Род имен существительных.Тип урока: урок изучения нового материала.


Конспект урока по русскому языку 3 класс
Учитель: Магдеева Н.П
Тема урока: Род имен существительных.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока:
- научиться распознавать род имен существительных.
Задачи урока:
- формировать умение определять начальную форму имен существительных;
- формировать умение определять род имен прилагательных;
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности, умения делать выводы и обобщать;
- формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух;
- воспитывать любовь к родному русскому языку, коллективизм, взаимопомощь.
Оборудование урока:
- учебник «Русский язык. 3 класс» по программе «Школа России»
- письменные принадлежности к уроку русского языка, конверты с кружками трех цветов: красного, желтого, синего.
- проекционный аппарат, интерактивная доска.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок русского языка.
(Проверка правильности посадки)
Возьмите ручки и красиво, аккуратно запишите сегодняшнее число, Классная работа.
Сегодня наш урок мы начнём с народной мудрости. Прочитайте.
Береги платье снову , а здоровье смолоду.
– Как вы понимаете эти слова?
– Какие гласные чаще всего повторяются в этом предложении? (буквы о, е)
– Это первая строка чистописания.
– Сядьте ровно, красиво и пропишите ое.
– На второй строке напишите слоги и сочетания с данными буквами ог оро оре.
Начало работы. Введение в тему.
Послушайте его стихотворение «Детство».
Вопросы к тексту: О чем говорится в тексте?
Что считает поэт своим «родным домом»?
На доске открывается слайд с записью:
Вот моя деревня.
Вот мой дом родной…
Найдите в строках имена существительные. Обоснуйте свой выбор.
- что? деревня
- что? дом
- чья деревня? моя
- чей дом? мой
Как изменить слово (мой) на вопрос чье? лицо моеРебята, имена существительные в русском языке имеют род. Тема нашего сегодняшнего урока «Род имен существительных». Существительные, к которым можно поставить слова (он, мой) – мужского рода.
Имена существительные, к которым можно поставит слова (она, моя) – женского рода.
Имена существительные, к которым можно поставить слова (оно, мое) – среднего рода.
На доске появляется опорная схема.
Работа с учебником.
Откройте учебник на стр. 63 и прочитайте правило.
Давайте сделаем вывод, как определить род имен существительных? Что для этого нужно сделать? Ответы детей.
Теперь попробуем применить это правило на практике. А заодно повторим словарные слова.
Эту работу мы построим в виде игры. На экране будут появляться слайды с картинками и загадками, вы будете записывать слово – отгадку. Оно будет словарным. Поэтому будьте внимательны. Сверху над этим словом будем отмечать род зеленой ручкой. Условные сокращения вывешиваются на доску.(ж. р.,м. р.,ср. р.)
Идет словарно – орфографическая работа с определением рода слов.
Физкультминутка
Сейчас вы услышите название продукта. Если этот продукт богат витаминами, то хлопните в ладоши. Если нет, то сделайте поворот головы слева направо.
Апельсин, сухарики, свёкла, молоко, сыр, кока-кола, груша, мясо.
– Какие слова женского рода прозвучали?
– Какие слова мужского рода прозвучали?
– Какие слова среднего рода прозвучали?
V.Закрепление изученного материала.
Откройте учебник на стр. 63. Упражнение № 31. Запишите его в тетрадь. Прочитайте задание к упражнению. Как ответить на данный вопрос? Работаем по вариантам. I ряд записывает в строчку слова мужского рода, II ряд записывает слова женского рода, III ряд записывает слова среднего рода.
Проверка.
I ряд: гром, раскат, звон, дождь, разгон.
II ряд: хата, ель, лужица.
III ряд: стекло, оконца, солнце.
Коллективная работа на закрепление.
Ребята, с какой частью речи чаще всего сочетаются имена существительные? (С именами прилагательными). Что обозначают имена прилагательные? (Признаки предметов).
Я предлагаю вам составить 3 словосочетания «сущ. + прил.», где имя существительное будет разных родов. А прилагательное будет одним. Я вам дам прилагательное в начальной форме. Вы его можете изменять.
Например, прилагательное «высокий». Подберите 3 имени существительных разных родов. Запись словосочетаний в тетради.
Высокий человек, высокая башня, высокое дерево.
Как вы думаете, как узнать род имени прилагательного? (По роду имени существительного). Скажите, что изменялось у имени прилагательного? (Только окончание)
Работа с избушкой.
Какой грамматический признак имен существительных мы сегодня изучали? Правильно, род. Скажите, это постоянный или непостоянный признак у имен существительных?
Конечно, постоянный. Существительное женского рода никогда не станет существительным мужского рода и наоборот.
Поэтому запишите слово «род» на бревне вашей избушки.
Работа над предложением.
Открывается слайд со строчкой из стихотворения С. А. Есенина «Береза».
Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.
Ребята, запишите это предложение в свои тетради с красной строки. Подчеркните главные члены предложения. Напишите сверху, чем они выражены. Дайте характеристику предложению. (Простое, распространенное). Составьте схему предложения. Найдите имена существительные в этом предложении. Определите их род. Что мы для этого делаем?
Итог урока.
Скажите, над какой новой темой мы сегодня работали?
Как определить (узнать) род имен существительных?
Рефлексия.
Ребята, возьмите свои конверты и с помощью кружков оцените себя и свою работу на уроке: красный – «отлично», желтый – «хорошо», синий – «можно подтянуться».
Далее оценивание детей и запись домашнего задания.
Урок закончен. Спасибо.