МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РАССКАЗ И.А БУНИНА «ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО» (ОБУЧЕНИЕ АНАЛИЗУ РАССКАЗА)


Министерство образования и науки РСО – Алания
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Владикавказский колледж электроники»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
РАССКАЗ И.А БУНИНА «ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО»
(ОБУЧЕНИЕ АНАЛИЗУ РАССКАЗА)
ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»
Составила Томаева С.К.
Рассмотрено и утвержденона заседании ПЦКпротокол № 4 от 15.04.2013 года
ВЛАДИКАВКАЗ 2013 г.
ОБУЧЕНИЕ АНАЛИЗУ РАССКАЗА
Аннотация
Своим студентам я часто говорю, что, если они пронесут любовь к чтению через всю жизнь, это будет лучшая награда за наше сотворчество. При этом подчеркиваю, что речь идет о серьезном чтении, о книгах, которые заставляют биться не только сердца, но и мысль. А что, как не сочинение, побуждает сильнее всего работать мысль?
Этот вид творческой работы уже с V класса должен быть интересным и постоянным. Конечно, сначала это будут не классические сочинения по литературе, а сочинительство (загадок, сказок, рассказов и т.д.) и ответы на вопросы (из 5—6 предложений). Но чем дальше ребята углубляются в литературоведческий анализ, тем больше сочинение должно сочетать свободу (парение) мысли и научность (логичность, доказательность). Студент в сочинении выражает свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, которая может не совпадать с общепринятой, но, в любом случае, она должна быть аргументирована и доказана. Это, наверное, и есть главная задача в обучении сочинению, хотя именно этому труднее всего научить. Поэтому мы продолжаем совершенствовать свое мастерство. Один из этапов этого процесса — обучение сочинению — анализу рассказа. На данную тему отводится два часа, так как студенты не только постигают суть произведения, но и учатся цельности анализа, умению в процессе творческой работы выделять главное и самостоятельно формулировать мысли. Определенный схематизм исследования вовсе не отрицает творчества: ведь условность этапов анализа показывает, что эти пункты, во-первых, важны, они помогают правильно понять идею рассказа; во-вторых, могут следовать в другом порядке: что-то может быть опущено или введено нечто новое.
Цели урока: создание условия для определения идейного и художественного своеобразия образа времени в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско»; выборочно заслушать, обсудить и откорректировать записи после каждого этапа анализа, предложить плавные и логичные переходы от одного пункта к другому.
Задачи урока:
формирование ценностных отношений к человеческой жизни;
формирование умения интерпретировать цели и смысл жизни героев литературного произведения;
развитие умения в излагать свои мысли.
Говоря о лирике И.А.Бунина, мы отмечали те поэтические традиции, которые развивал в своем творчестве писатель, привнося в них что-то свое, новое.
Вспомните, кто были учителями Бунина в поэзии?
(А.С.Пушкин, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев.)
А в прозе?
В 1915 году, когда шла Первая мировая война и был написан рассказ «Господин из Сан-Франциско», Бунин продолжал в творчестве традиции человека, которого уже не было в живых, но влияние которого сказалось не только на русской, а и на европейской литературе.
Я говорю о...?
(Л.Н.Толстом.) Исходя из сказанного, определите ценность.) А присуще ли это «Господину из Сан-Франциско»?
Почему?
(В рассказе не будет бунинского лиризма, поэтичности, духовности.)
Анализ первой фразы.
В заметке «Как я пишу» в 1929 году Бунин утверждал: «Да, первая фраза имеет решающее значение. Она определяет... размер произведения, его звучание в целом».
Какой фразой начинается рассказ?
«Господин из Сан-Франциско — имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил — ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения».
Проанализируйте ее. (Нет имени, но указано социальное положение.) Обратитесь к статье в «Толковом словаре» Ожегова.
Господин —
Форма вежливости.
Принадлежность к привилегированному классу.
Человек,обладающийвластью эксплуатировать, барин.
Тот, кто властен распоряжаться чем-либо (устар.).
В каком значении употреблено это слово в названии рассказа, в первой фразе?
Докажите свою мысль. (В третьем: «Он работал не покладая рук, — китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит!..»)
Почему герой лишен имени?
Какой прием использует автор? (Усиление отрицания.)
С какой целью? (Обобщение, типизация образа.)
Почему выбран Сан-Франциско? (Прославился после золотой лихорадки, это средоточие торговли на Тихоокеанском побережье.)
Что символизировала Америка, далекая от воюющей Европы? (Сытость, довольство жизнью, бездуховность.)
Какова была цель поездки? (Развлечения, причем подчеркнуто семантикой слова единственно.)
Сколько он собирался отдыхать и от чего? (Человек, работавший, как иронично замечает автор, не покладая рук, мог себе позволить целых два (!) года сплошных развлечений и безделья.)
Анализ сюжета
Предложите свои вопросы по сюжету. Ответьте также на следующие:
Динамичен, закручен ли сюжет? (Прост, ослаблен.)
Почему? (Бунину не интересны внешние события, поступки героя.)
Что в центре внимания? (Наслаждение жизнью.)
А в чем наслаждение жизнью видят путешественники?
Чтение и анализ предложения: «Пассажиров было много, пароход — знаменитая "Атлантида" — был похож на громадный отель со всеми удобствами...» Необычен синтаксис: длиннейшее (что свойственно Толстому) безличное предложение, подчеркивающее обезличенность, безындивидуальность«хозяев жизни». Отметим обилие глаголов и их форм при полном жизненном бездействии господ. Ведь смысл путешествия — еда и нагуливание аппетита. Бунин словно выполняет замысел Толстого, собиравшегося «написать книгу Жранье! Валтасаров пир... Люди думают, что заняты разными делами, они только заняты жраньем».
Может быть, господин — исключение?
Как описана его жизнь в Неаполе? («Жизнь в Неаполе тотчас же потекла по заведенному порядку...» — тот же синтаксис (длиннейшее назывное предложение, в котором почти нет места глаголам: жизнь вообще замерла), то же жранье.)
Где еще, помимо Неаполя, собирался побывать герой?
«Маршрут был выработан... обширный...» (Но об этом сказано так, что прежде всего видится состояние всего пресытившегося буржуазного мира, которое можно определить ключевой лексической цепочкой: любовь -карнавал - азарт.)
Что и чем поразило вас из всех развлечений?
(Эстетизация мотива смерти: стрельба в голубей, «которые очень красиво взвиваются... над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас же стукаются белыми комочками о землю» (обратим внимание на роль эпитетов, цветописи, сравнений).Кстати, этот же мотив продолжает развиваться, например, в портрете жениха — наследного принца: «крупные усы сквозили у него как у мертвого» — и логично завершается смертью героя.)
Как чувствует себя герой во время путешествия?
Проанализируйте портрет: «Сухой, невысокий, неладно скроенный... он сидел в золотисто-жемчужном сиянии (как божество)... Нечто монгольское (дикость, первобытность, бездуховность) было в его желтоватом лице с... серебряными усами, золотистыми пломбами блестели его крупные (хищность) зубы, старой слоновой костью — крепкая лысая голова». (Портрет весьма условен и символичен; дано только внешнее, зримое, так как внутреннего, духовного нет, что подчеркнуто цветописью — бело-желтой: все сверкает, блестит, дорого стоит (серебро, слоновая кость), но не имеет никакой нравственной ценности.)
Почему выбраны эти цвета?
Вспомните, какова роль желтого цвета у Достоевского, белого — в фольклоре?
(Болезнь и смерть.)
Итак, символичен портрет господина.
А какие еще символы использованы в рассказе?
(Пароход «Атлантида», ассоциирующийся с затонувшим материком, рождает ощущение обреченности мира; океан, «ходивший за стенами черными горами» так, что «пароход весь дрожал, одолевая... эти горы, — точно плугом разваливая на стороны их зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады»; рыжий капитан корабля, «человек чудовищной величины, похожий на огромного языческого идола»; Дьявол, который был «громаден, как утес, и следил со скал за уходившим в ночь кораблем».)
Охарактеризуйте общество на пароходе, укажите основной прием изображения.
(Люди поделены на две группы, или «две палубы: подводная утроба парохода с матросами», сравниваемая «с мрачными и знойными недрами преисподней, где... исполинские топки пожирали... по пояс голых людей, багровых от пламени», и верхняя палуба с господами в баре, «где беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, цедили коньяк, а в танцевальной зале пары то крутились, то изгибались».Говоря о главном законе жизни общества, следует обратить внимание на социальный мотив, стирающий грань между символом и реальностью.)
Какова роль пейзажа?
(Он тоже символичен. Господин настолько всесилен, что «подавляет» погоду: «Был конец ноября... пришлось плыть то в ледяной мгле, то среди бури с мокрым снегом... Декабрь выдался не совсем удачный...» Но как только господин умирает, «на острове снова водворились мир и покой... утро было свежее».)
Чем занят герой в последний день?
«Он только очень хотел есть», видя наслаждение «в ложке супа, в глотке вина».
Какова роль художественной детали — «запонки шейной»?
(Инверсия подчеркивает причину смерти — нехватка воздуха, удушение: «запонка крепко кусала дряблую кожицу» — метафора в сочетании с прозаическим эпитетом и уменьшительно-ласкательным суффиксом придает интонации повествования трагичность.) Что еще усиливает ощущение трагедии? (Цветопись: серебряный, жемчужный, смугло-желтый, черный, белоснежный.)
«Это ужасно» — последние слова героя.
Что же для него ужасно, хотя сам он этого не понимает?
(Первое прикосновение смерти.) Сравните два описания смерти: голубей и господина.
Можно ли говорить об эстетизации смерти героя? А в чем отличие?
(В первом случае речь шла о прекрасном — птицы, цветы, море; теперь же перед читателем безобразное — «шея напружинилась, глаза выпучились... он дико захрипел, челюсть отпала... голова завалилась на плечо и замоталась... тело, извиваясь, поползло...».)
К чему такой физиологизм? Перед нами символ или живой человек?
(Человек, долго умирающий, но цепляющийся за жизнь.)
В каких произведениях описана смерть героя?
(«Отцы и дети» — Базаров, «Война и мир» — князь Андрей.)
Сравните и определите авторскую концепцию. (Особое значение в рассказе приобретает авторский тон.Невозмутимо сообщает Бунин о реакции на смерть американца обитателей гостиницы, возвратившихся в столовую с «обиженными лицами», и эта внешняя бесстрастность, ровный ход повествования, контрастируя с содержанием увиденного, создает впечатление «сатирического отсвета».)
Анализ композиции
Почему рассказ не заканчивается смертью героя? В чем особенность композиции?
(Она кольцевая: господин вновь отъезжает, но не в люксе, а в трюме, то есть автор использует повтор в новом, усиленном качестве. Трагизм ситуации в том, что никто не извлек урока из случившегося: «Тело мертвого старика (важна лексическая замена господина, то есть властелина, на тело старика, то есть слабого, беспомощного человека)... возвращалось домой, в могилу... Но там, на корабле, в светлых, сияющих люстрами залах, был, как обычно, людный бал...»).
Несмотря на всевластие бездуховного мира буржуазии, автор противопоставляет царству зла мир Прекрасного.
Кого из героев и почему автор считает положительными?
(Это простые труженики: Лоренцо, горцы. «Высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец», пока спит город, «уже продал за бесценок двух пойманных им ночью омаров». Уместно провести параллель с ночным времяпровождением господина и подумать, почему Бунин акцентирует внимание на слове за бесценок. Очевидно, Лоренцо ловит рыбу не ради наживы, а для удовольствия, которое ему доставляет труд. Два абруццских горца «шли — и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними». Жизнь этих людей наполнена смыслом созидания, умением видеть богатство в красоте и великолепии природы, они поклоняются не золотому тельцу, а «Матери Божьей, кроткой и милостивой».)
Тема и идея рассказа. О чем же этот рассказ, какова его тема?
(Бездуховность «хозяев жизни» и, как следствие, неизбежность гибели буржуазной цивилизации.)
У произведения первоначально был эпиграф: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий». Предположите, почему автор убрал его. (Очевидно, идея гибели не главная.)
В чем же видит смысл жизни Бунин? Какова роль простых итальянцев в рассказе?
(На примере судьбы господина автор рассказывает о бесцельно прожитой жизни, респектабельной, но внутренне пустой и ничтожной.)
В чем истинное наслаждение?
Сравните свое понимание «наслаждения» (момент саморефлексии) с бунинским.
Традиции и новаторство Бунина.
В чем новаторство писателя, продолжавшего традиции Толстого (проверка опорной записи)?
(В реалистическую ткань повествования писатель включает символику, условность, мистицизм, которые усиливают звучание темы смерти, являющейся предостережением для живых.)
Стилевые решения Бунина ассоциируются с тенденциями современной ему живописи и музыки. Например, картина художника В.Серова «Похищение Европы» сочетает в себе контраст динамики сюжета и статики Европы, положения фигур, световых пятен; сближает манеру выражения живописца и писателя.
Домашнее задание.
Победой антидуховности истолковывал Бунин катастрофы XX века. Но писатель не прекращал поиски Прекрасного.
В чем он видел выход?
В гармонии (вспомним лирику Бунина). А гармония возможна только при духовности общества. Любовь — это то чувство, которое до предела обнажает духовные начала личности. Об этом мы будем говорить на следующем уроке, к которому вы прочитаете рассказы «Велга» и «Легкое дыхание» и, опираясь на план анализа и ваши краткие записи, по одному из них напишете сочинение-анализ.
Тема для сочинения: «Почему автор не дает имени главному герою?»