Рабочая тетрадь по информатике для учащихся 5 класса


******************************************************************
Раздел 1. Компьютер
******************************************************************
Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности при работе с компьютером.
№1. Тест на проверку знаний по технике безопасности в кабинете информатики:
Какое воздействие на человека оказывает работа на ПК?
вызывает усталость и снижение работоспособности;
плохо влияет на зрение;
человек получает определённую дозу излучения.
Можно ли положить вещи (тетрадь, учебник, ручку) на компьютер?
можно только на системный блок;
можно только на монитор;
нельзя.
На каком расстоянии от монитора должен работать ученик?
15-20 см;
50-70 см;
40 см.
При каких условиях можно работать на компьютере?
При хорошем освещении и нормальном самочувствии;
при недостаточном освещении;
при плохом самочувствии.
Что нужно делать при появлении запаха гари?
прекратить работу, выключить аппаратуру;
сообщить преподавателю;
все данные ответы верны.
Что нужно сделать, войдя в кабинет информатики?
сразу сесть работать за компьютер;
побегать по классу;
спокойно занять своё рабочее место, ничего не трогая на столе.
Что обязан сделать ученик, если в кабинете информатики возникла чрезвычайная ситуация?
делать то же, что делают все;
спокойно ожидать указаний преподавателя;
немедленно покинуть кабинет.
Через сколько минут после непрерывной работы за компьютером надо делать упражнения для глаз?
через 10 минут;
через каждый час;
делать не надо.
№2. Разделите одну страницу в тетради на 4 равные части. Нарисуйте 4 рисунка: два рисунка про то, что можно делать в компьютерном классе, два рисунка – что нельзя.
Тема 2. Человек и информация.
№1. Продолжите фразу:
Информация – это __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные – это ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
№2. Заполните таблицу.
Вид информации Чувство Орган
Зрительная Звуковая Вкусовая Обонятельная Осязательная №3. Определите вид информации в следующих случаях (установите соответствие)
Иван читает газету. Зрительная
Маша слушает радио. Вкусовая
Даша пьет молоко. Звуковая
Вася вдыхает ароматы цветов. Осязательная
Витя плавает в речке. Обонятельная
Катя смотрит мультфильм №4. Отметьте галочками разных цветов характеристики предметов и явления, которые человек воспринимает с помощью органов чувств (органы зрения – синий, органы слуха – зеленый, органы осязания – красный, органы вкуса – желтый, органы обоняния – оранжевый):Громкий Ароматный Мягкий Кислый
Светлый Тусклый Шершавый Огромный
Сочный Холодный Сладкий Ритмичный
Яркий Мелодичный Мокрый Широкий
Звонкий Горячий Высокий Соленый
Близкий Морской Свежий Воздушный
№5. Для каждого животного укажите наиболее развитое у него чувство:
Орел Зрение
Волк Слух
Летучая мышь Обоняние
Дельфин Осязание
Крот №6. Заполните схему.
232981555245Информация
Информация

574611511176004351581118426030327601238250167322512382502672381229250267461114757
5115637845060376936084455024377658445501113790844550-201295857250
№7. Укажите жизненные ситуации, в которых осуществляется:
А) получение информации:
Ученик слушает объяснения учителя на уроке математики.
Первоклассник заполняет календарь погоды на уроке природоведения.
Мама слушает радио, когда готовит завтрак.
Девочка фотографируется с подружкой.
Бабушка и дедушка пробуют на вкус варенье, которое приготовили по новому рецепту.
Б) передача информации:
Дочь рассказывает родителям о том, как прошел день в лагере.
Дедушка с бабушкой смотрят новости по телевизору.
Школьник выполняет самостоятельную работу по физике.
Из дома доносится музыка.
Я отправляю электронное письмо в школу.
В) хранение информации:
Маша заучивает стихотворение наизусть.
Родители получили SMS-сообщение о погоде.
Ученица читает повесть по литературе.
Мама сохраняет номер телефона классного руководителя.
Туристы фотографируются на фоне Эйфелевой башни.
Г) обработка информации:
Шахматист обдумывает очередной ход
Мальчик вдыхает ароматы цветов.
Ученики 5 класса переводят текст с английского языка на русский.
Водители такси остановились на красный сигнал светофора.
Мальчик рассказывает одноклассникам впечатления о путешествии.
№8. Разгадайте кроссворд.
3 6
1. Все, что напечатано, написано на любом языке, - это … информация.
2. любые сведения, принимаемые и передаваемые, сохраняемые различными источниками – это …
3. Все, что мы слышим, - это … информация.
4. Наука, занимающаяся изучением способов передачи, хранения и обработки информации.
5. Информация, представленная в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки информация.
6. Рисунки, схемы, карты, фотографии и т.д. – это … информация.
7. Количественные характеристики объектов окружающего мира – это … информация.
1 2 4 7 5 Тема 3. Устройства компьютера. Архитектура компьютера.
№1. Впишите в клеточки слова-ответы.
а) Наука о способах и методах представления, обработки, передачи и хранения информации с помощью компьютера.
б) Электронно-вычислительная машина для обработки, хранения и передачи информации.

в) Информация, представленная в форме, пригодной для обработки информации.
№2. Название каждой профессии соедините линией с описанием возможностей компьютера в соответствующей сфере деятельности.
Художник Создание, обработка, исполнение музыкальных композиций.
Почтальон Разработка новых моделей одежды и обуви, подготовка выкроек.
Переводчик Создание новых изображений, изменение имеющихся рисунков и фотографий
Композитор Формирование каталогов, хранение книг, газет и журналов.
Модельер Доставка сообщений адресату в любую точку планеты за считанные секунды
Архитектор Выполнение перевода отдельных слов, фраз и текстов с одного языка на другой.
Учитель Обследование, диагностика, назначение лечения и лекарств.
Бухгалтер Создание интерьеров, подбор фактуры и цвета отделочных материалов
Библиотекарь Демонстрация изучаемого материала в наглядной форме, проверка знаний.
Врач Быстрый расчет заработной платы, учет доходов и налогов, подготовка документации
№3. Подпишите основные части компьютера.
45116752992120048710852603500486967736763713472492960370647534439199495046018415-2568712738644-25891489949
№4. Подпишите периферийные устройства компьютера.
_______________________________ _______________________________
_______________________________ _______________________________
______________________________ _______________________________
№5. Подпишите определения каждого термина:
Монитор – это ____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Клавиатура – это __________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Системный блок – это ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Мышь – это _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
№6. Подпишите устройства, которые находятся в системном блоке.
256413030099000546671526517600-33020026517600-329592169801705172075918210041783043370502826192670890
№7. Соедините линиями устройства ввода и устройства вывода.
Устройства ввода Устройства вывода




№8. Впишите в пропуски названия подходящих устройств.
Я включил персональный _________________ и набрал на _______________________ рассказ про мое путешествие. Затем я переписал с флешки последние фотографии и вывел их на ________________. После этого добавил громкость звука музыки на ______________ и стал играть игру, быстро двигая _____________. Получив рекордный результат, я ввел с ___________________ свое имя и распечатал на ____________________ свои рекорды.
№9. Разгадайте кроссворд.
1 2 3 4 5 6 7 8 Вопросы:
Устройство компьютера для ввода буквенной информации.
Устройство ввода звуковой информации.
Устройство компьютера для хранения программ и данных.
«Мозг» компьютера.
Устройство манипулирования курсором.
Дисплей
Устройство ввода информации из бумаги в память компьютера.
Устройство вывода буквенной информации на бумагу.
Тема 4. Память компьютера
№1. Подпиши определение
Память компьютера – это________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
№2. Заполни схему
ПАМЯТЬ
КОМПЬЮТЕРА
Внутренняя
Внешняя
ПАМЯТЬ
КОМПЬЮТЕРА
Внутренняя
Внешняя

№ 3. Соедини стрелками одинаковые понятияCD-ROM
CD-R
DVD-RW
гибкий диск
жесткий диск
только для чтения
записываемый
перезаписываемый
дискета
винчестер
CD-ROM
CD-R
DVD-RW
гибкий диск
жесткий диск
только для чтения
записываемый
перезаписываемый
дискета
винчестер

Тема 5. Операционные системы. Windows.№1. В предложении вставь пропущенные слова.

Операционная система является необходимым _____________________ любого _____________ и представляет собой набор _______________, предназначенных для ______________________ компьютером, хранения информации и __________________ работы всех подключенных к нему устройств.
№2. Подпишите операционные системы по логотипам
________________ _________________ _________________
№3. Заполните схему

Тема 6. Файлы и папки.
№1. Нарисуй как графически выглядят следующие значки.
Файл Ярлык Папка Указатель мыши №2. Укажи кнопки.
450342015811500
Укажи ту кнопку, щелкнув по которой окно программы закроется.
518033015811500
Укажи ту кнопку, щелкнув по которой размер окна программы уменьшится.
465582012636500
Укажи ту кнопку, щелкнув по которой окно программы свернется.