Рабочая программа по математике для 4 класса

Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования;
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования;
- Образовательной программой ОУ;
- Учебного плана школы на 2016-2017 уч.год;
- Примерной программой начального общего образования 2015г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 540 часов для обязательного изучения математики на ступени начального образования, из них в 4 классе  136 учебных часа из расчета 4 учебных часа в неделю.

Основное содержание курса «Математика» 4 класс

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих два - четыре действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000. Нумерация.Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Практическая работа. Угол. Построение углов различных видов.

Величины
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Практическая работа. Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.

Числа, которые больше 1000. сложение и вычитание
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний):
задачи, решаемые сложением и вычитанием;
сложение и вычитание с числом 0;
переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания;
способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний):
задачи, решаемые умножением и делением;
случаи умножения с числами 1 и 0;
деление числа 0 и невозможность деления на 0;
переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения;
рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение;
взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления;
способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Практическая работа. Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.





















ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Устный контрольный самоконтроль.
Индивидуальный и фронтальный опрос
Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам
Работа в паре, в группе (взаимо и самооценка)
Срезовые работы (тесты)

СИСТЕМА ПРОВЕРОЧНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ
Сроки проведения контрольных работ
В начале учебного года во 2 – 4-х классах проводятся входные контрольные работы – для фиксации первоначального результата (сентябрь).
Итоговые контрольные работы по русскому языку и математике проводятся во 2 – 4-х
в конце 1 четверти – для определения уровня формирования предметныхУУД по изученным темам (октябрь);
в конце 2 четверти – для определения уровня формирования предметныхУУД по изученным темам (декабрь);
в конце 3 четверти – для определения уровня формирования предметныхУУД по изученным темам (март);
в конце года – для сравнения результатов и определения уровня усвоения стандарта начального общего образования (апрель – май).
Контрольные работы по окружающему миру проводятся 2 раза в год:
в конце 2 четверти – для определения уровня формирования ЗУН по изученным темам (декабрь);
в конце года – для сравнения результатов и определения уровня стандарта начального общего образования (май).

Форма проведения контрольных работ
Контрольные работы проводятся в форме комбинированных контрольных работ по математике.
Содержание контрольных работ
Тексты контрольных работ составляются
начало учебного года с учётом пройденного материала на момент проверки знаний по каждой программе обучения;
конец 1, 2 и 3 четверти с учётом пройденного материала на момент проверки знаний по каждой программе обучения;
конец учебного года в соответствии со стандартом начального общего образования.





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
1.Учебное оборудование:
а) технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)
б) учебные (столы, доска)
2. Собственно учебные средства:
1. М.И.Моро, М.А.Бантова и др. Математика: Учебник. 4 класс: в 2-х частях, часть 1. М., «Просвещение», 2013 год.
2. М.И.Моро, М.А.Бантова и др. Математика: Учебник. 4 класс: в 2-х частях, часть 2. М., «Просвещение», 2013 год.
3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)
1. М.И.Моро. Уроки математики: Методические рекомендации для учителя. 4 класс. – М.: Просвещение, 2012.
2. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. М., «Просвещение», 2011 год.
3. «Школа России»: Программы для начальной школы. М.: «Просвещение», 2011.
4. Дидактические материалы: (литература, развивающая познавательный интерес учащихся)
1. С.И.Волкова. Математика: Проверочные работы. 4 класс. - М.: Просвещение, 2013.
2. В.Н.Рудницкая. Тесты. М., «Экзамен», 2013 (127с.)























База данных КИМов и творческих заданий (контрольные)
Входная контрольная работа 1 вариант
1. Реши задачу.
В магазине 120 белых роз и 60 красных. Из них сделали букеты по 3 розы в каждом. Сколько букетов получилось?
2. Выполни вычисления столбиком.
345 + 267 818
· 3
610 – 354 134
· 4
3. Начерти прямоугольник со сторонами 8см и 6см. Найди его периметр и площадь.
4. Выполни преобразования.
5м 2дм = дм
63см = дм см
3ч = мин
5. Реши уравнения.
х
· 6 = 13 х + 426 = 814



-----------------------------------------------------------


Контрольная работа № 1 по теме «Четыре арифметических действия». 1 вариант

1. Реши задачу.
Из 32 ткани сшили 8 одинаковых платьев. Сколько потребуется метров ткани, чтобы сшить 12 таких платьев?
2. Выполни вычисления столбиком.
109
· 7 436
· 4 608 – 359
3
· 251 686
· 7 328 + 296
486
· 2 792
· 3
3. Вычисли.
72 + 48
· (3
· 2) (1230 + 600) – (570 – 70)
4. Вычисли периметр и площадь прямоугольника со сторонами 8см и 3см.



---------------------------------------------------------














Входная контрольная работа 2 вариант
1. Реши задачу.
С одного участка собрали 70 кг клубники, а с другого 50 кг. Все ягоды упаковали в коробки по 6 кг в каждую. Сколько коробок получилось?
2. Выполни вычисления столбиком.
438 + 178 714
· 3
712 – 334 258
· 3
3. Начерти прямоугольник со сторонами 5см и 7см. Найди его периметр и площадь.
4. Выполни преобразования.
6см 3мм = мм
32дм = м см
4ч = мин
5. Реши уравнения.
78
· х = 6 634 – х = 275


-----------------------------------------------------------


Контрольная работа № 1 по теме «Четыре арифметических действия». 2 вариант

1. Реши задачу.
Из 32 ткани сшили 8 одинаковых платьев. Сколько можно сшить таких платьев из 60м ткани?
2. Выполни вычисления столбиком.
407
· 2 536
· 8 706 – 428
312
· 3 288
· 3 246 – 479
154
· 5 774
· 2
3. Вычисли.
41 – 3
· (63
· 9) (980 – 800) + (320 – 20)
4. Вычисли периметр и площадь квадрата с стороной 7см.



-----------------------------------------------------------















Контрольная работа № 1 по теме «Нумерация чисел больше 1000». 1 вариант

1. Реши задачу.
Токарь за 7ч вытачивает 63 детали, а его ученик за 6ч вытачивает 30 таких деталей. На сколько больше деталей вытачивает за 1ч токарь, чем его ученик?
2. Вычисли.
64000
· 1000 540
·1000
7800
· 10 109000
· 10
4300
· 100 30400
· 100
3. Найди значения выражений.
711
· 9 + (506 – 105
· 4)
420 – (809000
· 1000 – 56
·10)
4. Построй прямой и острый углы.
5. Реши уравнения.
108
· а = 9 c
· 3 = 11 14
· b = 42




----------------------------------------------------------

Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел». 1 вариант

1. Реши задачу.
На комбинате в декабре изготовили 7163л сока, а в январе – на 678л меньше. В пакеты разлили 9789л сока, а остальной – в бутылки. Сколько литров сока разлили в бутылки?
2. Выполни вычисления и сделай проверку.
700000 – 24618
804608 + 96395
312879 – 179542
3. Вычисли столбиком.
28км 640м – 9км 890м
18т 360кг + 16т 740кг
4ч 40мин – 55мин
4. Реши уравнение.
290 + х = 640 – 260



----------------------------------------------------------








Контрольная работа № 1 по теме «Нумерация чисел больше 1000». 2 вариант

1. Реши задачу.
Рабочий за 7ч изготавливает 56 деталей, а его ученик за 4ч изготавливает 24 такие детали. Сколько всего деталей изготавливают за 1ч рабочий и его ученик вместе?
2. Вычисли.
84000
· 1000 207000
·10
9400
· 10 280
·1000
5300
· 100 10600
·100
3. Найди значения выражений.
672
· 8 + (801 – 204
· 3)
430 – (701000
· 1000 – 36
·10)
4. Построй прямой и тупой углы.
5. Реши уравнения.
96
· a = 8 b
· 4 = 11 13
· c = 52




----------------------------------------------------------

Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел». 2 вариант

1. Реши задачу.
Зимой в магазине продали 3486 кукол, весной – на 697 кукол меньше. Из всех проданных кукол 4486 были в платьях, а остальные – в спортивных костюмах. Сколько было кукол в спортивных костюмах?
2. Выполни вычисления и сделай проверку.
600600 – 24863
143807 + 57296
529631 – 181479
3. Вычисли столбиком.
16т 230кг – 9т 750кг
32км 560м + 19км 540м
2ч 2мин – 45мин
4. Реши уравнение.
400 – х = 275 + 25


-----------------------------------------------------------





Календарно-тематическое планирование по МАТЕМАТИКЕ

Дата по плану
Дата по факту
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
Домашнее задание

Числа от 1 до 1000.

1.


Нумерация. Счет предметов. Разряды.
Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный
Применять алгоритмы письменных вычислений в пределах 1000 для решения более сложных задач.


Работать в паре, группе. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанное мнение.


Знать свойства диагоналей прямоугольника и квадрата, уметь применять при решении задач



2.


Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление. Числовые выражения. Порядок выполнения действий.



3.


Входная контрольная работа.



4.


Работа над ошибками. Нахождение суммы нескольких слагаемых.



5.


Приемы письменного вычитания.



6.


Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные числа. Умножение на 0 и 1.



7.


Приемы письменного деления на однозначное число.



8.


Приемы письменного деления на однозначное число.



9.


Приемы письменного деления на однозначное число.



10.


Диагонали прямоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника.



11.


Закрепление по теме: «Четыре арифметических действия».



12.


Контрольная работа № 1 по теме «Четыре арифметических действия».



Числа, которые больше 1000

Нумерация (10 часов)

13.


Анализ контрольной работы. Нумерация. Класс единиц и класс тысяч.
Считать предметы десятков, сотнями, тысячами.
Читать и записывать любые числа в пределах миллиона
Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых.
Сравнивать числа по классам и разрядам.
Упорядочивать заданные числа.
Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз.
Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе.
Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные элементы.
Различать, называть понятия: луч, числовой луч.
Уметь строить углы с помощью циркуля и линейки, различать виды углов.
Оценивать правильность составления числовой последовательности.
Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Составлять план работы.
Анализировать и оценивать результаты работы.


14.


Чтение чисел. Запись чисел. Значение цифры в записи числа.



15.


Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел.



16.


Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 и 1000 раз.



17.


Выделение в числе общего количества единиц любого разряда.



18.


Класс миллионов. Класс миллиардов.



19.


Луч. Числовой луч.



20.


Угол. Виды углов. Построение прямого угла. Построение углов с помощью линейки и циркуля (практ. работа).



21.


Закрепление по теме «Нумерация многозначных чисел».



22.


Контрольная работа № 2 по теме «Нумерация чисел больше 1000».



Величины (12 часов)

23.


Единицы длины. Километр.
Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные, крупные в более мелкие, используя соотношение между ними.
Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения.
Сравнивать значения площадей разных фигур.
Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношение между ними.
Определять площади фигур произвольной формы с помощью палетки.
Находить доли целого и целое по его доле.
Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц к другим.
Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношение между ними. Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их.
Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц к другим
Переводить одни единицы времени в другие, используя соотношение между ними.
Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их.
Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца событий.
Осуществлять самоконтроль и самооценку в процессе самостоятельной работы. Исправлять допущенные ошибки


24.


Таблица единиц длины.



25.


Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр.



26.


Ар. Гектар.



27.


Таблица единиц площади.



28.


Определение площади с помощью палетки (практ. работа).



29.


Нахождение нескольких долей целого.



30.


Решение задач на нахождение нескольких долей целого и целого по его доле.



31.


Единицы массы. Тонна. Центнер.



32.


Таблица единиц массы.



33.


Контрольная работа за I четверть.



34.


Работа над ошибками. Единицы времени. Сутки.



35.


Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события.



36.


Секунда.



2 четверть (28 часов)

37.


Век. Таблица единиц измерения времени.



38.


Закрепление изученного материала по теме «Величины».
Осуществлять самоконтроль и самооценку в процессе самостоятельной работы. Исправлять допущенные ошибки


39.


Проверочная работа по теме «Величины».



40.


Сложение и вычитание (10 часов)
Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин.
Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий: сложения и вычитания.
Выполнять сложение и вычитание величин.
Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их.
Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях
Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Анализировать условие задачи, правильно выбирать пути её решения.
Осуществлять самоконтроль и самооценку в процессе самостоятельной работы. Анализировать и исправлять допущенные ошибки. Применять теоретические знания для решения практических задач


41.


Устные и письменные приемы вычислений.



42.


Устные и письменные приемы вычислений.



43.


Нахождение неизвестного слагаемого.



44.


Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.



45.


Решение задач и уравнений.



46.


Сложение и вычитание величин.



47.


Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме.



48.


Закрепление вычислительных навыков.



49.


Закрепление умения решать задачи изученных видов.



50.


Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».



Умножение и деление

Умножение на однозначное число (4 часа)

51.


Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1.
Выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное.
Составлять план решения текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом.
Оценивать результаты усвоения учебного материала.


52.


Письменные приёмы умножения многозначных чисел.



53.


Умножение чисел, оканчивающихся нулями.



54.


Нахождение неизвестного множителя.



Деление на однозначное число (23 часа)

55.


Деление 0 и на 1. Письменные приемы деления.
Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное.
Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное).
Составлять план решения текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом.
Осуществлять пошаговый контроль правильности решения уравнений
Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.
Использовать знание взаимосвязи между компонентами и результатом деления для решения уравнений.


56.


Письменные приемы деления.



57.


Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме.



58.


Нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя.



59.


Решение задач на пропорциональное деление.



60.


Решение задач. Закрепление изученного материала.



61.


Контрольная работа № 5 за I полугодие.



62.


Работа над ошибками. Письменные приемы деления.



63.


Письменные приемы деления.



64.


Письменные приемы деления.



65.


Решение задач.



3 четверть (40 часов)

66.


Среднее арифметическое.
Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное.
Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (деление многозначного числа на однозначное).
Составлять план решения текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом.
Осуществлять пошаговый контроль правильности решения уравнений
Различать виды треугольников
Строить прямой угол на нелинованной бумаге, используя разные способы.
Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий



67.


Среднее арифметическое.



68.


Скорость. Время. Расстояние.



69.


Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние.



70.


Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние.



71.


Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние.



72.


Закрепление изученного материала.



73.


Проверочная работа по теме «Решение задач на движение».



74.


Решение задач.



75.


Виды треугольников.



76.


Построение геометрических фигур.



77.


Построение геометрических фигур.



Умножение на числа, оканчивающиеся нулями (7 часов)

78.


Умножение числа на произведение.
Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное.
Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (деление многозначного числа на однозначное).
Составлять план решения текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом.
Осуществлять пошаговый контроль правильности решения уравнений
Различать виды треугольников
Строить прямой угол на нелинованной бумаге, используя разные способы.
Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.


79.


Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.



80.


Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями.



81.


Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние.



82.


Перестановка и группировка множителей.



83.


Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. Закрепление изученного материала.



84.


Проверочная работа по теме «Умножение на числа, оканчивающиеся нулями».



Деление на числа, оканчивающиеся нулями (11 часов)

85.


Деление числа на произведение.
Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние.
Работать в парах. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарищей.
Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях.

Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять письменные приёмы.
Выполнять деление с остатком на 10, 100, 1000.

Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и движение в противоположных направлениях и решать такие задачи.
Составлять план решения. Обнаруживать ошибки и исправлять их.
Отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенной сложности
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Анализировать и оценивать результаты работы.


86.


Деление с остатком на 10, 100, 1000.



87.


Решение задач.



88.


Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.



89.


Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.



90.


Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.



91.


Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.



92.


Решение задач на движение в противоположных направлениях.



93.


Решение задач на движение в противоположных направлениях.



94.


Деление на числа, оканчивающиеся нулями. Закрепление изученного материала.



95.


Проверочная работа по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями».



Умножение на двузначное и трехзначное число (9 часов)

96.


Умножение числа на сумму.
Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых.
Выполнять письменное умножение многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритма письменного выполнения действия умножения.
Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножения.
Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям
Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий.



97.


Умножение числа на сумму.



98.


Письменное умножение на двузначное число.



99.


Письменное умножение на двузначное число.



100.


Решение задач.



101.


Закрепление изученного материала.



102.


Контрольная работа за III четверть.



103.


Работа над ошибками. Решение задач.



104.


Письменное умножение на трехзначное число.



4 четверть (32 часа)

Деление на двузначное число (12 часов)

105.


Письменное деление на двузначное число.
Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число.
Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножения.
Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деления.
Проверять выполненные действия: умножение делением и деление умножением.

Работать в парах. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарищей

Составлять план решения текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом.



106.


Письменное деление на двузначное число с остатком.



107.


Письменное деление на двузначное число.



108.


Письменное деление на двузначное число.



109.


Письменное деление на двузначное число.



110.


Решение задач.



111.


Письменное деление на двузначное число. Решение задач.



112.


Письменное деление на двузначное число. Решение задач.



113.


Письменное деление на двузначное число. Решение задач.



114.


Закрепление изученного материала.



115.


Закрепление изученного материала.



116.


Проверочная работа по теме «Деление на двузначное число».



Деление на трехзначное число (9 часов)

117.


Письменное деление на трехзначное число.
Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное число.
Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное и трёхзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножения.
Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деления.
Проверять выполненные действия: умножение делением и деление умножением.
Работать в парах. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарищей
Составлять план решения текстовых задач в прямой и косвенной форме и решать их арифметическим способом.



118.


Письменное деление на трехзначное число.



119.


Письменное деление на трехзначное число.



120.


Письменное деление на трехзначное число.



121.


Письменное деление на трехзначное число с остатком.



122.


Решение задач.



123.


Деление на трехзначное число. Решение задач.



124.


Проверочная работа по теме «Деление на трехзначное число».



125.


Работа над ошибками. Закрепление изученного материала.



Повторение (11 часов)

126.


Нумерация. Уравнение.



127.


Четыре арифметических действия. Порядок выполнения действий.



128.


Величины. Действия с величинами.



129.


Контрольная работа за год.



130.


Работа над ошибками. Геометрические фигуры.



131.


Решение задач.



132.


Решение задач.



133.


Умножение на двузначное и трехзначное число.



134.


Умножение на двузначное и трехзначное число.



135.


Деление на двузначное и трехзначное число.



136.


Деление на двузначное и трехзначное число.






КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Контрольная работа.
Примеры. Задачи.
«5» – без ошибок; «5» – без ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки; «4» – 1 – 2 негрубые ошибки;
«3» – 2 – 3 ошибки; «3» – 2 – 3 ошибки (более половины работы сделано верно).
«2» – 4 и более ошибок. «2» – 4 и более ошибок.

Комбинированная.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки, но не в задаче;
«3» – 2 – 3 ошибки, 3 – 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен;
«2» – не решена задача или более 4 грубых ошибок.

Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.
Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.
За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл.


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Печатные пособия
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г. В. Математика. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В двух частях. – М.: Просвещение, 2014.
Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. – М.: Просвещение, 2014.
Волкова С.И. Математика. Проверочные работы. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2014.
Рудницкая В.Н. Контрольные работы по математике. 4 класс. В двух частях. – М.: Экзамен, 2014.
Математика. Методические рекомендации. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г. В./ - М.: Просвещение, 2014.
Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников Моро М.И., Бантовой М.А., Бельтюковой Г. В. и др. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике. 4 класс. – М.: ВАКО, 2014.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
классная доска с креплениями для таблиц;
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
экспозиционный экран;
аудиомагнитофон.
Экранно-звуковые пособия

приложение на электронном носителе (CD) к учебнику Моро М.И. и др. «Математика. 4 класс»;
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике.

Оборудование класса

ученические столы двухместные с комплектом стульев;
стол учительский;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и прочего;






































Нормы оценок по математике
Работа, состоящая из примеров
Работа, состоящая из зада.
Комбинированная работа
Контрольный устный счёт

«5» - без ошибок
«5» без ошибок
«5» - без ошибок
«5» - без ошибок

«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки
«4» - 1-2 негрубых ошибки.
«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче
«4» - 1-2 ошибки

«3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки
«3» - 1 грубая и 3-4 не-грубые ошибки.
«3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным
«3» - 3-4 ошибки

«2» - 4 и более грубых ошибки
«2» - 2 и более грубых ошибки.
«2» - 4 грубые ошибки.



Грубые ошибки:
вычислительные ошибки в примерах и задачах;
порядок действий;
неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия);
не доведение до конца решения задачи, примера;
невыполненное задание.
Негрубые ошибки:
нерациональные приёмы вычисления;
неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
неверно оформленный ответ задачи;
неправильное списывание данных;
не доведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.
За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил орфографии и каллиграфии оценка снижается на один балл, но не ниже «3».
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания
Отметка

91-100 %
отлично

76- 90%
хорошо

51- 75 %
удовлетворительно

Менее 50 %
неудовлетворительно













15