Методическая разработка Официально-деловой стиль речи
Вологжанинова Алена Александровна
ГАОУ СПО АО
«Котласский техникум торговли и
общественного питания»
Aleksa0911@yandex.ru«Официально-деловой стиль речи»
Тип урока: урок изучения нового материала, применение и совершенствование знаний.
Цель:
Познакомить обучающихся с признаками и особенностями официально-делового стиля речи;
развивать умение сравнивать и сопоставлять различные стили речи, определять, к какому стилю относится тот или иной текст;
помочь обучающимся осознать важность умения владеть речевыми нормами в жизни человека, его успешности и востребованности;
воспитывать языковую и речевую грамотность обучающихся.
Задачи:
Научить отличать официально-деловой стиль от других стилей речи;
научить правильно составлять официально-деловые документы;
объяснить необходимость умения владеть официально-деловым стилей в современном мире.
Дидактический материал: презентация к уроку, учебники, раздаточный материал (образцы официальных документов)
Оборудование: компьютер
ХОД УРОКА
Организационный момент (2 мин).
- Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.
II. Определение темы и постановка задач (5 мин).
Эпиграф к уроку:
«Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает».
(Наполеон Бонапарт).
Учитель: Эпиграфом к сегодняшнему уроку является высказывание Наполеона, согласны ли вы с этой мыслью? Что этим хотел сказать великий император? (Ответы детей)
Учитель: Откроем учебник на странице 286 и прочитаем текст упражнения 457.
Учитель: К какому стилю принадлежит этот текст? Какова тема сегодняшнего урока?
Сегодня мы познакомимся с особенностями еще одного стиля речи - официально-делового. Но сначала давайте вспомним, что такое стиль речи.
Повторение ранее изученного материала.
Обучающийся: Стиль речи - это разновидность языка, которая используется в какой-либо конкретной сфере человеческой деятельности: в быту, в деловых отношениях, в науке или пропагандистской работе, в художественном творчестве. Каждой сфере соответствует свой стиль речи.
Учитель: Назовите известные вам стили речи.
Обучающийся: Разговорный, публицистический, научный, художественный, официально-деловой.
Учитель: А. Сент-Экзюпери однажды сказал: «Единственная роскошь - это роскошь человеческого общения». На нашем уроке мы рассмотрим такой тип общения, который используется в служебной, деловой сфере жизни.
Работа над новым материалом.
Учитель: Обратимся к теории, опять откроем учебники на странице 285. Читаем вам на работе 5 минут.
-Что вы можете сказать об этом стиле речи?
Итак, давайте запишем основные признаки официально-делового стиля?
Обучающиеся: - неличный характер, точность, стандартизованность (устойчиые обороты речи), специальная терминология, неэмоциональный характер и др. Документы используются в сфере деловых отношений, в которой, как мы уже знаем, используется официально-деловой стиль речи. Этому стилю присущи такие признаки, как точность формулировок, соответствие стандартам, неличный и предписывающий характер.
Учитель: Обратимся еще раз к упражнению 457. Теперь назовите мне признаки официально-делового стиля в этом тексте?
(Ответы детей)
Изучение нового материла
Учитель: Деловое общение часто понимается как общение деловых людей-бизнесменов, предпринимателей, коммерсантов. Однако деловое общение следует понимать более широко - как общение в производственной и служебной сфере (деловой разговор коллег, служебный спор, собрание).
-Какие сферы или виды общения вы можете назвать?
Обучающиеся: Личностное, бытовое, научное.
Учитель: А каковы их цели?
Обучающиеся: Общение в неофициальной обстановке, эмоциональное воздействие на людей через СМИ, публичные речи, художественные произведения, а также передача точной научной информации в ходе бесед, дискуссий.
Учитель: Цель делового общения – организация деятельности. Этим оно отличается от другого общения. Еще одно отличие – строгая регламентированность, формализованность, поэтому большую роль играют нормы служебного этикета: они регламентируют отношения между людьми, занятыми совместной деятельностью.
-Ваша будущая профессия предполагает деловое общение?
-В чем оно будет выражаться?
Учитель: Различают устное и письменное деловое общение.
-Какие виды устных контактов вы знаете?
Обучающиеся: Телефонные разговоры, беседы, дискуссии, переговоры.
Учитель: Назовите известные вам виды письменного делового общения.
Обучающиеся: Деловое письмо, заявление, биография, характеристика, протокол, доверенность, объяснительная записка, резюме, апелляция.Закрепление изученного материала
Учитель: Поработаем с учебником. Открываем страницу 287. Начнем с простого. С Характеристики. Я думаю, что при поступлении в техникум многие из вас приносили характеристики на вас со школы. Выполним упражнение 458, в котором нас просят составить характеристику. Обратим внимание на примерный план. На столах у вас есть уже составленная характеристика на выдуманного ученика, посмотрим, правильно ли она составлена. (Ответы детей). Обратимся ко второй характеристике. Она составлена верно? (ответы детей).
Практическая часть
Сейчас я вам предлагаю составить самостоятельно характеристику на самого себя. Работаем 5 минут. Затем проверим.
Изучение нового материала
Учитель: Как вы думаете, какой наиболее актуальный вид письменного делового общения будет в начале вашей трудовой деятельности в качестве работника? Что является основным документом на рассмотрение вашей кандидатуры?
Обучающиеся: резюме.
Практическая часть
Учитель: Итак, что такое резюме?
Обучающиеся: Резюме - документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании и другую относящуюся к делу информацию, обычно требуемую при рассмотрении кандидатуры человека для найма на работу.
Учитель: А что оно из себя представляет, какая информация должна содержаться в данном документе?
Обучающиеся: Резюме должно содержать: контактную информацию кандидата, краткое описание должности, на которую он претендует, краткое описание основных навыков, описание опыта работы по специальности в обратном хронологическом порядке (как правило, трёх последних мест работы), описание образования (дипломы, сертификаты и пр.), достижения и доступные рекомендации.
Учитель: Обратим свое внимание на раздаточный материал. Вам представлены разные виды резюме, все правильные. Обратим внимание на структуру. На основе данного материала составьте свое резюме для приема на работу. Затем заслушаем некоторые из них.
Учитель: И еще рассмотрим два документа, которые непременно вам пригодятся во время учебы – это заявление и объяснительная. Смотрим в раздаточный материал. Эти два вида документа похожи тем, что оба имею шапку, оба документа пишутся по определенным шаблонам. Давайте их рассмотрим.
Учитель: Помимо знания структуры официально-деловых документов, необходимо также обращать внимание и на лексику, используемую при составления документа. Обратимся к раздаточному материалу.
Стилистический пласт в словарном составе языка, типичный для официально-деловой речи: выделяются следующие группы этой лексики:
1) официально-деловая терминология, не имеющая синонимов в общеупотребительной лексике: закон, конституция, паспорт, декрет, заявление;
2) узкоспециальная терминология: санкция, истец, кодификация;
3) канцеляризмы: нижеподписавшийся, вышеозначенный, поименованный.
Распределите слова по трем группам:
Резюме, объяснительная, акт (документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты или события, в том числе), кредитор (сторона в кредитных отношениях, предоставляющая средства (кредитные ресурсы) на условиях возвратности, срочности и платности), продюсер, кассационная жалоба или кассация – (отмена, право на пересмотр дела), демпинг – (продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам), квота – (норма, доля или часть чего-либо допускаемого в рамках возможных соглашений и договоров), безотлагательно, вышеизложенное, уведомление, товарооборот, заявление, сделка, переговоры, констатировать факт, принять к сведению, поручитель, ипотека, реквизиты, ссуда, доверенность, учреждение, вышеупомянутый, законодательная власть, президент. Подведение итогов.
Учитель: Знаменитый персидский мыслитель и поэт 13 века Саади в одном из своих поэтических трактатов заметил:
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы,
Пока ты слово не сказал.
Согласитесь, каждому из нас хочется, чтобы слово, произнесенное нами, говорило о нашем уме и значимости. Это желание особенно обостряется, если речь идет о каких-то деловых контактах человека, где так важно (для создания репутации, карьерного роста, успеха переговоров и т. д.) создать о себе благоприятное впечатление. Словарный запас человека является немаловажной составляющей речевого портрета, а значит, и деловой характеристики. Поэтому следите не только за своей письменной речью, но и устной в том числе.
На уроке мы повторили, что такое стиль речи, вспомнили, какие бывают стили речи, рассмотрели особенности официально-делового стиля и закрепили знания в ходе выполнения упражнений.
Учитель: Скажите, пожалуйста, каким должен быть язык современного делового человека? (Ответы детей)
5. Выставление отметок. Домашнее задание
Составить самостоятельно 2-3 образца официальных документов;
План урока
Тема: «Официально-деловой стиль речи»
Предмет: русский язык
Тип урока: изучение нового материала, практикум
Группа, профессия: группа 80С, 1 курс, товаровед-эксперт
Этап урока Деятельность ученика Деятельность учителя
Организационный Приветствие, рапорт Приветствие
Работа с эпиграфом Размышления над поставленным вопросом. Настрой учеников на нужную атмосферу урока. Использование метода – беседа.
Определение темы и постановка задач Актуализация знаний, упр. 457 Постановка задач урока
Повторение изученного материала Стили речи, признаки. Повтор ранее изученного материала. Метод беседы.
Изучение нового материала Теория стр. 285 чтение, записи в тетради. Закрепление упр. 457. Нацеливание на результат, беседа.
Изучение нового материала + практикум Стр. 287 теория, упр. 458 практика+ работа с раздаточным материалом – написание характеристики; работа с раздаточным материалом – написание резюме, работа с раздаточным материалом – написание объяснительной. Работа с лексикой официально-делового стиля. Объяснение целей и видов делового общения. Устной и письменной деловой сферы. Примеры написания официальных бумаг: резюме, характеристика, объяснительная
Вывод. Подведение итогов Записи в тетради. Размышления над поставленными вопросами. Нацеливание на правильный вывод урока. Беседа.
Выставление отметок. Домашнее задание. Записи в тетради. Выставление отметок с объяснением.
Объяснение домашнего задания.
Характеристика
Характеристика с места учебы
Миха – отличный ученик, закончил школу в 2014 году. Ну как сказать, еле закончил школу в 2014. Показал себя как зачетный перец, особенно по ОБЖ и физкультуре, ну еще по пению 5 была. Пользуется авторитет среди младших школьников, потому как те его бояться. Злостный прогульщик, лентяй.
Дата____________ Подпись_____________
Захарова Лариса Ивановна
Дата рождения: 1 декабря 1979 г.Гражданство: РоссияТелефон: +7 (XXX) XXX-XX-XXЭл. почта: myemail@mail.ru
Семейное положение:Замужем, двое детейЖелаемый график работы:полный рабочий день
Цель: Соискание должности бухгалтера
Образование
2001 г.Финансовый университет при Правительстве Российской ФедерацииФакультет «Учет и аудит»Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» красный диплом
Опыт работы
сентябрь 2001 — январь 2005 г.ООО «Эврика-М»Должность: помощник бухгалтера— Оформление первичной документации— Формирование в базе 1С документов по поступлению товаров, услуг, разнесение платежей— Проверка корректности составления предоставляемых контрагентами первичных документов (актов, счетов-фактур)— Общение с поставщиками по вопросам предоставляемых документов— Архивирование документов— Формирование различных отчетов в базе
Профессиональные навыки и знания
Отличное знание налогового, гражданского, трудового законодательства
Хорошие теоретические знания бухгалтерского учета, проводок
Опытный пользователь ПК: MS Office: Word, Excel, Outlook; «1С: Зарплата и кадры 7.7», «1С: Предприятие», программы банк-клиент, Консультант + и др.
Знание иностранных языков
Английский язык — читаю и перевожу со словарем
Прочее
Коммуникабельность, активная жизненная позиция
Нацеленность на результат
Стрессоустойчивость
Стремление к развитию и профессиональному росту
Хобби — чтение, путешествия, кулинария
Директору КТТОП
Гудкову В.П.
От ФИО ______________
Обучающейся группа №________________
Специальность_________________
объяснительная записка.
Я, ФИО, не присутствовала на парах с 12.09. по 14.09. 2016 года по причине семейных обстоятельств.
Дата___________________ Подпись_______________
Стилистический пласт в словарном составе языка, типичный для официально-деловой речи: выделяются следующие группы этой лексики:
1) официально-деловая терминология, не имеющая синонимов в общеупотребительной лексике: закон, конституция, паспорт, декрет, заявление;
2) узкоспециальная терминология: санкция, истец, кодификация;
3) канцеляризмы: нижеподписавшийся, вышеозначенный, поименованный.
Распределите слова по трем группам:
Резюме, объяснительная, акт (документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты или события, в том числе), кредитор (сторона в кредитных отношениях, предоставляющая средства (кредитные ресурсы) на условиях возвратности, срочности и платности), продюсер, кассационная жалоба или кассация – (отмена, право на пересмотр дела), демпинг – (продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам), квота – (норма, доля или часть чего-либо допускаемого в рамках возможных соглашений и договоров), безотлагательно, вышеизложенное, уведомление, товарооборот, заявление, сделка, переговоры, констатировать факт, принять к сведению, поручитель, ипотека, реквизиты, ссуда, доверенность, учреждение, вышеупомянутый, законодательная власть, президент.