Практические работы по эффективному поведению на рынке труда(СПО)
Методические указания по выполнению практических работ
по дисциплине "Эффективное поведение на рынке труда "
по специальностям:
35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства;
19.01.17 Повар, кондитер;
35.01.15 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве;
38.01.02 Продавец, контролёр – кассир.
Учебная дисциплина "Эффективное поведение на рынке труда" входит в профессиональный цикл учебных предметов технического профиля.
В соответствии с рабочей программой на данную дисциплину предусмотрено 10 часов практических работ.
Задачи изучения дисциплины вытекают из государственных требований к результатам освоения дисциплины в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.
В соответствии с ФГОС по специальности студент должен обладать общими и профессиональными компетенциями:
В результате освоения дисциплины у обучающихся формируются компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У.1. - давать аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда;
У.2. - аргументировать целесообразность использования элементов инфраструктуры для поиска работы;
У.3. - задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу;
У.4. - составлять структуру заметок для фиксации взаимодействия с потенциальным работодателем;
У.5. - составлять резюме с учетом специфики работодателя;
У.6. - применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях;
У.7. - корректно отвечать на «неудобные вопросы» потенциального работодателя;
У.8. - оперировать понятиями «горизонтальная карьера» и «вертикальная карьера»;
У.8. - оперировать понятиями «горизонтальная карьера» и «вертикальная карьера»;
У.9. - объяснять причины, побуждающие работника к построению карьеры;
У.10. - анализировать (формулировать) запрос на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном (определенном) направлении;
У.11. - давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З.1. - источники информации и их особенности;
З.2. - как происходят процессы получения, преобразования и передачи информации;
З.3. - возможные ошибки при сборе информации и способы их минимизации;
З.4. - обобщенный алгоритм решения различных проблем;
З.5. - как происходит процесс доказательства;
З.6. - выбор оптимальных способов решения проблем, имеющих различные варианты разрешения;
З.7. - способы представления практических результатов;
3.8. - выбор оптимальных способов презентаций полученных результатов.
Практическая работа № 1
Аргументированная оценка степени востребованности специальности
на региональном рынке труда
Цель работы: изучить рынок труда, модели конкурентоспособности профессии
Информационный лист № 1
Рынок труда - система способов, общественных механизмов и организаций, позволяющая продавцам (ищущим работу) найти работу, покупателям (работодателям) найти работников для ведения производственно-коммерческой деятельности.
Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.
Основными компонентами рынка труда являются:
- спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы;
- стоимость рабочей силы;
- цена рабочей силы;
- конкуренция между работодателями и работополучателями, работодателями и наемными работниками.
Продавцами на рынке труда могут быть любые люди, ищущие работу:
- студенты;
- выпускники профессиональных учебных заведений;
- любой человек, желающий сменить место работы;
- это могут быть люди как имеющие, так и не имеющие работу.
Покупатели (работодатели) при наличии свободных мест имеют спрос на определенного работника. Они заявляют об этом в службу занятости.
Исследователи выделяют семь моделей конкурентоспособности специалиста.
Первая модель - «Профессионал». Конкурентоспособность такого специалиста обеспечивается высоким уровнем профессиональной квалификации. Он достиг вершин профессионального мастерства, знаетвсѐ ( или почти всѐ) о свой профессии.
Вторая модель – «Универсал». Высокий спрос на таких специалистов поддерживается за счет того, что человек владеет несколькими профессиями, разнообразными компетенциями, а значит, способен выполнять различные виды работ, заменять, если надо, своих коллег.
Обычно такие специалисты незаменимы на малых предприятиях, где количество персонала ограничено.
Третья модель – « Хороший работник». Его конкурентоспособность остается высокой благодаря обладанию такими качествами как трудолюбие, обязательность, ответственность. Этот тип работника привлекателен для работодателя по тем специальностям, где эти качества являются профессионально важными.
Четвертая модель – «Гибкий». Это специалист, который умеет перестраиваться, осваивать новые виды деятельности, быстро переключатся на выполнения других функций. Чаще всего эти качества бывают востребованы в венчурных фирмах, на инновационных производствах.
Пятая модель – «Целеустремленный». Конкурентоспособность такого специалиста достигается за счет его упорства, настойчивости, которые «пробивают любые стены» и рано или поздно помогают преодолеть любые препятствия.
Шестая модель – «Мобильность». Спрос на такого специалиста обеспечивается его «легкостью на подъем», позволяющей значительно расширить географию поиска работы и форм трудоустройства.
Седьмая модель – «Коммуникатор». Его конкурентоспособность на современном рынке труда связана с умением общаться, дружить, устанавливать связи.
Порядок выполнения работы
1.1.Индивидуальная работа
Запишите все, что вы умеете делать, в первую колонку таблицы
Таблица 1.- Мои умения
Я умею….. Умения в ОУ Работодатели
1.2 Индивидуальная работа
Озаглавьте вторую колонку «Умения в ОУ» и отметьте в ней знаком «v» умения, которые вы прибрели в вашем образовательном учреждении. Допишите умения, которые вы приобретете до окончания
обучения.
1.3. Индивидуальная работа
Определите, какие ваши умения могли бы заинтересовать потенциальных работодателей. Для этого составьте список возможных работодателей (не менее 3-х), озаглавьте третью колонку таблицы «Работодатели» и в ней отметьте цифрой, какие из ваших умений могут заинтересовать конкретного работодателя.
1.__________________________________
2.__________________________________
3.__________________________________
1.4. Индивидуальная работа
Определите ваши способности и личные качества, которые, как вам кажется, смогут помочь вам в работе. Запишите их в левой части листа.
В правой части листа запишите работодателей, определенных вами при выполнении задания 1.3. С помощью стрелок укажите, какие ваши способности и личные качества могут иметь значение для каждого из работодателей.
Знаком «v» отметьте те способности и личные качества, которые в соответствии с вашей схемой, смогут быть интересны для работодателей.
Практическая работа № 2
Определение склонности к виду деятельности по методике Климова
Цель работы: определить свои интересы и склонности, оценить свои возможности, способности и соответствие требованиям выбранной профессии.
Информационный лист № 2
Каждую отдельно взятую специальность по определенным основаниям можно отнести к определенному типу. Если брать во внимание такой критерий, как предмет труда, то абсолютно все виды профессий можно разделить на пять типов.
I. «Человек-природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа». Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются животные и растения. Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа»:
развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
II. «Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника». Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются технические объекты и материалы, виды энергии. Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).Психологические требования профессий «человек-техника»:
хорошая координация движений;
точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
развитое техническое и творческое мышление и воображение;
умение переключать и концентрировать внимание;
наблюдательность.
III. «Человек-знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек - знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации. Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:
тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
хорошая оперативная и механическая память;
способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
хорошее распределение и переключение внимания;
точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
усидчивость, терпение;
логическое мышление.
IV. «Человек-художественный образ». Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является художественный образ, способы его построения. Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
художественные способности; развитое зрительное восприятие;
наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
V. «Человек-человек». Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются люди. Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
доброжелательность, отзывчивость;
выдержка;
умение сдерживать эмоции;
способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
способность владеть речью, мимикой, жестами;
развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
умение убеждать людей;
аккуратность, пунктуальность, собранность;
знание психологии людей.
Определить склонность к виду деятельности и выбрать профессию можно, пройдя тест Климова.
Порядок выполнения работы
возьмите чистый лист бумаги и сделайте пять колонок:
I – «человек – природа» II – «человек – техника» III - «человек - знаковая система» IV - «человек - художественный образ» V - «человек - человек»
читайте по порядку утверждения, и если вы соглашаетесь с ними, то со знаком «+» записывайте цифру, указанную в скобках, в соответствующую колонку на вашем листе (номер колонки указан римскими цифрами). Если не соглашаетесь, то выписывайте цифру со знаком «-».
Например: «Я охотно и подолгу могу что-то мастерить, чинить» (II-1). Если вы с этим утверждением не согласны, то в колонку II («человек - техника») записывайте себе «-1». Если вы не можете ответить определенно, то вообще цифру не выписывайте;
ответив таким образом на 30 утверждений, подсчитайте суммы выписанных цифр (учитывая «плюсы» и «минусы») в каждой из колонок. Наибольшие положительные суммы будут в столбцах, соответствующих наиболее подходящим для вас типам профессий, наименьшие (а тем более отрицательные суммы) - неподходящим профессиям.Максимальное число баллов в каждом столбце 8.
Тестовый материал
Легко знакомлюсь с новыми людьми (V-1).
Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить, чинить (II-1).
Люблю ходить в музеи, театры, на художественные выставки (IV-1).
Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями и животными (I-1).
Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, решать задачи, чертить (III-1).
Охотно помогаю другим людям по уходу за животными и растениями (I-1).
Люблю проводить время с младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом, помочь им в чём-то (V-1).
Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах (III-1).
То, что я делаю своими руками, обычно вызывает интерес у моих товарищей или других людей (II-2).
Даже незнакомые люди считают, что у меня есть способности к определенной области искусства (IV-2).
Я охотно читаю о растительном и животном мире (I-1).
Активно участвую в художественной самодеятельности (IV-1).
Охотно читаю об устройствах механизмов, машин, приборов (II-1).
Охотно разгадываю кроссворды, головоломки, ребусы, трудные задачи (III-2).
Легко улаживаю разногласия между друзьями или другими людьми (V-2).
Люди считают, что у меня есть способности к работе с техникой (II-2).
Результаты моего художественного творчества одобряют даже незнакомые люди (IV-2).
Люди считают, что у меня есть способности к работе с растениями или животными (I-2).
Обычно мне удается подробно и ясно для других излагать мысли в письменной форме (III-2).
Я почти никогда ни с кем не ссорюсь (V-1).
Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди (II-1).
Без особого труда усваиваю иностранные языки (III-1).
Мне часто случается помогать даже незнакомым людям (V-2).
Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д. (IV-1).
Могу влиять на ход развития растений и животных (I-2).
Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов (II-1).
Мне обычно удается склонить людей на свою точку зрения (V-1).
Охотно наблюдаю за растениями или животными (I-1).
Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику (III-1).
Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п.(IV-1).
Практическая работа № 3
Проведение самооценки своих сильных и слабых сторон
Цель работы: определить свои интересы и склонности, оценить свои возможности, способности и соответствие требованиям выбранной профессии.
Информационный лист № 3
Мы все хотим быть счастливыми и успешными. Каждый по-своему. Чем лучше мы себя знаем, тем больше у нас возможностей себя совершенствовать, собой управлять. Много есть различных приемов, методик и практик для самопознания. Личностный SWOT-анализ один из них. Он является рациональным инструментом и применяется как метод стратегического планирования личного развития. Это очень простой инструмент для определения нашего нынешнего состояния: наличие преимуществ, трудностей, возможностей и угроз.
Ценность SWOT-анализа заключается в его универсальности. Его можно применять как в решениях, связанных с задачами бизнеса, так и при анализе личных вопросов (различные этапы жизни могут рассматриваться, как проект).
Используем. Strengths (сильные стороны) — самая приятная часть для анализа. Это ваши персональные сильные стороны. Все, что вы используете прямо сейчас, на что опираетесь в простых и сложных ситуациях, принимая решения, в достижении целей. Все, что помогает вам достигать успеха, делать карьеру, выстраивать отношения, наполнять свою жизнь тем, что вы считаете ценным для себя. Это ваши качества, навыки, способности, которые являются вашим внутренним капиталом, наработанным, собранным за предыдущие годы, это весь опыт, успешный и ошибочный. Это то, что вы делаете «с закрытыми глазами», за что вы себя уважаете и чем можете гордиться. То, чем легко можете поделиться с другими и даже научить тому, что умеете/можете делать сами.
В этом квадрате базируется всё то, на что вы сами можете рассчитывать и влиять. Это ваши внутренние точки стабильности.
Развиваем. Weaknesses (слабые стороны) — пусть анализ данной части вас не огорчает. Это квадрат, по своей сути, ваш потенциал — то, чем вы можете стать, к чему возможно стремиться. Но пока по какой-то причине у вас не получается делать хорошо. Это то, что необходимо и следует вам развивать, чтобы добиться большего или удержать достигнутое. Этот квадрат — хорошая возможность заняться самоисследованием, самоосознанием, построить план личного развития, двигаясь по своему пути.
И сильные и слабые стороны — это ваши внутренние точки опоры. Это черты вашего характера, ваши личные наработки, которые посторонний человек «не пощупает», но хорошо вами чувствуются, как сила или слабость. Это то, что другими в вас оценивается зачастую интуитивно. Ваша сила тестируется другими людьми, а слабости могут быть против вас использованы, например, в переговорах, в управлении, в конфликтах, в продажах и пр.
Все, что вы напишите в этом квадрате, создаёт вашу внутреннюю нестабильность и требует вашего пристального внимания.
Делаем. Opportunities (возможности) — этот квадрат относится уже к внешним точкам опоры. Все, что нам предлагает внешний мир — курсы, школы, языки, хобби, путешествия, дипломы, сертификаты. Все то, что вы давно хотели постичь, чему хотели считали, что не плохо бы этому научиться, повысить квалификацию, но пока у вас до этого так и не дошли руки. Все то, что повышает вашу ценность в социуме. Все, что можно измерить и оценить, подтвердить чем-то внешним и осязаемым. К этому квадрату также можно отнести важные знакомства, расширение контактов, чье-то авторитетное мнение о вас, рекомендации, сотрудничество, выполненные проекты и осуществленные акции.
«Ноги» возможностей, перечисленных в этом квадрате, растут из ваших сильных сторон — из ваших внутренних точек стабильности. Или можно сказать так: квадрат возможностей — следствие сильных сторон. Все, что для вас возможно имеет причину — ваши сильные стороны. Используйте их!
Данный квадрат описывает ваши внешние точки стабильности. Внешнее всегда опирается на внутреннее. Внешнее проявляется только тогда, когда есть для этого внутренняя основа (опора). Так осуществляется принцип «изнутри наружу».
Исследуем. Threats (угрозы, риски) — эта та часть нашей жизни, которая нам самим бывает не до конца понятной. Что-то нас беспокоит, что-то мешает, что-то нами управляет… Это все, что находится «в тени» нашего понимания и сознания. Все, что требует нашего внимания, осмысления и исследования. У вас случаются повторяющиеся ситуации и нет ясности, почему это происходит? Вам встречаются похожие по своим мотивам, поступкам люди и это вам не нравится? Вы попадаете в ситуации, где вас подводят, предают, бросают в ответственный момент? Или вас не ценят? Вам кажется, что ничего в этой жизни не может зависеть от вас? У вас не получается принимать решения? Это все примеры того, что в вашей жизни есть что-то, что является следствием, следствием неуправляемым и беспокоящим вас. Эта часть жизни заставляет терять вас покой и силы.
Однозначно, слабые внешние точки опоры (ситуации, что заставляют вас терять силы) имеют свои корни в ваших слабых сторонах, которые необходимо развивать. Мы опять можем вспомнить принцип «изнутри наружу» и «все связано со всем, все на все влияет». Внутренняя слабость отражается в слабости внешней… И наоборот. Внешняя слабость обнаруживает внутреннюю неуверенность и неустойчивость.
В данном квадрате вы обозначите все внешние точки нестабильности, имеющие для вас значение на данном этапе жизни.
Порядок выполнения работы
Предлагается заполнить таблицу (согласно вышеприведенной схеме):
S (сильные стороны) W (слабые стороны)
O (возможности) T (угрозы)
Давайте кратко рассмотрим различные ситуации, используя принцип SWOT:
1. Сильных сторон больше, чем слабых. Возможностей больше, чем угроз (S>W и O>T).Самый эффективный/успешный расклад сил — реализовывать свои возможности, опираясь на сильные стороны. Просто структурируйте всё, что у вас есть в багаже, и принимайтесь за дело.
2. Слабых сторон больше, чем сильных, но возможностей больше, чем угроз (S<W и O>T).
При таком раскладе си, вам необходимо укреплять слабые стороны, чтобы смочь реализовать все возможности. Непременно используйте все свои сильные стороны.
3. Сильных сторон больше, чем слабых. Возможностей мало, а угроз много (S>W и O<T).
Что необходимо учесть при таком раскладе сил, даже если сильных сторон у вас много? В таком случае будет много затрат. Ваша задача обезопасить себя от угроз, используя сильные стороны.
4. Слабых сторон намного больше, чем сильных. Возможностей мало, а угроз много (S<W и O<T).
Расклад сил крайне не выгоден для вас. Быть эффективным в такой ситуации практически невозможно. Учиться в такой ситуации трудно. Скорее, вы будете попадать в различные передряги, откуда вам следует уносить ноги и зализывать раны.
Практическая работа № 4
Составление нескольких вариантов развития
карьеры обучающихсяЦель работы: формирование внутренней потребности у обучающихся к построению карьеры
Информационный лист № 4
Если характеризовать все профессии и специальности с точки зрения гарантии трудоустройства, то можно выделить следующие типы профессий, вероятность трудоустройства по которым достаточно велика:
- «вечные» профессии и специальности, обслуживающие основные потребности человека, которые никогда не исчезают (например, врач, земледелец, строитель, парикмахер);- «сквозные» (распространенные), по которым рабочие места, должности есть практически на каждом предприятии, в любом учреждении, в любом районе (например, электромонтер, техник, секретарь); - «дефицитные» (на данный момент и в ближайшее будущее), спрос на которые на рынке труда не удовлетворен, например, сегодня это: специалист по маркетингу, менеджер сферы услуг, дизайнер компьютерного макетирования, антикризисный управляющий);
- «перспективные», т.е. те профессии, специальности, спрос на которые будет возрастать (например, это профессии информационного типа: специалист по электронным каналам связи, системный аналитик, специалист по связям с общественностью);
- «свободные» т. е. те профессии и специальности, которые можно реализовать в режиме самозанятости независимо от экономической конъюнктуры. Кроме того, эти профессии не требуют наличия дорогостоящего оборудования, крупных материальных затрат (например, портной, художник, столяр, продавец, дизайнер интерьера).Конкурентоспособность профессии и специальности повышается, если она одновременно относится к нескольким из перечисленных типов. Например, профессия «уличный торговец»: свободная, т. к. может быть реализована в режиме самозанятости, дефицитная, т. к. в Белгородской области рынок товаров не насыщен, сквозная, т. к. покупатель везде, и вечная (покупатели покупают и будут покупать). Очевидно, что меньше гарантий устроиться на работу по профессиям редким, малораспространенным или если спрос на них удовлетворен и даже падает.
Карьера определяется как успешное продвижение вперед в той или иной области. Различают широкое понимание карьеры как профессионального продвижения, профессионального роста, как этапов восхождения к профессионализму. В более узком понимании карьера – это должностное продвижение, т.е. достижение определенного социального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности.
На основе полученных знаний о профессиональных сферах деятельности, типах
личности, мотивации деятельности и ситуации на рынке труда сделайте проект вашей
карьеры. Надеемся, что ответы на приведенные ниже вопросы помогут вам отобрать
оптимальный вариант плана карьеры:
1.Чего вы ждете от своей будущей работы?
2.Какое влияние окажет на других людей (семью, друзей, общество в целом) вашвыбор профессиональной деятельности?
3.Какие внешние и внутренние факторы необходимо иметь для того, чтобы
успешно продвигаться по карьерной лестнице?
4.Как вы оцениваете ваши карьерные ресурсы (развитие интеллекта, знания,навыки, опыт, способности, здоровье темперамент, социальное окружение) длядостижения профессиональных целей?
5.Что вы можете сказать о своей профессиональной пригодности к выбранномуделу?
6.Есть ли у вас остаточные знания, чтобы реализовать свои идеи в бизнесе?
7.Задумывались ли вы над способами реализации ваших профессиональных
планов?
8. Какими могут быть еще варианты вашей будущей карьеры?
Порядок выполнения работы
4.1. Индивидуальная работа
Прочитайте информацию информационного листа.
Определите, предлагаете ли вы потенциальным работодателям одну профессию или разные профессии. Если окажется, что одну, то определите другие профессии или специальности, с которыми, по вашему мнению, вы могли бы выйти на рынок труда (например, профессия, которой вы владеете, но которую обычно осваивают на рабочем месте, и вы предполагаете, что сможете при необходимости ее освоить, не получая профессионального образования).Определите востребованность предложенных вами профессий на рынке труда, оценив эти профессии по критериям.
Вечная
Сквозная
Дефицитная
Перспективная
Свободная
Вечная
Сквозная
Дефицитная
Перспективная
Свободная
Вечная
Сквозная
Дефицитная
Перспективная
Свободная
Профессия
Профессия
Профессия
4.2. Индивидуальная работа
Определите, какую из определенных вами профессий вы считаете основой, т.е той, которую вы в первую очередь будете предлагать работодателям. Объясните свой выбор.
Определите, какую из определенных вами профессий можно будет использовать в качестве запасной стратегии. Объясните свое решение.
В качестве основной я буду предлагать профессию___________________________
_____________________________________________________________________________
В качестве запасной стратегии я буду использовать профессию_________________
_____________________________________________________________________________
4. 3. Индивидуальная работа.
Предположите 3 варианта развития вашей карьеры. Опишите каждый из них. Определите, какие ресурсы могут вам понадобиться для реализации каждого варианта. Дайте обоснование каждому ресурсу.
Описание Ресурсы Обоснование ресурса
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Практическая работа № 5
Построение сети контактов при поиске работы
Цель работы: решение проблемы трудоустройства при помощи поиска работы
Информационный лист № 5
Перед тем, как рассмотреть принципы организации поиска работы, обратимся к терминологическому словарю.
Поиск работы – активная душевная, умственная, информационно-поисковая, коммуникативная деятельность по подбору наиболее подходящего варианта работы. Удачный поиск работы заканчивается процедурой трудоустройства.
Вакансия – свободное рабочее место.
Работа – процесс профессиональной деятельности. Пассивный (в отличие от карьеры) способ движения в профессиональной сфере под влиянием внутренних и внешних стихийных сил.
Профессия – (от лат. «объявлять публично») – необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения духовных и физических сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.
Профессионал – человек, способный, в отличие от специалиста, решать не только узкие (по своей специальности) профессиональные задачи, но и сложные комплексные проблемы.
Универсальность профессионала обеспечивается:
а) широким кругозором, эрудицией, культурой;
б) способностью быстро учиться, осваивать новые специальности;
в) хорошо развитыми общими способностями, деловыми навыками;
г) творческим воображением и тренированным системным мышлением;
д) инициативностью, гибкостью, готовностью к переменам.
Главное достоинство универсального профессионализма – возможность полноценной жизни в профессиональной сфере, реализации всех своих интересов и способностей.
Решение проблемы трудоустройства, так же, как и любой, другой проблемы, целесообразно начинать с предварительного планирования.
То есть, необходимо:
▪ Проанализировать ситуацию: наличие необходимых для работы знаний, умений, навыков и личностных качеств; возможности трудоустройства.
▪ Четко определить для себя конечный результат: какую работу я хочу получить?
наметить пути достижения желаемого рабочего места.
Итак, цели ясны. Следующий шаг: воспользоваться всеми возможными путями поиска работы.
Порядок выполнения работы
Задание 5.1
Выстройте в порядке важности свои информационные источники
для поиска работы:
1._________________________________________________
2._________________________________________________
3._________________________________________________
4._________________________________________________
5._________________________________________________
6._________________________________________________
Возможные источники информации о вакансиях:
Родственники, друзья, знакомые, которые могут помочь в трудоустройстве.
Служба занятости.
Средства массовой информации.
Кадровые агентства.
Отделы кадров конкретных предприятий и организаций.
Телефонные и другие справочники.
Объявления на улице и в транспорте.
Ярмарки вакансий.
Интернет.
Задание 5.2
Постройте свою сеть контактов (кто, как и чем может помочь вам в поиске работы). Сеть контактов при поиске работы
Кто Как и когда Чем
Задание 5.3
Заполнить таблицу:
Особенности источников информации о работе
Источники информации о работе Информация предоставляется непосредственно работодателем Для получения информации требуется заполнение бланков Для получения информации требуется заплатить деньги Информация предоставляется при соблюдении соискателем определенных требований Для получения информации требуются специальные навыки
Центр занятости населения Печатные издания Телевидение Расклеенные объявления Интернет Кадровые агенстваЗадание 5.4
Запишите в таблице, какие плюсы и минусы вы видите в обращении в центр занятости и в агентство по трудоустройству:
Плюсы Минусы
Центр занятости Агентство по трудоустройству Практическая работа № 6
Телефонные звонки потенциальным работодателям. Ведение телефонного разговора
Цель работы: решение проблемы трудоустройства при помощи поиска работы
Информационный лист № 6
Телефонный разговор с целью трудоустройства, т.е. разговор с работодателем, сотрудником отдела кадров и т.д., отличается от разговоров с друзьями, знакомыми, родственниками. Прежде всего, отличие состоит в том, что собеседник вас не знает и к тому же не видит. На что, как вы думаете, он будет обращать внимание?
Техника телефонного разговора
Телефон может быть использован для наведения справок по рекламируемым рабочим местам, для «поисковых» телефонных звонков.
Перед тем, как позвонить:
Если возможно, узнайте имя человека, с которым вы хотите поговорить или название отдела.
Подумайте о том, что вы будете говорить, будьте готовы ответить на вопросы о себе, о своем опыте.
Лучше иметь при себе пакет документов (резюме).
Имейте наготове ручку и бумагу на случай, если потребуется что-либо записать.
Разговор по телефону:
Обратитесь к работодателю по имени-отчеству. Если имя работодателя неизвестно, необходимо узнать, кто на предприятии занимается вопросами приема на работу и как его зовут, а затем попросить к телефону именно этого человека.
Представьтесь сами и укажите цель своего звонка: акцентируйте внимание на услугах, которые Вы можете предложить и какой работой вы интересуетесь, постарайтесь завоевать интерес работодателя.
Не бойтесь попросить что-то повторить, если не поняли с первого раза.
Если вам предлагают прийти на собеседование, пометьте себе день, время, место и имя человека, с которым вам предстоит встретиться.
случае отказа, постарайтесь получить у собеседника информацию о том, где могут быть аналогичные вакансии и появится ли в данной организации вакансия в ближайшее время. Спросите, можно ли позвонить еще раз через некоторое время, можно ли послать резюме на тот случай, если место неожиданно появится.
Будьте вежливы, но настойчивы.
Не забудьте поблагодарить сотрудника фирмы за потраченное время и помощь.
«Поисковый» телефонный звонок
Общая цель «поискового» звонка состоит в том, чтобы пробудить интерес потенциального работодателя, вызвать у него желание встретиться с вами и больше о вас узнать. Этой цели и должны быть подчинены все ваши действия.
Прежде всего, вы должны знать, чего вы хотите. Подумайте, какого рода работа может вам подойти, с чем она связана, какие навыки нужны. Другой очень важной стороной является то, что вы должны подумать, чем вы можете заинтересовать работодателя. На чем вы должны акцентировать внимание, что особо подчеркнуть? Сделайте необходимые заметки и держите их перед глазами, когда будете звонить. Вы должны понимать, что ваш звонок является для работодателя неожиданностью. Вначале он даже не знает, кто звонит и почему именно ему. И значит, вы можете овладеть инициативой, вести и контролировать разговор.
Рассмотрим конкретные шаги реализации «поискового» звонка.
Первый шаг - узнайте имя. Всегда старайтесь выяснить имя того, кто конкретно отвечает за набор новых работников. Знание имени даст вам несколько конкретных преимуществ: вы не будете тратить время и усилия на разговор с тем, кто не может решить ваш вопрос, и сможете просить соединить вас с конкретным человеком, имя которого вам известно.
Обращаясь по имени к потенциальному работодателю, вы сразу создаете благоприятную и доверительную атмосферу общения и сокращаете психологическую дистанцию, создаете благоприятное впечатление о себе и серьезности своих намерений.
Второй шаг - преодолейте «заслон». Важно не только знать, к кому обратиться, необходимо добиться возможности поговорить с человеком. Помните, ваш звонок - неожиданность, поэтому если вы преждевременно раскроете цель обращения первому, кто снял трубку, то ответ почти всегда будет отрицательным, а разговор законченным. Однако, добиваясь разговора с нужным человеком, не стоит говорить, что это личный звонок. Это вызывает опасение. Разумнее сказать, что это звонок по вопросу, связанному с приемом на работу, или просто сказать, что свой вопрос вы можете обсудить только с адресатом звонка. Если вам говорят, что адресат звонка занят или отсутствует, не соглашайтесь на разговор с другим абонентом. Правильнее будет выяснить, когда нужный вам собеседник вернется, и перезвонить в указанное время.
Третий шаг - позитивно «подайте» себя. Начиная разговор, следует обратиться к работодателю по имени, представиться и представить свою «домашнюю заготовку». Она заключается в кратком сообщении о ваших рабочих и личных качествах, об опыте, квалификации, интересах, навыках и способностях. Постарайтесь, чтобы рассказ был не очень длинным, но интересным и привлекающим внимание. Вы должны обязательно объяснить собеседнику причину звонка, однако признаваться в том, что вы звоните «наудачу», а телефон нашли в справочнике, не следует. Кроме того, не следует занижать своих способностей - это неподходящий момент для скромности и самокритики.
Четвертый шаг - продолжайте разговор. Ваша речь должна быть построена так, чтобы у работодателя не было возможности «свернуть» разговор. Если вы скажете, что звоните с тем, чтобы узнать, нет ли какой-нибудь работы, вам могут легко сказать «нет» и повесить трубку. Если ту же самую мысль вы сформулируете в форме «Я звоню, чтобы попросить о встрече и обсудить, нет ли каких-либо вакансий сейчас или в будущем», то в этом случае сказать короткое «нет» значительнее сложнее. Необходимость продолжать разговор возникает потому, что работодателю нужно какое-то время, чтобы подумать. Поэтому не давите, но и не давайте возможности прервать разговор. Обязательно добейтесь согласия работодателя отправить ему экземпляр вашего резюме. Формулировка может быть такой: «Вы не будете против того, чтобы у вас было мое резюме на случай, если появится подходящая для меня вакансия?». Договоритесь, что вы позвоните в фирму после получения там вашего резюме, а также спросите, знает ли работодатель о возможных вакансиях в других фирмах.
Пятый шаг - позитивно окончите разговор. Очень важно вежливо и позитивно закончить разговор. Вы должны поблагодарить своего собеседника за потраченное время и за помощь. Если работодатель соглашается взглянуть на ваши документы, представьте их как можно быстрее. Можно написать сопроводительное письмо, в котором сослаться на телефонный разговор. Даже если согласие не получено, попросите разрешения позвонить еще раз через некоторое время - месяц или два. Найдется немного людей, которые откажут вам в этом, а вы получите возможность повторного звонка, где вы упомянете, что уже разговаривали с нанимателем.
Телефонный звонок по рекламируемой вакансии
Если вы активно ищете работу, то такие звонки вам придется делать постоянно. Это ваш первый опыт общения с вероятным работодателем, и произвести благоприятное впечатление очень важно. Цель звонка - добиться приглашения на собеседование.
Прежде чем позвонить, вы должны быть готовы к звонку. Подготовка включает следующие позиции:
-необходимо иметь перед собой рекламное объявление; -подчеркните название фирмы или название отдела, а может быть,
и имя человека, с которым хотите поговорить; -отметьте точное название вакансии, на которую вы рассчитываете;
-запишите все вопросы, которые вы хотите задать потенциальному работодателю;
-приготовьте ручку и бумагу на случай, если придется что-то записать;
-будьте готовы в позитивном ключе ответить на вопросы о себе, своем опыте и почему вы заинтересованы в получении этого рабочего места.
Схема телефонного разговора по рекламируемой вакансии
1. Попросите соединить с сотрудником или отделом, с которым вы хотите связаться.
2.Представьтесь и сообщите, по поводу какой вакансии вы звоните. 3.Задайте уточняющие вопросы по интересующей вас вакансии.
Вариант а. Если вам предлагают прийти на собеседование, уточните день, время, место и имя человека, с которым вам предстоит встретиться. Повторите эту информацию собеседнику, чтобы убедиться в том, что вы все правильно поняли. Попросите объяснить, как проехать.
Вариант б. Если место уже занято, поинтересуйтесь, можно ли надеяться на появление вакансий в будущем. Спросите, можно ли позвонить еще раз через несколько недель. Выясните, можно ли послать резюме на тот случай, если место неожиданно появится.
5.Поблагодарите сотрудника фирмы за потраченное время.
Порядок выполнения работы
Задание 6.1
Обсудите, какие вопросы нужно задать работодателю в процессе разговора по телефону, если вы решили позвонить по объявлению. Вопросы запишите. Будьте готовы представить свой ответ аудитории.
Предприятию требуются штукатуры-маляры, плиточники, плотники, сварщики. З/п от 20 тыс.руб. Все соц. Гарантии.
Тел. 94-45-17 Кондуктор, з/п 8000руб. Полный соц. Пакет, бесплатный проезд на городском транспорте. Одиноким предоставляется общежитие.
Тел. 309-64-79 Требуются менеджеры по рекламе. Обучение, карьерный рост.
Тел. 78-56-12 Задание 6.1
Работа в парах
Прочитайте информацию из части ІІ информационного листа 6. 1 Представьте себе, что вы работодатель. Запишите объявления
о вакансии. Объявления покажите своему партнеру. Подготовьтесь к телефонному разговору в роли работодателя.
2.Представьте себе, что вы соискатель. Прочитайте объявления о вакансии, которое предоставил вам партнер. Подготовьтесь к телефонному разговору в роли соискателя.
3.Разыграйте два телефонных разговора по схеме, представленной в информационном листе. В одном из разговоров вы будете в роли соискателя, в другом – в роли работодателя.
4.После завершения каждого разговора сделайте отметки в оценочном бланке (+/-).5.Обсудите свою работу с преподавателем.
Соискатель Самооценка Оценка
партнера
-попросил соединить с нужным сотрудником -обращался к собеседнику по имени во время разговора -представился -сообщил, по поводу какой вакансии звонит -дал возможность собеседнику высказаться, не перебивал -уточнил день, время, место и имя человека, с которым ему предстоит встретиться, если предложили прийти на собеседование -уточнил, есть ли вероятность появления вакансии вближайшее время, если не предложили прийти насобеседование -поблагодарил сотрудника фирмы за потраченное время Практическая работа № 7
Составление документов для самопрезентацииЦель работы: подготовить документы, способствующие успешному трудоустройству
Информационный лист № 7
Самыми распространенными способами заочной самопрезентации являются: составление рекламного объявления, автобиографии, профессионального резюме, написание письма по рекламируемой вакансии, поискового письма.
Резюме (само-характеристика) - доведение до сведения потенциальных работодателей информации о ваших профессиональных желаниях, намерениях и достоинствах. Резюме - одно из самых эффективных средств саморекламы на рынке труда.
Цель резюме - привлечь внимание к себе при первом же заочном знакомстве, произвести благоприятное впечатление. Если внимание привлечь не удалось, значит, резюме не сработало. Существует общепринятая форма резюме, которая обеспечивает наиболее удобное восприятие его содержания.
Наиболее распространенным вариантом письменного обращения к потенциальному работодателю является персональное резюме с соответствующим сопроводительным письмом.
Профессиональное резюме - это одно- или двухстраничное изложение вашей «трудовой биографии», сведений о полученном образовании, а также квалификации и навыках, относящихся к работе, на которую вы претендуете.
Сопроводительное письмо - это краткое (2-3 абзаца) письмо, где в сжатой, сконцентрированной форме привлекается внимание к вам и доказывается ваша пригодность для работы, на которую вы претендуете.
Начинать письмо следует с объяснения того, почему вы обращаетесь к данному лицу (напоминание о предшествовавшей встрече или телефонном разговоре, ссылка на лицо, знакомое адресату, либо на какую-то информацию о данном лице или организации).
основной части письма следует кратко изложить ваши возможности и достигнутые результаты, подтверждающие вашу пригодность для искомой работы. Заключительная фраза должна содержать программу ваших дальнейших действий (звонок по поводу назначения встречи, приход в организацию в предлагаемое время, если оно устроит адресата, и т. п.).
Объявление в газету должно удовлетворять определенным требованиям:
Простота, лаконизм, четкость. Объявление должно кратко отражать ваш профессиональный профиль, вашу квалификацию, черты характера, интересы.
Не сужать поле деятельности. Объявление о предложении своих услуг должно выражать главную цель, но и одновременно открывать возможности, лежащие в смежных областях. Если сузить поле деятельности, можно вообще не получить ответа или получить очень маленький отклик.
Только выигрышная информация. Личные данные должны помещаться в объявлении только в том случае, если они выгодно демонстрируют ваши достоинства; поэтому без особенной нужды не говорите о вашем возрасте, образовании, дополнительных возможностях.
Нестандартность. Разумеется, вы можете привнести элемент оригинальности, но чтобы не получить негативной реакции, лучше избегать перегибов.
Примерная схема составления объявления:
Квалификация — Опыт работы — Дополнительные навыки --- Черты характера — Цель (можно в начале).
Итак, при составлении объявления важны: точность, конкретность, краткость, направленность на самое важное, целеустремленность, оригинальность без вульгарности, раскрытие профессиональных и личных сторон, умение в выгодном свете представить себя.
Автобиография
Автобиография составляется в произвольной форме, собственноручно, без помарок
и исправлений. В автобиографии обязательно осветить в описательной форме год и место
рождения и в какой семье; когда и в каких учебных заведениях учились, какое получили
образование и специальность, указать, когда, где и в какой должности работали, причины
перехода с должности на должность. Дать краткие сведения о Ваших ближайших
родственниках (муже, жене, детях, отце, матери). Находились ли Вы под судом или следствием, где, когда, за что, а также Ваш домашний адрес.
Порядок выполнения работы
Задание 6.1 Составить свое объявление в газету, ниже приведен образец.
Объявление в газету:
Срочно ищу работу в туристической фирме. Выпускница Киевского Университета туризма и курортного дела. Имею опыт работы - 2 года. Общительна, пунктуальна, работоспособна. Знаю английский, немецкий языки. Ищу вакансию менеджера. Татьяна г. Киев, тел.: 896163443526
Задание 6.2 Составить свое объявление на телевидение, ниже приведен образец.
Телевизитка:
Добрый день, меня зовут Ольга, моя цель - трудоустройство по специальности. Я учусь на 3-м курсе экономического факультета по специальности экономика и управление на предприятии. Имею хорошие коммуникативные навыки, могу найти подход к любому человеку (сотруднику), умею находить эффективные решения, готова совершенствоваться. Знаю английский язык (базовый уровень), уверенный пользователь ПК, Word, Excel, 1C. Если вам интересна моя кандидатура, звоните по телефону: 8-961-718-4785 ДО СВИДАНИЯ!
Задание 6.3 Составить автобиографию
Автобиография:
Я, Фомичева Елена Сергеевна, родилась в городе Киселевске 30.04.1992 года.
С 1999-2006 год обучалась в гимназии №1 в городе Киселевске. В 2006 году переехала в Новокузнецк. С 2006 по 2010 год обучалась в МОУ СОШ №65.
С 2011 года являюсь студенткой Новокузнецкого института (филиала)"Кемеровского государственного университета", сейчас обучаюсь на 3-м курсе экономического факультета. Не замужем.
Задание 6.4 Составляем сопроводительное письмо
Сопроводительное письмо:
ул. Кирова, 1 ОАО "ЗапСибУголь" начальнику отдела кадров Попову П. И.
Здравствуйте, Петр Иванович!
Я слышала много положительных отзывов о Вашей компании. Меня заинтересовала должность менеджера по управлению персоналом. Хотела бы, чтобы Вы рассмотрели мою кандидатуру. Прилагаю экземпляр автобиографии и резюме. Если вас заинтересует моя кандидатура, я готова приехать на собеседование в любое удобное для Вас время. С уважением, Яковлева Ольга Сергеевна ул. 11 Гвардейской Армии д. 15 кв. 105, тел. 8-961-718-4785 10.12.2014
Практическая работа № 8
Составление собственного резюме
Цель работы: подготовить документы, способствующие успешному трудоустройству
Информационный лист № 8
Наиболее распространенным вариантом письменного обращения к потенциальному работодателю является персональное резюме с соответствующим сопроводительным письмом.
Профессиональное резюме - это одно- или двухстраничное изложение вашей «трудовой биографии», сведений о полученном образовании, а также квалификации и навыках, относящихся к работе, на которую вы претендуете.
Резюме - это описание способностей человека, которые делают его конкурентоспособным на рынке труда. Резюме (само-характеристика) - доведение до сведения потенциальных работодателей информации о ваших профессиональных желаниях, намерениях и достоинствах. Резюме - официальный документ, правила написания которого регламентированы руководством по делопроизводству.
Оно должно отображать три основных качества, требуемых от сотрудника: образованность, продуктивность и неограниченность способностей. В некоторых случаях можно встретить аббревиатуру CV (лат. - CurriculumVitae), в буквальном переводе означает "жизнеописание" или "ход жизни" и представляет собой резюме работников творческих профессий; в нем представлены результаты труда, в то время как места работы не указываются. Стиль резюме чаще направлен на получение конкретного места работы(!), в то время как CV содержит более подробную и структурированную информацию о карьерном пути человека. В контексте нашего времени документ, обозначенный CV или "резюме" (франц. resume - краткое изложение основного содержания), не столько описывает профессиональную жизнь соискателя, сколько служит основанием для приглашения на собеседование. Резюме несет в себе много положительного, как для соискателя рабочего места, так и для работодателя. Для соискателя - это идеальный способ представить себя в наиболее выгодном свете, а для работодателя - своеобразный метод отсева неподходящих кандидатов.
Цель резюме - привлечь внимание к себе при первом, как привило, заочном знакомстве, произвести благоприятное впечатление и побудить работодателя пригласить Вас на личную встречу. Отсюда вытекает главный принцип написания резюме - подчеркнуть все положительные моменты и сделать незаметным, насколько это возможно, то, что вашей сильной стороной не является.
Нужно написать такое резюме
чтобы потенциальный работодатель воспринял его, как источник Ваших биографических данных и информации о Вашем профессиональном опыте;
что бы такое резюме отвечало на вопрос, соответствуете ли Вы требованиям, установленным работодателем для данной работы;
что бы оно давало дополнительные сведения, которые заинтересуют работодателя и мотивируют пригласить Вас на собеседование.
Резюме, с которым работодатель ознакомился до собеседования, позволяет быстро узнать главное о кандидате, сформулировать дополнительные вопросы и не записывать необходимые данные о кандидате, что сокращает время и повышает эффективность собеседования. Чаще всего кадровые вопросы курируют менеджеры по персоналу, секретари, офисные менеджеры, начальники отделов продаж, и даже главные бухгалтера. Специалисты по подбору кадров пользуются субъективным методом отбора резюме, а также методом отбора по ряду формальных признаков (опыт и навыки работы, профессиональные качества, образование, пол, возраст и т.п.). В первом случае большое значение имеет субъективное восприятие менеджера, во втором - профессионально составленное резюме, подчеркивающее достоинства и умело нивелирующее недостатки претендента.
На основании резюме формируется первое и довольно устойчивое мнение о человеке, которое, однако, субъективно и зависит от стереотипов восприятия людей. Если приглашение на собеседование получить не удалось, значит, резюме по каким-то причинам не привлекло внимание работодателя. Единственный шанс преуспеть с помощью резюме - момент, когда его читают в первый раз. Как правило, на просмотр резюме затрачивается не более 2-3 минут. Именно поэтому при его составлении используется стандартная форма. По мнению большинства работодателей, очень важно, чтобы информация в резюме была максимально полной и одновременно краткой, а главное, чтобы соискатель во время собеседования мог подтвердить все данные.
Порядок выполнения работы
В резюме должны быть указаны следующие данные:
1. Личные данные (ФИО, адрес, телефон, национальность).
2. Цель профессиональная (на получение какой работы и почему вы претендуете; не более 3-5 строк).
3. Опыт работы (обычно в обратнохронологическом порядке; целесообразно отметить практические навыки, полученные в период обучения).
4. Образование (можно сообщить о наградах, подчеркнуть изученные дисциплины, соответствующие профессиональной области, в которой вы предполагаете работать).
5. Дополнительная информация (семейное положение, владение иностранными языками, навыки работы на компьютере, наличие водительских прав, членство в профессиональных организациях и т. п.; хобби следует упоминать только в том случае, если оно тесно связан с работой, которую вы стремитесь получить).
Требования к стилю написания: предельная конкретность к стилю написания.
Резюме для начинающих
В целом резюме составляется обычным образом, за исключением раздела «Опыт работы». Не бойтесь указывать непродолжительный опыт: даже если вы проработали всего 2-3 месяца, это надо отразить в резюме. Если опыта работы нет, укажите, где вы проходили практику и какую именно работу выполняли.
Задание 8.1
Напишите свое профессиональное резюме.
Вам необходимо прорекламировать свои способности на рынке труда в форме резюме, которое не позволит работодателю пройти мимо вашей кандидатуры.
Задание 8.2
Игра “Пришлите ваше резюме на вакантное место по специальности”.
Инструкция:
− Собрать написанные группой резюме.
− Избрать группу из 4-5 «кадровиков», заказчиков на вакантное место.
Обсуждаются критерии отбора кандидатов по резюме.
− В течение 15-20 минут идет отсев резюме «кадровиками».
− Лучшие резюме зачитываются вслух. Объясняются причины предпочитаемоговыбора и дальнейшего приглашения на собеседование.
Практическая работа № 9
Проведение диалога с работодателем в модельных условиях (ответы на «неудобные вопросы»)
Цель работы: рассмотреть категорию вопросов, ответы на которые могут вызвать затруднения
Информационный лист № 9
Что такое «неудобные вопросы»?
Этими вопросами потенциальный работодатель/агент по трудоустройству ставит под сомнение ценность опыта претендента на вакантную должность, его деловые и личные качества, его способность справиться с работой. Иногда это действительно вопросы, а иногда суждения, на которые, по предположению потенциального работодателя/агента по трудоустройству, вы должны адекватно отреагировать.
Для каждого «неудобные вопросы» свои, и зависят от того, есть опыт работы или нет, насколько удачным был опыт предыдущей работы, что не устраивало на предыдущем месте работы и т.п. Главное, почему такие вопросы оказываются неудобными - это то, что на них трудно ответить, не принижая собственное достоинство, но, и не переходя на критику предыдущего работодателя или потенциального работодателя/агента по трудоустройству.
Приведенные ниже вопросы звучат практически на каждом собеседовании.
На какой должности Вы видите себя через пару (или пять) лет?
Отвечая на этот вопрос, не нужно скромничать. Планируете стать начальником? Можете смело заявить об этом, но только в том случае, если Ваши квалификация, опыт и знания позволяют надеяться на подобную перспективу. Ответ должен звучать корректно и обоснованно.
Почему Вы хотите работать в нашей компании?
При ответе на данный вопрос, требуется серьезная подготовка. Вариант ответа: Я много знаю о Вашей фирме, изучив публикации в прессе (поговорив со специалистами, побывав на сайте Интернета и т.п.). Мне очень импонирует Ваш авторитет в деловом мире, стиль работы, а также круг моих будущих обязанностей. Если Вы окажете мне доверие, то я со своей стороны - (далее следует перечисление тех умений и навыков, которые могут быть полезны компании).
Почему Вы считаете себя достойным занять эту должность? В чем Ваши преимущества перед другими кандидатами?
Это наилучший вопрос для кандидата, чтобы без ложной скромности назвать свои главные преимущества перед другими претендентами. При этом Вы должны продемонстрировать свое умение убеждать, подчеркивая свои преимущества. Плохо, если вы и на этот вопрос отвечаете слабыми аргументами и приводите свои формально-биографические характеристики.
Каковы Ваши сильные стороны?
Вспомните о своих главных успехах и достижениях на предыдущих работах или просто в жизни. Теперь задайте себе вопрос, за счет какого качества Вы этих успехов добились? Подумайте, что действительно присуще именно Вам и не бойтесь быть откровенными. Ведь только уверенный в себе человек может говорить о своих недостатках.
Почему Вы ушли с предыдущей работы?
Плохо, если причиной ухода был конфликт, если кандидат ругает бывшие там порядки и своего бывшего руководителя. Уход с работы из-за конфликта является бегством от трудностей, признанием собственного поражения, накладывающим отпечаток на самооценку личности. Хороший кандидат подчеркнет то позитивное, что было в его предыдущей работе и взаимоотношениях с людьми, и назовет такие достойные причины, как желание более интересной работы и стремление наиболее полно реализовать свои возможности.
Опишите мне трудную проблему, с которой Вам приходилось сталкиваться?
Прекрасная возможность продемонстрировать свое умение решать проблемные ситуации, учиться на ошибках, анализировать возможности стратегий поведения.
Не помешает ли Ваша учеба/личная жизнь данной работе, связанной с дополнительными нагрузками (ненормированный рабочий день, длительные или дальние командировки, постоянные разъезды)?
Стоит задуматься, если Вам задали такой вопрос. В некоторых фирмах, пытаясь обойти закон, ставят жесткие условия, такие, как: не заводить детей определенное время, не оформлять больничные листы по уходу за ребенком, не оформлять отпусков без сохранения содержания и т.д.
Если Вы получите эту работу, какими будут Ваши первые шаги?
Вопрос чаще задается претендентам на места менеджеров и административные должности. Следует показать свое знакомство с подобными ситуациями и умение проявлять инициативу. Остерегайтесь предлагать изменения, если Вы не ознакомились с состоянием дел.
Личная жизнь.
Почему-то все вопросы, затрагивающие эту область, вызывают также большое смущение. В большинстве случаев вопросы о личной жизни не ставят целью проникнуть в её тайны, скорее, понять ту границу, до которой Вы способны говорить о себе с незнакомым человеком. Насколько Вы открыты и как Вы удерживаете границы своего «я», достаточно ли Вы независимы и самостоятельны, говорите ли о том, что Вас волнует, или пытаетесь уйти от обсуждения личных тем.
На какую зарплату Вы рассчитываете?
Лучше всего указать среднюю для Вас сумму, подчеркнув при этом, что Вы надеетесь на оплату Вашего труда не ниже его рыночной стоимости.
Порядок выполнения работы
Задание 9.1
Работа в группе
Используя материалы информационного листа 9, обсудите в группе и предложите вариант ответа на «неудобные вопросы» для описанных ситуаций.
Ситуация 1
Ситуация 2
Ситуация 3
Задание 9.2
Работа в группе
Ситуация 1. Слесарь Антонов был уволен с работы из-за несоблюдения трудовой дисциплины,
поскольку не вышел на работу на целый рабочий день, не предупредив начальника. Его прогул был связан с личными обстоятельствами, ему действительно было затруднительно звонить начальнику, т.к. у мобильного телефона разрядился аккумулятор и Антонов не помнил наизусть нужный номер. Поскольку ситуация с начальником уже была конфликтной (до этого случая у начальника были претензии к работнику, связанные с опозданиями на работу), то начальник не стал вникать в ситуацию и уволил Антонова с соответствующей записью в трудовой книжке.
Вопрос потенциального работодателя/агентства по трудоустройству: «Почему вы считаете, что на рабочем месте нужны работники, нарушающие трудовую дисциплину?»
Ситуация 2. Савельева работал в крупной организации секретарем у одного из заместителей
руководителя. На предприятии произошла реконструкция, и Савельеву (как, впрочем, и еѐ непосредственного начальника) уволили по сокращению штатов.
Вопрос потенциального работодателя/агентства по трудоустройству: «Вы попали под сокращение. Значит, ваши способности или деловые качества оказались ниже, чем способности других секретарей, которые сохранили работу?»
Ситуация 3. Менеджер по продажам Малинин уволился с работы по собственному желанию
после того, как работодатель отказался пересмотреть условия работы. Малинин считал, что нужно увеличить оклад, а работодатель – что процент за совершѐнную сделку достаточен, чтобы прокормить себя. Малинин ушѐл, что называется, хлопнув дверью.
Вопрос потенциального работодателя/агента по трудоустройству: «Почему вы уволились с предыдущего места работы?»
Задание 9.3
Индивидуальная работа
Примерный перечень вопросов, неудобных для вас лично, вы можете предположить сами. А значит, вы можете подготовить ответы на них заранее.
Запишите два вопроса и/или суждения, которые в отношении вас являются «неудобными». Запишите ответы на эти вопросы. Помните, что при ответе на «неудобные вопросы» вам следует быть вежливым и правдивым.
Вопрос 1
Ответ на вопрос 1
Вопрос 2
Ответ на вопрос 2
Задание 9.4
Пройдите собеседование у работодателя на вакантную должность парикмахера-
технолога в салон-парикмахерскую, расположенный в центре города. Обоснуйте ваше
желание работать в данном салоне-парикмахерской.
Оценочный лист
Что наблюдал Ваша оценка «V» Ваша оценка « - »Комментарий
1.Поведение и умение хорошо держать
себя
− как зашел в помещение
− приветствие
− положение сидя
− внешний вид
− манера держаться
− манера говорить 2.Ответы на вопросы в ходе
собеседования
− хорошо отвечал
− аргументировал
− убеждал, что он лучший кандидат
− проявлял постоянно интерес к ходу
беседы, не был пассивным 3. Выход из общения
− благодарил за время, уделенное длябеседы
− показал умение получить совет,
рекомендацию по поиску варианта
трудоустройства
− получил вакансию Контрольная карта наблюдения хода собеседования
Инструкция: обозначьте «галочкой» (V) каждый пункт, который вы считаете успешным, а
знак «-» там, где вы оцениваете позицию неудачной. В графе «комментарий» можно
писать конкретные замечания, например: нервничает, привлекательный внешний вид,
держится свободно и т.д.