Рабочая тетрадь как средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы студентов на уроках
Доклад
Рабочая тетрадь как средство развития познавательной активности и организации самостоятельной работы студентов на уроках
РАССМОТРЕНО
на заседании МО «Поиск»
протокол № 2
от «06» октября 2015 г.
Подготовила: преподаватель дисциплин профессионального цикла - Лютинская И.С.
2015 г.
В процессе обучения преподаватель наряду с учебниками использует разнообразный дидактический материал, несущий информационную нагрузку урока (учебные видеофильмы, инструкционные карты).
В последнее время деятельность преподавателя по формированию новых знаний и умений немыслима без средств организации познавательной деятельности студентов (опорных сигналов, структурно-логических средств, листов рабочей тетради, обобщенных алгоритмов решения задач и т.д.).
Их многочисленность и дидактическая значимость в формировании знаний и умений студентов, дают право говорить о свершившемся в нашей стране в середине ХХ в. «методическом взрыве». Эти средства позволили повысить производительность учебной деятельности, развить творческие способности студентов, увеличить объемы учебной информации, повысить культуру педагогического труда. Образовательный и социальный эффект, полученный в результате применения этих средств обучения, показывает, что они по праву вошли в классификацию средств обучения.
По способу реализации образовательных задач эта группа относится к предметно-знаковым системам обучения. В процессе обучения техническим дисциплинам, используются различные предметно-знаковые системы.
Одним из важных предметно-знаковых средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и студентов, является рабочая тетрадь. С опорными конспектами рабочие тетради объединяет знаковая форма представления учебной информации.
Существенное отличие их заключается в том, что в опорных конспектах учебная деятельность отражается в определенной логике, а в рабочих тетрадях она специально конструируется.
Суть конструкта ёмко выразил Л.Н. Ланда: Обеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов». Операции ученый образно представил в виде «кирпичиков мыслительной деятельности». Чтобы сознательно и целенаправленно их формировать у преподавателя и студентов, необходимо надежное средство. В настоящее время у преподавателя таких эффективных средств нет. Объясняя новый материал, решая со студентами задачи, он не может быть уверен в том, что все студенты производят именно те операции, которые нужны, производят их так, как это необходимо, и что эти операции складываются у них в ту систему, которая требуется.Говоря иначе, сегодня преподаватель не имеет возможности достаточно полно управлять течением и формированием мыслительной деятельности студентов.Однако обеспечить успешное пооперационное формирование мыслительных процессов невозможно без разработки средств пооперационного контроля за течением этих процессов.
Основными источниками знаний преподавателя о ходе усвоения студентами технических знаний и умений являются опрос и различного рода проверочные работы. Но опрос требует значительных затрат времени, по отношению к каждому студенту такой опрос носит эпизодический характер. Одним из средств управления мыслительной деятельностью являются листы рабочей тетради, или сами рабочие тетради.
Для таких тетрадей разрабатываются специальные типы заданий-упражнений (составление алгоритмов).
Их специфика состоит в том, что, выполняя такие задания, студенты расчленяют весь процесс мышления на отдельные операции. Задания построены так, что, работая над ними, студент не может не производить всех операций, его ошибка на каждом этапе учебного познания может быть замечена педагогом и исправлена, при этом она исправляется на месте, где была совершена.
В качестве операций, которые необходимо выполнить студентам при формировании технологических понятий, применяются:
операциональное определение технологических понятий;
вычерчивание принципиальных технологических схем.
Перечисленные выше комплексные операции взяты за основу разработки листов рабочей тетради.
Для контроля уровня сформированности знаний, лист рабочей тетради включает содержание задач или проблемные вопросы.Логика представления учебной информации такая, же, как в опорном конспекте.
Работа студентов над определениями формируемых понятий, рассмотрение конструкции изучаемого устройства, задают ориентировочную основу деятельности, построение графиков, диаграмм, формируют исполнительские действия.
И, наконец, решение задач, формулировка выводного знания определяют уровень сформированности знаний и умений студентов.Здесь следует отметить, что единая логика представления учебной информации, единый алгоритм операционной деятельности студентов во всём объёме рабочей тетради на протяжении изучения, переходят в метод учебной работы.
Роль обучения повышается в условиях самостоятельности студентов. Когда студент сам продумал материал, применил теорию на практике, оценил изученные вопросы, выработал свое отношение к ним, усвоенные выводы приобретают личностный смысл, становятся идейными и профессиональными убеждениями. Самостоятельность обеспечивается главным образом методикой обучения, именно методика способна заставить студентов думать, творчески подходить к решению тех или иных вопросов, вырабатывать самостоятельные взгляды.
Как обеспечить успешность процесса формирования у студентов выделенных умений?
Для этого необходимо соблюдать диалектические условия: организовывать учебную деятельность, направленную на самостоятельный поиск и выделение студентами состава обобщенных диагностических задач, ориентированных на формирование выделенных умений и реализуемых поэтапно.
Однако преподавателю недостаточно иметь программу знаний и операций. Важно наличие эффективных средств, которые обеспечили бы надежное формирование у студентов необходимых систем знаний и операций.В настоящее время у большинства преподавателей таких эффективных средств практически нет.
Одним из средств, которые с одной стороны, обеспечивали бы пооперационное формирование мыслительных процессов студентов, а с другой – давали бы преподавателю возможность получать подробную информацию о каждом из этапов формирования данных процессов, и на основе этого осуществляется пооперационный контроль, являются рабочие тетради.
Для того чтобы научить студентов думать, рассуждать, недостаточно ознакомить их с операциями, которые надо производить в том или ином случае, а также требовать, чтобы они их выполняли. Необходимо создать такие условия, так организовать обучение, чтобы студент в процессе усвоения знаний, обязательно осуществлял нужные операции, чтобы он не мог уйти от решения задачи.
Благодаря рабочим тетрадям преподаватель может какую-то часть работы по контролю, диагностике и исправлению обнаруженных недостатков в мыслительной деятельности отдельных студентов провести прямо на уроке. Так при пооперационной отработке мыслительных процессов формирование интеллектуальных навыков идет быстрее, легче, с меньшим количеством ошибок, то появляется возможность значительно сократить объем домашних заданий и добиться достаточно хорошего усвоения материала и методов умственной работы прямо на уроке.
Экономия времени преподавателей, простота разработки методов наряду с их высокой эффективностью, объективностью, продуманность и четкая постановка вопросов – таков неполный перечень преимуществ контроля.
С внедрением в педагогический процесс рабочих тетрадей контроль может осуществляться как индивидуально, так и одновременно всей группой; студент может проходить контроль абсолютно самостоятельно, в любое удобное для него время.