места является личное резюме или CV, составлению которого уделено большое внимание в программе курса.
Формы написания деловых писем практически одинаковы для всех стран. Существует определенный этикет составления корреспонденции, которому можно научиться в процессе изучения курса.
Резюме, деловая корреспонденция – это только малая часть письменной деловой речи. Заявления, докладная и объяснительные записки, биография и автобиография также объекты для изучения в курсе делового русского языка.
Весьма вероятно, что первый разговор между деловыми партнерами произойдет по телефону. Культура общения по телефону давно стала частью делового этикета. Она характеризует человека не меньше, чем одежда и манеры.
Международная связь ТЕЛЕКС является сетью коммутируемых
телеграфных связей и предназначается для обмена сообщениями и ведения документальных переговоров между абонентами. Для телексного стиля передачи информации характерны лексические и грамматические особенности и предельная краткость. Традиционная школьная программа не предполагает изучение этих навыков.
Усиливая профориентационную направленность программы, учащиеся составляют траекторию не только дальнейшего своего обучения, но и карьерного роста (портфолио), обучаются способам и средствам самопознания, профильного и профессионального самоопределения.
В рамках семинара – практикума (Заседание клуба старшеклассников «Мир профессий») для учащихся создаются условия профессиональных проб по 5 модулям: «Человек - Человек»; «Человек – Художественный образ», «Человек – Техника»; «Человек – Знаковая система»; «Человек- Природа».
Таким образом, изучая программу элективного курса « Официально – делового стиля русского языка в рамках заседания клуба старшеклассников», учащиеся при планировании своей индивидуальной образовательной траектории, получили уникальную возможность для формирования не только коммуникативных навыков в сфере делового и повседневного общения, но и профессионального самоопределения за счет интеграции содержания программ курсов по выбору «Официально – делового стиля» и «Основ социализации личности и планирование карьеры» с практикой социально-профессионального самоопределения школьников в рамках заседания Клуба старшеклассников «Мир профессий», включающей овладение школьниками представлением об образе своего «Я», о мире профессий, о рынке труда (Рисунок 3).
В основе курса – лежит использование блочно – модульной системы и технологии проблемного обучения: сочетание традиционных (репродуктивных) и активных форм обучения (семинар с элементами дискуссии, проблемный диалог, решение проблемных профессиональных задач и т.п.), а также самостоятельного освоения учащимися учебного материала (конспектирование, разработка и составление логических схем, алгоритмов, словарей, работа в Интернет, составление резюме, самоанализа и т д.) .
Рисунок 3
Блочно - модульное обучение выполняется в следующей последовательности (Рисунок 4)
Рисунок 4
Теоретическая часть программы ЭК
(с элементами проблемного диалога)
II. Самостоятельная работа
учащихся - за пределами урока ЭК
III. Консультации (за пределами занятий)
IV. Практическая часть программы ЭК семинар – практикум (творческий отчет в рамках
· аседания луба клуба «Мир профессий»)
V. Контроль и
самоконтроль
Применение на каждом учебном этапе приемов подводящего и побуждающего диалогов для создания проблемной ситуации (при написании резюме, выборе профессии и т.д.) приводит к усилению коммуникативно – речевого компонента занятий.
Для научной организации труда, как учащихся, так и самого учителя необходимым условием является использование в работе методических папок с памятками, приемами, алгоритмами:
- работы с резюме,
-постановки вопросов,
- работы с терминами, понятиями,
- использованию речевых конструкций, в составлении которых школьники принимали непосредственное участие (Таблица 1)
Таблица 1.
Примеры речевых конструкций
СОГЛАСИЕ
ВОЗРАЖЕНИЯ
С этим следует согласиться..
В целом я согласен с
Я полностью согласен с теми, кто утверждает.
Не могу согласиться с вами
У меня другая точка зрения
К сожалению, вы ошибаетесь
ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ
УВЕРЕННОСТЬ
Допустим, что
Предположим, что
Хотелось бы высказать свое предположение.
Наверняка
Я убежден, что
С точки зрения автора..
Очевидно, что
Нет сомнений
ВЫВОД
ЗНАЧИМОСТЬ
И так, подведем итог
Вот поэтому
Все сказанное означает, что
А это значит
Таким образом
Необходимо подчеркнуть, что
С практической точки зрения
Важно отметить, что
Практическая значимость.
Хотелось бы подчеркнуть.
В ходе занятий проанализировать выступления участников диалога, спора можно по следующим параметрам:
- как проявляются коммуникативные намерения говорящего (голос, интонация, жесты, мимика, слова и выражения, характеризующие говорящего);
- как построены высказывания (виды аргументов, способ доказательства, речевые средства выражения согласия и возражения) и т.д.
На протяжении ряда лет программа была успешно апробирована и пользуется популярностью среди учащихся школ города в условиях сетевого взаимодействия. Методическая эффективность интегрированной технологии обучения нашла подтверждение в повышении коммуникативных компетентностей и речевой грамотности. (Рисунок 1, Приложение 1))
Коммуникативно - речевая грамотность учащихся 10А класса
2008/2010 учебный год ( ср.%) ( самооценка)
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Уникальность программы состоит в том, что интегрировать ее содержание возможно с любой предметной областью и профессиональной сферой, сохраняя ее структуру и механизм.
В итоге хотелось бы сказать, профессиональная подготовка специалиста в той или иной отрасли народного хозяйства требует сегодня качественно иного подхода, главная цель которой - получить не узкого специалиста, а многомерную творческую личность, обладающую культурой принятия решений в проблемных вопросах своей профессиональной деятельности на основе всестороннего анализа ситуации в диалектическом сочетании с глубокими конкретными знаниями.
Список литературы:
1. Веселов П. В. Аксиомы делового письма: Культура делового общения и официальной переписки. 4-е изд., перераб. – М., 1993.
2. Паневчик В. В. Деловое письмо. – М., 1999.
3. Рахманин Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов/ Учеб. пособие. Изд. 4-е, испр. – М., 1997.
4. Рогожин М. Ю. Документы делового общения. – М., 1999.
- образовательные учреждения городской сети профильного обучения;
- образовательное учреждение, представляющее организационно – методические услуги по профильному обучению на основе кооперации;
- учреждения, играющие роль ресурсного центра
ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ПЛАНИРОВАНИЯ КАРЬЕРЫ
(ресурсный центр профильного образования города)
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
МОУ «СОШ № 76»
МОУ «СОШ №1 98
Сибирский химический комбинат
Учреждения среднего профессионального образования
ТГПУ
ТУСУР
ТПУ
Результаты интеграционного обучения
- развитие творческого мышления;
-интенсификация, систематизации учебно-познавательной деятельности;
- комплексное применения знаний, их синтез, перенос идей и методов из одной науки в другую;
- ускорение процесса формирования убеждений и мировоззрения учащихся,
- компетентностное развитие личности.
С
О
Ц
И
А
Л
Ь
Н
О
Е
П
А
Р
Т
Н
Е
Р
С
Т
В
О
СГТА
Центр занятости и трудоустройства населения
МОУ ЗАТО Северск ДОД «Детская музыкальная школа им. П.И. Чайковского»
Городские спортивные комплексы
СОВЕТ КООРДИНАТОРОВ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ГМК УО
(
Внеклассная деятельность
Взаимосочетаемость
Взаимозависимость
Дополнительное образование
ЕДИНСТВО, ЦЕЛОСТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Основное образование
ОРГАНИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ
+
Взаимопроникновение
Взаимодополнение
Компетентностное развитие субъектов образовательного процесса
МОУ «СОШ № 90»
Северский лицей
Курс русского языка (ГОСТ)
ФЭП РАО по теме: «Создание модели эффективной системы коммуникативно – языкового обучения в условиях непрерывного образования»
Предпрофильная подготовка и профильное обучение
(многопрофильная модель смешанного вида, интегрированная в городскую сеть)
Программа элективного курса
«Основы социализации личности и планирование карьеры»
Программа элективного курса
«Официально – деловой стиль русского языка»
КЛУБ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
«МИР ПРОФЕССИЙ (лаборатория ФЭП)
Человек – художественный образ
Человек - техника
Человек - человек
Человек – знаковая система
Площадка профессиональных проб
Лаборатория речевых практик
Молодежная творческая конференция
«Фестиваль профессий»
Конкурсы, конференции, фестиваль, практики
МОДЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
КОММУНИКУТИВНО – ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
умение работать с различными источниками информации;
умение составлять письменный текст
владение основами компьютерной грамотности
умение вести диалог, дискуссию
умение публично выступать, делать доклад, презентацию;
умение обосновывать свою точку зрения;
умение кооперироваться, налаживать партнёрские отношения;
умение действовать в конфликтных ситуациях;
умение отстаивать свои права;
умение анализировать и планировать собственную деятельность;
умение выстраивать и реализовать собственные исследования и проекты
терпимость, дипломатичность;
знание и уважение традиций собственного народа;
знание и уважение традиций других народов;
способность к творческому самовыражению, к постоянному развитию и самосовершенствованию;
умение использовать знания иностранного языка в реальной жизни;
высокая культура общения на родном и иностранных языках;
способность продолжать образование в вузе и осуществлять трудовую деятельность с использованием знаний иностранного языка.
Творческое усвоение знаний
Получение новых знаний.
Осознание противоречия.
Постановка
учебной
проблемы
Введение нового материала за счет работы в библиотеке, сети Интернет.
Оказание помощи
в поиске решения учебной проблемы
(выдвижение и проверка гипотез)
Промежуточный контроль.
Воспроизведение знаний. Коммуникативно – речевая практика.
Профессиональные пробы.
Понимание знания.
Представление
продукта ( доклад, реферат, сообщение, портфолио по теме, презентация, словарь и т.д.)
Проверка и оценка, знаний, умений и навыков.
Осуществление обратной связи с каждым учеником
Анализ урока
с позиции ученика. Определение уровня притязаний школьника.
Мониторинг
уровня сформированности
модельных качеств
личности коммуникативно – языковой культуры
Root Entry