Технологическая карта урока. Предмет Математика Класс 1 класс Тип урока «Открытие новых знаний» (технология деятельностного метода) Тема Задача
Сычёва Людмила Викторовна
учитель начальных классов
МАОУ Гимназия №2
г. Балаково Саратовской области
Методическая разработка урока
Предмет Математика
Класс 1 класс
Тип урока «Открытие новых знаний» (технология деятельностного метода)
Тема Задача
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение урока
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu
Материалы по федеральному государственному образовательному стандарту.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
Примерная основная образовательная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.
Список литературы для учащихся.
Петерсон Л.Г. Математика. Учебник для 1 класса. Часть 2
Технологическая карта урока
Тема
Составление таблицы сложения для случаев +5,6,7,8,9
Цели
1.)Систематизировать знания детей о составе чисел 2-9
2) Закрепить знания о взаимосвязи между компонентами и результатами действия сложения
3)Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
4)Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные:формировать представление о моральных нормах поведения на уроке, уважение к мыслям и настроениям другого человека; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать вслух последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать совместно с учителем результат своих действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные:
Закрепить знания о взаимосвязи между компонентами и результатами действия сложения
Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия
Задача, условие, вопрос, решение
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
- Л. Г. Петерсон Математика. Учебник для 1 класса. Часть 2 Урок№23, с.44 – 45
- демонстрационный материал
- раздаточный материал
- презентация
- электронные физкультминутки
- алгоритм самооценки
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа
Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
УУД
Предметные
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы;
2)определить содержательные рамки урока: знакомство с новыми математическими заданиями;
3)закрепить представление о понятии «учиться».
Проговаривают стихотворение;
Выясняют его смысл и отношение к работе на уроке;
Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.
Слушают и смотрят слайд с данным этапом. Проговаривают название этапа с учителем.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
Показывает данный этап на слайде
1.Ум да разум нынче в чести.
С ними дружбу поведешь –
Так нигде не пропадешь!
(слайд №1)
Прочитайте стихотворение. Как вы его понимаете? (Знания помогут нам в жизни, умному человеку в жизни легче.)
Как это стихотворение относится к вашей работе на уроке? (На уроке надо быть внимательным, узнавать новое, хорошо учиться и т.д.)
- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
Как же вы работаете на уроке, когда открываете новое знание? (Мы должны сделать два шага: понять, что мы еще не знаем, и самим это узнать.)
Я вижу, что вы готовы трудиться на уроке.
- С чего должны начать работу? (С повторения.)
Все ли вы будете повторять? (Нет, только то, что нам пригодиться сегодня на уроке.)
- сейчас мы были на этапе 1.
- Что мы делали? (Настраивались на работу на уроке).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин)
Цель:
1) актуализировать знания: целое, часть целого, нахождение части целого, тренировать вычислительный навык в пределах 9;
2) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
отрабатывают вычислительные навыки.
Рассматривают рисунок и составляют все возможные равенства по рисунку самостоятельно.
Учащийся, работающий у доски, комментирует свой результат. В случае выявления ошибок проводится коррекционная работа.
Проговаривают, что повторили.
Проводят анализ рисунка и составляют выражения по рисунку
Читают тексты и пробуют составить из них задачу.
Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).
Называют тему урока
Проговаривают следующий шаг работы
Организует фронтальную работу
Организует актуализацию взаимосвязи части и целого.
Организует проверку и коррекцию выполненной работы
Организует обобщение о нахождении целого по его частям с опорой на слайд
Организует актуализацию умений составлять по рисунку равенство, используя связь целого и частей.
Организует проверку выполненного задания
Предлагает задание для пробного действия. Подводит к теме урока
1. - А теперь переходим к следующему этапу (2).
- Что мы будем делать? (Повторять).
Сосчитайте от 1 до 9, от 4 до 8, от 7 до 2.
Назовите последующее число 8.
Расскажите все, что знаете о числе 9.
2) Актуализация взаимосвязи части и целого.
Учитель открывает на доске геометрические фигуры
На какие части можно разбить круги на рисунке? (По цвету.)
Составьте все возможные равенства.
Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях.
Проверьте, что у вас получилось.
Какое действие выполняете, когда находите целое? (Сложение.)
С помощью какого действия находили неизвестную часть? (С помощью действия вычитания.) (слайд №2)
3) Составления выражения по рисунку.
Учитель открывает на доске задание 3
Посмотрите на рисунок. Что можете узнать? (Мы можем узнать, сколько березок.)
Почему? (Нам известно, что всего деревьев 7 – это целое, 4 елочки – это часть, чтобы найти другую часть надо из целого вычесть известную часть, из 7 вычесть 4.)
Запишите это выражение и найдите его значение.
Учащиеся выполняют задание на индивидуальных планшетках.
Сколько же березок? (3.)
А как проверить рассуждения? (Если сложить части, получим целое, 4+3=7.)
4) Пробное действие.
Что вы повторили? (Мы повторили числа от 1 до 9, находили целое и части, составляли выражение по рисунку.)
Какое задание вы получите? (Задание, с помощью которого мы поймем, чего мы еще не знаем.)
Откройте конверты, достаньте задания.
Учащиеся достают карточки из конвертов, аналогичные карточки учитель открывает на доске.
Прочитайте тексты и попробуйте составить из них задачу.
Что нового для вас в этом задании? (Мы не составляли раньше задачи.)
Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Научиться составлять задачи.)
Как назовете урок? (Задача.)
Учитель открывает тему урока.
Попробуйте выполнить это задание.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Итак, посмотрите, что у вас получилось.
Кто не смог выполнить это задание?
Учащиеся поднимаю руки.
Что показало выполнение пробного действия? (Мы не смогли составить задачу.)
Кто составил задачу? Прочитайте.
Учащиеся читают составленные тексты задач.
Обоснуйте свои результаты. (Мы не можем обосновать свои результаты.)
Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.)
Овладение навыками счета
Объединять предметы по сходному признаку. Составлять по рисунку равенства, используя связь целого и частей.
Уметь составлять рассказ по рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Уметь выполнять учебные действия в устной речи(Регулятивные УУД).
Уметь проводить классификацию изученных объектов
( познавательные УУД)
Уметь принимать и сохранять учебную задачу. (Регулятивные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе картинок.(Познавательные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
III. Выявление места и причины затруднения
(2 мин)
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
- В каком месте возникло затруднение? (При выборе задачи).
- Почему возникло затруднение? (Не знаем, что такое задача).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
IV. Построение проекта выхода из затруднения
(3 мин)
Цель:
построить проект выхода из затруднения: поставить цель проекта, определить средства, сформулировать шаг достижения поставленной цели.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Организует составление совместного плана действий.
.
Какова же цель дальнейшей деятельности? (Построить эталон, в котором заключается части задачи.)
Что вам может помочь. Какое задание вы выполняли при повторении? (Мы составляли выражение по рисунку.)
Как это задание может помочь? (Это задание напоминает задачу, только в этом задании был рисунок, а мы работали с карточками с текстами.)
Как же вы можете узнать, из чего состоит задача? (Мы сопоставим выполненное нами задание с карточками.)
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
V.Реализация построенного проекта
(10 мин)
цель:
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Проговаривают правила работы в парах ((каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)
Под руководством учителя выполняет составленный план действий.
Отвечают на вопросы учителя.
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Фиксируют новое знание в речи и знаках.
Под руководством учителя формулируют тему урока.
Один из учащихся делает рисунок на доске, остальные учащиеся в рабочих тетрадях.
Один ученик строит и заполняет схему у доски с комментированием, комментирует решение и ответ задачи
Делают вывод
Организует работу в парах
Организует подводящий диалог в случаи затруднения
Показывает картинку следующего этапа. Называет этап. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.
Организует уточнение темы урока.
Организует работу в тетрадях и на доске по рисунку.
Организует этап построения схемы к задаче, ее решение и ответ.
Подводит детей к выводу.
Назовите этап работы
Я предлагаю поработать вам в парах. Каковы основные правила работы.
Выполните план в парах.
Учащиеся в парах сопоставляют задание № 3 из этапа актуализации знаний и карточками.
Диалог в случаи затруднения
Как было представлено задание? (В виде рисунка.)
Как вы думаете, с какой карточки, должна начинаться задача?(карточка «условие».)
Прочитайте текст, записанный на этой карточке. (У Тани 4 гриба, а у Саши -2.)
Какая карточка похожа на эту? (У Тани 4 гриба.)
Почему вы не выбрали эту карточку? (К этому тексту нельзя поставить вопрос.)
Учитель вывешивает на доске карточку с условием.
То, что нам известно – это УСЛОВИЕ. (карточка условие – на доску)
- Какой должна быть следующая карточка? (Должен быть вопрос.)
Найдите эту карточку. Прочитайте текст.
Учащиеся находят соответствующую карточку, один из учащихся читает текст.
То, что вы должны найти – это ВОПРОС.
Карточка вывешивается на доске рядом с текстом вопроса.
Сколько же частей должно быть в тексте задачи? (2.)
Назовите их? (Условие и вопрос.)
В случае организации работы в парах, учитель организует представление парами своих результатов. В своей защите учащиеся показывают карточки, из которых должна состоять задача, и обосновывают сое мнение. Учитель подводит итог, фиксируя карточки УСЛОВИЕ и ВОПРОС на доске.
Далее работа организуется фронтально.(слайд3)
Справились ли вы с заданием на повторение? (Да.)
Что помогло? (Рисунок.)
Можем ли вы сделать рисунок к задаче? (Да.)
Нарисуйте столько квадратиков, сколько грибов у Тани и треугольников, сколько грибов у Саши.
Как еще вы можете представить условие задачи, кроме рисунка? (В виде схемы.)
Постройте схему к данной задаче.
Что вы построили для решения задачи? (Схему, рисунок.)
Учитель вывешивает на доску соответствующую карточку.
Как же решить эту задачу? С помощью какого действия? (С помощью действия сложения.)
Обоснуйте свой ответ. (Мы ищем целое, чтобы найти целое, нужно части сложить.)
Составьте выражение к этой задаче. (4+2.)
-Что вы составили для решения задачи? (Выражение.)
Учитель вывешивает на доску соответствующую карточку.
Найдите его значение? (4+2=6.)
Полученное равенство называют РЕШЕНИЕМ задачи.
Учитель вывешивает соответствующую карточку на доску.
Итак, решили ли вы задачу? (Да.)
Прочитайте вопрос задачи.
Ответьте на вопрос. (Всего 6 грибов.)
Запишите ответ.
Итак, как вы завершаете решение задачи? (Мы записываем ответ.)
Сделайте вывод. Из каких частей состоит задача? (Из условия и вопроса.)
Что вам помогает решить задачу? (Схема, выражение, решение и ответ.)
Проверьте наш вывод.
Учитель раздает учащимся эталоны Р-3.
Какой вывод вы можете сделать? (Мы сделали верное открытие.)
Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
Что позволяет вам открытие? (Мы теперь можем составлять задачи и их решать.)
Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)
Иметь представление о структуре задачи.
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы используя информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
(8 мин)
Цель:
создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.
Учащиеся выходят по цепочке к доске и соединяют линиями части задачи и их названия. Остальные учащиеся работают в учебнике.
Учащиеся в парах выполняют задание, проверка организуется фронтально. Учащиеся с места называют части задачи.
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) № 2, стр. 44.
Найдите № 2 на стр.44.
2) Работа в парах.
№ 3 стр. 44
Найдите № 3 на этой же странице. Что вы видите? (Решенную задачу.)
Как вы думаете, что вам надо сделать? (Назвать части задачи.)
Составьте задачу. (На одной тарелке 5 яблок, а на другой -2 яблока. Сколько яблок на двух тарелках?)
Определите в парах части задачи.
Назовите условие задачи. (На одной тарелке 5 яблок, а на другой 2 яблока.)
Назовите вопрос задачи. (Сколько всего яблок на двух тарелках?)
Какая составлена схема? (Отрезок разделен на части.)
Какое составлено выражение? (5 + 2.)
Почему? (Мы ищем целое, значит, части нужно сложить.)
Что еще вы не назвали? (Решение и ответ.)
Кто из вас допустил ошибки в обозначении частей задачи?
В чем ваша ошибка?
Исправьте ошибки.
А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
Уметь различать условие и вопрос задачи.
Уметь оформлять решение задачи.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин)
Цель:
организовать самопроверку и самооценку учащимися умения выделять логические части задачи.
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Задача составляется фронтально. Решается самостоятельно в тетрадях.
Выполняют самопроверку по эталону.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
Выполняют самооценку по алгоритму с помощью волшебной линеечки.
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Организует самооценку
- Какой наш следующий этап?
Самостоятельная работа с проверкой по эталону)
№ 4, стр. 45.
Составьте задачу.
Решите эту задачу в учебнике и выделите все части задачи.
На выполнение задания отводится 2–3 минуты.
Проверим.
У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в выделении частей задачи, а так же в решении задач.)
Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)
У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы умеем выделять части задачи, решать задачи.)
Уметь оформлять решение задачи.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) организовать тренинг умения составлять выражения;
2) закрепить знание состава числа 7.
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя
Организует тренировочную работу в составлении выражений
Организация учебного процесса на этапе 8:
№ 5, стр. 45 (1,5 рисунки)
Найдите номер № 5 на странице 45.
Рассмотрите первый рисунок.
Какое составлено выражение? (4 + 3.)
Что обозначает это выражение? (Ищем целое, части складываем.)
Как представлена первая часть? (4 желтых круга.)
Как представлена вторая часть? (3 красных треугольника.)
Найдите пятый рисунок.
Какое составлено выражение? (9 – 2.)
Что обозначает это выражение? (Ищем неизвестную часть, из целого вычитаем известную часть.)
Как представлено целое? (9 синих кругов.)
Как представлена известная часть? (2 синих круга.)
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Понимать задаваемые вопросы (коммуникативные УУД)
Использовать рисуночные математические записи(познавательные УУД)
IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(3 мин)
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке (логические части задачи);
2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку в еженедельнике.
Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 9:
Как вы заканчиваете наш урок? (Анализируем свою работу.)
Какую цель вы ставили перед собой? (Построить эталон задачи.)
Достигли ли вы цели?
Какое открытие вы сделали на уроке? (Мы узнали, что в задаче есть условие, вопрос, для решения задачи нужно составить схему, записать выражение, решение и ответ.)
Кому удалось сделать «открытие» самому. Докажите.
В чем возникали трудности на уроке?
Какие трудности остались на конец урока?
Оцените в словах свою работу на уроке.
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
Расскажите по схеме (Слайд 3), чему научились на уроке.
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141815
15