Тренинг на тему: «Сущностная характеристика обучения тому, как учиться. Действия учителя по развитию способностей учеников к обучению тому, как учиться»
Тема
занятия Сущностная характеристика обучения тому, как учиться. Действия учителя по развитию способностей учеников к обучению тому, как учиться.
Общие цели Учителя изучат условия и факторы, способствующие формированию учеников как саморегулируемых личностей, способных к осознанному обучению, самоуправлению своими эмоциями, мотивацией и процессом социального взамодействия.
Результаты
обучения Учителя сделают вывод о сущности и значимости саморегуляции в обучении. Проведут наблюдение и оценивание поведения учеников, характерное для саморегулируемого обучения.Также учителя проанализируют аспекты практической работы, соедийствующих саморегулируемому обучению.
Ключевые
идеи Ученики младшего школьного возраста при обеспечении соответствующих условий способны принимать ответственность за свое обучение.С раннего возраста дети осознают процесс своего обучения, умеют организовать собственный подход к обучающим заданиям и положительно позиционируют себя в роли учеников.
Уровень развитости у ребенка саморегулируемых и метакогнитивных способностей является ключевым показателем его потенциальной успешности в процессе обучения, достижение которой возможно при условии высококвалифицированной педагогической практики учителя.
Ресурсы Постеры, маркеры, раздаточный материал, видеоролик
Дополнительное чтение Домашнее задание Написать эссе «Роль саморегуляции в успешности учения»
Заметки тренера
Время Задание\Деятельность тренера\микроцелиДеятельность
слушателей Оценивание Ресурсы
09.00-10.30 сессия 1
минут Разминка «Девочка, дракон и самурай»
Диалоговое обучение.
- На какие группы по отношению к учебе вы можете поделить школьников?
- На какие группы по отношению к общественной деятельности вы можете поделить школьников?
- На какие группы вы можете поделить школьников по уровню обязательности?
- Каких школьников вы можете назвать самостоятельными?
- Какую роль в этом играет саморегуляция?
Деление на 4 группы по принципу «Зима, весна, лето, осень» ( по месяцу рождения)
Озвучить тему. Поставьте цели сами.
Целеполагание. Получают заряд энергии. Ставят себе цель. Заполняют лист дня.
Развивают монологическую речь. Применяют критическое мышление Обратная связь на 2-3 цели. 60 минут Задание 1.
Составить кластер «Саморегуляция», записать ассоциации с этим словом. Выбрать спикера для защиты постера.
Стратегия «Автобусная остановка» по 3 минуты на каждую остановку.
Обсудить термин, дать инструкцию по эффективному проведению.
Защита постеров.
- Чем саморегуляция отличается от внешней регуляции?
Задание 2.
Время выполнения 3 минуты.
Составьте сопоставительную таблицу «Саморегуляция и внешняя регуляция»
Выберите спикеров для защиты постера.
Выступление спикеров.
Задание 3.
- Существует 4 аспекта саморегуляции: эмоциональный, когнитивный, мотивационный, социальный.
- Как вы думаете, какие навыки развивает эмоциональный аспект? (Понимает свои чувства и чувства других, умеет сопереживать, помогать, успокаиват, получает удовольствия от решения проблем, может контролировать вниманиеи не отвлекается, настойчив при столкновении с трудностями.)
- Какие навыки , на ваш взгляд развивает социальный аспект? ( Умеет работать в группе, взаимодействовать с товарищами, может решать социальные вопросы со сверстниками, обсуждает, когда и как выполнять задания, участвует в индивидуальных и совместных заданиях со сверстниками, самостоятельно делится и обменивается.)
- Какие навыки развивает мотивационный аспект?
(Находит свои источники без помощи взрослых, задает вопросы и предлагает ответы, может говорить о запланированных заданиях, может делать обдуманный выбор и принимать решения, планирует собственные задачи и цели, предлагает задания.)
- Какие навыки развивает когнитивный аспект?
(С уверенностью берется за новые задания, имеет собственные пути выполнения задач, знает о собственных возможностях, может говорить о том, как было сделано что-либо)
Задание 4.
Распределите навыки саморегуляции по аспектам. Оформите постер. Выберите спикера для защиты постера. Время выполнения 3 минуты.
Пример модели развития саморегуляцииСобытие_________Дата____________
Дети____________________________
Исследование
Обоснование саморегуляцииЭмоциональный
*может говорить о собственном поведении и следствиях и о поведении и следствиях других
*решает новые задачи уверенно
*может контролировать внимание и сопротивляться отвлекающим факторам
*контролирует прогресс и ищет помощь соответствующим образом
*Способен устоять перед лицом трудностей Когнитивный
*знает освоих способностях*может говорить о том, как они сделали что-либо или чему они научились
*может говорить о запланированных действиях
*может делать разумный выбор и принимать обоснованное решение
*задает вопросы и предлагает ответы
*использует ранее изученные стратегии
*использует ранее услышанную речь в собственных целях
Социальный
*обговаривает, когда и как решать задачи
*может решать социальные проблемы со сверстниками
*самостоятельно работает вместе и поочередно
*участвует в совместной работе с ровесниками
*понимает эмоции окружающих людей, помогает и поддерживает их. Мотивационный
*находит собственные ресурсы без помощи взрослых
*разрабатывает собственные способы решенияя задач
*предлагает новые действия
*планирует собственные задачи и цели
*Любит решать задачи
Записывают свои идеи и обсуждают их в группе
Развивают критическое мышление
Наблюдение за умением взаимодействовать в группе.
Обратная связь в течение 3 минут
Список с навыками
10.30-10.45. Перерыв. Кофе-брейк. 10 минут Активити: интеллектуальная разминка на развитие памяти «Учитель всегда прав» или мозговой штурм
Деление на группы картинки Выполняют упражнение. Самооцениваниеслайды
60 минут 3адание 1. Парная работа с ресурсом Методы вызова
Каждая пара рассматривает все методы работы. Определяет сущность приема. Его цель. Место в тренинге. 15 мин
Во время работы обращаем внимание на диалог между участниками.
По окончанию изучения выбираем один из методов для практической работы. Объединяемся в группы, по выбранному методу. Составить задание с использованием данного метода, применительно к теме новые подходы. 15 минут
Собрать группы из участников работающих по разным формам. каждый презентует свое задание, обосновывая его эффективность. 25 минут
Отметьте на координатной плоскости….
Задание 2.
Работа с проверочным листом развития самостоятельного обучения ребенка (ребенок 3-5 лет)
Имя ребенка_______________________
Учитель ФИО_______________________
Дата__________Обстановка_
___________
Рефлексия: оцените свое достижение цели. Ответ дайте через качественную характеристику
Работают с раздаточным материалом. Изучают особенности каждого метода. разрабатывают задание с использованием одного из них. презентуют работу другим участникам.
Оценивание эффективной организации работы. взаимооценивание по принципу «Сэндвич с обратной связью».
Самооценивание достижение цели
Слайды
Раздаточные материалы.
30 минут Задание 3. Индивидуальная работа. Планирование тренинга (одного упражнения из тренинга) по теме «Обучение тому как обучаться»
Составляют план. Самооценивание завершения работы Шаблон плана, руководство для учителя, ноутбуки
12.15-13.15. Перерыв. Обед. 15 минут Активити: «Домик, жители, землятрясение» 20 минут КинометафораДеление на группы «Музыканты, художники, поэты» Определение спикера группы для защиты постера 30 минут Задание 1.
Как учитель может стимулировать саморегулируемое обучение? Время выполнения 5 минут
Группа «Музыканты» составляет постер и защищает его.
Группа «Художники» придумывает инсценировку и показывает ее.
Группа «Поэты» составляет алгоритм действий учителя по стимулированию саморегуляции школьников.
Информация к сведению:
При разработке социально-культурной теории обучения Л.Выготский описывает роль взрослого или более «значимого» (влиятельного) человека в достижении уровня обучения, который не может быть достигнут учеником самостоятельно.
Масштаб такого потенциального обучения был определен как «Зона ближайшего развития»
Взрослый оказывающий поддержку, работает как «Рефлективный агент», отвечая на действия ученика и обеспечивая развитие его обучения. По мере развития обучения степень и вид оказываемой поддержки руководителя изменяется и модифицируетсяв целях обеспечения эффективной мотивации, направленности концептуальных основ развития. Этот процесс был удачно назван Жеромом Брунером как «установление подмостков». Метафоричное использование понятия «установление подмостков» может подразумевать постепенно усиливающуюся поддержку, при которой руководитель «подталкивает» учеников к завершению выполнения задания. При этом реакция руководителя на достижения ученика также может рассматриваться как поддержка. По мере развития обучения требуется меньше подсказок, поскольку развитие процесса обучения и его суть становятся понятными: обучение осуществляется независимо и становится саморегулируемым. По14.45-15.00 15 минут Разминка «Электрическая цепь» Настроит на активную работу, придаст заряд бодрости 45 минут Существует 3 элемента саморегулируемого обучения:
*самонаправленность в процессе работы над заданиями
*самостоятельное определение учеником проблемы и цели
*самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблем.
Избранные задания должны способствовать реализации саморегулируемых стратегий. Саморегулирование способствует более высокому уровню вовлеченности в задание.
Активити: Принятие во внимание мнений учеников
В школах все больше и больше уделяется внимания «Голосу ученика»
Джин Раддок, являясь одним из активных сторонников теории «Голос ученика», пишет о том, что общение с учениками имеет своей целью постижение сущности обучения с точки зрения его восприятия, и поиски путей совершенствования обучения для отдельных учеников и групп.
Исследователи университета Кембридж прработали над проектом «Голос ученика», который
Имел следующие цели:
*осмыслить мнения учеников о преподавании и обучении
*разработать руководство для учителей по методам консультирования учеников
*определить проблемы и возможности создания в школах культуры открытого и безопасного диалога Рефлексия: 20 минут - Я узнала ….
-Меня удивило….
-Я попробую….. 10 минут Уходя с тренинга вы молча выйдете из кабинета?
Скажете «До свидания»?
Скажете «Спасибо за занятие»?