Методическая разработка по русскому языку Официально-деловой стиль речи. Его признаки, особенности


Технологическая карта занятия
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля

п/пЭтапы занятия Время Действия преподавателя Действия студентов Средства и виды практического
обучения
1. Оргмомент.
Мотивация: создать рабочую обстановку, сконцентрировать внимание. 3 Приветствие. Проверка присутствующих, готовность к занятию. Отмечает внешний вид студентов, санитарное состояние аудитории. Приветствуют преподавателя, готовятся к занятию, сообщают об отсутствующих, о готовности студентов приступить к занятию. Беседа.
2. Контроль знаний.
Тесты по теме «Научный стиль». Приложение № 1.
Мотивация: выявить степень усвоения материала по теме предыдущего урока. 7
Раздает тестовые задания. Объясняет ход работы. Оценивает ответы. Выполняют работу по теме предыдущего занятия. Сдают на проверку. Тесты. Приложение 1.

3. Сообщение темы, целей и задач, требований ГОС. 3 Сообщает тему, цели, требования к уровню знаний и умений студентов по данной теме. Записывают тему, осмысливают задачи, цели, требования ГОС. Беседа.
4. Блок информации по теме.
а) орфоэпическая разминка с толкованием значений некоторых слов.
Мотивация: закрепление произносительных норм, расширение словарного запаса студентов.
б) слово учителя «Официальный стиль речи». Приложение 3.
в) закрепление материала. Практическая работа.
г) слово учителя «Жанры официально-делового стиля». Приложение 5.
д) самостоятельная работа студентов. Анализ текста официально-делового стиля.
5
25
7
10
10
Объясняет значение слов.
Дает блок информации по теме согласно КТП.
Зачитывает задания, комментирует ответы.
Дает блок информации по теме согласно КТП.
Раздает задания, объясняет ход работы.

Проговаривают вместе слова с правильным ударением и произнесением, принимают участие в объяснении.

Ведут записи по основным вопросам темы. Активизируют свои ранее полученные знания, расширяют, углубляют их. Отвечают на вопросы преподавателя, приводят примеры.

Выполняют задания.
Ведут записи по основным вопросам темы. Активизируют свои ранее полученные знания, расширяют, углубляют их. Отвечают на вопросы преподавателя, приводят примеры.
Выполняют задания на листах. Приложение 2.
Беседа с фиксированием основных положений. Приложение 3.

Приложение 4.
Беседа. Приложение 5.
Самостоятельная работа студентов. Приложение 6.
5. Рефлексия.
Подведение итогов. 5 Слушает ответы студентов, корректирует. Оценивает результаты работы. Учащиеся говорят, достигли ли они цели, поставленной учителем в начале урока, выражают отношение к уроку.
Студенты отчитываются в проделанной работе, обращают внимание на замечания преподавателя и студентов, соглашаются или доказывают правомерность своей точки зрения. Выработка умений доказательно излагать учебный материал, отстаивать свою точку зрения.
6. Домашнее задание. 5 Написание заявления, резюме.
Дает методические рекомендации по выполнению домашнего задания. Записывают задание, методические рекомендации по выполнению. Самостоятельная внеаудиторная работа.
Приложение 7.

Ход занятия
1. Оргмомент2. Контроль знаний Тесты по теме «Научный стиль». Приложение № 1.
3. Сообщение темы, целей и задач, требований ГОС. Задачи: - выработать навык составления отдельных документов официально-делового стиля;
- научить отличать нейтральную лексику от официально-деловой
Тема: Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля
Учебная цель: - познакомить студентов с особенностями официально-делового стиля, сферой его применения, лексикой.
Развивающая цель: - активизация мыслительной деятельности студентов, развитие умения работы в коллективе, развитие логического мышления, памяти, способности к анализу; совершенствовать навыки анализа текста и способности к словотворчеству.

Воспитательная цель:
Метод обучения:
Тип урока: - развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, воспитание уважения к родному языку.
 лекция с элементами беседы, частично-поисковый.
комбинированный
Требования ГОС: Студент должен знать:
- особенности официально-делового стиля речи;
- языковые средства данного стиля (лексические, фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические).
Студент должен уметь:
- определять принадлежность текста к официально-деловому стилю речи;
- составлять тексты официально-делового стиля речи.
Оборудование: Варианты тестов, раздаточный материал, методические рекомендации к выполнению самостоятельной внеаудиторной работы.
4. Блок информации. а) орфоэпическая разминка. Приложение 2.
б) слово учителя «Официально-деловой стиль речи»». Приложение 3
в) закрепление материала. Практическая работа. Приложение 4.
г) слово учителя «Жанры официально-делового стиля». Приложение 5.
д) самостоятельная работа студентов. Анализ текста официально-делового стиля. Приложение 6.
5. Подведение итогов, рефлексия, анализ, оценка знаний. 6. Домашнее задание. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Приложение 7.
Приложение 1.
Тесты по теме «Научный стиль»
Что является целью научного стиля речи? Выберите правильные ответы:
Передавать знания;
Давать указания;
Организовывать работу;
Обобщать информацию;
Убеждать людей.
Какая функция речи реализуется в научном стиле? Выберите правильный ответ:
Обобщение;
Общение;
Сообщение;
Объяснение;
Убеждение.
Какие языковые средства из названных характерны для научного стиля речи? Выберите правильные ответы:
Слова нейтральные, книжные;
Слова в переносном значении;
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Стандартные выражения;
Составные термины;
Риторические вопросы.
Сгруппируйте по соответствию цифры и буквы:
А. Жанры письменной научной речи;
Б. Жанры устной научной речи.
1) Лекция;
2) Рецензия;
3) Аннотация;
4) Реферат;
5) Доклад;
6) Дискуссия;
7) Статья.
Выберите признаки, характеризующие аннотацию:
Обмен мнениями по какому-либо вопросу;
Композиционно организованное обобщенное изложение содержания книги;
Обобщенное описание текста книги;
Подробное описание текста книги;
Развернутое сообщение на определенную тему.
Выберите признаки, характеризующие реферат:
Обмен мнениями по какому-либо вопросу;
Композиционно организованное обобщенное изложение содержания книги;
Обобщенное описание текста книги;
Подробное описание текста книги;
Развернутое сообщение на определенную тему.
Выберите признаки, характеризующие доклад:
Обмен мнениями по какому-либо вопросу;
Композиционно организованное обобщенное изложение содержания книги;
Обобщенное описание текста книги;
Подробное описание текста книги;
Развернутое сообщение на определенную тему.
Выберите признаки, характеризующие диспут:
Обмен мнениями по какому-либо вопросу;
Композиционно организованное обобщенное изложение содержания книги;
Обобщенное описание текста книги;
Подробное описание текста книги;
Развернутое сообщение на определенную тему.
Эталоны ответов:
1), 4).
3).
1), 5).
А – 2), 3), 4), 7. Б – 1), 5), 6).
3).
2).
5).
1).
Критерии оценки:
«5» - 8 правильных ответов.
«4» - 7 правильных ответов.
«3» - 5-6 правильных ответов.
«2» - 4 и менее правильных ответов.

Приложение 2.

Орфоэпическая разминка:
УвЕдомить, тЕрмин (слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства), во избежаниЕ, ДоговОрЫ, аннУлировать (отменять, объявлять недействительным), каталОг (составленный в определенном порядке перечень однородных предметов), патЕнт (1. документ, свидетельствующий о праве изобретателя на его изобретение, о его приоритете; 2. свидетельство на право занятия торговлей, промыслом), прецедЕнт (случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода), ходАтайство (официальная просьба), констатИровать (устанавливать, подтверждать несомненность, наличие чего-либо).
Приложение 3.
Официально-деловой стиль было бы неверно и несправедливо, неточно называть канцелярским. Это целая разновидность русского литературного языка. И это стиль целесообразный, имеющий свои средства выражения, способы называния предметов и явлений, и даже по-своему выразительный.
Соблюдая нормы официально-деловой речи, мы отдаем дань не штампам и канцеляризмам, а объективно сложившейся традиции построения речи в соответствии с выражаемым содержанием, обстановкой и целью высказывания. Так, в разговоре можно сказать: "С сегодняшнего дня я в отпуске". В заявлении же требуется написать: "Прошу считать меня находящимся в отпуске с такого-то числа". Такова традиция, такова форма и манера написания заявлений и других деловых бумаг. И эта форма целесообразна, оправданна в данной сфере общения. Она вырабатывалась если не веками, то десятилетиями. Официально-деловой стиль вполне равноправен с другими стилями и играет важную роль в формировании и развитии русского литературного языка.      Зарождение русской официально-деловой речи начинается с Х в., с эпохи Киевской Руси, и связано с оформлением договоров между Киевской Русью и Византией. Важнейший памятник древнерусского права - "Русская правда", сборник законодательных установлений древнерусского государства. В Московской Руси было два параллельных книжных языка: церковнославянский и деловой язык приказов. В течение 15-16 вв. Московская Русь пользовалась двумя этими языками в зависимости от жанра речи. В результате длительного процесса их взаимодействия к концу 17 - началу 18 в. общегосударственный приказный язык становится общим языком письменности Московской Руси, из которого впоследствии и сформировался современный русский литературный язык.
      Современный официально-деловой стиль относится к числу книжных стилей и функционирует в форме письменной речи. Устная форма официально-деловой речи - выступления на торжественных собраниях, заседаниях, приемах, доклады государственных и общественных деятелей и т. д.       Официально-деловой стиль обслуживает сугубо официальные и чрезвычайно важные сферы человеческих взаимоотношений: отношения между государственной властью и населением, между странами, между предприятиями, учреждениями и организациями, между личностью и обществом. Фактически от рождения и до смерти человек находится в сфере действия официально-деловой речи.
Итак, официально-деловая речь - один из важнейших стилей русского литературного языка, играющего большую роль в жизни общества. Он строг, официален и по-своему выразителен. 
Записи в тетрадях:
Официально-деловой стиль — это совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы официально-деловых отношений, т.е. отношений, возникающих между органами государства, между организациями и внутри них, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, хозяйственной и юридической деятельности. Официально-деловой стиль — это стиль документов: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т. д.Эта сфера охватывает международные отношения, юриспруденцию, экономику, военную отрасль, сферу рекламы, общение в официальных учреждениях, правительственную деятельность. 
В зависимости от области применения деловой речи и стилистического своеобразия соответствующих текстов обычно выделяют внутри ОД три подстиля:
1) дипломатический (виды документов: международные договоры, соглашения, конвенции и т.д.; устные формы практически не применяются);
2) законодательный (виды документов: законы, указы, гражданские, уголовные и другие акты государственного значения; основная устная форма - судебная речь);
3) собственно официально-деловой (административно-канцелярский) (виды документов: уставы, договоры, приказы, распоряжения, заявления, характеристики,  расписки и т.д.; устные формы - доклад, выступление, служебный телефонный разговор, устное распоряжение).Доминирующая языковая функция – информативная, предписывающая, констатирующая. Основная форма реализации этого стиля – письменная, типичный вид речи – монолог.
Основные признаки:
1) точность, детальность изложения;
2) стандартизированность изложения;
3) долженствующе-предписующий характер изложения.
Деловая речь безлична, стереотипна, в ней отсутствует эмоциональное начало.
Особенности: 
А) Лексический уровень.
Профессиональная терминология (военная, бухгалтерская, медицинская). Контракт, импорт, заявитель.
Лексика с обобщенным и отвлеченным значением. Заседание, постановление.
Слова, употребляющиеся преимущественно в административно-канцелярской речи (канцеляризмы). Вышеуказанный, надлежащий, взыскание, обжаловать.
Антонимические пары. Истец – ответчик, наказан – оправдан, права – обязанности.
Долженствующе-предписывающий характер лексики. Разрешить, назначить, постановить.
Б) Фразеологический уровень.
Стилистически нейтральные и межстилевые фразеологизмы. Иметь значение, занимать должность, причинить ущерб.
Фразеологизмы, связанные с выражением оценки, но лишенные экспрессивности. Оставляет желать лучшего, называть вещи своими именами.
В) Словообразовательный уровень.
Отсутствие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Использование сложносокращенных слов и аббревиатур. ООН, КБМК, профсоюз, студсовет.
Слова с абстрактными книжными суффиксами –ени, -ств, -ист, -изм, -ирова. Собрание, констатировать.
Г) Морфологический уровень.
Использование отглагольных существительных. Ведение, построение, признание.
Существительные, называющие людей по какому-либо действию или отношению. Работодатель, поставщик, свидетель.
Во избежание неточностей, имя существительное не заменяется местоимением, а повторяется даже в рядом стоящих предложениях.
Широко используются производные предлоги. Вследствие, в связи, в целях, по линии.
Активное использование страдательных конструкций. Предоставляется возможность, комиссией было обнаружено.
Числительные пишутся цифрами за исключением денежных документов (счеты, доверенности, расписки).
Д) Синтаксический уровень.
Повествовательный характер изложения.
Конструкции с последовательным подчинением однотипных падежных форм. Назначение заместителя начальника цеха термообработки металла…
Прямой порядок слов.
Сложные предложения преобладают над простымиПростые предложения осложняются однородными членами.

Приложение 4.
Практическая работа
Задание 1: К словосочетаниям официально-делового стиля необходимо подобрать нейтральные синонимы.
Вопрос для повторения: - Какие слова мы называем синонимами? Приведите пример.
(Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи. Например, метель – вьюга, буран, пурга, метелица; мокрый – влажный, сырой.)Словосочетания: оказать помощь, одержать победу, совершить побег, подвергнуть осмотру, провести ремонт.
Информация для справок: победить, отремонтировать, помочь, осмотреть, сбежать.
Проверка задания.
Словосочетания официально-делового стиля Нейтральные синонимы
Оказать помощь Помочь
Одержать победу Победить
Совершить побег Сбежать
Подвергнуть осмотру Осмотреть
Провести ремонт Отремонтировать
Задание 2. К словосочетаниям официально-делового стиля необходимо подобрать антонимы.
Вопрос для повторения: - Какие слова мы называем антонимами? Приведите пример.
(Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Например, горячий – холодный, прохладный; лёгкий – тяжёлый).Слова и словосочетания: разрешить, присутствовать, положительно, удовлетворительный ответ, ответственность.
Информация для справок: неудовлетворительный ответ, отказать, отсутствовать, отрицательно, безответственность.
Проверка задания.
Слова и словосочетания официально-делового стиля Антонимы
Разрешить Отказать
Присутствовать Отсутствовать
Положительно Отрицательно
Удовлетворительный ответ Неудовлетворительный ответ
Ответственность Безответственность

Задание 3. Вам даны устаревшие слова, которые очень давно использовались в делопроизводстве. Подберите к ним современные синонимы.
Вопрос для повторения: - Какие слова мы называем устаревшими? Приведите пример.
(Устаревшие слова – слова, вышедшие из активного повседневного употребления. Например, дворецкий, прошение…
Устаревшие слова: ежели, безотлагательно, посему, сей (случай), надобно.
Проверка задания.
Устаревшие слова Современные синонимы
ЕжелиЕсли
Безотлагательно Срочно
Посему Поэтому
Сей (случай) Этот
Надобно Необходимо
Исправьте ошибки в предложениях, заменив устаревшие слова их современными синонимами. Запишите исправленный вариант.
Сей случай вызвал немало разговоров на заводе.
Надобно срочно отдать приказ директора в отдел кадров.
Проверка задания.
Этот случай вызвал немало разговоров на заводе.
Необходимо срочно отдать приказ директора в отдел кадров.
Приложение 5.
Жанры официально-делового стиля
Жанры официально-делового стиля – это разного рода документы, которые подразделяются на личные и служебные. К документам личного характера относятся:
- автобиография;
- заявление;
- расписка;
- доверенность.
Заявление – это письменное обращение частного лица в государственное учреждение по вопросу личного характера. Обязательные реквизиты (постоянные элементы содержания документа):
- адресат;
- ФИО и адрес заявителя;
- название документа;
- содержание документа;
- дата (слева) и подпись (справа).
Доверенность – это документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать действия, указанные в доверенности.
К служебным документам относятся: автобиография, докладная, инструкция, объяснительная, приказ, протокол, деловое письмо, устав, резюме и мн. др. Инструкция – это документ, в котором даются руководящие указания по определенному вопросу. Утверждается должностным лицом.
Докладная (записка) – письменное сообщение начальнику о служебном деле.
Автобиография — это жизнеописание какого-либо лица, составленное им самим. При написании автобиографии используются речевые средства разных стилей речи. Некоторые автобиографии представляют собой литературно-публицистические произведения (автобиография К. И. Чуковского). Часто мы сталкиваемся с необходимостью написать автобиографию как деловой документ, предназначенный для административных учреждений. В подобного рода автобиографиях неуместны эпитеты, метафоры и другие тропы, разговорная и просторечная лексика.
План автобиографии
Самое первое, в плане автобиографии, это то, что вам нужно написать ваши фамилия, имя, отчество, и ваш возраст. На втором месте пишите о своей семье, в которой вы воспитывались: Фамилия Имя Отчество ваших родителей, кто ещё находился в вашей семье, чем занимались члены семьи (профессия или род занятий). Далее (учёба, служба в армии, и т.д.). Следующим пунктом опишите свой жизненный путь. В каком году закончили школу, а также вид школы(обычная, вечерняя или другая), опишите вашу успеваемость при учебе в школе. Дальше напишите про вашу дальнейшую учебу (институт, училище, техникум, и т.д.) примерно также как и при описании учёбы в школе. Опишите свои увлечения и интересы, любимые занятия, любимые предметы в бывших учебных заведениях, чем в основном любите заниматься на нынешней работе.
Чтение текстов автобиографий: а) в деловом стиле
Я, Ларина Татьяна Леонидовна, родилась 14 февраля 1985 года в г. Сватово Луганской обл.
С  1992 по 2003 гг. училась в городской СШ № 7, которую закончила с отличием.
С 2003 г. - студентка социологического факультета Харьковского государственного университета, на 2-ом курсе которого и учусь. На общественных началах являюсь главным редактором газеты факультета «Студенческий меридиан». Семейное положение – не замужем.
Состав семьи:
Отец – Ларин Леонид Иванович, 1965 года рождения, инженер ЗТО г. Сватово;
Мать – Ларина Ирина Васильевна 1967 года рождения, бухгалтер МЭЗ г. Сватово;
Сестра – Ларина Карина Леонидовна, 1999 года рождения, дошкольница.
 
Дата                                                                                                   Подпись
  б) литературная автобиография (автобиография С. Есенина).
Автобиография "О себе"
Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду но матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масле мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Чем отличается деловая автобиография от литературной?
Работа над исправлением ошибок в деловой автобиографии.
Автобиография.
Я, Матвеев Миша, родился в 1993 году в небольшой деревеньке Островок, которая находится в 35 км от города Новгорода. Мой отец, Матвеев Алексей Сергеевич, работает в совхозе «Ильмень» зоотехником. Моя мать , Матвеева Нина Ивановна, библиотекарша поселковой библиотеки в Сергове.В 2000 году я поступил в первый класс Серговской средней школы, куда мне приходится добираться на лодке каждое утро и по сей день, так как нашу деревню и поселок Сергово разделяет река Варяжка.
Наша семья состоит из 5 человек. Кроме меня, в семье есть еще 2 детей: брат и сестра.Еще с нами живет мамина мама.Самое любимое мое занятие – спорт. Несколько лет я занимал 2 место на районных соревнованиях по легкой атлетике.
В данный момент я учусь в 11 классе.
15.11. 2010 г. Матвеев.
Мы уже привыкли говорить «резюме» вместо набившего оскомину слова «автобиография». Но у любого человека в процессе написания этого самого главного в нашей карьере документа могут возникнуть некоторые сложности.
В разделе дополнительная информация резюме обязательно укажите ваш уровень знания иностранного языка, а также компьютерных программ и Интернета. Если у вас есть водительские права, а будущая должность связана с разъездами, также не забудьте про них написать.
Прежде чем заполнять графу личные качества, составьте список качеств, которые важны именно для выбранной вами вакансии.
Видите, не так все и сложно. Имея на руках грамотно составленное резюме, можно смело рассылать его по кадровым агентствам и предлагать работодателю. Не менее важно то, что, возможно, впервые вы четко сформулировали ответы на важные вопросы: кто я? Каковы мои профессиональные качества? Чем я действительно хочу заниматься? Каковы мои достоинства и недостатки?
Составление выигрышного резюме - это важнейший шаг по длинной карьерной лестнице.
План резюме
Резюме включает следующие разделы:                                                                                                                   1.Цель поиска работы.2.Общие сведения.3.Образование.4.Опыт работы.5.Дополнительные сведения.
Ваша цель - ЧЕТКО, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО, ГРАМОТНО и ЕМКО донести читающему важную информацию о себе.Приложение 6
Пример анализа текста официально-делового стиля
СИСТЕМНОЕ МЕНЮ
Системное меню вызывается кнопкой, расположенной в левом верхнем углу окна. Команды данного меню стандартизированы для всех приложений среды Windows. Системное меню имеется в наличии в каждом окне документа. Его можно вызвать даже в том случае, если окно свернуто до пиктограммы, щелкнув на пиктограмме один раз кнопкой мыши. Существует также способ открытия системного меню посредством клавиатуры — с помощью комбинации клавиш [Alt-пробел]. Команды системного меню выбираются с помощью мыши, клавиш управления курсором или путем ввода подчеркнутых в названии команды букв вместе с [Alt].
(В. Пасько)
В данном тексте отчетливо проявляются черты официально-делового стиля:1. Жанр данного текста — инструкция.2. Задача текста — сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать точные рекомендации, указания.3. Высказывание официальное, точное, бесстрастное (без выражения эмоций).4. Языковые особенности текста:а) широкое использование терминологии (курсор, пиктограмма, системное меню, клавиатура, команда),б) употребление отглагольных существительных открытие, управление, ввод, комбинация вместо глаголов открыть, управлять, ввести, комбинировать,в) употребление отыменных предлогов (с помощью комбинации, путем ввода);г) употребление специфических оборотов официальной речи (имеется в наличии),д) в предложениях преимущественно прямой порядок слов;е) сказуемые выражаются возвратными глаголами (меню вызывается, команды выбираются), страдательными причастиями в краткой форме (стандартизованы).

Приложение 7.
РЕЗЮМЕ
ФИО (полностью)
2. Дата рождения 3. Образование (когда и какие учебные заведения окончили, в каких учебных заведениях продолжаете обучение)
Направление подготовки или специальность по дипломуКвалификация по диплому 4. Послевузовское профессиональное образование: аспирантура, адъюнктура, докторантура (наименование образовательного или научного учреждения, год окончания)ученая степень, ученое звание 5. Владение иностранными языками (чтение и перевод со словарем, чтение и умение объясняться, свободное владение) 6. Дополнительные сведения:
- знание Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов; правил делового этикета; правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, порядка работы со служебной информацией;- навыки работы с нормативными актами; подготовки делового письма; владения компьютерной и другой оргтехникой, программными продуктами Период работы
(месяц и год) Должность с указаниеморганизации Профессиональные достижения
поступление увольнение 8. Предложения по развитию муниципального образования «Город Калуга»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Домашний адрес (адрес регистрации, фактического проживания), номер телефона:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДОВЕРЕННОСТЬ
 
Я, Алексеева Анна Ивановна, проживающая по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Пражская, д. 35, кВ. 127, паспорт УШ-ВИ № 964863, выданный 12 отд. милиции г. Санкт-Петербурга 26 января 1992 г., доверяю Хитровой Ольге Александровне, проживающей по адресу г. Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей, д. 65, кв. 98, заключение договора с издательством «Юристъ» от моего имени. 
29. 05. 98.                                                                                           Алексеева
 

Заведующему кафедрой физики
 проф. И С Петрову
преподавателя С И Андреева
ЗАЯВЛЕНИЕ
 
Прошу предоставить мне очередной отпуск за 2011/12 учебный год с 15.06.98 
                                                 
25.05.12                                                                                   Андреев