Рабочая программа по внеурочной деятельности на тему Художественная мастерская
Управление образования администрации Кунашакского муниципального района Челябинской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Усть-Багарякская средняя общеобразовательная школа»
456700, Челябинская область, Кунашакский муниципальный район,
с. Усть-Багаряк, ул.Базарная, 1
рабочий телефон 8 (35148) 75-2-05; е-mail: 74334_s_015@mail.ru«Рассмотрено»:
Методическим объединением
учителей начальных классов
Протокол №______
от « ___» ______2014г
Руководитель МО:________
Габдракипова М.А. «Согласовано»:
Заместитель директора
по ВР
_______Каримова Ф.Р.
от«___»_______2014г «Утверждаю»
Директор МКОУ
«Усть-Багарякская СОШ»
________Мугинова Л.Г.
Пр.№___от«__»___2014г.
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ
3-4 КЛАССЫ»
УМК «Школа России»
НА 2014-2015 учебный год
Программу разработала:
Мухаметьярова И.Ш.
учитель начальных классов
2014г
Пояснительная записка
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории культуры и семейных традиций своего и другого народов, уважительного отношения к труду.
Занятия художественно-практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и развивают интеллектуально - творческий потенциал ребёнка.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
*патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
* трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
*ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
* ценностного отношения к окружающей среде;
* ценностного отношения к здоровью (освоение правил безопасности работы с инструментами, применение экологически чистых материалов)
Кроме того, программа выделяет другие направления, среди которых:
· интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитие универсальных учебных действий;
· формирование информационной грамотности школьника;
· развитие коммуникативной компетентности;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Такой подход в начальном обучении предполагает активизацию познавательной деятельности каждого ученика с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятом решении, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Программа рассчитана на 1 год обучения
Общее количество часов: 35
Из расчёта 1 час в неделю, 3 класс-35 часов, 4 класс-35 часов.
Содержание курса представлено различными видами деятельности:
основы художественной обработки различных материалов, техника оригами, работа с тканью, техническое конструирование моделирование.
Знания и умения, полученные учащимися при работе с бумагой и картоном, способствуют овладению приемами обработки других материалов.
Поэтому курс целесообразно начинать с работы с бумагой и картоном.
Изготовление изделий строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей школьника.
Значительное место на занятиях курса занимает техническое моделирование и конструирование, где учащиеся получают сведения о моделях, машинах, механизмах, знакомятся с технической терминологией, производством, рабочими профессиями.
Начальное моделирование позволяет младшему школьнику познать мир техники, развивают конструкторские способности, техническое мышление, содействуют познанию окружающей действительности.
Раздел «Основы художественной обработки различных материалов» включает освоение учащимися простейших способов и приемов работы с различными материалами (пластилин), имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание младших школьников.
Курс «Художественная мастерская» имеет направленность на формирование у детей умение планировать свою деятельность и навыков самоконтроля.
При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательно выполнения действий, порядок работы с инструментами.
Тематическое планирование 3 класс
Раздел 1. Основы художественной обработки различных материалов (10 часов)
Раздел 2. Текстильные материалы (12 часов)
Раздел 3. Комбинированные работы из различных материалов (7 часов)
Раздел 4. Работа с пластилином (6 часов)
Содержание программы класс (35 ч)
1. Основы Художественной обработки различных материалов (10 ч)
Правила безопасности при работе с бумагой, природными материалами, ножницами.
Технологические сведения:
Виды бумаги и её применения и обработка,
Правила чтения графических изображений,
Технология обработки бумаги,
Технология обработки изделий
Виды разметки
Способы обработки природных материалов.
Темы для бесед: «Современные виды бумаги», «Бумажный конструктор»
Перечень изделий:
- «Старинное национальное изделие»(татарское)
- «Выпуклые аппликации»
- «Три этажа зеленого мира»
- «Клоун»
- «Гирлянда»
- «Дед Мороз»
- «Игрушки-дергунчики»
2. Текстильные материалы (12 часов)
Правила безопасности при работе с текстильными материалами
Технологические сведения.
Материалы для изготовления.
Темы для беседы: «Трикотаж. Изделия из трикотажного полотна», «Ткани»
Перечень изделий:
- «Снежинка»
- Панно «Бабочка»
- «Улитка»
- «Грибы»
- «Салфетка»
- «Сумочка»
3. Комбинированные работы из различных материалов(7 часов)
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами
Технологические сведения
Техника «Коллаж»
Темы для беседы: « История матрешки», «Деревянное зодчество»
Перечень изделий
- «Матрешка»
- «Богатырь»
- Изделия из картона («Подсолнух», «Подставка для ручек»)
4. Работа с пластилином (6 ч)
Правила безопасности и личной гигиены при работе с пластилином
Технологические сведения.
Инструменты и приспособления для работы с пластилином.
Темы для беседы: «Из истории глиняной игрушки»
Перечень изделий:
· «Барыня»
· «Курочка»
· «Летний ветер»
Тематическое планирование курса «Художественная мастерская» (35 ч) 3 класс
№ Тема занятия Количество часов
Раздел I
Основы художественной обработки различных материалов. 10 ч
1. Художественное моделирование из бумаги 7 ч
Схемы оригами
Конструируем из модулей
Складываем модули для украшения поверхностей
Старинное японское изделие 1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
2. Выпуклая аппликация из бумажных полос
Симметричное вырезание «Три этажа зеленого мира»
Выпуклая прорезная аппликация «Клоун» 1 ч
1 ч
1 ч
3. Художественное конструирование с использованием различных видов соединений 3 ч
Соединяем цепочку без клея «Гирлянда»
Соединяем с помощью прорезей «Дед Мороз»
Соединяем с помощью проволоки «Игрушки-дергунчики» 1 ч
1 ч
1 ч
Раздел II Текстильные материалы 12ч
1 Аппликация
Аппликация из цельных ниток «Снежинка»
Аппликация из распущенного трикотажа «Бабочка»
Аппликация из скрученных ниток «Улитка»
Аппликация из ткани «Грибы»
Аппликация из ткани «Грибы» 5 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1ч
2. Обработка ткани 7 ч
Виды тканей
Салфетки для праздничного стола
Виды швов. Вышивание
Шитье по выкройкам «Сумочка» 2 ч
2 ч
1 ч
2 ч
Раздел III
Комбинированные работы из различных материалов 7ч
1 Коллаж 4 ч
«Матрешка» 2 ч
«Богатырь» 2 ч
2. Изделия из картона 3 ч
«Подсолнух»
Подставка для ручек
Раздел IV
Работа с пластилином 1 ч
2 ч
6 ч
1. «Расписной» пластилин, полученный скатыванием «Барыня» 2 ч
2. Расписной пластилин, полученный разрезанием «Курочка» 2 ч
3. Расписной пластилин, полученный смешиванием «Летний ветер» 2 ч
ИТОГО 35 ч.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Художественная мастерская»
Личностные и универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы:
· интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
· познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
· адекватное понимании е причин успешности-неуспешности творческой деятельности.
Учащийся получит возможность для формирования:
· внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
· выраженной познавательной мотивации;
· устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
· планировать свои действия;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
· адекватно воспринимать оценку учителя,
· различать способ и результат действия.
Учащиеся получат возможность научиться:
· проявлять познавательную инициативу;
· самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные действия
Учащиеся смогут:
· допускать различны точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
· учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться, приходить к общему решению;
· соблюдать корректность в высказываниях;
· контролировать действия партнеров.
Учащиеся получат возможность научиться:
· учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
· владеть монологической и диалогической формой речи;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
· анализировать объекты, выделять главное;
· осуществлять синтез;
· проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· строить рассуждения об объекте.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· использованию методов и приемов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
· развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
· расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
· познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
· использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
· познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов;
· совершенствовать навык трудовой деятельности в коллективе;
· сформировать навыки работы с информацией.
Литература для учителя:
1. Образовательная система «Школа России» Сборник программ – М.:Баласс.
2. Н. Белова «Мягкая игрушка» Веселая компания. – М.: Экспо-Пресс, 2001
3. Ильин И. С., Ильин С. Д. «100 лучших моделей оригами» - М. ,2005
4. Соколова-Кубай Н. «Узоры из бумаги»
5. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Уроки мастерства», Самара: корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004
6. Проснякова Т. Н. , Цирулик Н. А. «Умные руки», Самара: корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004
7. Проснякова Т. Н. «Творческая мастерская», Самара: корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004
Литература для учащихся:
1. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Уроки мастерства» Самара: корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004
2.Проснякова Т. Н. , Цирулик Н. А. «Умные руки», Самара: корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004
3. Проснякова Т. Н. ,. «Творческая мастерская», Самара: корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004
Тематическое планирование 4 класс
Раздел 1. Основы художественной обработки различных материалов (12 часов)
Раздел 2. Оригами (4 часа)
Раздел 3. Текстильные материалы(10 часов)
Раздел 4. Работа с тканью (8 часов)
Содержание программы класс (35 ч)
1. Основы Художественной обработки различных материалов (12 ч)
Правила безопасности при работе с бумагой, пластилином, природными материалами, ножницами.
Технологические сведения:
Виды бумаги и её применения и обработка,
Правила чтения графических изображений,
Технология обработки бумаги,
Технология обработки изделий.
Виды природных материалов, инструменты и приспособления.
Приемы работы с пластилином.
Способы обработки природных материалов.
Темы для бесед: «Орнаменты. Виды орнаментов», «Рельефная бумага», «Бумагопластика», «Рельефы, его виды».
Перечень изделий:
- Вырезание: «Растительные мотивы в орнаменте», «Круговые орнаменты», «Геометрические орнаменты», «Зооморфные орнаменты», «Транспарантное вырезание2- Работа с пластилином: «Персидская кошка», «Оригами из пластилина», «Композиция из пластилиновых лент».
- Аппликация из рельефной бумаги: «Еловые шишки», «Слон», «Гроздь винограда».
- Бумагопластика: «Деревья», «Рамка для фото».
X. Оригами (5ч)
Правила безопасности при работе с бумагой
Технологические сведения.
Схемы оригами.
Базовые формы.
Темы для беседы: « Оригами - мир безграничных возможностей»
Перечень изделий:
- «Бутоны»
- «Пилотка», «Кепка»
- «Лиса и филин»
- «Нарядная рубашка»
XI. Текстильные материалы (10ч)
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами
Технологические сведения
Материалы и инструменты
Основные сведения и приемы вязания
Темы для беседы: « История вязания», «Вязаные игрушки»
Перечень изделий
- «Колокольчик»
- «Вязаные цветы»
- «Изделия из цепочек»
XII. Работа с тканью (8 ч)
Правила безопасности и личной гигиены при работе с иглой, ножницами.
Технологические сведения.
Знакомство с тканями.
Инструменты и приспособления для работы с тканью.
Темы для беседы: «Из истории шитья», «Ткачество», «Виды переплетения»
Перечень изделий:
- Куклы из носочков: «Смешные человечки», «Веселые мордашки»
Тематическое планирование курса «Художественная мастерская» (35 ч.) 4 класс
№ Тема занятия Количество часов
Раздел I
Основы художественной обработки различных материалов. 12 ч
1. Вырезание и аппликация. Орнаменты 5 ч
«Растительные мотивы» , «Круговые орнаменты», «Геометрические орнаменты», «Зооморфные мотивы», «Транспарантное вырезание» 2. Аппликация из рельефной бумаги 3 ч
«Еловые шишки», «Слон», «Гроздь винограда» 3. Бумагопластика2 ч
«Деревья», «Рамка для фото» 4. Пластилин 2 ч
«Персидская кошка»
«Оригами из пластилина»
«Композиция из пластилиновой ленты» Раздел 2 Оригами 5 ч
1. Схемы оригами. Базовые формы. 1 ч
2. Складываем из базовой формы
«Бутон» 1 ч
3. Превращение одной шапочки
«Пилотка»
«Лиса и филин»
«Нарядная рубашка» 3 ч
Раздел III
Текстильные материалы 10 ч
1. Вязание на спицах 5 ч
«Колокольчик» «Вязаные цветы» 2. Вязание крючком 5 ч
Изделия из цепочек Раздел IV
Работа с тканью 8 ч
1. Куклы из носочков
«Смешные человечки»
«Веселые мордашки» 4 ч
4 ч
ИТОГО 35 ч.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Художественная мастерская»
Личностные и универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы:
· интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
· познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
· адекватное пониманиие причин успешности-неуспешности творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
· выраженной познавательной мотивации;
· устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
· планировать свои действия;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
· адекватно воспринимать оценку учителя,
· различать способ и результат действия.
Учащиеся получат возможность научиться:
· проявлять познавательную инициативу;
· самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные действия
Учащиеся смогут:
· допускать различные точки зрения и различные варианты выполнения поставленной творческой задачи;
· учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться, приходить к общему решению;
· соблюдать корректность в высказываниях;
· контролировать действия партнеров.
Учащиеся получат возможность научиться:
· учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
· владеть монологической и диалогической формой речи;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
· анализировать объекты, выделять главное;
· осуществлять синтез;
· проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи;
· строить рассуждения об объекте.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· использованию методов и приемов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
· развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
· расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
· познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
· использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
· познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов;
· совершенствовать навык трудовой деятельности в коллективе;
· сформировать навыки работы с информацией.
Литература для учителя:
1. Образовательная система «Школа России» Сборник программ – М.:Баласс.
2. Н. Белова «Мягкая игрушка» Веселая компания. – М.: Экспо-Пресс, 2001
3. Ильин И. С., Ильин С. Д. «100 лучших моделей оригами» - М. ,2005
4. Соколова-Кубай Н. «Узоры из бумаги»
5. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Уроки мастерства», Самара: корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004
6. Проснякова Т. Н. , Цирулик Н. А. «Умные руки», Самара: корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004
7. Проснякова Т. Н. ,. «Творческая мастерская», Самара: корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004
Литература для учащихся:
1. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Уроки мастерства» Самара: корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004
2.Проснякова Т. Н. , Цирулик Н. А. «Умные руки», Самара: корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004
3. Проснякова Т. Н. ,. «Творческая мастерская», Самара: корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2004